Diversification risks in the Russian economy
Table of contents
Share
QR
Metrics
Diversification risks in the Russian economy
Annotation
PII
S020736760013399-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladimir Avdiyskiy 
Occupation: Academic Supervisor of the Department of Economic Security and Risk Management
Affiliation: Financial University under the Government of the Russian Federation
Address: Russian Federation, Moscow
N. Chalenko
Occupation: Head of the group for pre-project development and commercialization of research results in Financial University under the Government of the Russian Federation
Affiliation: Financial University under the Government of the Russian Federation
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
55-59
Abstract

The article shows the need to identify diversification risks and the opportunities for minimizing them through the efforts of the state and the business community. A systematic approach to the assessment and management of diversification risks in the medium and long term is of great importance, the author states.

Keywords
diversification risks, Russian military-industrial complex, systematic approach, long-term perspective
Received
24.01.2021
Date of publication
25.01.2021
Number of purchasers
26
Views
1160
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Утверждающаяся в мире новая модель экономического роста, где основными факторами развития являются переход к Индустрии 4.0, Обществу 5.0 и т.д., предполагает новые вызовы, глобальные угрозы и риски, в связи с чем возникает необходимость разработки возможностей их нивелирования посредством управления в целях обеспечения экономической безопасности. Соответственно, возникает необходимость выявления рисков в текущей, средне- и долгосрочной перспективе посредством долгосрочного прогнозирования и, соответственно, способов и методов их нивелирования со стороны государства и бизнеса.
2 В современных условиях особенно важное место занимают вопросы управления диверсификационными рисками, появляющимися в связи с необходимостью и неизбежностью изменения структуры производства, методов управления, внешних условий хозяйствования. Учет этих рисков и реагирование на них имеют решающее значение для определения долгосрочной перспективы развития экономики страны.
3 Экономический результат эффективного управления диверсификационными рисками складывается из результатов деятельности предприятий и отраслей, действующих в быстро изменяющихся условиях макроэкономической нестабильности и появления новых вызовов, в частности, пандемии коронавируса.
4 На уровне предприятий и отраслей проблема диверсификационных рисков в долгосрочной перспективе характеризуется степенью достижения требований глобальных рынков, в частности: сокращением процесса принятия решений во времени (T2D), сокращением времени реализации проектов (Time-to-Execution, T2E) и сокращением времени выхода на рынок продукции (Time-to-Market, T2M), причем речь идет о мировом рынке [1].
5 Экономический результат нивелирования диверсификационных рисков оценивается прежде всего в виде повышения мировой конкурентоспособности предприятий, отраслей, роста налоговых отчислений, улучшения социально-экономического положения субъекта федерации и населения, обеспечения экономической безопасности страны.
6 Выявление диверсификационных рисков позволяет определить, какова вероятность отклонения показателей предприятий и отраслей от целевых индикаторов.
7 Для нивелирования рисков в мировой практике применяются меры по реструктуризации экономики и поиск новых бизнес-моделей, например, в сфере оборонно-промышленного комплекса − расширение ассортимента гражданской продукции и продукции двойного назначения1.
1. Предотвращение отраслевого диверсификационного риска в аспекте гражданской диверсификации как значимого инструмента выживания в условиях падения спроса доступно не всем оборонным предприятиям.
8 Так, Boeing на фоне потенциального снижения спроса на истребители заявил о разработке дополнительных шагов в части гражданских программ вертолетного и аэрокосмических дивизионов и расширил спектр предоставляемых услуг по ремонту. При этом очевидно, что риск вложения средств в разработку и реализацию диверсификационной стратегии достаточно высок. Существует много неизвестных переменных, с их реакциями на диверсификационные усилия предприятий.
9 Первым таким шагом на пути нивелирования системного диверсификационного риска может стать определение собственных возможностей успешности реализации инновационно-инвестиционной стратегии, собственного и заемного инновационного потенциала предприятия и отрасли.
10 Соответственно, многофакторный подход к анализу и оценке диверсификационных рисков требует применения эффективных механизмов управления [3]. Адресное влияние на факторы диверсификационных рисков в среднесрочной и долгосрочной перспективе − наиболее эффективный способ повысить конкурентоспособность [4].
11 Цель управления диверсификационными рисками в современных условиях макроэкономической нестабильности и новых вызовов достигается в первую очередь выявлением приоритетных проблем определения путей и методов нивелирования.
12 Выделим следующие этапы выявления диверсификационнных рисков и их нивелирования рисков: − определение наиболее активно проявляющихся трендов, угроз и рисков при существующей модели экономического роста и ее обновлении; − оценка текущей адаптивности предприятий и отраслей к выявленным трендам и рискам; − определение сценариев рисков и возможностей, открывающихся при реализации глобальных трендов; − оценка текущей реализуемости риска; − исследование практик работы с рисками в странах мира и оценка учета рисков в госпрограммах развития; − оценка взаимного влияния рисков; − построение матрицы управляемых и неуправляемых диверсификационных рисков; − принятие эффективных управленческих решений.
13 Представленная модель позволяет выделить четыре риска, которые оказывают максимальное влияние (как положительное, так и отрицательное) на остальные. Это системный, отраслевой, структурный, финансовый. Нивелирование данных рисков со стороны государства и бизнеса позволит обеспечить экономическую безопасность страны и выход на конкурентоспособные позиции на внутреннем и внешних рынках.
14 Основные направления управления рисками диверсификации должны включать не только стратегию, связанную с адаптацией к современным реалиям, но и разработку долгосрочной стратегии. В связи с этим в целях управления рисками можно выделить механизм адаптации и механизм долгосрочного развития.
15 Основная задача в рамках адаптации состоит в том, чтобы сгладить колебания текущих показателей. В дальнейшем требуются разработка стратегии долгосрочного прогнозирования возможного развития рисков с высокой степенью точности и достоверности и совершенствования управления ключевыми факторами, порождающими риски и позволяющими нейтрализовать их.
16 Существует много способов научно обосновать развитие событий в долгосрочной и среднесрочной перспективе. Для этого требуется широкое использование методов комбинированного прогнозирования при решении разнообразных задач на основе современных программных продуктов. При этом долгосрочные проекты, особенно важные для инновационных предприятий и отраслей, обычно рассчитаны на 10−25 лет.
17 Для совершенствования управления диверсификацией, прежде всего для перехода на выпуск высокотехнологичной продукции с сохранением при этом стабильной работы предприятия, могут использоваться государственные гарантии, привлечение к сотрудничеству других фирм, обладающих достаточной финансовой устойчивостью, применением государственно-частного партнерства.
18 Перечислим некоторые направления управления диверсификационными рисками со стороны государства и бизнеса (применительно к оборонно-промышленному комплексу Российской Федерации (см. таблицу 1).
19 Таблица 1 Нивелирование рисков со стороны государства и бизнеса
20
Предложения со стороны государства Предложения со стороны бизнеса
Формирование государственного гражданского заказа (ГГЗ) на высокотехнологичную продукцию на переходный период. В этом случае отрасли ОПК будут выпускать инновационную гражданскую продукцию с гарантированной возможностью её реализации В информационно-аналитической системе со стороны государства необходимо обеспечить доступ отраслям и предприятиям ОПК к заказам крупных корпораций на высокотехнологичную продукцию;
Создание государственной структуры по закупке высокотехнологичной гражданской продукции у отраслей ОПК, чтобы частично поддержать освоение функций продвижения продукции на рынок, её рекламы, продажи продукции и создания сети сервисного обслуживания; создание брэндов российской гражданской продукции и предприятий ОПК в качестве продвижение российской высокотехнологичной промышленной гражданской продукции на мировые рынки; Оказание консалтинговых услуг по стратегическому маркетингу, разработке программ продвижения высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Предприятиям ОПК - поддержка в продвижении их продукции на гражданские рынки – в первую очередь, в части продаж, сервиса, послепродажного обслуживания;
Создание в рамках государственных корпораций ОПК их дочерних структур, специализированных по видам высокотехнологической гражданской продукции, с возможностью затем их дальнейшего выделения в отдельные юридические лица (компании); В качестве инструментов выхода и укрепления положения предприятий ОПК на смежных рынках необходимо использование модели слияний и поглощений; корпоративного венчуринга; модели совместных проектов или компаний и создания стратегических альянсов.
Необходимо создание механизмов государственного страхования (хеджирования) рисков диверсификации, а также обеспечить предоставление государственных гарантий (поручительств) предприятиям ОПК при получении ими кредитов для диверсификации и освоения выпуска высокотехнологичной гражданской продукции
Источник: составлено на основе [5, 6,7].
21

Указанные мероприятия позволят отраслям ОПК России оптимизировать диверсификацию процессов производства конкурентоспособной высокотехнологичной гражданской продукции и продукции двойного назначения на основе инновационного потенциала отраслей ОПК в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

References

1. Borovkov Yu., Ryabov A. i dr. Novaya paradigma tsifrovogo proektirovaniya i modelirovaniya global'no konkurentosposobnoj produktsii novogo pokoleniya / Tsifrovoe proizvodstvo. Metody, ehkosistemy, tekhnologii // M.: Departament korporativnogo obucheniya Moskovskoj shkoly upravleniya Skolkovo, 2018. S. 24-43.

2. Kuznetsova O.N. Upravlenie otraslevymi riskami v promyshlennosti: metodika otsenki i puti sovershenstvovaniya: diss ... k. eh. n.: 08.00.05 // Moskva, 2014. 200 s.

3. Kalinin D.B., Chuparnov I.A. Sposobnost' k ehffektivnomu upravleniyu vozmozhnostyami i riskami, svyazannymi s makroehkonomicheskimi, sotsial'no-demograficheskimi i tekhnologicheskimi trendami tsifrovoj ehkonomiki // Analitik OPK Rossii. 2018. № 1.S. 36-50.

4. Andronova I.V., Osinovskaya I.V. Metod stsenariev kak osnovnoj instrument formirovaniya dolgosrochnykh otraslevykh prognozov. // Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2018. №8(126) S. 64-69.

5. Klimonova A.N., Yurina E.A. Ehkonomicheskaya bezopasnost' v usloviyakh globalizatsii: ugrozy i vozmozhnosti // Sotsial'no-ehkonomicheskie yavleniya i protsessy. 2014. T. 9. № 9. S. 58-64.

6. Trendy gosudarstvennogo regulirovaniya: diversifikatsiya OPK // Rosehlektronika.GR –dajdzhest. 2017. Vyp. 6. S. 4-41.

7. Porter M. Konkurentnaya strategiya. Metodika analiza otraslej i konkurentov: per s angl. M.: Al'pina Biznes Buks, 2016.

Comments

No posts found

Write a review
Translate