English
English
en
Русский
ru
About
Archive
Contact
Archive (1957-2009)
Везде
Везде
Author
Title
Text
Keywords
Искать
Home
>
Issue 6
>
Rec. ad op.: K.A. Kochegarov. Ukraina i Rossiia vo vtoroy polovine XVII veka: politika, diplomatiia, kul’tura. Ocherki. Moscow, 2019
Rec. ad op.: K.A. Kochegarov. Ukraina i Rossiia vo vtoroy polovine XVII veka: politika, diplomatiia, kul’tura. Ocherki. Moscow, 2019
Table of contents
Annotation
Estimate
Publication content
References
Comments
Share
Metrics
Rec. ad op.: K.A. Kochegarov. Ukraina i Rossiia vo vtoroy polovine XVII veka: politika, diplomatiia, kul’tura. Ocherki. Moscow, 2019
6
Rec. ad op.: K.A. Kochegarov. Ukraina i Rossiia vo vtoroy polovine XVII veka: politika, diplomatiia, kul’tura. Ocherki. Moscow, 2019
Ludmila Marney
;
Boris Nosov
Annotation
PII
S086956870007412-4-1
DOI
10.31857/S086956870007412-4
Publication type
Review
Source material for review
К.А. Кочегаров. Украина и Россия во второй половине XVII века: политика, дипломатия, культура. Очерки. М.: Квадрига, 201
Status
Published
Authors
Ludmila Marney
Send message
Affiliation:
Institute of Slavic Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Boris Nosov
Occupation: Head of Department
Affiliation:
Institute of Slavic Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Issue 6
Pages
210-214
Abstract
Received
01.11.2019
Date of publication
06.11.2019
Number of purchasers
87
Views
2355
Readers community rating
0.0
(0 votes)
Cite
Download pdf
Download JATS
GOST
Marney L., Nosov B. Rec. ad op.: K.A. Kochegarov. Ukraina i Rossiia vo vtoroy polovine XVII veka: politika, diplomatiia, kul’tura. Ocherki. Moscow, 2019 // Rossiiskaia istoriia. – 2019. – Issue 6 C. 210-214 . URL: https://roshistras.ru/s086956870007412-4-1/?version_id=10446. DOI: 10.31857/S086956870007412-4
MLA
Marney, Ludmila, Nosov, Boris "Rec. ad op.: K.A. Kochegarov. Ukraina i Rossiia vo vtoroy polovine XVII veka: politika, diplomatiia, kul’tura. Ocherki. Moscow, 2019."
Rossiiskaia istoriia.
6 (2019).:210-214. DOI: 10.31857/S086956870007412-4
APA
Marney L., Nosov B. (2019). Rec. ad op.: K.A. Kochegarov. Ukraina i Rossiia vo vtoroy polovine XVII veka: politika, diplomatiia, kul’tura. Ocherki. Moscow, 2019.
Rossiiskaia istoriia.
no. 6, pp.210-214 DOI: 10.31857/S086956870007412-4
Publication content
1
Серия «Исторические исследования» издательства «Квадрига» пополнилась монографическими очерками Кирилла Александровича Кочегарова «Украина и Россия во второй половине XVII века: политика, дипломатия, культура». Российско-украинские отношения второй половины XVII в. несколько лет были объектом пристального изучения автора. Его кропотливая работа в российских и польских архивах позволила не только расширить источниковую базу исследования, рассмотреть поставленные проблемы в широком контексте связей и отношений России с Украиной, Речью Посполитой, Турцией и Крымом, но и обнаружить значительный комплекс материалов, которые впервые вводятся в научный оборот. Кочегаров не просто использует новые источники для верификации существовавших в историографии точек зрения по различным аспектам русско-украинских отношений, но и публикует неизвестные ранее документы в приложениях к каждому очерку. Хотелось бы особо отметить, что среди немалого числа пишущих на «украинскую тему» отечественных авторов Кочегарова не только отличает владение украинским и польским языками, но и фундаментальное знание архивов России, Польши и Украины, а также историографии рассматриваемых проблем. Особенно это касается источников польского происхождения и польской историографии, в то время как для многих авторов работа с польскими источниками и литературой оказывается крайне затруднённой
1
.
1.
Таирова-Яковлева Т.Г.
К вопросу о структуре и источниковой базе Летописи Самойла Величко // Славяноведение. 2019. № 2. С. 11–24.
Серия «Исторические исследования» издательства «Квадрига» пополнилась монографическими очерками Кирилла Александровича Кочегарова «Украина и Россия во второй половине XVII века: политика, дипломатия, культура». Российско-украинские отношения второй половины XVII в. несколько лет были объектом пристального изучения автора. Его кропотливая работа в российских и польских архивах позволила не только расширить источниковую базу исследования, рассмотреть поставленные проблемы в широком контексте связей и отношений России с Украиной, Речью Посполитой, Турцией и Крымом, но и обнаружить значительный комплекс материалов, которые впервые вводятся в научный оборот. Кочегаров не просто использует новые источники для верификации существовавших в историографии точек зрения по различным аспектам русско-украинских отношений, но и публикует неизвестные ранее документы в приложениях к каждому очерку. Хотелось бы особо отметить, что среди немалого числа пишущих на «украинскую тему» отечественных авторов Кочегарова не только отличает владение украинским и польским языками, но и фундаментальное знание архивов России, Польши и Украины, а также историографии рассматриваемых проблем. Особенно это касается источников польского происхождения и польской историографии, в то время как для многих авторов работа с польскими источниками и литературой оказывается крайне затруднённой<sup>1</sup>.
Серия «Исторические исследования» издательства «Квадрига» пополнилась монографическими очерками Кирилла Александровича Кочегарова «Украина и Россия во второй половине XVII века: политика, дипломатия, культура». Российско-украинские отношения второй половины XVII в. несколько лет были объектом пристального изучения автора. Его кропотливая работа в российских и польских архивах позволила не только расширить источниковую базу исследования, рассмотреть поставленные проблемы в широком контексте связей и отношений России с Украиной, Речью Посполитой, Турцией и Крымом, но и обнаружить значительный комплекс материалов, которые впервые вводятся в научный оборот. Кочегаров не просто использует новые источники для верификации существовавших в историографии точек зрения по различным аспектам русско-украинских отношений, но и публикует неизвестные ранее документы в приложениях к каждому очерку. Хотелось бы особо отметить, что среди немалого числа пишущих на «украинскую тему» отечественных авторов Кочегарова не только отличает владение украинским и польским языками, но и фундаментальное знание архивов России, Польши и Украины, а также историографии рассматриваемых проблем. Особенно это касается источников польского происхождения и польской историографии, в то время как для многих авторов работа с польскими источниками и литературой оказывается крайне затруднённой<sup>1</sup>.
1. <em>Таирова-Яковлева Т.Г.</em> К вопросу о структуре и источниковой базе Летописи Самойла Величко // Славяноведение. 2019. № 2. С. 11–24.
2
Центральной темой первого раздела исследования Кочегарова стала судьба Правобережной Украины и борьба Речи Посполитой, России, Крымского ханства и Османской империи за украинские земли во второй половине XVII в. Сложное взаимодействие внешнеполитических сил, столкновение сословных, корпоративных и групповых интересов, а также родовые, семейные и личные взаимоотношения в верхах русского, украинского и польского феодальных сообществ в борьбе за украинские земли исследователь рассматривает через призму их восприятия участниками событий и их отражения в судьбах украинских гетманов, представителей казацкой старшины, дипломатов разных стран, купцов, кошевых атаманов. Такой подход к исследованию позволяет выявить существенные исторические закономерности и представить проявления исторического процесса в судьбах, в достижениях и драмах конкретных людей.
Центральной темой первого раздела исследования Кочегарова стала судьба Правобережной Украины и борьба Речи Посполитой, России, Крымского ханства и Османской империи за украинские земли во второй половине XVII в. Сложное взаимодействие внешнеполитических сил, столкновение сословных, корпоративных и групповых интересов, а также родовые, семейные и личные взаимоотношения в верхах русского, украинского и польского феодальных сообществ в борьбе за украинские земли исследователь рассматривает через призму их восприятия участниками событий и их отражения в судьбах украинских гетманов, представителей казацкой старшины, дипломатов разных стран, купцов, кошевых атаманов. Такой подход к исследованию позволяет выявить существенные исторические закономерности и представить проявления исторического процесса в судьбах, в достижениях и драмах конкретных людей.
Центральной темой первого раздела исследования Кочегарова стала судьба Правобережной Украины и борьба Речи Посполитой, России, Крымского ханства и Османской империи за украинские земли во второй половине XVII в. Сложное взаимодействие внешнеполитических сил, столкновение сословных, корпоративных и групповых интересов, а также родовые, семейные и личные взаимоотношения в верхах русского, украинского и польского феодальных сообществ в борьбе за украинские земли исследователь рассматривает через призму их восприятия участниками событий и их отражения в судьбах украинских гетманов, представителей казацкой старшины, дипломатов разных стран, купцов, кошевых атаманов. Такой подход к исследованию позволяет выявить существенные исторические закономерности и представить проявления исторического процесса в судьбах, в достижениях и драмах конкретных людей.
3
В первом очерке «Казацкое посольство Михаила Родкевича-Портянки к турецкому султану. 1667» автор предпринял успешную попытку, несмотря на недостатки источниковой базы, которую отмечали предшествующие исследователи, осветить один из наиболее малоизвестных сюжетов в отношениях запорожских гетманов и Османской империи. В 1667 г. гетман Правобережной Украины П.Д. Дорошенко направил в Турцию посольство Михаила Родкевича-Портянки. Целью миссии «было подтолкнуть Порту к активным действиям против Речи Посполитой» (с. 16). Добиться желаемого результата можно было только в случае признания верховной власти султана. Однако последующие события показали ошибочность позиции гетмана. Изучению дипломатической карьеры Евстафия (Остафия) Гиновского-Астаматия в период гетманства турецкого ставленника Юрия Хмельницкого, посвящён следующий очерк. Анализ деятельности Астаматия даёт возможность прояснить «политическую программу той немногочисленной казацкой группировки, которая стояла за спиной турецкого ставленника» в 1677 г. (с. 21).
В первом очерке «Казацкое посольство Михаила Родкевича-Портянки к турецкому султану. 1667» автор предпринял успешную попытку, несмотря на недостатки источниковой базы, которую отмечали предшествующие исследователи, осветить один из наиболее малоизвестных сюжетов в отношениях запорожских гетманов и Османской империи. В 1667 г. гетман Правобережной Украины П.Д. Дорошенко направил в Турцию посольство Михаила Родкевича-Портянки. Целью миссии «было подтолкнуть Порту к активным действиям против Речи Посполитой» (с. 16). Добиться желаемого результата можно было только в случае признания верховной власти султана. Однако последующие события показали ошибочность позиции гетмана. Изучению дипломатической карьеры Евстафия (Остафия) Гиновского-Астаматия в период гетманства турецкого ставленника Юрия Хмельницкого, посвящён следующий очерк. Анализ деятельности Астаматия даёт возможность прояснить «политическую программу той немногочисленной казацкой группировки, которая стояла за спиной турецкого ставленника» в 1677 г. (с. 21).
В первом очерке «Казацкое посольство Михаила Родкевича-Портянки к турецкому султану. 1667» автор предпринял успешную попытку, несмотря на недостатки источниковой базы, которую отмечали предшествующие исследователи, осветить один из наиболее малоизвестных сюжетов в отношениях запорожских гетманов и Османской империи. В 1667 г. гетман Правобережной Украины П.Д. Дорошенко направил в Турцию посольство Михаила Родкевича-Портянки. Целью миссии «было подтолкнуть Порту к активным действиям против Речи Посполитой» (с. 16). Добиться желаемого результата можно было только в случае признания верховной власти султана. Однако последующие события показали ошибочность позиции гетмана. Изучению дипломатической карьеры Евстафия (Остафия) Гиновского-Астаматия в период гетманства турецкого ставленника Юрия Хмельницкого, посвящён следующий очерк. Анализ деятельности Астаматия даёт возможность прояснить «политическую программу той немногочисленной казацкой группировки, которая стояла за спиной турецкого ставленника» в 1677 г. (с. 21).
4
Международные контакты Запорожской Сечи в последние годы Русско-турецкой войны 1672–1681 гг. стали объектом исследования в третьем очерке. Кочегаров показывает, что в период, когда Крымское ханство, Османская империя и Россия вели борьбу «за включение территории Низового Войска Запорожского в сферу своего политического влияния» запорожское казачество было не только объектом этой борьбы, но и развивало отношения с соседними странами, в том числе и с Речью Посполитой, которая, впрочем, в это время не оказывала серьёзного влияния на политическую ситуацию в низовьях Днепра (с. 54). С XVI в. днепровское казачество было источником беспокойства для восточноевропейских государств и Оттоманской Порты. Борьба Московского государства, Оттоманской Порты и Крымского ханства за украинские земли в конце 1670-х – начале 1680-х гг. в значительной степени предопределяла и судьбу Запорожской Сечи. Кошевой атаман Иван Серко, несмотря на умелое сочетание дипломатического и военного давления со стороны Оттоманской Порты, искал способа избавиться от турецкой опеки в возобновлении отношений с Речью Посполитой. Последняя, не имея действенных механизмов влияния на политическую ситуацию в низовьях Днепра, не могла воспрепятствовать постепенному движению Запорожья в сторону России, хотя международная обстановка конца 1670-х гг. не способствовала этому сближению.
Международные контакты Запорожской Сечи в последние годы Русско-турецкой войны 1672–1681 гг. стали объектом исследования в третьем очерке. Кочегаров показывает, что в период, когда Крымское ханство, Османская империя и Россия вели борьбу «за включение территории Низового Войска Запорожского в сферу своего политического влияния» запорожское казачество было не только объектом этой борьбы, но и развивало отношения с соседними странами, в том числе и с Речью Посполитой, которая, впрочем, в это время не оказывала серьёзного влияния на политическую ситуацию в низовьях Днепра (с. 54). С XVI в. днепровское казачество было источником беспокойства для восточноевропейских государств и Оттоманской Порты. Борьба Московского государства, Оттоманской Порты и Крымского ханства за украинские земли в конце 1670-х – начале 1680-х гг. в значительной степени предопределяла и судьбу Запорожской Сечи. Кошевой атаман Иван Серко, несмотря на умелое сочетание дипломатического и военного давления со стороны Оттоманской Порты, искал способа избавиться от турецкой опеки в возобновлении отношений с Речью Посполитой. Последняя, не имея действенных механизмов влияния на политическую ситуацию в низовьях Днепра, не могла воспрепятствовать постепенному движению Запорожья в сторону России, хотя международная обстановка конца 1670-х гг. не способствовала этому сближению.
Международные контакты Запорожской Сечи в последние годы Русско-турецкой войны 1672–1681 гг. стали объектом исследования в третьем очерке. Кочегаров показывает, что в период, когда Крымское ханство, Османская империя и Россия вели борьбу «за включение территории Низового Войска Запорожского в сферу своего политического влияния» запорожское казачество было не только объектом этой борьбы, но и развивало отношения с соседними странами, в том числе и с Речью Посполитой, которая, впрочем, в это время не оказывала серьёзного влияния на политическую ситуацию в низовьях Днепра (с. 54). С XVI в. днепровское казачество было источником беспокойства для восточноевропейских государств и Оттоманской Порты. Борьба Московского государства, Оттоманской Порты и Крымского ханства за украинские земли в конце 1670-х – начале 1680-х гг. в значительной степени предопределяла и судьбу Запорожской Сечи. Кошевой атаман Иван Серко, несмотря на умелое сочетание дипломатического и военного давления со стороны Оттоманской Порты, искал способа избавиться от турецкой опеки в возобновлении отношений с Речью Посполитой. Последняя, не имея действенных механизмов влияния на политическую ситуацию в низовьях Днепра, не могла воспрепятствовать постепенному движению Запорожья в сторону России, хотя международная обстановка конца 1670-х гг. не способствовала этому сближению.
5
Период (как его определяют украинские историки) «украинско-молдавской “персональной унии” или “гетманства Георгия Дуки”» на правом берегу Днепра стал предметом исследования четвёртого очерка. Кочегаров подробно рассматривает судьбу молдавского господаря, который после отречения от гетманства П.Д. Дорошенко и непродолжительного правления ставленника Оттоманской Порты Ю. Хмельницкого стал гетманом на Правобережной Украине. Автор детально описывает обстоятельства провозглашения Дуки гетманом, его политические планы в отношении Правобережной Украины и их реализацию. Большое внимание уделено дипломатическим попыткам России пересмотреть Бахчисарайский мирный договор (1681), изменения в который без согласования с русской дипломатией внесли ханский и султанский дворы, тем самым поставив левобережного гетмана И. Самойловича перед необходимостью вести переговоры с господарем, чтобы предотвратить массовое переселение «с Левого берега на Правый» (с. 201).
Период (как его определяют украинские историки) «украинско-молдавской “персональной унии” или “гетманства Георгия Дуки”» на правом берегу Днепра стал предметом исследования четвёртого очерка. Кочегаров подробно рассматривает судьбу молдавского господаря, который после отречения от гетманства П.Д. Дорошенко и непродолжительного правления ставленника Оттоманской Порты Ю. Хмельницкого стал гетманом на Правобережной Украине. Автор детально описывает обстоятельства провозглашения Дуки гетманом, его политические планы в отношении Правобережной Украины и их реализацию. Большое внимание уделено дипломатическим попыткам России пересмотреть Бахчисарайский мирный договор (1681), изменения в который без согласования с русской дипломатией внесли ханский и султанский дворы, тем самым поставив левобережного гетмана И. Самойловича перед необходимостью вести переговоры с господарем, чтобы предотвратить массовое переселение «с Левого берега на Правый» (с. 201).
Период (как его определяют украинские историки) «украинско-молдавской “персональной унии” или “гетманства Георгия Дуки”» на правом берегу Днепра стал предметом исследования четвёртого очерка. Кочегаров подробно рассматривает судьбу молдавского господаря, который после отречения от гетманства П.Д. Дорошенко и непродолжительного правления ставленника Оттоманской Порты Ю. Хмельницкого стал гетманом на Правобережной Украине. Автор детально описывает обстоятельства провозглашения Дуки гетманом, его политические планы в отношении Правобережной Украины и их реализацию. Большое внимание уделено дипломатическим попыткам России пересмотреть Бахчисарайский мирный договор (1681), изменения в который без согласования с русской дипломатией внесли ханский и султанский дворы, тем самым поставив левобережного гетмана И. Самойловича перед необходимостью вести переговоры с господарем, чтобы предотвратить массовое переселение «с Левого берега на Правый» (с. 201).
6
Говоря о разделе в целом, можно констатировать, что в центре внимания автора – очень важная, но политизированная проблема – проблема выбора пути объединения разрозненных украинских земель и генезиса украинской государственности. Вместе с тем Кочегаров, вероятно, осознанно избегает ответа на принципиальный вопрос, в какой мере сословные корпорации украинской старшины или запорожского казачества можно трактовать как некую протогосударственность. Ведь мы не наблюдаем никаких признаков преодоления феодальной раздробленности на Украине XIV − первой половины XVII вв., после распада Древней Руси и монгольского нашествия. Да и сам термин «гетман» означал повсеместно только предводителя феодального ополчения.
Говоря о разделе в целом, можно констатировать, что в центре внимания автора – очень важная, но политизированная проблема – проблема выбора пути объединения разрозненных украинских земель и генезиса украинской государственности. Вместе с тем Кочегаров, вероятно, осознанно избегает ответа на принципиальный вопрос, в какой мере сословные корпорации украинской старшины или запорожского казачества можно трактовать как некую протогосударственность. Ведь мы не наблюдаем никаких признаков преодоления феодальной раздробленности на Украине XIV − первой половины XVII вв., после распада Древней Руси и монгольского нашествия. Да и сам термин «гетман» означал повсеместно только предводителя феодального ополчения.
Говоря о разделе в целом, можно констатировать, что в центре внимания автора – очень важная, но политизированная проблема – проблема выбора пути объединения разрозненных украинских земель и генезиса украинской государственности. Вместе с тем Кочегаров, вероятно, осознанно избегает ответа на принципиальный вопрос, в какой мере сословные корпорации украинской старшины или запорожского казачества можно трактовать как некую протогосударственность. Ведь мы не наблюдаем никаких признаков преодоления феодальной раздробленности на Украине XIV − первой половины XVII вв., после распада Древней Руси и монгольского нашествия. Да и сам термин «гетман» означал повсеместно только предводителя феодального ополчения.
7
Второй раздел монографии «Интеграция России и Украины во второй половине XVII века» начинается с очерка «Древнерусское прошлое в политических концепциях украинской элиты. Вторая половина XVII века». Если в первом разделе основное внимание было уделено военно-политическим и международным аспектам истории развития Украины, то во второй части автор обратился к процессам трансформации общественного сознания, в частности историко-политическим воззрениям казацкой старшины. К.А. Кочегаров, опираясь на выводы историков (в том числе Б.Н. Флори), отмечает, «что на начальном этапе народно-освободительной войны 1648 г.
2
историко-политические представления казачества и его лидеров были весьма ограниченны» (с. 207–208). Перелом наступил зимой 1648–1649 гг., когда казаки, «поняв всю иллюзорность возможности преобразования Речи Посполитой таким образом, чтобы роль “русского народа” в ней стала ведущей, стали мыслить о создании собственного государства либо о переходе в подданство иного правителя» (с. 208). Укрепить эту позицию должно было и обращение к истории. В 1650–1680-х гг. историческая концепция светской элиты казацких земель эволюционировала на базе идей киевского духовенства о исконном единстве «всех восточнославянских земель» и династических правах на них русских царей. Постепенно в её рамках чётко оформился тезис о добровольном воссоединении бывших земель Древней Руси под властью исконного монарха (при этом обосновывалась преемственность Романовых и Рюриковичей). В обмен на это светская и духовная элита рассчитывала на сохранение своих сословных прав и привилегий и на поддержку Москвы в присоединении тех частей «Киевского наследства», которые всё ещё оставались под властью Речи Посполитой. Вечный мир 1686 г. не только окончательно разделил земли казацкой Украины по Днепру между Россией и Речью Посполитой и «надолго похоронил идеи украинской верхушки на объединение земель Правого и Левого берега Днепра под скипетром русского царя» (с. 243), но и способствовал отказу от данной концепции на фоне происходившего в конце XVII в. процесса складывания малороссийского дворянства, которому необходимо было обосновать свои права на «наследственное владение землей и крестьянами» без обращения к древнерусской истории.
2. Мы не касаемся в данном случае историографических перипетий и публицистических дискуссий о характере восстания под предводительством Богдана Хмельницкого, используя для его обозначения сомнительное определение, применённое К.А. Кочегаровым.
Второй раздел монографии «Интеграция России и Украины во второй половине XVII века» начинается с очерка «Древнерусское прошлое в политических концепциях украинской элиты. Вторая половина XVII века». Если в первом разделе основное внимание было уделено военно-политическим и международным аспектам истории развития Украины, то во второй части автор обратился к процессам трансформации общественного сознания, в частности историко-политическим воззрениям казацкой старшины. К.А. Кочегаров, опираясь на выводы историков (в том числе Б.Н. Флори), отмечает, «что на начальном этапе народно-освободительной войны 1648 г.<sup>2</sup> историко-политические представления казачества и его лидеров были весьма ограниченны» (с. 207–208). Перелом наступил зимой 1648–1649 гг., когда казаки, «поняв всю иллюзорность возможности преобразования Речи Посполитой таким образом, чтобы роль “русского народа” в ней стала ведущей, стали мыслить о создании собственного государства либо о переходе в подданство иного правителя» (с. 208). Укрепить эту позицию должно было и обращение к истории. В 1650–1680-х гг. историческая концепция светской элиты казацких земель эволюционировала на базе идей киевского духовенства о исконном единстве «всех восточнославянских земель» и династических правах на них русских царей. Постепенно в её рамках чётко оформился тезис о добровольном воссоединении бывших земель Древней Руси под властью исконного монарха (при этом обосновывалась преемственность Романовых и Рюриковичей). В обмен на это светская и духовная элита рассчитывала на сохранение своих сословных прав и привилегий и на поддержку Москвы в присоединении тех частей «Киевского наследства», которые всё ещё оставались под властью Речи Посполитой. Вечный мир 1686 г. не только окончательно разделил земли казацкой Украины по Днепру между Россией и Речью Посполитой и «надолго похоронил идеи украинской верхушки на объединение земель Правого и Левого берега Днепра под скипетром русского царя» (с. 243), но и способствовал отказу от данной концепции на фоне происходившего в конце XVII в. процесса складывания малороссийского дворянства, которому необходимо было обосновать свои права на «наследственное владение землей и крестьянами» без обращения к древнерусской истории.
Второй раздел монографии «Интеграция России и Украины во второй половине XVII века» начинается с очерка «Древнерусское прошлое в политических концепциях украинской элиты. Вторая половина XVII века». Если в первом разделе основное внимание было уделено военно-политическим и международным аспектам истории развития Украины, то во второй части автор обратился к процессам трансформации общественного сознания, в частности историко-политическим воззрениям казацкой старшины. К.А. Кочегаров, опираясь на выводы историков (в том числе Б.Н. Флори), отмечает, «что на начальном этапе народно-освободительной войны 1648 г.<sup>2</sup> историко-политические представления казачества и его лидеров были весьма ограниченны» (с. 207–208). Перелом наступил зимой 1648–1649 гг., когда казаки, «поняв всю иллюзорность возможности преобразования Речи Посполитой таким образом, чтобы роль “русского народа” в ней стала ведущей, стали мыслить о создании собственного государства либо о переходе в подданство иного правителя» (с. 208). Укрепить эту позицию должно было и обращение к истории. В 1650–1680-х гг. историческая концепция светской элиты казацких земель эволюционировала на базе идей киевского духовенства о исконном единстве «всех восточнославянских земель» и династических правах на них русских царей. Постепенно в её рамках чётко оформился тезис о добровольном воссоединении бывших земель Древней Руси под властью исконного монарха (при этом обосновывалась преемственность Романовых и Рюриковичей). В обмен на это светская и духовная элита рассчитывала на сохранение своих сословных прав и привилегий и на поддержку Москвы в присоединении тех частей «Киевского наследства», которые всё ещё оставались под властью Речи Посполитой. Вечный мир 1686 г. не только окончательно разделил земли казацкой Украины по Днепру между Россией и Речью Посполитой и «надолго похоронил идеи украинской верхушки на объединение земель Правого и Левого берега Днепра под скипетром русского царя» (с. 243), но и способствовал отказу от данной концепции на фоне происходившего в конце XVII в. процесса складывания малороссийского дворянства, которому необходимо было обосновать свои права на «наследственное владение землей и крестьянами» без обращения к древнерусской истории.
2. Мы не касаемся в данном случае историографических перипетий и публицистических дискуссий о характере восстания под предводительством Богдана Хмельницкого, используя для его обозначения сомнительное определение, применённое К.А. Кочегаровым.
8
Пребывание Дорошенко в России в 1677–1684 гг. и отношение к нему царского правительства стали предметом рассмотрения во втором и третьем очерках – «Гетман Пётр Дорошенко в России. 1677–1682» и «Гетман Пётр Дорошенко как великорусский помещик». Последние годы жизни гетмана в статусе великороссийского помещика показывают, каким образом правительство пыталось изолировать «некогда грозного казацкого вождя Правобережной Украины» от политических процессов на его родине. Дорошенко сначала поселили в Москве, затем отправили на воеводство в Вятку, а после ввели «в состав правящего сословия путем матримониальных связей и богатых земельных пожалований» (с. 333). Поставленная проблема включения представителя казацкой старшины в состав российского благородного сословия, пожалуй, рассмотрена Кочегаровым в отечественной историографии впервые. Случай с Дорошенко показывает, что, в отличие от разного рода «татарских царевичей» и «кавказских князей», украинская казацкая старшина не рассматривалась в Московском государстве как «служилый чин» или как «благородное сословие». Не приравнивалась она и к иностранному дворянству. Это закрывало для представителей украинских верхов доступ в чиновную систему Московского государства. В XVII в. исключения делались только для украинских гетманов, да и то по царской воле в особом порядке, как свидетельствует история Дорошенко. Без ответа остался немаловажный вопрос: открыли ли ему формальный доступ в служилые верхи Московского государства родственная связь, земельное пожалование или назначение на воеводство. Ситуация изменилась только в XVIII в., когда в среде русского дворянства и аристократии мы встречаем выходцев из Украины, хотя и в это время их было относительно немного.
Пребывание Дорошенко в России в 1677–1684 гг. и отношение к нему царского правительства стали предметом рассмотрения во втором и третьем очерках – «Гетман Пётр Дорошенко в России. 1677–1682» и «Гетман Пётр Дорошенко как великорусский помещик». Последние годы жизни гетмана в статусе великороссийского помещика показывают, каким образом правительство пыталось изолировать «некогда грозного казацкого вождя Правобережной Украины» от политических процессов на его родине. Дорошенко сначала поселили в Москве, затем отправили на воеводство в Вятку, а после ввели «в состав правящего сословия путем матримониальных связей и богатых земельных пожалований» (с. 333). Поставленная проблема включения представителя казацкой старшины в состав российского благородного сословия, пожалуй, рассмотрена Кочегаровым в отечественной историографии впервые. Случай с Дорошенко показывает, что, в отличие от разного рода «татарских царевичей» и «кавказских князей», украинская казацкая старшина не рассматривалась в Московском государстве как «служилый чин» или как «благородное сословие». Не приравнивалась она и к иностранному дворянству. Это закрывало для представителей украинских верхов доступ в чиновную систему Московского государства. В XVII в. исключения делались только для украинских гетманов, да и то по царской воле в особом порядке, как свидетельствует история Дорошенко. Без ответа остался немаловажный вопрос: открыли ли ему формальный доступ в служилые верхи Московского государства родственная связь, земельное пожалование или назначение на воеводство. Ситуация изменилась только в XVIII в., когда в среде русского дворянства и аристократии мы встречаем выходцев из Украины, хотя и в это время их было относительно немного.
Пребывание Дорошенко в России в 1677–1684 гг. и отношение к нему царского правительства стали предметом рассмотрения во втором и третьем очерках – «Гетман Пётр Дорошенко в России. 1677–1682» и «Гетман Пётр Дорошенко как великорусский помещик». Последние годы жизни гетмана в статусе великороссийского помещика показывают, каким образом правительство пыталось изолировать «некогда грозного казацкого вождя Правобережной Украины» от политических процессов на его родине. Дорошенко сначала поселили в Москве, затем отправили на воеводство в Вятку, а после ввели «в состав правящего сословия путем матримониальных связей и богатых земельных пожалований» (с. 333). Поставленная проблема включения представителя казацкой старшины в состав российского благородного сословия, пожалуй, рассмотрена Кочегаровым в отечественной историографии впервые. Случай с Дорошенко показывает, что, в отличие от разного рода «татарских царевичей» и «кавказских князей», украинская казацкая старшина не рассматривалась в Московском государстве как «служилый чин» или как «благородное сословие». Не приравнивалась она и к иностранному дворянству. Это закрывало для представителей украинских верхов доступ в чиновную систему Московского государства. В XVII в. исключения делались только для украинских гетманов, да и то по царской воле в особом порядке, как свидетельствует история Дорошенко. Без ответа остался немаловажный вопрос: открыли ли ему формальный доступ в служилые верхи Московского государства родственная связь, земельное пожалование или назначение на воеводство. Ситуация изменилась только в XVIII в., когда в среде русского дворянства и аристократии мы встречаем выходцев из Украины, хотя и в это время их было относительно немного.
9
Особое место в очерках принадлежит культурным контактам Московского царства и Украины, причём в такой специфической сфере как врачевание. Этой проблеме посвящён четвёртый очерк – «Аптекарский приказ и Украина. 1670–1680-е гг.». Здесь исследован очень необычный, но от этого не менее интересный аспект русско-украинских отношений, основанный на ранее неизвестных источниках. Увлекательное повествование заслуживает внимания не только специалистов, но и любителей занимательного чтения из русской и украинской истории. Вместе с тем в очерке поставлен ряд сложных и важных проблем. Здоровье государей и высшей знати в Средние века и в раннее Новое время, защита их от подлинных опасностей и мнимых колдовских чар всегда были особенно важной придворной и политической проблемой. Взаимодействие в этой области русских и украинских верхов можно рассматривать как важную характеристику политических отношений и взаимного доверия между ними. Связи в области медицины для того времени были также знаком контактов в области научного знания и, говоря современным языком, высоких технологий, причём Кочегаров отметил принципиально важное обстоятельство: отношения в этой области получило распространение на широкий круг общественных и культурных русско-украинских связей.
Особое место в очерках принадлежит культурным контактам Московского царства и Украины, причём в такой специфической сфере как врачевание. Этой проблеме посвящён четвёртый очерк – «Аптекарский приказ и Украина. 1670–1680-е гг.». Здесь исследован очень необычный, но от этого не менее интересный аспект русско-украинских отношений, основанный на ранее неизвестных источниках. Увлекательное повествование заслуживает внимания не только специалистов, но и любителей занимательного чтения из русской и украинской истории. Вместе с тем в очерке поставлен ряд сложных и важных проблем. Здоровье государей и высшей знати в Средние века и в раннее Новое время, защита их от подлинных опасностей и мнимых колдовских чар всегда были особенно важной придворной и политической проблемой. Взаимодействие в этой области русских и украинских верхов можно рассматривать как важную характеристику политических отношений и взаимного доверия между ними. Связи в области медицины для того времени были также знаком контактов в области научного знания и, говоря современным языком, высоких технологий, причём Кочегаров отметил принципиально важное обстоятельство: отношения в этой области получило распространение на широкий круг общественных и культурных русско-украинских связей.
Особое место в очерках принадлежит культурным контактам Московского царства и Украины, причём в такой специфической сфере как врачевание. Этой проблеме посвящён четвёртый очерк – «Аптекарский приказ и Украина. 1670–1680-е гг.». Здесь исследован очень необычный, но от этого не менее интересный аспект русско-украинских отношений, основанный на ранее неизвестных источниках. Увлекательное повествование заслуживает внимания не только специалистов, но и любителей занимательного чтения из русской и украинской истории. Вместе с тем в очерке поставлен ряд сложных и важных проблем. Здоровье государей и высшей знати в Средние века и в раннее Новое время, защита их от подлинных опасностей и мнимых колдовских чар всегда были особенно важной придворной и политической проблемой. Взаимодействие в этой области русских и украинских верхов можно рассматривать как важную характеристику политических отношений и взаимного доверия между ними. Связи в области медицины для того времени были также знаком контактов в области научного знания и, говоря современным языком, высоких технологий, причём Кочегаров отметил принципиально важное обстоятельство: отношения в этой области получило распространение на широкий круг общественных и культурных русско-украинских связей.
10
Можно посетовать на отсутствие заключения, где К.А. Кочегаров как признанный специалист мог бы поделиться с читателями суждениями по наиболее важным проблемам истории Украины XVII в. и вопросам развития русско-украинских отношений, тем самым суммируя и обобщая уже сделанные им интересные наблюдения и глубокие выводы. Тем не менее в распоряжении заинтересованного читателя оказывается не только прекрасно написанное историческое исследование, но и значительный комплекс архивных и иллюстративных материалов, на основании которых можно делать собственные выводы об истории украинских земель в XVII в. в контексте международных отношений. Новизна привлечённого материала и выводы, сделанные на основе фактических данных, расширяют представления об истории сложных и противоречивых российско-украинских отношений второй половины XVII в., дают исследователям яркие свидетельства драматической истории украинского казачества того времени.
Можно посетовать на отсутствие заключения, где К.А. Кочегаров как признанный специалист мог бы поделиться с читателями суждениями по наиболее важным проблемам истории Украины XVII в. и вопросам развития русско-украинских отношений, тем самым суммируя и обобщая уже сделанные им интересные наблюдения и глубокие выводы. Тем не менее в распоряжении заинтересованного читателя оказывается не только прекрасно написанное историческое исследование, но и значительный комплекс архивных и иллюстративных материалов, на основании которых можно делать собственные выводы об истории украинских земель в XVII в. в контексте международных отношений. Новизна привлечённого материала и выводы, сделанные на основе фактических данных, расширяют представления об истории сложных и противоречивых российско-украинских отношений второй половины XVII в., дают исследователям яркие свидетельства драматической истории украинского казачества того времени.
Можно посетовать на отсутствие заключения, где К.А. Кочегаров как признанный специалист мог бы поделиться с читателями суждениями по наиболее важным проблемам истории Украины XVII в. и вопросам развития русско-украинских отношений, тем самым суммируя и обобщая уже сделанные им интересные наблюдения и глубокие выводы. Тем не менее в распоряжении заинтересованного читателя оказывается не только прекрасно написанное историческое исследование, но и значительный комплекс архивных и иллюстративных материалов, на основании которых можно делать собственные выводы об истории украинских земель в XVII в. в контексте международных отношений. Новизна привлечённого материала и выводы, сделанные на основе фактических данных, расширяют представления об истории сложных и противоречивых российско-украинских отношений второй половины XVII в., дают исследователям яркие свидетельства драматической истории украинского казачества того времени.
Comments
No posts found
Write a review
Translate
Sign in
Email
Password
Войти
Forgot your password?
Register
Via social network
Comments
No posts found