Страны ССАГПЗ: инвестиционная составляющая технологического развития
Страны ССАГПЗ: инвестиционная составляющая технологического развития
Аннотация
Код статьи
S032150750004747-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Русакович В. И. 
Аффилиация: РЭУ им. Г.В. Плеханова
Выпуск
Страницы
34-40
Аннотация

В статье представлен анализ динамики и особенностей ПИИ в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) – Королевства Саудовская Аравия, ОАЭ, Омана, Катара, Кувейта и Бахрейна. Цель статьи заключалась в том, чтобы на основе фактических данных определить детерминанты ПИИ в странах ССАГПЗ и их связь с технико-технологическим развитием стран региона. Результаты анализа свидетельствуют, что эта связь остается слабой на современном этапе, хотя и имеет тенденцию к росту.

Ключевые слова
ССАГПЗ, прямые иностранные инвестиции, детерминанты ПИИ, технико-технологическое развитие, глобальные цепочки создания стоимости
Классификатор
Получено
14.05.2019
Дата публикации
22.05.2019
Всего подписок
90
Всего просмотров
2247
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Иностранный капитал играет все более активную роль в технологических проектах развивающихся стран, особенно государств с высоким уровнем дохода, к которым относятся Бахрейн, Оман, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ССАГПЗ). Рассматриваемая группа государств традиционно привлекает значительные объемы иностранных инвестиций, прежде всего (ПИИ), особенно в свободные экономические зоны. Причем, по мнению автора, речь идет не только и не столько о притоке финансовых ресурсов, сколько о современных и высоких технологиях, которые необходимы данной группе государств для обеспечения долгосрочного устойчивого развития в условиях волатильности цен на мировых рынках нефти.
2 Иностранным инвестициям, прежде всего прямым, традиционно отводится большая роль в экономической теории и практике – как в глобальном, так и в региональном аспектах – в силу их особой значимости для выполнения социальноэкономических и технико-технологических проектов. Страны ССАГПЗ представляют собой стратегически важный регион, оказывают непосредственное влияние на мировые рынки углеводородов, а также на состояние международных финансовых рынков. В этой связи роль региона в процессе международной миграции капитала традиционно вызывает интерес у исследователей как сам по себе [1], так и в силу сопровождающей этот процесс диверсификации национальной экономики [2].
3 Ряд зарубежных исследователей придерживается точки зрения, что ПИИ в принимающей стране могут содействовать росту налоговых поступлений и улучшению управления, внедрению новых технологий, а также улучшить качество рабочей силы [3; 4]. Были проведены обширные исследования по вопросу о влиянии ПИИ на экономический рост как на уровне фирм, так и на национальном уровне [5; 6]. Исследования в этой области активизировались в конце XX – начале XXI вв., в т.ч. – экспертами международных экономических организаций [7], в связи с возросшей ролью ПИИ не только в процессе международного движения капитала и экономического роста, но и в процессе индустриализации [8].
4

Таблица 1. Движение прямых иностранных инвестиций в ССАГПЗ в 2005-2017 гг., $ млн

5

Составлено автором по: [10].

6 В данной статье автор исходит из определения, сформулированного экспертами ЮНКТАД, что ПИИ – это «инвестиции, предполагающие долгосрочные отношения и отражающие долгосрочный интерес и контроль со стороны лица-резидента одной экономики (прямого иностранного инвестора или предприятия-учредителя) предприятиярезидента в экономике другой, чем от прямых иностранных инвесторов (ПИИ предприятия или филиала предприятия или зарубежного филиала)» [9]. Таким образом, прямое иностранное инвестирование означает, что инвестор оказывает значительное влияние на управление предприятием, располагающемся в другой стране (экономике). Интерес инвестора обычно считается «длительным», когда инвестору принадлежит не менее 10% голосов компании.
7

ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПИИ В ССАГПЗ

8 В 2017 г. глобальные потоки ПИИ сократились на 23%, в той же мере, как и приток ПИИ в страны ССАГПЗ (табл. 1), при том, что региональный ВВП увеличился на 2,3%.
9 При этом доля стран ССАГПЗ в мировом притоке ПИИ в 2017 г. составляла чуть больше 1%, а в 2008 г. (исторический максимум в XXI в.) – 2,3%. Следует отметить, что, если тенденции ввоза ПИИ в страны ССАГПЗ, в целом, соответствовали общемировым, сохраняя, однако, некоторую инерционность, то вывоз имел более ярко выраженные особенности. Его стоимостные объемы на протяжении рассматриваемого этапа были гораздо более волатильными, особенно с 2009 г. (см. диагр. 1).
10 Таким образом, анализ динамики ввоза ПИИ в страны ССАГПЗ в XXI в. говорит о наличии ряда особенностей в процессе ввоза и вывоза ПИИ в страны ССАГПЗ. Во-первых, весь период 20002017 гг. делится на 2 ярко выраженных этапа (табл. 1 и диагр. 1): 2000-2008 гг., причем объем привлеченных ПИИ в 2008 г. достиг исторического максимума за 18 лет в стоимостном ($53882 млн) и относительном (2,3% от мирового объема) выражении, и 2009-2017 гг. – период ежегодного (за исключением 2016 г.) уменьшения стоимостных объемов ввозимых в страны региона ПИИ и, соответственно, сокращения доли стран ССАГПЗ в мировых процессах движения ПИИ.
11

12

Диаграмма 1. Динамика ввоза и вывоза ПИИ в ССАГПЗ в 2000-2017 гг., $ млн.

Составлено автором по: [10].

13

14

Диаграмма 2. Приток ПИИ в страны ССАГПЗ в 2000-2017 гг., $ млн.

Составлено автором по: [10].

15 Неуклонный и значительный рост притока ПИИ в экономики рассматриваемой группы стран до мирового финансового кризиса можно объяснить влиянием как глобальных тенденций в сфере ПИИ [11], так и ростом цен на мировом рынке нефти и потребления углеводородов (глобальная группа факторов) [12].
16 Можно отметить региональные и страновые факторы – наращивание добычи энергоресурсов в странах региона, а также формирование в странах ССАГПЗ более благоприятного инвестиционного климата путем создания новых законодательных и подзаконных актов [13], активизации деятельности свободных экономических зон (СЭЗ) [14] и суверенных арабских фондов и фондов прямых инвестиций [15]. Все это стабилизировало процесс инвестирования и укрепляло его основы.
17 Однако после глобального кризиса 20082009 гг. события «арабской весны» 2011 г., падение цен на нефть в 2014-2016 гг. и мировая рецессия, а также длительный вооруженный конфликт в регионе Ближнего Востока и политическая напряженность (дипломатический кризис) в отношениях между странами ССАГПЗ, привели к ухудшению инвестиционного процесса. В результате ввоз ПИИ устойчиво сокращался, а вывоз имел спады в 2009, 2011, 2014-2016 гг. и подъемы в 2010, 2012-2013 гг. (см. диагр. 1). Все это нарушает стабильность и, если можно так выразиться, целостность инвестиционного процесса в странах ССАГПЗ и негативно отражается не только на финансовой, но и на технико-технологической составляющей национальных экономик стран региона.
18 Во-вторых, сохраняется заметная дифференциация стран ССАГПЗ по объемам привлекаемых и вывозимых ПИИ, а также по вектору (см. табл. 1, диагр. 2 и 3).
19

Диаграмма 3. Вывоз капитала из стран ССАГПЗ в 2000-2017 гг., $ млн.

20

Составлено автором по: [10].

21 Так, по ввозу ПИИ в регионе традиционно выделяется 2 ярко выраженных лидера – Саудовская Аравия (1-е место) и ОАЭ (2-е место, за исключением 2009 г.), и позиция их как лидеров достаточно устойчива.
22 В то же время приток инвестиций в Саудовскую Аравию – традиционно крупнейший получатель ПИИ в регионе – сократился на 4/5, до $1,4 млрд в 2017 г. из-за значительных изъятий инвестиций и отрицательных внутрифирменных кредитов иностранными ТНК. Например, Shell (Соединенное Королевство – Нидерланды) продала свою 50%-ную долю в совместном нефтехимическом предприятии (Садаф) своему партнеру Saudi Basic Industries Corporation (SABIC) за $820 млн. ПИИ в страну сокращаются после мирового финансового кризиса, и в результате доля Саудовской Аравии в общем притоке ПИИ в Западную Азию сократилась с 53% в 2009 г. до 27% в 2015 г., и всего лишь 6% в 2017 г. [8].
23 ПИИ в ОАЭ выросли на 8% – до $10,4 млрд в связи с ростом трансграничных слияний и поглощений. В 2017 г. приток инвестиций в Катар вырос на 27%, достигнув почти $1 млрд. Также вырос приток ПИИ в Оман и Бахрейн, но сократился в Кувейт, наряду с Саудовской Аравией (см. табл. 1).
24 В сфере вывоза ПИИ лидерство у ОАЭ (1-е место) и Кувейта (2-е) менее выражено, а сам процесс гораздо более волатилен (см. диагр. 3).
25 В-третьих, можно говорить о том, что между процессом привлечения иностранных инвестиций в страны ССАГПЗ и технико-технологическим развитием этих стран существует прямая зависимость.
26

ИНВЕСТИЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ В ССАГПЗ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ

27 Установив основополагающие тенденции движения ПИИ в странах ССАГПЗ, исследуем взаимосвязь их потоков с технико-технологическим развитием этих стран. Это связано с тем, что государства рассматриваемой группы сами являются капиталоизбыточными, их потребности в финансовых зарубежных ресурсах минимальны [16].
28 Поскольку быстрое развитие современной мировой экономики базируется на достижениях науки и современных технологиях, многие отрасли, связанные с этим, заслуживают особого внимания инвесторов – не только за их нынешние возможности, но и за их будущий потенциал [17].
29 Кроме того, в регионе созданы определенные предпосылки для привлечения ПИИ в новые и высокие технологии. К ним можно отнести следующие:
30 Достаточно простые и прозрачные условия для инвестирования в ССАГПЗ.
31 Большинство опрошенных компаний из ЕС считают процесс инвестирования в регионе ССАГПЗ простым и прозрачным. Опрошенные сообщают, что создание инвестиционных агентств и возможность выполнения большинства процедур в режиме онлайн являются важными достижениями, которые облегчают процесс создания бизнеса. Легкость открытия бизнеса в странах ССАГПЗ варьируется в зависимости от сектора деятельности. В целом, для компаний, чья деятельность связана с оказанием услуг или строительством, процесс инвестирования остается более сложным и трудоемким. Компаниям же, ведущим свою деятельность в сфере возобновляемой энергетики, коммуникационном и информационном секторе, в промышленном производстве, а также в сельском хозяйстве, это сделать легче [18]. Это связано, в т.ч. и с деятельностью свободных экономических зон.
32

Таблица 2. Экспорт и импорт стран ССАГПЗ по ряду товарных групп в 2000-2017 гг., $ млн

33

Составлено автором по: [10].

34 Равноправный режим для иностранных и отечественных инвесторов.
35 Это условие также дифференцировано по отраслям, причем в тех отраслях, где условия инвестирования легче и прозрачнее, как правило, обеспечиваются и более равноправные условия для иностранных и отечественных инвесторов.
36 Защита иностранных инвестиций и обеспечение условий репатриации капитала и вывоза прибылей.
37 Страны ССАГПЗ все чаще разрешают 100%-ную иностранную собственность, особенно в СЭЗ. Однако местный партнер по-прежнему рассматривается в качестве тактического преимущества, позволяющего снизить риск того, что для получения разрешения придется использовать системы, которые считаются непрозрачными и сложными. Это также может привести к повышению вероятности победы в тендерах. Тем не менее, имеет место риск задержек с переводом средств от местного партнера по совместному предприятию. В свете этого можно рекомендовать иностранным инвесторам тщательно рассмотреть необходимость в местном партнере.
38 Региональная интеграционная политика, предполагающая наличие единого «входа» на региональный рынок и возможность свободного перемещения по его территории, представляющей собой таможенный союз, а фактически – общий рынок с 5%-ным единым таможенным тарифом.
39 Государственная инвестиционная политика, направленная на поддержку капиталовложений в некоторые сектора, такие как возобновляемая энергетика, здравоохранение, промышленное производство, коммуникации и информационный сектор. Недавние государственные инвестиции в инфраструктуру, туризм и коммуникации положительно повлияли на восприятие компаниями экономического потенциала региона.
40 Кроме того, в качестве позитивных факторов можно отметить относительно устойчивые темпы роста; наличие развитой и высококачественной инфраструктуры, например коммуникационные сети, доступные аэропорты и порты; возможность доступа в соседние страны, а также наличие отраслевых кластеров в сфере логистики, транспорта или узкоспециализированных услуг.
41 Названные предпосылки, а также все более развивающееся экономическое сотрудничество стран ССАГПЗ с государствами Азии, прежде всего с Китаем и Индией, позволяют нивелировать основной недостаток рынка ССАГПЗ для инвестиций – незначительный размер региональной экономики. Еще одним недостатком можно считать высокую зависимость региональной экономики от мирового рынка нефти. И, наконец, следует отметить сохраняющиеся случаи различных толкований нормативно-правовой базы между странами и проблемы, с которыми сталкиваются компании при работе с местными таможенными органами.
42 В то же время компании ЕС в регионе ССАГПЗ полагают возможным восполнить имеющиеся здесь «пробелы» в отношении технических знаний в таких областях, как машиностроение и технологии, в т.ч. в информационной и коммуникационной сферах.
43 Таким образом, около 90% современной политики стран ССАГПЗ в сфере промышленности и высоких технологий предусматривают конкретные инструменты инвестиционной политики, главным образом стимулы и требования к эффективности, СЭЗ, поощрение и упрощение инвестиций и, во все большей степени, механизмы отбора инвестиций. В пакетах инвестиционной политики используются аналогичные инструменты инвестиционной политики с различной направленностью и интенсивностью.
44 Исследование показывает, что более 80% мер инвестиционной политики, зарегистрированных с 2010 г., направлены на технико-технологическую систему (обрабатывающая промышленность, дополнительные услуги и промышленная инфраструктура, новые и высокие технологии), и около 1/2 из них явно служат целям этой системы. Большинство из них являются межотраслевыми; около 10% ориентированы на конкретные обрабатывающие отрасли.
45 В результате предпринимаемых мер в странах ССАГПЗ за 2000-2017 гг. существенно возрос экспорт промышленных товаров, в т.ч. продукции машиностроения, электроники, ее частей и компонентов, высокотехнологичных товаров (см. табл. 2). Так, по стоимости экспорт высокотехнологичных товаров стран ССАГПЗ увеличился за исследуемый период в 6,87 раза, а их удельный вес в совокупном экспорте возрос с 6,8% в 2000 г. до 16,3% в 2017 г., т.е. почти в 2,5 раза. В 2 раза выросла доля в экспорте стран ССАГПЗ промышленных товаров – до 26,6%, продукции машиностроения – с 3,2 до 7,8%, соответственно, и т.д.
46 Следует отметить, что импорт – причем быстрорастущий – странами ССАГПЗ не столько готовых электронных товаров, но преимущественно их комплектующих, частей и деталей (см. табл. 2), говорит об активизации встраивания этих стран в глобальные цепочки стоимости и, как следствие, стремлении диверсифицировать национальную экономику и экспорт, увеличив долю высокотехнологичного сегмента. При этом, как показывает исследование, страны ССАГПЗ, как правило, специализируются на конкретных бизнес-функциях, а не на конкретных отраслях. Например, получившие широкое развитие в регионе финансовые и транспортные услуги остаются частью почти всех производственно-сбытовых цепочек. Эта тенденция в полной мере соответствует мировым трендам, заключающимся в том, что в современных условиях специализация – это сосредоточение деятельности не столько в тех или иных секторах или отраслях промышленности, а в конкретных функциях в цепочке создания стоимости [19].
47 В этой связи американские исследователи Гроссман и Росси-Хансберг подчеркнивают, что, разрабатывая торговую и промышленную политику, государственные деятели «должны думать вне отраслей» [20]. В то же время ПИИ и либерализация торговли предоставили фирмам стран ССАГПЗ новые возможности для реорганизации и формирования новых, как называли это классики политэкономии, «абсолютных или относительных преимуществ» и встраивания на этой основе в глобальные производственно-сбытовые цепочки на новом техническом и технологическом уровне.
48 С учетом всего вышеизложенного, для стран ССАГПЗ наиболее перспективными с точки зрения привлечения инвестиций, с одной стороны, и возможных направлений технологического развития, с учетом их уникальных возможностей и потребностей региона, с другой, представляются:
  • возобновляемые источники энергии – энергия солнца, ветра и биотопливо;
  • медицинские услуги и оборудование;
  • телекоммуникационный и информационный сегмент;
  • нефтехимия и химическая промышленность;
  • транспорт и логистика.
49 Растет интерес стран ССАГПЗ к космическим технологиям и исследованиям, что может привести к росту сотрудничества в этом сегменте стран ССАГПЗ и Российской Федерации. Эти технологии увеличивают как конкурентоспособность, так и доступность данных, прозрачность и подвижность цепочек стоимости.
50 Однако на сегодня основными странами-инвесторами для ССАГПЗ остаются США и ЕС при росте взаимодействия с Китаем, Индией и – в очень малой степени – Россией.
51

* * *

52 ПИИ в странах ССАГПЗ можно рассматривать как компонент высокотехнологичного развития, содействующий росту высокотехнологичного экспорта, а не только как фактор роста национальной экономики или ее финансирования. ПИИ содействуют более активному «встраиванию» этих государств в глобальные производственные цепочки, причем не только как поставщиков ресурсов, но и, как минимум, сборочные площадки благодаря невысокой оплате труда массово используемых в экономиках этих стран трудовых иммигрантов. Динамика высокотехнологичного экспорта этой группы государств свидетельствует о долгосрочном, продуктивном инвестиционном характере ПИИ и указывает на связь между ПИИ и внешними операциями зарубежных ТНК в регионе.
53 Это тем более актуально для стран ССАГПЗ, что научно-технический прогресс постоянно углубляет процесс фрагментации производства, особенно высокотехнологичного, поэтому встраивание в глобальные производственные цепочки не только необходимо этой группе стран, но и возможно для нее.
54 В то же время результаты анализа свидетельствуют о слабой связи между ПИИ и технико-технологическим развитием в группе стран ССАГПЗ. Этот результат подтверждает гипотезу эндогенного роста, по крайней мере, для этой группы стран.

Библиография

1. Шкваря Л.В., Айдрус И.А. Инвестиционный потенциал арабских стран Персидского залива // Азия и Африка сегодня. 2010. № 7. C. 41-47. (Shkvarya L.V., Aidrous I.A. 2010. Investment potential of the Arab countries of the Gulf // Asia and Africa today. № 7) (In Russ.)

2. Русакович В.И. Не нефтью единой. Диверсификация национальных экономик стран ССАГПЗ // Азия и Африка сегодня. 2017. № 2 (715). С. 33-40. (Rusakovich V.I. 2017. Not Oil Alone. Diversification of national economies in the GCC countries // Asia and Africa today. № 2) (In Russ.)

3. Todaro M.P., Smith S.C. Economic Development. Pearson Education Limited, 2003.

4. Hayami Y. Development Economics: From the Poverty to the Wealth of Nations. Oxford University Press, 2001.

5. Hermes N., Lensink R. Foreign Direct Investment, Financial Development and Economic Growth // Journal of Development Studies. 2003. Vol. 40. Is. 1. Pp. 142-163.

6. Mellahi K., Guermat C., Fryneas J.G., Al-Bortmani H. Motives for Foreign Direct Investment in Oman // Thunderbird International Business Review. 2003. Vol. 45. Is. 4. Рp. 431-446.

7. Trade and Foreign Investment – Keys to Diversification and Growth in the GCC. International Monetary Fund, 2018 – https://www.imf.org/~/media/Files/Publications/PP/2018/pp120618gcc-trade-and-foreign-investment.ashx (accessed 11.01.2019)

8. World Investment Report 2018: Investment and new industrial policies – https://investmentpolicyhub.unctad.org/ Publications/Details/1187 (accessed 11.01.2019)

9. World Investment Report 2016. Methodological Note – https://unctad.org/en/PublicationChapters/wir2016chMethodNote_en.pdf (accessed 11.01.2019)

10. UNCTAD STAT database – http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/downloadPrompt.aspx (accessed 11.01.2019)

11. World Investment Report 2009: Transnational Corporations, Agricultural Production and Development – https://unctad.org/en/Docs/wir2009_en.pdf (accessed 11.01.2019)

12. BP Statistical Review of World Energy June 2008 – https://www.ief.org/_resources/files/events/bp-statisticalreview-of-world-energy-june-2008/bp-statistical-review-of-world-energy-june-2008-presentation.pdf (accessed 11.01.2019)

13. MENA-OECD Investment Programme (2010), Investment Reforms in the MENA Region: Country Progress 20062009 – http://www.oecd.org/mena/competitiveness/46802638.pdf (accessed 11.01.2019)

14. Кравчук В.И. Свободные экономические зоны в странах Персидского залива / Мировая экономика и международная торговля на современном этапе. М., 2014. С.127-130. (Kravchuk V.I. 2014. Free economic zones in the Gulf countries / World economy and international trade at the present stage. M. Pp. 127-130) (In Russ.)

15. Muawya A.H. Impacts of Foreign Direct Investment on Economic Growth in the Gulf Cooperation Council (GCC) Countries // International Review of Business Research Papers. Vol. 5, No. 3. April 2009. Pp. 362-376.

16. Шкваря Л.В. Россия – страны Залива: инвестиционное сотрудничество // Азия и Африка сегодня. 2011. № 5. С.18-23. (Shkvarya L.V. 2011. Russia-Gulf countries: investment cooperation // Asia and Africa today. № 5) (In Russ.)

17. Стреналюк В.В. Объединение уникальных технологических компетенций России и стран ССАГПЗ – новое направление международного инновационного сотрудничества // Россия и Азия. 2018. № 3(4). (Strenalyuk V.V. 2018. Consolidation the unique technological competencies of Russia and the GCC countries – a new direction of international innovative cooperation // Russia and Asia. № 3(4)) (In Russ.)

18. 2017 EU – Gulf Cooperation Council Investment Report – http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2018/april/tradoc_156661.pdf (accessed 11.01.2019)

19. De Backer K., Miroudot S. Mapping Global Value Chains // OECD Trade Policy Papers. 2013. No. 159, OECD Publishing, Paris – http://dx.doi.org/10.1787/5k3v1trgnbr4-en https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/5k3v1trgnbr4en.pdfexpires=1547194910&id=id&accname=guest&checksum=CF93C4427EE81B664CDBCAD5CA656284 (accessed 11.01.2019)

20. Grossman G., Rossi-Hansberg E. The rise of offshoring: it is not wine for cloth any more / in The New Economic Geography: Effects and Policy Implications, Jackson Hole Conference Volume, Federal Reserve of Kansas City, August 2006, pp. 59-102.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести