All-Russian scientific and practical conference " Psychology of abilities and giftedness”
Table of contents
Share
QR
Metrics
All-Russian scientific and practical conference " Psychology of abilities and giftedness”
Annotation
PII
S020595920009340-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
V. Shadrikov 
Occupation: Director of the Institute of educational content
Affiliation: National research University Higher school of Economics”
Address: Russian Federation, Moscow
V. Mazilov
Occupation: Head of general and social psychology chair
Affiliation: YAGPU named after K. D. Ushinsky
Address: ul .Republican, d. 108 / 1
U. Slepko
Occupation: Dean of the faculty of education
Affiliation: Yaroslavl state pedagogical University named after K. D. Ushinsky
Address: Russian Federation, Yaroslavl
Pages
140-142
Abstract

      

Received
26.04.2020
Date of publication
08.05.2020
Number of purchasers
28
Views
728
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 21−23 ноября 2019 г. на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского состоялась Всероссийская научно-практическая конференция “Психология способностей и одаренности”. Проведение конференции стало возможным благодаря финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, а также организационному сопровождению со стороны Российского психологического общества. Целью конференции было осуществление анализа и обобщения истории и современного состояния теоретических, методологических, экспериментальных исследований по проблемам способностей и одаренности в психологии. Возможность реализации столь крупной по меркам научного анализа цели была обеспечена заявленным тематическим полем секций конференции: “Методология, теория и история изучения способностей и одаренности”, “Развитие способностей и одаренности в общем и дополнительном образовании”, “Развитие способностей и одаренности в профессиональной деятельности”, “Психология творческих способностей”, “Социальные способности субъекта жизнедеятельности”. Таким образом в работе конференции нашли отражение и теоретико-методологические проблемы психологии способностей и одаренности, и проблемы чисто прикладного характера, связанные с психологической диагностикой и формированием способностей и одаренности на разных уровнях образования и в разных видах и типах деятельности человека.
2 Одним из ключевых факторов, позволивших сформировать столь широкое и актуальное для современной психологической науки проблемное поле конференции, стал состав программного комитета, в который вошли ведущие российские психологи, чьи научные интересы и исследования затрагивают самые разные аспекты проблемы психологии способностей и одаренности человека – Д.Б. Богоявленская, А.Н. Гусев, А.Л. Журавлев, Г.В. Залевский, А.В. Карпов, М.М. Кашапов, В.Н. Куницына, Н.А. Логинова, В.А. Мазилов, В.И. Панов, В.Ф. Петренко, Ю.П. Поваренков, В.П. Позняков, А.О. Прохоров, Д.В. Ушаков, В.Д. Шадриков.
3 Направление работы конференции в течение двух дней ее проведения было задано во время пленарного заседания, во время которого перед участниками с докладами выступили В.Д. Шадриков, Ю.П. Поваренков, А.В. Карпов, В.И. Панов, Д.Б. Богоявленская, М.М. Кашапов, М.А. Холодная, В.А. Мазилов.
4

Так, В.Д. Шадриков в своем докладе “Механизмы понимания” обратился к определению понимания как факта психической жизни человека. Было акцентировано внимание на явно недостаточной изученности процесса понимания со стороны механизмов, обращенных к пониманию процесса учения и обучения. В докладе были выделены факторы понимания-непонимания, а также рассмотрены пути повышения эффективности образовательной деятельности современной школы за счет нового представления о понимании как психологической категории. В докладе Ю.П. Поваренкова “Психологическая структура и виды одаренности профессионала” был проведен теоретический анализ понятия одаренность профессионала, основанный на теории одаренности В.Д. Шадрикова. Были выделены два типа одаренности профессионала − профессиональная и метапрофессиональная, а также рассмотрено многообразие их видов. В докладе А.В. Карпова “О понятии метакогнитивных способностей личности” были представлены теоретические и методологические материалы, раскрывающие сущность и содержание метакогнитивных способностей как специфического класса способностей личности в целом. В докладе В.И. Панова “Психическая природа одаренности как психологического феномена” были рассмотрены феноменологические и методологические трудности определения одаренности как предмета исследования, и изучения психической природы одаренности. Было убедительно показано, что одаренность как предмет исследования растворяется в своих бесчисленных проявлениях, в разнообразии теоретических подходов и моделей, в разнообразии используемых для ее выявления и развития методических средств. В докладе Д.Б. Богоявленской «Основные этапы раскрытия понятий творчество и одаренность в отечественной психологии» нашло отражение описание этапов исследования психологии творчества, начиная с середины, а затем с конца XX в. психологии одаренности в рамках отечественной методологии. Описана роль в развитии данных понятий С.Л. Рубинштейна, Я.А. Пономарева, В.Д. Шадрикова. Доклад М.М. Кашапова “Креативность как основа профессионализации мышления субъекта” позволил обосновать положения о ведущей роли креативности в профессионализации мышления субъекта. На примере профессий учителя и врача было описано проявление креативности в процессе освоения и выполнения конкретных видов деятельности, нескольких смежных видов деятельности, профессиональных умений на уровне требований к квалификации, разрядам и категориям, выработанным в профессии. В докладе М.А. Холодной “Понятийные способности как базовый компонент в структуре интеллектуальной одаренности” показано, что ведущую роль в развитии индивидуального интеллекта, выступающего в качестве основы интеллектуальной одаренности, играют понятийные (семантические, категориальные, концептуальные) способности. Акцентировано внимание на учете уровня сформированности понятийных способностей при идентификации интеллектуальной одаренности. Завершилось пленарное заседание докладом В.А. Мазилова “Исследование проблемы способностей в современной российской психологии как ответ на вызовы глобализации, в котором глобализация была рассмотрена как вызов для современной отечественной психологии. Были представлены различные варианты реагирования российской психологии на вызовы эпохи. В докладе было акцентировано внимание на том, что интеграция российской психологии в мировое пространство должна происходить с учетом и на основе методологических положений, предложенных в отечественной науке.

5 Обозначенные в пленарном заседании вопросы и проблемы нашли свое отражение в выступлениях участников конференции на секциях. Во время работы секции “Методология, теория и история изучения способностей и одаренности” были обсуждены вопросы изучения одаренности как формы проявления лабильности взаимодействия сигнальных систем или взаимодействия специальных человеческих темпераментов (Н.А. Аминов, И.И. Осадчева, Л.Н. Блохина), отечественного опыта разработки современных концепции одаренности (Л.И. Еремина), психометрической проблемы измерения способностей (С.И. Малахова), понятия “духовных способностей” (Г.В. Ожиганова), “горизонтальной” и “вертикальной” эволюции феномена “способности” (В.А. Толочек) и др.
6 Секция “Развитие способностей и одаренности в общем и дополнительном образовании” была посвящена обсуждению вопросов выбора дополнительного образования участниками образовательных отношений (Е.В. Батина), роли школьного учителя в развитии детской одаренности при выборе обучающимися профильных классах (И.А. Бугайчук, Т.В. Бугайчук), метакогнитивной включенности в учебную деятельность школьников старших классов (В.М. Бызова, Е.И. Перикова), особенностей детерминации тревожности у младших школьников с признаками интеллектуальной одаренности (Г.И. Власова, А.С. Турчин), особенностей выявления музыкальной одаренности у дошкольников в учреждении дополнительного образования (М.В. Доронина), психологического благополучия одаренных подростков, отобранных на основании оценок учителей (Е.Б. Лактионова, А.В. Орлова, А.С. Тузова), критериев понимания, используемых учителем в процессе обучения младших школьников (К.В. Макарова, М.Р. Хакимова), социально-психологических особенностей восприятия учителями и родителями потенциальной одаренности обучающихся (И.В. Серафимович, Ю.Г. Баранова, С.Ю. Куликова, Е.А. Иванова), влияния современных средств обучения на развитие мыслительной деятельности у детей: опасность деградации (А.Э. Симановский) и др.
7 Работа секции “Развитие способностей и одаренности в профессиональной деятельности” была направлена на обсуждение вопросов изучения метакогнитивных способностей студентов медиков на начальном этапе образования (М.М. Кашапов, Г.Ю. Базанова), связи индивидуально-психологических особенностей с успешностью учебной деятельности студентов с организаторскими способностями (Т.В. Ледовская), значения координации невербальных и вербальных компонентов умственной деятельности в развитии профессиональных способностей будущих инженеров (Л.В. Меньшикова), профессиональной компетентности преподавателя вуза (Н.Г. Рукавишникова), выявления личностных результатов образования профессиональной направленности в области безопасности жизнедеятельности (Г.М. Суворова), коммуникативных качеств личности студентов-медиков младших курсов различных поколений (В.А. Урываев, В.В. Золотарева, О.В. Сысоева) и др.
8 Работа секции “Психология творческих способностей” позволила обратить внимание на исследование вопросов самоотношения творческой личности (Н.П. Ансимова, И.А. Христораднов), психологических стилей творческих способностей (Я.Г. Виноградова), сенсорного развития младших дошкольников как основы социально-психологической ситуации формирования общей креативности (В.А. Голкина), креативности и творчества как когнитивного ресурса профессиональной деятельности (М.М. Кашапов, Л.А. Савельева), развития творческих способностей студентов педагогического вуза (Т.Г. Киселева, Л.Ф. Тихомирова, Н.В. Энзельдт), креативности преподавателя как индикатора профессионализма (А.В. Морозов) и др.
9 Во время работы секции “Социальные способности субъекта жизнедеятельности” были обозначены и рассмотрены вопросы исследования социальной одаренности обучающихся в организации дополнительного образования (Т.Н. Гущина), социальной креативности как вида одаренности личности (Ю.Н. Зарубина), социальной способности к просоциальному поведению и влияние субъективного благополучия на его формирование (П.А. Кисляков, Я.А. Мартынова, Я.А. Семенова), роли молодежных субкультур просоциальной направленности в развитии социальных способностей личности (М.И. Логвинова, Т.И. Богачева), склонности к риску как способности к экономической деятельности (А.Н. Неверов, А.Ю. Маркелов), подготовки студентов педагогического вуза к развитию социальных способностей обучающихся в школьной учебной деятельности (М.В. Соколова), развития социальной одаренности старшеклассников в среде дополнительного образования (А.Г. Хаймина) и др.
10 Итоги конференции были подведены во время круглого стола, посвященного обсуждению современного состояния и развития проблемы способностей и одаренности в психологии. Участники круглого стола выразили единодушное мнение о необходимости продолжения проведения подобной конференции, а также более глубокого рассмотрения вопросов истории развития психологии способностей, систематизации многочисленных результатов современных исследований по проблеме способностей и одаренности, а также привлечения зарубежного опыта изучения способностей и одаренности.

Comments

No posts found

Write a review
Translate