Концепция взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада) в текстах палийского канона
Концепция взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада) в текстах палийского канона
Аннотация
Код статьи
S000523100001905-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ложкина Анастасия Витальевна 
Должность: Аспирантка
Аффилиация: Кафедра Истории зарубежной философии Философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
202-212
Аннотация

В статье анализируется раннебуддийская концепция причинности (пратитья-самутпада) в аспекте ее связи с доктринальными установками раннебуддийских школ. Обсуждаются альтернативные «классическому» списку двенадцати звеньев причинности (нидан) списки, принадлежащие школам раннего буддизма. В начале статьи автор уделяет внимание сообщениям палийских источников об открытии Благословенным принципа пратитья-самутпада. Существующие варианты данного нарратива отражают закономерности существования философских концептов в раннебуддийской текстовой традиции. Отдельные разделы статьи составляют рассмотрение характеристик нидан в источниках и анализ проблемы возможности формализованной записи пратитья-самутпады. В заключении автор излагает существующие подходы исследователей к определению отличия буддийского учения о причинности и европейского понимания каузальности. На основании интерпретации всех перечисленных аспектов проблемы причинности автор делает вывод о философском смысле фундаментального теоретического принципа пратитья-самутпада в религиозно-философской системе раннего буддизма.

Ключевые слова
ранний буддизм, каузальность, пратитья-самутпада, ниданы, раннебуддийские школы, палийский канон, бодхи
Классификатор
Получено
18.12.2018
Дата публикации
19.12.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
802
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS

Библиография

1. Catuṣpariṣatsūtra 2008 – Catuṣpariṣatsūtra ed. by J. Gippert, Frankfurt, 2008, http://titus.uni-frankfurt.de/texte/etcs/ind/aind/bskt/cps/cps.htm

2. Kathāvatthu 1891 – Kathāvatthu ed. by A.C.Taylor, London: Pali Text Society, Oxford University Press, 1891.

3. The Kathāvatthu 1961 – The Kathāvatthu, general editor Bhikkhu J. Kashyap, Pali Publication Board (Bihar Government), 1961.

4. Лысенко, Терентьев, Шохин 1994 – Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма, М.: Восточная литература РАН, 1994.

5. Щербатской 1988 – Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.: Наука, 1988.

6. Bucknell, R.S. (1999) Conditioned Arising Evolves: Variation and Change in Textual Accounts of the Paṭicca-sammuppāda Doctrine // JIABS, v. 22, № 2, pp. 311–342.

7. Bareau, A. (2005) Buddhist Sects of the Lesser Vehicle, tr. by G.M. Chodron, https://suvacobhikkhu.wordpress.com/buddhist-sects/

8. Dependent Origination (2016), web., Barre Centre for Buddhist Studies. 8-10 April, 2016, http://www.leighb.com/Dobcbs.pdf

9. Lamotte, E. (1980) Conditioned Co-production and Supreme Enlightenment // Balasooriya, S, Bareau, A., Gombrich, R., Gunasinghe, S., Mallawarachchi, U., Perry, E. (ed.), Buddhist Studies in Honour of Walpola Rahula, Gordon Fraser Gallery, London, pp. 118–132.

10. Kalupahana, David J. (1975) Causality: The Central Philosophy of Buddhism, Honolulu.

11. Macy, J.R. (1979) Dependent Co-arising: The Distinctiveness of Buddhist Ethics // The Journal of Religious Ethics, vol. 7, № 7 (Spring, 1979), pp. 38–52.

12. Rhys-Davids, T.W. (2005) Pali-English Dictionary, Chicago. Articles Paccaya, p. 712, Paṭicca-samuppāda, p. 730.

13. Ronkin, N. (2005) Early Buddhist Metaphysics. The Making a Philosophical Tradition, Oxford centre for Buddhist studies, Routledge Curzon, chapter 5 Causation as the handmaid of metaphysics: from the paṭiccasamuppāda to Paṭṭhāna, pp. 193–244.

14. Vertogradova, V. (1990) Clay Tablets with Indian Texts from Khisht-Tepa // International Association for the Study of Culture of Central Asia. Information Bulletin, № 17, pp. 21–31.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести