RAS History & PhilologyРоссийская история Rossiiskaia istoriia

  • ISSN (Print) 0869-5687
  • ISSN (Online) 3034-5790

Rec. ad op.: E.I. Pivovar. Mir rossiyskogo zarubezhya v kontse XX – nachale XXI veka. Moscow, 2019

PII
S086956870007409-0-1
DOI
10.31857/S086956870007409-0
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / Issue 6
Pages
236-139
Abstract

        

Keywords
Date of publication
06.11.2019
Year of publication
2019
Number of purchasers
87
Views
2377

В последние десятилетия история формирования и развития такого культурно-исторического феномена, как Российское зарубежье стала одной из центральных тем изысканий отечественных учёных-гуманитариев. Многим аспектам возникновения этого феномена в различных регионах и странах мира в XIX – первой половине XX в. посвящено немало работ российских историков, но в последнее время исследователи всё больше интересуются проблематикой создания концептуальных основ и реализации государственной политики России по отношению к соотечественникам, проживающим за её пределами. При этом многочисленные вопросы, связанные с их положением в ряде стран ближнего зарубежья, после распада СССР оказавшихся заложниками геополитической коньюнктуры, новой национальной, языковой и исторической политики постсоветских государств, требуют серьёзного внимания со стороны академической общественности.

В этой связи особый интерес представляет рецензируемое издание – работа д.и.н., профессора, члена-корреспондента РАН Е.И. Пивовара, в которой охарактеризованы взаимосвязь национального исторического сознания и мира российских соотечественников, отношение к ним Российского государства, выстраивание интеллектуального диалога России и Русского мира, социальные аспекты диаспор соотечественников, а также уникальная цивилизационная модель Российского зарубежья и перспективы её развития. Пивовар, признанный специалист по истории эмиграции, является автором множества научных статей, докладов на международных научных форумах и нескольких обобщающих работ по различным вопросам исследуемой темы1. Его труды вызвали большой интерес не только в России, но и за границей. На английском и французском языках вышла его монография, посвящённая социально-историческому феномену Российского зарубежья2. Тем не менее ранее Пивовар исследовал в основном историю российской эмиграции до начала XXI в.

1. Пивовар Е.И. Российское зарубежье: социально-исторический феномен, роль и место в культурно-историческом наследии. М., 2008; Бегидов А.М., Ершов В.Ф., Пивовар Е.И. Военно-учебные заведения зарубежной России. 1920–1930-е годы. Нальчик, 1999; Пивовар Е.И., Алдюхова Е.И., Бегидов A.M., Владимирская Т.Л., Грибенчикова О.А., Дёмина Л.И., Ершов В.Ф., Панова М.А., Парфёнова Е.Б., Силкин А.А., Симонова А.В., Цимбаева Е.Н. Россия в изгнании: судьбы российских эмигрантов за рубежом. М., 1999; Бегидов А.М., Ершов В.Ф., Парфёнова Е.Б., Пивовар Е.И. Российская военная эмиграция в 1920–30-е годы. Нальчик, 1998.

2. Pivovar E.I. The Russian Emigration: the sociohistorical phenomenon, its role and place in the cultural and historical legacy. Saint-Petersburg, 2013; Pivovar E. L'étranger russe comme un phénomène culturel et social: son rôle et sa place en héritage historique et culturel. Saint-Pétersbourg, 2011.

В своей новой книге он рассматривает Российское зарубежье в контексте глобальных и региональных геополитических, экономических и социокультурных процессов, исходя из тезиса о том, что «Русский мир в XXI в. становится устойчивой организационной, историко-культурной и ментальной системой, обеспечивающей его стабильное существование в условиях глобализации и формирования многополярного мира» (с. 17).

В первой главе (с. 21–74) уделено особое внимание инструментарию, созданному (а в ряде случаев воссозданному) в России в начале XXI в. в целях укрепления единства культурно-исторической традиции нашей страны с миром зарубежных соотечественников, в том числе Россотрудничеству, фонду «Русский мир», Российскому историческому обществу, Российскому военно-историческому обществу, Российскому обществу историков-архивистов, Российскому обществу «Знание», Императорскому православному Палестинскому обществу и фонду «История Отечества».

Российским соотечественникам, подчёркивает автор, приходится порой испытывать серьёзное давление в вопросах сохранения исторической памяти, особенно в ряде стран ближнего зарубежья, где существуют «альтернативные версии истории, в том числе в ряде случаев принятые в качестве официальной идеологии, как это происходит на Украине и в странах Балтии» (с. 52). Рассматриваются и религиозные вопросы, которые, как демонстрирует недавний раскол на Украине, активно используют в отдельных странах антироссийские силы и влиятельные внешние игроки в качестве инструмента внесения разногласий в среду соотечественников. В этих условиях Русская Православная Церковь является «важным, объединяющим современное Российское зарубежье институтом, общественно-культурное значение которого проявляется практически во всех сегментах дальнего и ближнего зарубежья» (с. 54).

Пивовар неслучайно акцентирует внимание на проблеме сохранения исторической памяти и духовного единства – она корреспондируется с ролью современных «битв исторической памяти» в определении национального и культурно-исторического самосознания. Например, в политике Киева евроатлантический курс сопровождается внедрением новой системы ценностей и взглядов на национальную историю. Её пытаются противопоставить общему многовековому наследию народов России и Украины.

Во второй главе даётся обзор концептуального оформления и развития законодательной базы государственной политики России в отношении соотечественников и реализующих её органов государственной власти, учреждений и организаций, а также соответствующих государственных программ и проведённых в их рамках значимых мероприятий (с. 75–119). Рассматривая вопросы, связанные с воссоединением Крыма с Российской Федерацией и изменившейся с 2014 г. обстановкой на юго-востоке Украины, Пивовар констатирует: «Сценарий последующих событий на востоке Украины показал, что Россия продолжает последовательно проводить политику помощи соотечественникам» (с. 109).

Интересными как для научно-образовательной деятельности, так и для практической работы специалистов-международников являются примеры реализации (с личным участием автора) конкретных проектов, направленных на расширение связей с соотечественниками. Так, с 2013 г. на базе Российского государственного гуманитарного университета и Российского общества историков-архивистов при поддержке Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом (Правфонд) под руководством Пивовара реализуется учебно-тренинговая программа «Правовые и исторические знания как основа правозащитной деятельности соотечественников» (с. 111–115).

Центральное место в книге (третья и четвёртая главы) отведено вопросам выстраивания и развития межкультурного и научно-образовательного взаимодействия России с соотечественниками за границей (с. 121–220). Без этой ключевой составляющей стратегии «мягкой силы» России в ближнем и дальнем зарубежье, безусловно, невозможно сохранение национальной, языковой и культурной идентичности. Особое внимание уделяется конкретным образовательным и просветительским программам, проектам, научным мероприятиям: «Институциональная основа глобального диалога России с Русским миром в сфере науки, культуры и искусства включает целый ряд взаимодействующих между собой государственных и общественных структур различного формата» (с. 121).

В пятой главе анализируются современное состояние и особенности функционирования базовых принципов и механизмов поддержания историко-культурной самобытности внутри самих объединений российских соотечественников за рубежом, достаточно пёстрых по этническому и религиозному составу, но объединённых общей памятью, русским языком и любовью к исторической Родине (с. 221–264).

Шестая глава посвящена проблеме роли и места Русского мира в современности и будущем не только России, но и всего миропорядка (с. 265–299). «Диалог российских соотечественников с Россией в 1990–2000-е годы, – приходит к выводу Пивовар, – стал на порядок более интенсивным и многоаспектным» (с. 274). Эти люди продолжают вносить большой вклад в экономическое, научное и культурное развитие мировой экономики в целом, а «роль зарубежного Русского мира в контексте геополитической динамики начала XXI века определяется его конструктивным участием в процессе строительства постбиполярного мира, идея которого всемерно поддерживается Россией и Российским зарубежьем» (с. 297).

В приложениях приведены тексты обращений президентов, руководителей органов государственной власти и управления России, а также официальных выступлений, интервью (с. 307–347). Здесь же представлены документы и материалы российских и международных организаций и объединений (Российского исторического общества, Русской Православной Церкви, Всемирных конгрессов российских соотечественников, проживающих за рубежом), информационные сообщения и пресс-релизы различных международных мероприятий, интервью известных деятелей науки и культуры (с. 348–439). Все эти материалы могут быть использованы при обучении студентов гуманитарных факультетов.

Труд Е.И. Пивовара – первая в историографии попытка комплексного анализа и обобщения истории и современного состояния Русского мира, а также политики России по отношению с миллионами соотечественников, сохранение историко-культурной и языковой идентичности которых находится под угрозой разнообразных факторов. Он будет интересен специалистам по истории Российского зарубежья, международных отношений, внешней политики РФ и других стран постсоветского пространства, государственной политики России в отношении проживающих за её пределами соотечественников. Кроме того, книга станет полезной для реализующих данную политику представителей профильных органов государственной власти, учреждений и организаций.

References

  1. 1. Pivovar E. L'étranger russe comme un phénomène culturel et social: son rôle et sa place en héritage historique et culturel. Saint-Pétersbourg, 2011.
  2. 2. Pivovar E.I. The Russian Emigration: the sociohistorical phenomenon, its role and place in the cultural and historical legacy. Saint-Petersburg, 2013.
  3. 3. Begidov A.M., Ershov V.F., Parfyonova E.B., Pivovar E.I. Rossijskaya voennaya ehmigratsiya v 1920–30-e gody. Nal'chik, 1998.
  4. 4. Begidov A.M., Ershov V.F., Pivovar E.I. Voenno-uchebnye zavedeniya zarubezhnoj Rossii. 1920–1930-e gody. Nal'chik, 1999.
  5. 5. Pivovar E.I. Rossijskoe zarubezh'e: sotsial'no-istoricheskij fenomen, rol' i mesto v kul'turno-istoricheskom nasledii. M., 2008.
  6. 6. Pivovar E.I., Aldyukhova E.I., Begidov A.M., Vladimirskaya T.L., Gribenchikova O.A., Dyomina L.I., Ershov V.F., Panova M.A., Parfyonova E.B., Silkin A.A., Simonova A.V., Tsimbaeva E.N. Rossiya v izgnanii: sud'by rossijskikh ehmigrantov za rubezhom. M., 1999.
QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library