The methods to reduce poverty in Uzbekistan
Table of contents
Share
QR
Metrics
The methods to reduce poverty in Uzbekistan
Annotation
PII
S020736760009185-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
S. Voronin 
Affiliation: Chief Expert, Institute of Fiscal Studies under the Ministry of Finance of the Republic of Uzbekistan
Address: Uzbekistan
Edition
Pages
99-109
Abstract

The article focuses on the search for funding sources to form a compulsory health insurance fund and a housing fund supporting workers employed in the commercial sector in case of their temporary disability. Measures are proposed aimed at reducing the share of the shadow economy, increasing the official employment rate and, on this basis, expanding the sources of financing pensions, allowances and other social transfers.

 
Keywords
integration processes, employment rate, social insurance and security, living wage, minimum wage, compulsory medical insurance, social tax, personal income tax
Received
29.02.2020
Date of publication
06.05.2020
Number of purchasers
37
Views
1715
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 В последние годы Узбекистан находится на этапе масштабной либерализации экономики, которая сопровождается расширением ее открытости. В короткие сроки предстоит создать эффективные механизмы, стимулирующие рост официальной занятости в коммерческом секторе экономики, в особенности в производственных отраслях, в которых выпускается продукция с высокой добавленной стоимостью. Только наращивание производства высокодоходной продукции позволит создать достойные условия, как для работников коммерческого сектора, так и для лиц, получающих доходы за счет бюджетных средств, в том числе пенсионеров, инвалидов и других социально уязвимых слоев населения.
2 В Узбекистане за последние два года были приняты масштабные меры, направленные на повышение уровня жизни граждан. Так, пенсии работающим пенсионерам стали выплачиваться в полном размере. В 2 раза увеличен размер пособий уязвимым и малообеспеченным категориям населения. В рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махала» в 2019 г. велась работа по строительству и благоустройству в 479 селах и аулах, 116 городских махаллях1.
1. >>>>
3 Пяти тысячам малообеспеченных и нуждающихся в улучшении жилищных условий семей, в том числе женщинам с инвалидностью, выделено более 116 миллиардов сумов для выплаты первоначальных взносов на приобретение жилья по ипотечным кредитам. Рост благосостояния населения и усиление их социальной защиты остаются в числе важных задач социально-экономического политики Узбекистана и в текущем году.
4 В то же время, как отметил 14 января текущего года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем послании Парламенту, «большая часть жителей регионов, особенно сел, не имеют достаточных источников дохода. Как и во всех странах, у нас тоже есть малообеспеченные слои населения. По разным подсчетам этот показатель составляет 12-15 процентов населения страны (4-5 миллионов жителей)».
5 Следует согласиться с мнением, что проблему преодоления бедности нельзя решить только выплатой пособий, предоставлением материальной помощи или повышением их размеров. Для сокращения бедности требуются комплексные усилия – от стимулирования предпринимательской активности до развития и реализации трудового потенциала населения, создания новых рабочих мест2. Система пенсионного обеспечения в республике охватывает более 3,3 млн граждан, а пенсии по возрасту получают около 2,5 млн чел, по инвалидности – 360 тысяч чел., по случаю потери кормильца – 168,5 тысяч чел, социальные пособия – 294,1 тысяч человек.
2. >>>>
6 С 1 февраля 2020 года проведено повышение на 7% размера заработной платы работников бюджетных учреждений и организаций, пенсий, стипендий, пособий, а также материальной помощи малообеспеченным семьям. Установлены размеры минимальной оплаты труда (МРОТ) – 679 330 сумов в месяц, базовой величины исчисления пенсии – 238 610 сумов, минимальной пенсии по возрасту и пособия инвалидам с детства – 466 680 сумов, минимальный размер пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, – 286 390 сумов3. Размеры пособий семьям с детьми в возрасте до 14 лет с одним ребенком – 131 000 сумов, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 2 лет – 434 000 сумов, материальная помощь малообеспеченным семьям – от 326 000 до 653 000 сумов в месяц.
3. Постановление Президента РУз №ПП-4555 от 30.12.2019 г. «О мерах по обеспечению Закона РУз «О Государственном бюджете РУз на 2020 год»
7 Однако все эти масштабные меры еще не позволяют в полной мере решить проблему бедности. По предварительной оценке, размер прожиточного минимума в Узбекистане составляет 800-900 тысяч сумов4. Определенная часть населения испытывает финансовые трудности в обеспечении питанием и оплате коммунальных услуг5.
4. >>>>

5. >>>>
8 Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем Послании отметил, что необходимо внедрить новую систему выплаты социальных пособий, в том числе расширить охват малообеспеченных семей, повысить целевое расходование бюджетных средств. Следует пересмотреть критерии и перейти к прозрачной системе назначения пособий, дать критическую оценку участию в этой работе махалли6.
6. >>>>
9 Без создания условий для расширения доступа граждан страны к общепринятым материальным ценностям и эффективного решения проблемы сокращения бедности, без поиска путей повышения доходов занятых работников, повышения пенсий и пособий до приемлемого уровня, общего роста покупательной способности населения ˗˗ трудно говорить о будущей успешной интеграции Узбекистана в такие крупные сообщества государств, как ВТО и ЕАЭС.
10 На заседании Международного пресс-клуба заместителю премьер-министра, министру финансов Д. Кучкарову был задан вопрос, почему в Узбекистане до сих пор не озвучены цифры потребительской корзины и прожиточного минимума. Он отметил, что, если озвучить величину прожиточного минимума, это приведет к «юридическим вопросам»7, «нам придется повысить [пособия и пенсии], но сейчас нет такой возможности». Далее он констатировал, что «с экономическим ростом, увеличением ВВП будут расти поступления в бюджет, что позволит повысить размер пособий. В обществе должен быть достигнут такой компромисс».
11 Действительно, одно лишь повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума и индексация размеров пенсий и пособий всем нуждающимся гражданам до приемлемого уровня без общего подъема экономики потребует дополнительных бюджетных средств, которые в нем пока ещё отсутствуют. По итогам 2019 г., дефицит консолидированного бюджета Узбекистана с учетом целевых фондов, в том числе, пенсионного, составил 7,7 трлн сумов, или 1,5% к ВВП8. В 2020 г. предусматривается сократить дефицит бюджета до 3,4 трлн сумов, или до 0,5% к ВВП, но и это также будет ограничивать возможности расширения социальной поддержки населения.
8. >>>>
12 Основную причину недостатка средств многие финансисты видят в том, что из 13-миллионного трудоспособного населения подоходный налог платят только 5 миллионов, а остальные граждане никаких налогов не выплачивают.
13 При уменьшении ставки НДФЛ до 12%, сокращении общей налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в 1,5 раза и увеличении за 2019 г. поступлений в госбюджет по данному налогу в 2 раза (с 6,4 до 12,7 трлн сум), количество занятых в экономике возросло лишь в 1,2 раза (с 3,9 до 4,7 млн чел), а по некоторым оценкам – в 1,1 раза (на 500 тысяч чел.). По-прежнему, около 8 млн человек заняты в неофициальной сфере экономики, не оплачивая НДФЛ, но пользуясь многими бесплатными услугами государства9.
9. Расчеты на основе данных Министерства финансов и Государственного налогового комитета
14 Необходимо отметить, что наряду со снижением НДФЛ, были отменены обязательные отчисления предприятий с выручки в размере 3,2%, страховые взносы граждан в Пенсионный фонд в размере 8% от заработной платы (табл.1).
15 Таблица 1
16 Динамика ставок социальных налогов и отчислений за 2015-2020 гг. (в % от налогооблагаемой базы)
17
Показатели 2015 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Налог на доходы физических лиц (максимальная) 23 23 22,5 12 12
Обязательные страховые платежи граждан в Пенсионный фонд 7,0 8,0 8,0 - -
Единый социальный платеж (для бюджетных и государственных предприятий с долей в уставном фонде 50% и выше)* 25 25 25 25 25
Единый социальный платеж (для всех остальных)* 15 15 15 12 12
Обязательные отчисления предприятий от выручки в Пенсионный фонд 1,6 1,6 3,2 - -
Обязательные отчисления предприятий от выручки в Дорожный фонд 1,4 1,4
Обязательные отчисления предприятий от выручки для ремонта школ и др. 0,5 0,5
* с 2020 г. ставка единого социального платежа (социального налога) установлена в размере 25 % - для бюджетных организаций, и 12% - для других структур. Источник: составлено автором на основе данных Министерства финансов.
18 На наш взгляд, отмена оборотных отчислений предприятий от выручки в размере 3,2% ˗ это позитивная мера, способствующая легализации деятельности крупного бизнеса и улучшению финансового положения предприятий, имеющих государственную долю в уставном капитале. Хотя данная мера привела к резкому сокращению средств государственных целевых фондов, в том числе Пенсионного фонда, это может способствовать экономическому росту.
19 В то же время отмена обязательного взноса граждан с заработной платы (8%) имеет определенные негативные последствия, так как она не только сократила средства Пенсионного фонда, но и ещё и ослабила возможности государственного страхования занятых граждан на случай временной нетрудоспособности. Фактически, данные средства являлись частью заработной платы, которая в обязательном порядке сберегалась в специальном фонде. Отмеченные меры могут привести к следующим последствиям: работник может израсходовать данные средства (если они вообще будут начислены работодателем) и у него будет дефицит средств в случае временной нетрудоспособности; работник может добровольно перечислить эти средства в частную страховую компанию; работодатель вообще может присвоить эти средства себе в виде прибыли или снизить себестоимость и цену реализуемой продукции.
20 Более обоснованным было бы сохранить это страховой платеж от заработной платы занятого работника. Однако в Пенсионный фонд направлять только 50% от начисленных средств, а другую половину перечислить на специальный страховой счет работника, из которого при необходимости возмещать расходы в случае его временной нетрудоспособности или вернуть ему в конце года. Ежегодный возврат части исчисленных налогов и страховых отчислений налогоплательщику – это эффективный путь к сокращению теневой деятельности.
21 По каким же причинам граждане республики не торопятся выходить из сферы теневой экономики, несмотря на существенное сокращение налоговой нагрузки на заработную плату? На наш взгляд, этому способствует действие следующих макроэкономических факторов:
22 Во-первых, сложившийся высокий уровень инфляции в экономике (в 2019 г. – 15,2% по факту, а прогноз ЦБ на 2020 г. – около 12-13,5%, 2021 г. – 10%)10. По данным Министерства экономики и промышленности, основными причинами роста цен и инфляции являются - либерализация регулируемых цен (3,6%), девальвация обменного курса национальной валюты (3,7%), рост кредитования экономики, дефицита госбюджета и заработной платы (4,1%), инфляционные ожидания (2,1%)11. Росту цен также способствует и индексация отдельных ресурсных налогов и других платежей (например, аренда нежилых помещений для предпринимателей), которая осуществляется в начале каждого года.
10. www.gazeta.uz/ru/2020/01/27/inflation-finance/

11. >>>>
23 Во-вторых, существенный рост расходов государственного бюджета (в 2019 г. расходы бюджета увеличились на 37%12 по сравнению с 2018 г.), который многие из занятых работников не ощутили лично на себе и своих семьях (это было вызвано строительством престижного жилья, ремонтом автодорог, улучшением городской инфраструктуры и др.) при сравнительно невысоком качестве услуг в сферах образования, здравоохранения, коммунального обслуживания, а также при сравнительно высоких ценах на услуги, предоставляемые в коммерческом секторе;
12. >>>>
24 В-третьих, у занятых работников имеются проблемы с получением страховых средств в случае временной нетрудоспособности, выходных пособий при увольнении, пособий по безработице. Размеры других пособий также незначительны (по уходу за ребенком, по инвалидности близких родственников, пенсий и т.д.);
25 В-четвертых, отсутствие полноценного «социального пакета» в коммерческом секторе, который стимулировал бы расширение занятости в официальном секторе экономики (обязательное медицинское страхование, качественное социальное страхование и обеспечение);
26 В-пятых, высокий уровень неофициальной и теневой сферы (примерно 44-46% от ВВП), в которой обращаются масштабные денежные, трудовые, материальные и иные ресурсы. Использование «теневых» оборотных средств постоянно подпитывает неофициальную деятельность, не встречая эффективных мер по противодействию получению и использованию «теневых» доходов. Эти средства используются для строительства торговых и других офисов, престижного жилья, проведение «евроремонта» квартир, оказания иных услуг населению с привлечением к проводимым работам граждан без оплаты НДФЛ, социального налога и других платежей в госбюджет.
27 В-шестых, недостаток рабочих мест с привлекательными условиями труда и размерами заработной платы, неуверенность в росте доходов в ближайшей перспективе, а также действие ряда других негативных факторов (социальные, экологические, природно-климатические, а также высокий уровень коррупции).
28 В этих условиях часть граждан трудоспособного возраста теряют надежды на деятельность в официальной сфере экономики и стараются как можно больше заработать в данный конкретный момент времени в теневой экономике, соглашаясь нередко на тяжелые условия работы, возможные санкции со стороны государства и вероятное мошенничество со стороны работодателя.
29 Широкое участие граждан страны в действующем бизнесе или в создании собственного бизнеса сдерживается объективными и субъективными причинами (новые правила налогообложения, широкое использование НДС, заниженный размер «порога товарооборота» в 1 млрд сумов для выбора налогового режима, ежегодная индексация ресурсных налогов, рост платежей за аренду помещений, предоставляемых бизнесу и т.п.).
30 Необходимо стимулировать переход занятых работников (физических лиц) из неофициальной сферы в легальные сектора. Эффективное решение этой проблемы будет способствовать росту поступлений в бюджет по НДФЛ и социальному налогу (ранее назывался ЕСП), что будет являться надежным целевым источником средств, предназначенным для повышения размеров пенсий и пособий, доведения их размера до уровня прожиточного минимума и выше.
31 Для начала обществу нужно определиться и найти компромисс по такому важному, стратегическому вопросу: что мы хотим получить в итоге – страну тружеников или страну, преимущественно, иждивенцев. Если мы выбираем первый путь, то нужно серьезно работать над созданием наиболее благоприятных условий для работников коммерческого сектора. В этом случае мы через стимулирующие экономические механизмы должны стараться направить энергию трудоспособных граждан именно в эту сферу экономики. Если выбирается второй путь, то в этом случае идеи обычно нацелены на то, как больше взять дохода у коммерческого сектора и перераспределить его в пользу граждан, получающих доходы из бюджета и государственных целевых фондов. Это сопряжено со многими негативными последствиями (коррупция, ослабление стимулирующей роли заработной платы, расширение неофициальной экономики). Выбор любых крайностей по этим двум направлениям может привести к негативным тенденциям в социально-экономическом развитии общества (либо чрезмерное доминирование рыночных отношений во всех сферах жизни, потеря взаимовыгодных отношений между поколениями людей, либо – централизованное распределение дефицитных ресурсов, что было при плановой экономике).
32 Оптимальный путь может заключаться в следующем: создавая максимально благоприятные условия для развития коммерческого сектора экономики, не забывать о долге бизнеса перед обществом, выполнение которого заключается в формирование ресурсов, необходимых для выполнения рациональных функций государства, достойной жизни пенсионеров, инвалидов, детей, а также других получателей бюджетных средств. Это сложная, но выполнимая задача. В зависимости от состояния и развития экономики данная задача должна решаться поэтапно в зависимости от установленного компромисса в обществе между различными слоями населения, между бизнесом и государством.
33 В коммерческом секторе экономики ее ядром является реальный сектор, в частности – промышленность и ее базовые отрасли, транспортная сфера, сельское хозяйство. В сфере промышленности наибольшую важность для государства имеют сырьевые отрасли, энергетика, химическая и нефтехимическая сферы. Их устойчивое развитие создает предпосылки для развития других секторов, в которых выпускается промышленная потребительская продукция, а также для других сфер, независимо от формы собственности предприятий и их организационного вида (малые, средние, крупные, частные и т.п.). Базовые отрасли экономику обеспечивают продовольственную и иную безопасность страны в настоящем и будущем. В стоимости продукции этих отраслей, как правило, имеется природная рента, которая принадлежит всем гражданам страны (в особенности – в сырьевых отраслях и сельском хозяйстве). Поэтому в этих отраслях необходимо организовать эффективное государственное регулирование деятельности соответствующих крупных хозяйствующих субъектов (предприятий, имеющих государственную долю в уставном капитале, а также субъектов естественных монополий и предприятий-монополистов). Налоговые и другие поступления от данных предприятий должны полноценно участвовать в финансировании расходов госбюджета, в том числе – при формировании средств на пенсии и пособия соответствующих категорий граждан.
34 Стабилизация цен на продукцию сырьевых и топливно-энергетических отраслей экономики, а также транспортной сферы, улучшение в них производственно-финансового состояния, позволит создать благоприятные условия для снижения в стране уровня инфляции (сокращение инфляции «затрат»), а значит, появятся дополнительные факторы для развития сфер, в которых осуществляется ее обработка, а также – производство готовой, конечной потребительской продукции с высокой добавленной стоимостью и степенью переработки.
35 Деятельность в отраслях, в которых производятся средства труда (полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, инструмент) и готовая потребительская продукция, не участвующая в регулируемых закупках (поставках), должна осуществляться в условиях действия исключительно рыночных факторов без регулирующего участия государства (по возможности – в условиях высокой конкуренции). Вне рамок соглашения (сверх утвержденных объемов) хозяйствующие субъекты должны иметь право обмениваться продукцией по свободным, договорным ценам.
36 В целях создания и поддержания паритетных стоимостных отношений между базовыми отраслями экономики необходимо определить и законодательно оформить государственную ценовую стратегию. Для этого следует определить и зафиксировать в соответствующих нормативных документах, какие цели ставит большая часть общества перед государством в динамике цен. Это, прежде всего, касается таких важных факторов производства, как «труд», «предметы труда» (сырье), «средства труда» (машины, оборудование, технологии), «инновации», «земельно-водные ресурсы», «готовая потребительская продукция», «ИКТ» и другие.
37 На наш взгляд, реализуя ценовую стратегию при помощи различных инструментов, государству необходимо стремиться к тому, чтобы качественный труд, сырье (особенно, не восполняемое в будущем), земельно-водные ресурсы становились при использовании более дорогими при их потреблении (поэтапно, в течение определенного времени). Это поможет создать экономические стимулы, чтобы данные природные ресурсы эффективно использовались в общественном и частном секторах экономики, а также в домашнем хозяйстве. Все остальные ресурсы, прошедшие определенные стадии обработки, должны использоваться или производиться с минимальным уровнем налогообложения. В связи с этим в перспективе должна повышаться роль налогов на потребление ресурсов с учетом воздействия на человека и окружающую среду.
38 Ценовая стратегия государства может реализовываться как при помощи механизмов налогообложения (акцизов, налога с оборота), так и путем приватизации, либерализации, разукрупнения крупных монополий, создания и развития конкурентных условий.
39 На наш взгляд, в структуре стоимостей основных факторов производства в последние годы, не смотря на рост в абсолютном выражении, существенно обесценился труд в реальном секторе экономике. Уровень заработной платы персонала, занятого на производственных предприятиях, а также ее покупательная способность в условиях высокой инфляции и действия иных факторов потеряли значительную часть своей стимулирующей функции.
40 В связи с этим, необходимо создать условия для повышения стимулирующей роли оплаты труда в коммерческом секторе экономики (в частности - в реальном секторе). Это можно сделать при помощи таких экономических рычагов, как повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до «прожиточного минимума» и введения надбавки к величине Социального налога (ранее назывался - ЕСП), который начисляется работодателем на ФОТ. Средства от этой надбавки следует направлять в специально создаваемые два источника: фонд проживания при временной нетрудоспособности работника (ФП) и фонд обязательного медицинского страхования (ОМС).
41 Правительством республики предусматривается ввести механизм ОМС в 2021 году. В целях коренного реформирования системы финансирования здравоохранения планируется в 2020 году принять закон об обязательном медицинском страховании и разработать организационные меры для внедрения новой системы. В качестве эксперимента в этом году она начнет функционировать в Сырдарьинской области13.
13. >>>>
42 В настоящее время необходимо определить источники средств, необходимые для его введения и разработать комплексную, взаимоувязанную систему его функционирования (работодатель, персонал, страховая компания, медицинское учреждение).
43 Надбавка к Социальному налогу, включающая средства на ФП и ОМС, фактически, будет являться частью заработной платы, которая выплачивается работнику в случае наступления страхового случая (временной нетрудоспособности). Если работник в течение года не «заболеет», то часть из этих средств можно передать ему в виде «медицинского обследования», «укрепления здоровья в санатории» и предоставления иных подобных услуг за счет средств ФП и ОМС.
44 Повышение МРОТ в коммерческом секторе экономики до уровня прожиточного минимума и введение надбавки к Социальному налогу (12%+8%) в виде «социального пакета» для данного сектора, позволит существенно усилить действие стимулов для легализации деятельности физических лиц. Это, в свою очередь, будет способствовать росту поступлений в бюджет по НДФЛ, средства которого можно будет перераспределять, в том числе на финансирование первичного звена здравоохранения для всех граждан страны, а также - на повышение базовых размеров пенсий, пособий по уходу за ребенком, по инвалидности, по безработице и другим видам социальной поддержки. Дополнительные выплаты гражданам, а также расширение доступа к расширенному перечню медицинских услуг должны зависеть напрямую от размеров начисленных ими страховых взносов.
45 Для работников бюджетной сферы, которая, по сути, является вторичной или обслуживающей другие отрасли экономики, оказывающей платные и бесплатные услуги для коммерческого и некоммерческого сектора, размер (ставку) Социального налога целесообразно довести до уровня, предусматриваемого для хозрасчетного сектора (предлагается снизить с 25% до 20%).
46 В целях повышения эффективности при использовании средств Социального налога и НДФЛ, усиления их стимулирующей роли в легализации деятельности физических лиц необходимо четко классифицировать какие виды расходов можно финансировать по каждому из вышеперечисленных платежей и строго придерживаться данному принципу.
47 Также необходимо установить, как должны использоваться средства по этим налогам, чтобы они не теряли свою покупательную способность из-за инфляции. По всей видимости, одна часть Социального налога и НДФЛ должна централизоваться в государственные целевые фонды и использоваться на реализацию общественных целей (государственная пенсия, пособия на детей, ритуальные услуги, возмещение ипотеки, учебы в ВУЗе и т.д.). Другая часть социального пакета должна направляться непосредственно занятому работнику в виде средств в ИНПС, ОМС, для проживания при временной нетрудоспособности, лечения и реабилитации после болезни, медицинского обследования или просто премирования за здоровый образ жизни в конце года.
48 В случае недостатка денежных ресурсов для формирования средств ОМС и ФП, поступающих от Социального налога и НДФЛ, на данные цели можно направить часть поступлений от акцизного налога на производимую в республике продукцию.
49 В заключение можно отметить, что в целях формирования условий, благоприятных для расширения занятости, поддержания условий паритетного товарообмена между базовыми отраслями экономики, сбалансированности между доходами населения (зарплата, пенсии, пособия) и потребительскими ценами можно использовать следующие стратегии в налогообложении:
50
  1. Трансформация НДС в налог с оборота, исчисляемого на дифференцированной основе только при реализации потребительских товаров, работ и услуг (за наличный расчет или через пластиковую карточку);
2.Увеличение размера «порога годового товарооборота» при переводе хозяйствующих субъектов на общеустановленный режим налогообложения с 1 млрд сум до 3 млрд сумов с 1 июля 2020 года.
51 Принятие вышеперечисленных направлений и мер позволит создать благоприятные условия для реализации ценовой стратегии государства, активизации инвестиционной деятельности, расширения бизнеса и занятости, повышения платежеспособного спроса населения и на этой основе роста поступлений средств госбюджета и государственных целевых фондов. В этом случае будут создаваться необходимые условия для повышения пенсий и пособий соответствующих категорий граждан без ущерба для развития коммерческого сектора экономики (ослабление стимулов к качественному, производительному труду).
52

В процессе разработки и реализации эти мер необходимо «добиться того, чтобы результаты реформ почувствовали в своей повседневной жизни каждая семья, все наши соотечественники»14. Реализовать данное направление можно через достижение роста покупательной способности населения, расширения занятости с увеличением привлекательных рабочих мест, реальным возвратом части средств по НДФЛ и Социальному налогу непосредственно занятым в коммерческом секторе работникам (ежегодно в виде услуг в рамках ОМС или возмещения отдельных социальных расходов), а также бюджетникам – в виде достойного жалования и пожизненного социального пакета.

14. >>>>
53 Сокращение участия государства в экономике должно сопровождаться введением эффективных механизмов государственного регулирования экономики в базовых секторах экономики, которые обеспечивают экономическую безопасность страны, а также повышением качества инструментов социальной политики, стимулирующих сокращение неофициального сектора экономики.

Comments

No posts found

Write a review
Translate