- PII
- S086956870007409-0-1
- DOI
- 10.31857/S086956870007409-0
- Publication type
- Review
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume / Issue 6
- Pages
- 236-139
- Abstract
- Keywords
- Date of publication
- 06.11.2019
- Year of publication
- 2019
- Number of purchasers
- 87
- Views
- 2377
В последние десятилетия история формирования и развития такого культурно-исторического феномена, как Российское зарубежье стала одной из центральных тем изысканий отечественных учёных-гуманитариев. Многим аспектам возникновения этого феномена в различных регионах и странах мира в XIX – первой половине XX в. посвящено немало работ российских историков, но в последнее время исследователи всё больше интересуются проблематикой создания концептуальных основ и реализации государственной политики России по отношению к соотечественникам, проживающим за её пределами. При этом многочисленные вопросы, связанные с их положением в ряде стран ближнего зарубежья, после распада СССР оказавшихся заложниками геополитической коньюнктуры, новой национальной, языковой и исторической политики постсоветских государств, требуют серьёзного внимания со стороны академической общественности.
В этой связи особый интерес представляет рецензируемое издание – работа д.и.н., профессора, члена-корреспондента РАН Е.И. Пивовара, в которой охарактеризованы взаимосвязь национального исторического сознания и мира российских соотечественников, отношение к ним Российского государства, выстраивание интеллектуального диалога России и Русского мира, социальные аспекты диаспор соотечественников, а также уникальная цивилизационная модель Российского зарубежья и перспективы её развития. Пивовар, признанный специалист по истории эмиграции, является автором множества научных статей, докладов на международных научных форумах и нескольких обобщающих работ по различным вопросам исследуемой темы1. Его труды вызвали большой интерес не только в России, но и за границей. На английском и французском языках вышла его монография, посвящённая социально-историческому феномену Российского зарубежья2. Тем не менее ранее Пивовар исследовал в основном историю российской эмиграции до начала XXI в.
В своей новой книге он рассматривает Российское зарубежье в контексте глобальных и региональных геополитических, экономических и социокультурных процессов, исходя из тезиса о том, что «Русский мир в XXI в. становится устойчивой организационной, историко-культурной и ментальной системой, обеспечивающей его стабильное существование в условиях глобализации и формирования многополярного мира» (с. 17).
В первой главе (с. 21–74) уделено особое внимание инструментарию, созданному (а в ряде случаев воссозданному) в России в начале XXI в. в целях укрепления единства культурно-исторической традиции нашей страны с миром зарубежных соотечественников, в том числе Россотрудничеству, фонду «Русский мир», Российскому историческому обществу, Российскому военно-историческому обществу, Российскому обществу историков-архивистов, Российскому обществу «Знание», Императорскому православному Палестинскому обществу и фонду «История Отечества».
Российским соотечественникам, подчёркивает автор, приходится порой испытывать серьёзное давление в вопросах сохранения исторической памяти, особенно в ряде стран ближнего зарубежья, где существуют «альтернативные версии истории, в том числе в ряде случаев принятые в качестве официальной идеологии, как это происходит на Украине и в странах Балтии» (с. 52). Рассматриваются и религиозные вопросы, которые, как демонстрирует недавний раскол на Украине, активно используют в отдельных странах антироссийские силы и влиятельные внешние игроки в качестве инструмента внесения разногласий в среду соотечественников. В этих условиях Русская Православная Церковь является «важным, объединяющим современное Российское зарубежье институтом, общественно-культурное значение которого проявляется практически во всех сегментах дальнего и ближнего зарубежья» (с. 54).
Пивовар неслучайно акцентирует внимание на проблеме сохранения исторической памяти и духовного единства – она корреспондируется с ролью современных «битв исторической памяти» в определении национального и культурно-исторического самосознания. Например, в политике Киева евроатлантический курс сопровождается внедрением новой системы ценностей и взглядов на национальную историю. Её пытаются противопоставить общему многовековому наследию народов России и Украины.
Во второй главе даётся обзор концептуального оформления и развития законодательной базы государственной политики России в отношении соотечественников и реализующих её органов государственной власти, учреждений и организаций, а также соответствующих государственных программ и проведённых в их рамках значимых мероприятий (с. 75–119). Рассматривая вопросы, связанные с воссоединением Крыма с Российской Федерацией и изменившейся с 2014 г. обстановкой на юго-востоке Украины, Пивовар констатирует: «Сценарий последующих событий на востоке Украины показал, что Россия продолжает последовательно проводить политику помощи соотечественникам» (с. 109).
Интересными как для научно-образовательной деятельности, так и для практической работы специалистов-международников являются примеры реализации (с личным участием автора) конкретных проектов, направленных на расширение связей с соотечественниками. Так, с 2013 г. на базе Российского государственного гуманитарного университета и Российского общества историков-архивистов при поддержке Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом (Правфонд) под руководством Пивовара реализуется учебно-тренинговая программа «Правовые и исторические знания как основа правозащитной деятельности соотечественников» (с. 111–115).
Центральное место в книге (третья и четвёртая главы) отведено вопросам выстраивания и развития межкультурного и научно-образовательного взаимодействия России с соотечественниками за границей (с. 121–220). Без этой ключевой составляющей стратегии «мягкой силы» России в ближнем и дальнем зарубежье, безусловно, невозможно сохранение национальной, языковой и культурной идентичности. Особое внимание уделяется конкретным образовательным и просветительским программам, проектам, научным мероприятиям: «Институциональная основа глобального диалога России с Русским миром в сфере науки, культуры и искусства включает целый ряд взаимодействующих между собой государственных и общественных структур различного формата» (с. 121).
В пятой главе анализируются современное состояние и особенности функционирования базовых принципов и механизмов поддержания историко-культурной самобытности внутри самих объединений российских соотечественников за рубежом, достаточно пёстрых по этническому и религиозному составу, но объединённых общей памятью, русским языком и любовью к исторической Родине (с. 221–264).
Шестая глава посвящена проблеме роли и места Русского мира в современности и будущем не только России, но и всего миропорядка (с. 265–299). «Диалог российских соотечественников с Россией в 1990–2000-е годы, – приходит к выводу Пивовар, – стал на порядок более интенсивным и многоаспектным» (с. 274). Эти люди продолжают вносить большой вклад в экономическое, научное и культурное развитие мировой экономики в целом, а «роль зарубежного Русского мира в контексте геополитической динамики начала XXI века определяется его конструктивным участием в процессе строительства постбиполярного мира, идея которого всемерно поддерживается Россией и Российским зарубежьем» (с. 297).
В приложениях приведены тексты обращений президентов, руководителей органов государственной власти и управления России, а также официальных выступлений, интервью (с. 307–347). Здесь же представлены документы и материалы российских и международных организаций и объединений (Российского исторического общества, Русской Православной Церкви, Всемирных конгрессов российских соотечественников, проживающих за рубежом), информационные сообщения и пресс-релизы различных международных мероприятий, интервью известных деятелей науки и культуры (с. 348–439). Все эти материалы могут быть использованы при обучении студентов гуманитарных факультетов.
Труд Е.И. Пивовара – первая в историографии попытка комплексного анализа и обобщения истории и современного состояния Русского мира, а также политики России по отношению с миллионами соотечественников, сохранение историко-культурной и языковой идентичности которых находится под угрозой разнообразных факторов. Он будет интересен специалистам по истории Российского зарубежья, международных отношений, внешней политики РФ и других стран постсоветского пространства, государственной политики России в отношении проживающих за её пределами соотечественников. Кроме того, книга станет полезной для реализующих данную политику представителей профильных органов государственной власти, учреждений и организаций.
References
- 1. Pivovar E. L'étranger russe comme un phénomène culturel et social: son rôle et sa place en héritage historique et culturel. Saint-Pétersbourg, 2011.
- 2. Pivovar E.I. The Russian Emigration: the sociohistorical phenomenon, its role and place in the cultural and historical legacy. Saint-Petersburg, 2013.
- 3. Begidov A.M., Ershov V.F., Parfyonova E.B., Pivovar E.I. Rossijskaya voennaya ehmigratsiya v 1920–30-e gody. Nal'chik, 1998.
- 4. Begidov A.M., Ershov V.F., Pivovar E.I. Voenno-uchebnye zavedeniya zarubezhnoj Rossii. 1920–1930-e gody. Nal'chik, 1999.
- 5. Pivovar E.I. Rossijskoe zarubezh'e: sotsial'no-istoricheskij fenomen, rol' i mesto v kul'turno-istoricheskom nasledii. M., 2008.
- 6. Pivovar E.I., Aldyukhova E.I., Begidov A.M., Vladimirskaya T.L., Gribenchikova O.A., Dyomina L.I., Ershov V.F., Panova M.A., Parfyonova E.B., Silkin A.A., Simonova A.V., Tsimbaeva E.N. Rossiya v izgnanii: sud'by rossijskikh ehmigrantov za rubezhom. M., 1999.
2. Pivovar E.I. The Russian Emigration: the sociohistorical phenomenon, its role and place in the cultural and historical legacy. Saint-Petersburg, 2013; Pivovar E. L'étranger russe comme un phénomène culturel et social: son rôle et sa place en héritage historique et culturel. Saint-Pétersbourg, 2011.