Presidential Election in the Democratic Republic of Congo: the Leadership Struggle
Table of contents
Share
QR
Metrics
Presidential Election in the Democratic Republic of Congo: the Leadership Struggle
Annotation
PII
S032150750004381-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Galina Sidorova 
Occupation: Deputy Director of the Institute of International Relations and Socio-Political Sciences MSLU
Affiliation: Institute of International Relations and Socio-Political Sciences Moscow State Linguistic University
Edition
Pages
36-40
Abstract

The subject matter is the third in a series presidential election in the Democratic Republic of Congo, which took place on 30 December 2018 with the violation of constitutional terms in two years. The questions of internal political struggle are considering in a pre-electoral period in the background of unstable sociopolitical situation, permanent armed conflicts and extremely low living standard of the population. Focusing on that fact that 21 candidates took part in the presidential marathon, among whom the most important political figures – F.Tshisekedi, M. Fayulu and R.Shadari. Some strong players dropped out of the political process. The government succeeded in isolating and preventing from the elections such candidates as J.-P.Bemba, M. Katumbi and also a veteran of the Congolese political movement, P. Lumumba’s ally – A.Gisenga. The election campaign was clearly marked, there was a constant regrouping of political forces both in the presidential entourage and in the opposition camp. The election Commission did not announce the election results for a long time, citing to a large amount of work. Following the results of the elections, which were announced on the twenty-first of January, the opposition leader F.Chisekeli received the most votes. However, many people were not agree with this. According to religious figures, another oppositionist M.Fayulu scored a larger number of votes. The expectations of the president’s establishment that its promotee R.Shadary would win didn’t live up. What is more, his personality triggered electorate’s irritation. The aim of the research is to evaluate this significant event, which is planned to be «fair and transparent elections» from the international experts’ viewpoint. The methods of empirical political science, as well as event analysis let the problems of political and electoral processes in DRC be defined in general. It was concluded that despite the long way to the elections, they finally took place, thereby being considered an evidence of positive shift in terms of democracy establishment in DRC.

Keywords
Africa, Republic of the Congo, presidential election, electoral commission, power, opposition
Received
26.04.2019
Date of publication
29.04.2019
Number of purchasers
90
Views
2218
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 30 декабря 2018 г. в Демократической Республике Конго (ДРК) состоялись президентские, парламентские выборы, а также выборы в местные органы власти. Это третьи по счету демократические выборы в стране (первыев 2006 г., вторыев 2011 г.).
2 Согласно конголезской Конституции, выборы должны были состояться еще в 2016 г., когда заканчивался второй президентский срок Жозефа Кабилы. Затягивание очередных выборов власти объясняли неготовностью Национальной независимой избирательной комиссии (ННИК) к этому масштабному мероприятию, отсутствием списка избирателей, соответствующего электорального материала, а также неблагоприятной военно-политической обстановкой на востоке страны. Напомним, что население ДРК заметно выросло в последние годы и на момент выборов превысило более 80 млн человек. Большая часть населения проживает в труднодоступных районах, где отсутствует дорожная и иная инфраструктура, а в центральном регионе и на востоке страны продолжаются военные действия незаконных вооруженных формирований. Их число значительно увеличилось в последнее время. Если два года назад их насчитывалось около 50, то к моменту выборов – более 70 [11], хотя точную цифру назвать сложно.
3 Но выборы были перенесены не только по объективным причинам. Истинные мотивы оказались гораздо глубже. Жозеф Кабила находился у власти с 2001 г., когда был убит тогдашний президент страны Лоран-Дезире Кабила. Как и многие африканские лидеры, Ж.Кабила не хотел покидать президентское кресло, стремясь «уйти, чтобы остаться». Однако в условиях социально-политической нестабильности, раскола в правящей группе и непрекращающейся войны на востоке страны сделать это было крайне непросто.
4 На раздумье ушли два года. Летом 2018 г. Ж.Кабила решил не выдвигать свою кандидатуру на пост президента и назвал преемника – Эммануэле Рамазани Шадари – ничем ранее не проявившего себя политика, депутата Национального собрания (нижняя палата парламента), в недавнем прошлом бывшего губернатора провинции Маньема и министра внутренних дел. Через официального представителя правительства О.Менде конголезские СМИ усиленно лоббировали эту кандидатуру. Попутно отметим, что 28 стран Евросоюза единодушно приняли решение возобновить 12 декабря 2018 г. санкции в отношении ряда высокопоставленных чиновников ДРК, в т.ч. кандидата в президенты Р.Шадари, который обвиняется в массовых расправах над манифестантами в 2016-2017 гг. в Киншасе. Санкции состоят в запрещении передвижений за пределы страны и в замораживании счетов.
5 Выдвижение и лоббирование протеже Ж.Кабилы вызывало недовольство как многих политиков, прежде всего провинциальных, так и представителей гражданского общества. Например, Габриэль Киунгу Лумванза, координатор союза «Вместе за Большую Катангу» публично заявлял, что Кабила препятствовал проведению справедливых выборов и не имел права навязывать кандидатуру Шадари в качестве своего преемника, т.к. уже не располагал президентским мандатом, который закончился два года назад [10].
6 Кроме того, в сентябре 2018 г. Ж.Кабила с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН в ходе ее 73-й сессии заявил о том, что обойдется без финансовой помощи третьих сторон, и заверил высокое собрание в том, что его правительство сделает все возможное, чтобы выборы состоялись в намеченные сроки – в декабре 2018 г.: «Я подтверждаю необратимость процесса… Все мероприятия будут выполнены в рамках электорального календаря, чтобы выборы состоялись во имя политической и экономической консолидации, необходимой для процветания ДР Конго» [12].
7

24 января 2019 г. Инаугурация нового президента Демократической Республики Конго Феликса Антуана Чисекеди Чиломбо.

8 Ж.Кабила в резкой форме осудил вмешательство «некоторых» государств – членов ООН в электоральный процесс, однако конкретно никого не назвал. Кроме того, на Генассамблее, также в жесткой форме, прозвучали слова Ж.Кабилы о том, что Миссия ООН по стабилизации в ДРК (МООНСДРК) должна быть выведена из страны, и это было не первым заявлением конголезского лидера. Слова Ж. Кабилы о выводе ооновской миссии были подвергнуты резкой критике со стороны священнослужителей. В своем обращении к Генеральному секретарю ООН Антонио Гутерришу Координационный комитет католической общины в Конго заявил о том, что «в стране никто, даже сам президент Кабила, не имеет права требовать вывода «голубых касок» [8].
9 Конголезские политики неоднократно пытались разобраться в том, что происходит в их стране на протяжении последних 50-60 лет. Заместитель премьер-министра, писатель и политик Анри Мова Сакани написал книгу «Скорей бы начались выборы в ДРК: народ, свобода, демократия», в которой попытался сделать комплексный анализ феномена конголезских выборов [3]. Однако в этом эмоционально написанном труде мы не найдем ясного ответа на вопрос, почему в Конго на протяжении многих десятилетий нет политической стабильности. Другой политик – Селестен Тагу – также предпринял попытку понять сущность происходящего в опубликованной им работе «Ротационная демократия и президентские выборы в Африке» [7]. Но и там ответа нет, лишь говорится о некоторых аспектах конголезской «демократии».
10 Новым в действиях избиркома в 2018 г. стал отказ в аккредитации многим международным наблюдателям из Бельгии, Франции, Германии, Голландии, Италии, Португалии, Испании, Швейцарии, Швеции, Дании, Румынии и Финляндии, а также из Фонда Картера. Что касается последнего, то, по всей видимости, конголезские власти вспомнили о критических высказываниях в отчете Фонда о президентских выборах в ДРК 2011 г. В свое время этот отчет спровоцировал настоящую войну в СМИ.
11 Отказ в аккредитации вызвал недовольство указанных стран, которые сразу же обвинили режим Кабилы в автократии. Лидер же Республики, в свою очередь, обвинил европейские государства во вмешательстве во внутренние дела его страны. В результате, ННИК пригласила в качестве международных наблюдателей на выборы 2018 г. экспертов только из Африканского Союза, Сообщества развития Юга Африки (САДК) и из Международной Организации франкофонии, т.е. представителей из «одной африканской семьи».
12 Выборы были назначены на 23 декабря 2018 г., но уже задолго до них началось активное обсуждение и проигрывание их сценария. Последовала реакция со стороны правозащитных организаций. Так, эксперты неправительственной организации «А2 Глобал риск» высказали мнение, что после ухода команды Ж.Кабилы в стране может сложиться неблагоприятная ситуация для иностранных предпринимателей. Главный ее аналитик Оливье Миллан предположил, что уже на следующий день после выборов появится риск для инвесторов.
13 Высказывались опасения по поводу того, что политическая ситуация останется нестабильной. О.Миллан также утверждал, что «ситуация в экономике страны вряд ли кардинально изменится. Становится очевидным, что Кабилу сменит человек из его окружения, но на деле ничего не изменится. Маловероятно и то, что выборы, намеченные на 23 декабря, будут справедливыми, а это увеличивает вероятность того, что в стране начнутся волнения» [13].
14 Эксперты группы неправительственных объединений ДРК, представляющие в основном гражданское общество, опубликовали доклад об электоральной ситуации в стране. Они предрекли острый политический кризис. По их мнению, этому будут способствовать глубокие разногласия между президентским лагерем и оппозицией, а также неспособность политических деятелей найти компромиссные решения: «Это может привести к кризису власти и блокированию демократических процессов, а также станет сильной помехой для социально-экономического роста» [4].
15 Другие эксперты предполагали, что Ж.Кабила мог бы совершить конституционный государственный переворот, распустив правительство и объявив о создании новой IV Республики. В этом случае он вправе был бы вновь претендовать на президентское кресло. Возможен был и иной сценарий: «легальный» возврат к власти в результате победы сторонников президентского большинства на парламентских выборах и последующее изменение Основного закона страны.
16 19 сентября ННИК опубликовала окончательные списки кандидатов на пост президента, в парламент и в местные органы власти. Число кандидатов в президенты достигло 21, в законодательные органы – 15355, в местные органы власти - 19640.
17 После длительных дебатов в список не вошли известные оппозиционеры Моис Катумби (бывший губернатор Катанги), Ж.-П.Бемба (действующий сенатор, был вице-президентом, руководит оппозиционной партией «Движение за освобождение Конго»), а также Антуан Гизенга, соратник П.Лумумбы, который всегда разделял взгляды главы государства и лишь в последние годы стал оппозиционером. Что касается Ж.-П.Бембы, то Международный уголовный суд приговорил его к одному году лишения свободы и к выплате штрафа в 300 тыс. евро.
18 Избирком во главе с Нангой Йобелуо работал в усиленном режиме, несмотря на постоянное давление со стороны оппозиции и гражданского общества. Его обвиняли в фальсификации итогов голосования при использовании т.н. машин для голосования вместо обычных бумажных бюллетеней. Следует отметить, что транспортировка и хранение десятков тонн бумаги сопряжены со множеством трудностей. Тем не менее, на использовании именно традиционных бюллетеней настаивали представители гражданского общества и оппозиции.
19 По мере приближения выборов по всей территории страны заметно повышался политический градус. Политическая оппозиция стремилась объединить усилия для выдвижения единой кандидатуры, однако договориться так и не смогла. 7 кандидатов, включая Ф.Чисекеди, Ф. Матунгулу, В.Камере, А.Музто, Ж.-П.Бембу, М.Катумби и М.Файулу, подписали соглашение по созданию новой коалиции «Ламука» (в переводе с языка лингала«просыпайся»). В документе говорится о возможном двухлетнем переходном периоде в случае, если выборы не состоятся. В коммюнике от 11 ноября, обнародованном в местных СМИ, отмечалось, что коалиция «Ламука» будет и впредь настаивать на отмене «машин» для голосования и на чистке базы данных избирателей.
20 Буквально через день ситуация изменилась [14]. 12 ноября В.Камере и Ф.Чисекеди под нажимом своих соратников отозвали свои подписи под соглашением. Они сформировали платформу «Курс на Изменение». В прессе были опубликованы их смутные комментарии по этому поводу. В результате образовались два оппозиционных альянса: один – с лидером М.Фаюлу, другой – с Ф.Чисекеди, последователем и продолжателем дел своего отца Этьена Чисекеди, традиционного оппозиционера с более чем 50-летним стажем.
21 Ж.Кабила также стремился сохранить свою команду, чтобы и после выборов оставаться влиятельной политической фигурой. Президентское большинство осуществило перегруппировку политических сил, сформировав блок «Общий фронт за Конго» из 500 членов для проведения электоральной кампании. Кандидаты в него набирались из 26 провинций и со 145 территорий. Фронт был представлен политиками, религиозными деятелями, известными артистами, музыкантами, спортсменами и т.д. Пестрый состав «команды» удивил некоторых ее членов, которые были включены без уведомления. Создавалось впечатление, что пропрезидентский блок был намерен навязать некоторым знаменитостям участие в кампании президента. Например, был включен тренер футбольной команды «Леопарды» Флобер Ибенге.
22 На образование в стране нового пропрезидентского центра силы незамедлительно последовала реакция. Среди скептически настроенных людей преобладало мнение, что возвращаются времена Мобуту Сесе Секо (правил страной с 1964 по 1996 гг.) и его партии «Народное движение за революцию». Считалось, что Ж.Кабила и его окружение, используя государственные финансовые и людские ресурсы, «задушат» других кандидатов. Указывалось и на разбазаривание государственной казны для пропаганды Р.Шадари. Эксперты напоминали, что ст. 31 Закона о выборах гласит, что чиновникам, находящимся на государственной службе, а также сотрудникам служб безопасности и военным запрещено заниматься политической деятельностью.
23 Предвыборная ситуация разворачивалась на фоне массовых выступлений оппозиции против использования «машин» для голосования. Крупные выступления прошли 29 сентября и 26 октября. Прозвучало настойчивое требование напечатать и распространить бумажные бюллетени.
24 Выступавшие акцентировали внимание на сложившемся в стране катастрофическом социально-экономическом положении. Моис Катумби, бывший губернатор одной из самых богатых провинций – Катанги, выступил с жесткой критикой лидера страны и председателя ННИК: «Тот, кто практически разрушил страну, должен уйти со своего поста» [9]. Председателя ННИК он называл вором, согласившимся на электронное голосование, тем самым способствуя мошенничеству и фальсификации. Протестовавшие также выражали озабоченность включением в списки 10 млн «нелегальных» избирателей, у которых не были взяты отпечатки пальцев.
25 Электоральная кампания официально длилась с 22 ноября по 21 декабря, хотя началась она намного раньше и была омрачена известием, пришедшим из провинции Восточное Касаи, о похищении и обезглавливании трех представителей пропрезидентской «Партии народа за реконструкцию и демократию».
26 19 ноября Р.Шадари выступил с предвыборной программой развития страны, разработанной по четырем основным направлениям: укрепление центральной власти на всей национальной территории; эффективное управление; создание динамичной, конкурентоспособной экономики и борьба с бедностью; укрепление геостратегической роли государства. В программе предусмотрено создание 100 тыс. рабочих мест, намечаются проекты по строительству современного государства, меры по социальной защите, развитию экономики, обеспечению безопасности. Р.Шадари взял на себя обязательство провести реформу в сфере образования и повысить стипендии студентам [15].
27 День выборов, по мнению экспертов, прошел в спокойной обстановке, несмотря на некоторые сбои в работе компьютерной техники. На избирательных участках, например, не могли запустить соответствующую программу, не были вовремя доставлены аккумуляторы для подзарядки батарей и пр.
28 Предварительные результаты голосования избирательная комиссия обнародовала лишь в ночь с 9 на 10 января. Победил лидер объединенной оппозиции Ф.Чисекеди, набрав 7 051 013 голосов (38,57%). На втором месте оппозиционер М.Файулу – 6 366 732 голоса, на третьем – кандидат от правящей партии Р.Шадари – 4 357 359 голосов [16]. Параллельно были подведены итоги парламентских выборов. Из 500 депутатских мест 350 получил блок Ж.Кабилы «Общий фронт за Конго».
29 Реакция на предварительные итоги выборов и в самом Конго, и за рубежом была различной; их назвали «парадоксальными». В родной провинции Ф.Чисекеди – Западное Касаи, в г. Кананга состоялись победные шествия. Соперник же победителя М.Файулу назвал итоги «электоральным путчем» и направил ходатайство о пересмотре результатов в Конституционный суд.
30 Свое возмущение выразили конголезские католические священники, которые играют большую роль в политической жизни страны. По их мнению, на выборах победил М.Файулу. Свое недовольство результатами выразил министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан. Он считает, что «результаты выборов не соответствуют действительности» [17]. Такую же оценку дали и представители САДК, которые призывали Избирком к повторному подсчету голосов.
31 Таким образом, постэлекторальная ситуация в ДРК остается напряженной, и борьба за лидерство во властных структурах еще не закончена.

References

1. Biyoya Makutu Kahandja Ph. La géopolitique de l’instabilité dans la région des Grands Lacs / Ph. Biyoya Makutu Kahandja. P., L’Harmattan, 2009. 73 p.

2. Ilunga Mpunga D. Etienne Tshisekedi. Le sens d’un combat. / Ilunga Mpunga D. P., L’Harmattan, 2007. 202 p.

3. Mova Sakanyi, Henry. Vivement les élections en RD Congo! Peuple, Libération et Démocratie. P., l’Harmattan. 2018. 376 p.

4. Ngandu Mupompa D. «Scrutins du 23 décembre 2018: des ONG craignent un chaos électoral». Ñongoforum d’après Le Potentiel 27.11.2018.

5. Ngbanda Nzambo H. Crimes organisés en Afrique Centrale. / H. Ngbanda Nzambo. P.: Dubois, 2004. 450 p.

6. Soudan Francois. RDC: Joseph Kabila, Mobutu light. 08 février 2011 – https://www.jeuneafrique.com/192849/politique/rdcjoseph-kabila-mobutu-light/ (accessed 13.11.2017)

7. Tagou C. Démocratie rotative et les élections présidentielles en Afrique. P. : l’Harmattan. 2018. 222 p.

8. Retrait de la Monusco de la RDC : les Laïcs catholiques estiment que le président Kabila n’a aucune légitimité pour faire cette demande – https://theworldnews.net/cd-news/retrait-de-la-monusco-de-la-rdc-les-laics-catholiques-estiment-que-le-president-kabila-na-aucune-legitimite-pour-faire-cette-demande (accessed 11.01.2019)

9. Discours de Moïse Katumbi – http://www.congoforum.be/fr/nieuwsdetail.asp?subitem=1&newsid=211567&Actualiteit=selected (accessed 04.01.2019)

10. Kabila doit libérer le processus électoral et arrêter d’imposer Shadary comme chef de l’Etat avant les élections (Kyungu) 30.09.18 – https://actualite.cd/2018/09/30/kabila-doit-liberer-le-processus-electoral-et-arreter-dimposer-shadary-comme-chef-de (accessed 07.11.2018)

11. Kibangula, Trésor. RD Congo: qui sont les groupes armés qui sévissent au Nord-Kivu? 22.03.17 – https://www.jeuneafrique.com/mag/411744/politique/rd-congo-groupes-armes-sevissent-nord-kivu/ (accessed 09.12.2018)

12. Discours du président Joseph Kabila à la 73e Assemblée générale de l’ONU. 26.09.18 – http://www.adiac-congo.com/content/discours-du-president-joseph-kabila-la-73e-assemblee-generale-de-lonu-89475 (accessed 15.12.2018)

13. Malgré son retrait de la présidence, Joseph Kabila aura toujours la main mise sur le circuit des affaires (Politico.cd). 28.09.18 – http://www.congoforum.be/fr/nieuwsdetail.asp?subitem=2&newsid=211552&Actualiteit=selected (accessed 30.09.2018)

14. Communiqué final de la rencontre de l’opposition. Genève, le 11.11.18 – https://www.mediacongo.net/dpics/files/2018-11-11-07-04-17_D%C3%A9claration_commune_opposition.pdf (accessed 04.12.2018)

15. R. Shadary promet une justice juste et un budget d’USD 86 milliards. 20.11.18 – http://www.diacenco.com/r-shadary-prometune-justice-juste-et-un-budget-dusd-86-milliards/ (accessed 15.12.2018)

16. Proclamation et premières réactions 18 – http://www.congoforum.be/fr/nieuwsdetail.asp?subitem=1&newsid=212407& Actualiteit=selected (accessed 15.12.2018)

17. Le ministre français des Affaires étrangères estime les résultats «non conformes» 10.01.19 – http://www.congoforum.be/fr/nieuwsdetail.asp?subitem=1&newsid=212407&Actualiteit=selected (accessed 11.01.2019)

Comments

No posts found

Write a review
Translate