Всероссийская научная конференция “индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления”, посвященная 130-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна
Всероссийская научная конференция “индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления”, посвященная 130-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна
Аннотация
Код статьи
S020595920008573-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Борисова Н. В. 
Должность: Старший научный сотрудник лаборатории истории психологии и исторической психологии
Аффилиация: Института психологии РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Выпуск
Страницы
135-139
Аннотация

    

Классификатор
Получено
23.02.2020
Дата публикации
08.05.2020
Всего подписок
28
Всего просмотров
565
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Всероссийская научная конференция с международным участием, посвященная 130-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна “Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления” состоялась в Институте психологии Российской академии наук 21 ноября 2019 г. Программа конференции включала широкий круг актуальных вопросов, которым были посвящены более 60 докладов, представленных в рамках пленарного заседания, 6 тематических секций, 2 круглых столов.
2 Пленарное заседание было открыто вступительным словом научного руководителя Института психологии РАН, академика РАН А.Л. Журавлева. Он отметил, что замысел организации конференции заключался в том, чтобы ее содержание не было ограничено только мемориальным смыслом, но продемонстрировало актуальность и потенциал научного наследия выдающегося отечественного ученого в современных условиях. Сегодня психологическая наука активно включилась в исследование влияния на психику человека глобальных явлений, серьезного осмысления требуют возрастающие противоречия в сознании человека между глобальным, с одной стороны, и национальным, общественным, групповым, этническим, индивидуальным и т.п. – с другой.
3 По мнению директора Института психологии РАН, академика РАН Д.В. Ушакова, выступившего с приветственным словом, подход С.Л. Рубинштейна помогает пересмотреть существующий сегодня путь организации научного знания, предполагающий построение модели изучаемого явления с максимальным сужением предмета исследования. Такой научный взгляд подобен глазу насекомого, состоящего из тысячи фасеток, каждая из которых отлично отражает мир, но не связана с другими. Современная психология представляет собой множество точных, легко проверяемых, но частных моделей. Необходимо преодолевать такой подход, создавая интегральные модели человека.
4 А.Н. Ждан в пленарном докладе “Жизнь и деятельность С.Л. Рубинштейна в связи с развитием психологической науки” сделала акцент на значении для психологии идей ученого. С.Л. Рубинштейн ввел новую формулу детерминации психического, выдвинул принцип единства сознания и деятельности, сформулировал принцип развития в его диалектическом понимании, ввел в трактовку психических процессов принцип личности, в противоположность традиционной психологии функций сформулировал новаторское определение предмета психологии, раскрыл проблему сущности психического, предложил адекватный подход к его исследованию.
5 И.Н. Семенов в пленарном докладе “Взаимодействие индивидуального, национального и глобального компонентов самосознания С.Л. Рубинштейна как субъекта научного творчества” отметил, что ученый не только во многом определил тенденции психологической науки, но и предвосхитил развитие таких ее областей, как гуманистическая психология индивидуальности, акмеология профессионального развития и творческого самосовершенствования личности, рефлексивная психология творчества.
6 М.Д. Няголова и Н.Н. Кузьминов выступили с пленарным докладом “Научное наследие С.Л. Рубинштейна в современной мировой психологии”, в котором отметили, что философское и психологическое наследие С.Л. Рубинштейна хорошо известно и признано профессионалами в Западной Европе и США. Все научные работы ученого переведены на немецкий язык, некоторые на французский, испанский, английский, венгерский, болгарский и др. языки. За последние два десятилетия в России вышло множество статей, посвященных Рубинштейну, а также две коллективные монографии под научным руководством К.А. Абульхановой.
7

Категория переживания на основе идей С.Л. Рубинштейна рассматривалась в пленарном докладе Л.РФахрутдиновой “Категория переживания и религиозные ритуалы таджикского народа”. Автор доклада поделилась интересными результатами проведенного ей исследования, согласно которым структуры переживания религиозных ритуалов современной таджикской молодежи связаны с такими ценностями, как материальное благополучие и здоровье, преданность Богу (Аллаху) (которая подразумевает служение, любовь, веру), верность традициям предков, своего народа корреляционных связей со структурами переживания религиозных ритуалов не обнаружили.

8 Доклады, прозвучавшие на тематических секциях, носили как фундаментальный, так и прикладной характер. Выступивший на секции “Психологические проблемы в условиях новых технологий (цифровых, искусственного интеллекта, робототехнических и др.)” Т.А. Нестик с докладом “Нравственно-психологические аспекты внедрения систем искусственного интеллекта и роботизации” констатировал, что одной из причин тревог по поводу развития искусственного интеллекта является так называемая проблема “черного ящика”. Не только политики и обыватели, но и сами разработчики не могут в точности объяснить логику, лежащую в основе тех или иных заключений, сделанных самообучающейся нейросетью. Влияние таких алгоритмов на общество трудно оценить, так как их коды защищены коммерческой тайной, а истинные цели часто неясны. Л.А. Шимрова и Ю.Г. Токранова в докладе “Коммуникативные состояния при взаимодействии человека с роботами” отметили, что создание новых профессий, связанных с искусственным интеллектом и робототехникой, развитие киберспорта делает актуальным исследование психических состояний работающего человека в ситуациях взаимодействия с алгоритмами, приближенными к искусственному интеллекту. Исследование коммуникативных состояний авторами доклада было осуществлено на площадке робототехники чемпионата мира WorldSkills 2019 в условиях игры в настольный футбол с роботом-манипулятором японской фирмы “FANUC”. Наиболее часто возникающими при взаимодействии с роботом оказались состояния “восхищение”, “недоверие” и “страсть”. Коммуникативные состояния “терпение”, “симпатия”, “непринужденность” были выражены слабо. Доклад Е.А. Михеева “Социально-психологические типы отношения личности к манипулятивным технологиям в социальных сетях” касался проблем информационно-психологического воздействия на человека, осуществляемого через социальные сети, в результате которого может быть нанесен урон информационно-психологической безопасности личности, т.е. состоянию защищенности психики личности от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека (и жизнедеятельности общества в целом), а также адекватной системы его субъективных отношений к окружающему миру и самому себе. Т.Н. Бандурка и Е.В. Емельянова представили доклад “Модель психолого-педагогического сопровождения когнитивного и личностного развития обучающихся в условиях цифровизации школы”. В изменяющейся образовательной среде необходимо учитывать не только ресурсное обеспечение цифровизации школьного образования, но и риски для мировоззренческих, нравственно-этических позиций, чувственного восприятия, развития и реализации общих и специальных способностей и, в целом, личностного потенциала. Авторы доклада настаивают на необходимости разработки модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся, учитывающей актуальное и перспективное состояние уровней когнитивного и личностного развития детей.
9 В рамках работы секции “Геополитические и экономические факторы трансформации сознания современного человека” Ю.В. Ковалева представила доклад “Психологические основания современной геополитики: попытка анализа и перспективы исследований”, в котором обосновала необходимость формирования геополитической психологии как новой отрасли психологического знания. Ее основной задачей должно стать изучение психологии больших социальных групп в условиях совместной жизнедеятельности и взаимодействия как с другими группами, так и различными особыми условиями – политическими, экономическими и идеологическими. Новой отрасли могут быть присущи новые предметы анализа, например, судьба большой социальной группы – нации, народа, этноса, поколения. “Судьба народа” могла бы дополнить такие понятия, как национальная идея или национальный характер. Д.А. Китовой в докладе “Коррупция в системе экономических представлений личности: тенденции, угрозы и перспективы противодействия” были озвучены результаты эмпирических исследований, согласно которым структурные и содержательные компоненты представлений молодежи о коррупции формируются на уровне обыденного взаимодействия и не отражают макросоциальных и макропсихологических угроз благополучию общества. Зачастую оценка коррупционного поведения происходит с психологических позиций, без осознания важных правовых аспектов явления, что может приводить к неверным оценкам признаков коррупционного поведения и искажать сущность общественных отношений. О.С. Дейнека в докладе “Геополитические и экономико-психологические тенденции трансформации образа России у студентов” представила результаты исследования образа-представления о России у студентов на основе оценки репутации и роли России на международной арене, исторического прошлого, миссии, экономических установок. Геополитические процессы неоднозначно влияют на формирование образа Родины у молодежи, усиливая поляризацию гражданского сознания. У части молодежи на фоне западной русофобии создается негативный образ Родины и желание искать счастья в других странах. Интерес участников вызвало изучение коллективных переживаний, представленное в докладе С.В. Тихомировой «Коллективные мировоззренческие переживания в больших группах (на примере “Бессмертного полка”)». Ею были приведены результаты эмпирического исследования, посвященного переживаниям участников и зрителей акции “Бессмертный полк” и позволившего выделить социально-психологические функции этой акции: сплочение народа России; единение народов СССР; сохранение духовно-нравственных ценностей; сохранение исторической памяти страны; символическая защита исторической справедливости; связь поколений; символическое утверждение жизни после смерти; защита россиян от русофобии; патриотическое воспитание детей.
10 Секция “Роль истории психологии и исторической психологии в условиях глобальных изменений” была открыта докладом Н.В. Борисовой «“Художник и эпоха”: новые грани исторической психологии». Автор доклада обосновал возрастающую актуальность исследований в рамках исторической психологии в условиях духовного кризиса современного общества. Пониманию причин и факторов данного кризиса способствует изучение закономерностей, в соответствии с которыми в ходе исторического процесса осуществлялись мировоззренческие и ценностные трансформации. Задача исторической психологии автору доклада видится не только в воссоздании картины мира человека определенной эпохи, но и осмыслении глубинных механизмов, стоящих в основе перехода одной эпохи со своей спецификой мировосприятия в другую. Зависимость между историческими и психологическими феноменами интерпретируется на примере эволюции стилей в живописи и сопутствующими изменениями в ментальности и картине мира. Доклад В.П. Познякова “Идеи С.Л. Рубинштейна как теоретические основания исследования экономического самоопределения субъекта” был посвящен теоретическому значению представлений С.Л. Рубинштейна о самоопределении субъекта для теоретико-эмпирического исследования экономического самоопределения. В условиях происходящих в современном экономическом мире преобразований практически перед каждым человеком возникает проблема выбора вида экономической деятельности, поиска и достижения оптимального места в системе экономических отношений с позиции стратегических и тактических целей. В развитие научных представлений А.Л. Журавлева и А.Б. Купрейченко, автор доклада понимает экономическое самоопределение как вид личностного самоопределения, как поиск субъектом своего способа жизнедеятельности в мире на основе базовых отношений к миру, другим людям и самому себе. М.Д. Няголова и Ю.Н. Олейник в докладе “Влияние личности и творчества С.Л. Рубинштейна на болгарскую психологию 30–40 гг. XX века” на основе архивных материалов, в том числе документов эпистолярного жанра, а также текстов научных публикаций на болгарском языке исследуемого периода, привели доказательства большого интереса болгарских ученых к научному творчеству С.Л. Рубинштейна. Этот интерес значительно нарастал во время Второй мировой войны и непосредственно после нее, когда в Болгарии олицетворяли личность С.Л. Рубинштейна не только с именем выдающегося российского психолога, но и с героическим поведением советского народа во время Великой Отечественной войны против нацистских захватчиков. Перспективы применения наукометрических методов в истории психологии рассматривались К.Б. Зуевым в докладе “Наукометрические методы в истории психологии”. Исследовательским потенциалом обладают как методы классической наукометрии, т.е. исследование цитат и их производных, анализ заголовков и пр., так и альтметрики, в том числе вебометрики: количество просмотров страницы, загрузок статей и др. Указанные методы могут помочь решить как частные задачи истории психологии (например является тот или иной ученый “отраслевиком” или “методологом”), так и более общие – например, проанализировать развитие отдельных направлений в психологии.
11 Выступившая на секции “Дискурс в интернет-пространстве: психологические и психолингвистические проблемы” А.В. Алешичева с докладом “Психосоциальное и философское представление о влиянии Интернета на здоровье и образ жизни человека” сделала акцент на возрастающей необходимости осмысления противоречий, порождаемых “всемирной паутиной”. С одной стороны, Интернет является копилкой знаний, открывает возможности реализации новых форм обучения, образования, проведения на расстоянии научных и коммерческих форумов и т.д. С другой стороны, он порождает серьезные психосоциальные проблемы: психологической совместимости интеллектуального мира человека и систем виртуальной реальности; логической и семантической достоверности виртуальной реальности; психофизиологического взаимодействия человека с компьютером; психологической безопасности образов, формируемых в виртуальной реальности. А.М. Головина в докладе “Возрастные нормы и идентичности в интернет-дискурсе” отметила то, что темп технологических и экономических перемен создает высокие требования к осознанности и рефлексивности индивида, потому что в тех сферах, которые в предыдущих исторических эпохах были детерминированы общественными отношениями и традицией, сегодня человек стоит перед необходимостью совершать выборы и определять себя. Одной из таких сфер является сфера возрастных ролей и идентичности. Дискурс в интернет-пространстве позволяет рассмотреть распространенные в данный момент в социуме возрастные нормы, которые становятся основой для формирования интроектов, связанных с возрастной успешностью, в психике отдельно взятого человека. Доклад А.Н. Лебедева “Самоорганизация групп пользователей социальных сетей и проблема ее имитационного моделирования” был посвящен психологическим проблемам моделирования самоорганизации в Интернете и специфическому проявлению феномена групповой поляризации. Особенностью самоорганизации групп пользователей в Интернете является неограниченный и постоянно меняющийся состав группы и отсутствие цензуры. Наиболее эффективно феномен самоорганизации может быть изучен в рамках новых методологических подходов, например, синергетического, позволяющего более глубоко изучать стохастические процессы самоорганизации. Важной частью современной интернет-культуры являются мемы – “модные” слова, фразы или изображения, неожиданно ставшие популярными. Данная проблематика рассматривалась в докладе Ж.В. Горькой «Психологическое исследование границы “свой-чужой” в креолизованных мемах рунета и интернета». Являясь смысловой единицей, формирующей оппозицию между “своими” и “чужими”, мем выполняет функцию “субкультурного маркера”, транслируя “юмор не для всех”. Целью осуществленного автором доклада исследования явилось установление связи между семантикой и особенностями функционирования креолизованных интернет-мемов и характеристиками границы “свой-чужой” у русскоязычных и иностранных (европейских) пользователей глобальной сети интернет.
12 В рамках работы секции “Психологические и духовно-нравственные проблемы человека в современном мире: вопросы методологии и теории” А.А. Гостев представил доклад “Духовно-нравственные аспекты становления личности перед лицом глобальных проблем”. В настоящий исторический период стремительно меняется вся система отношений человека – к Родине, людям в целом и представителям ближайшего окружения, самому себе. Переосмысливается и отношение к Высшей реальности, метафизическим идеям и религиозному опыту. Трансгуманистические идеи, обосновывающие новую онтологию “усовершенствованного” человекоподобного существа, направлены на изменение человека как вида НомоSapience в направлении биокиборгизации, игнорируя проблему утраты “человеческого в человеке”. Н.Я. Большуновой в докладе “Отношения детского и взрослого общества: кризис взрослости” проблема отношений детского и взрослого общества в современном мире рассматривалась как кризис отношений миров детства и взрослости. Проблема кризиса детства сегодня преобразуется в проблему кризиса взрослости и готовности взрослого быть для детей посредником (проводником) в мир человеческих смыслов. Кризис взрослости, который понимается как крушение сферы интимности, упрощение и прагматизация отношений, что проявляется в утрате их человеческих смыслов, сегодня является причиной проблем современного детства. Т.П. Войтенко представила доклад “Учение о воле С.Л. Рубинштейна и его значение для понимания трудностей развития современных детей”. Автором доклада рассматривались выделенные С.Л. Рубинштейном три вида нарушений волевого поведения: внушаемость, негативизм, упрямство. Обращается внимание на выделение ученым “одного корня” этих нарушений – дефекта нравственной сферы. В докладе Т.В. Сафоновой “Проблема духовно-нравственного становления студентов в современном вузе” было представлено обоснование того, как учебно-воспитательный процесс в вузе, насыщенный историко-культурным содержанием обучения, может влиять на развитие духовно-нравственных качеств личности будущего специалиста. Цифровизация образования в корне меняет традиционные формы и способы организации обучения в условиях внедрения открытых образовательных ресурсов. В контексте современных вызовов забота о духовно-нравственном становлении студентов в вузе становится жизненно необходимой.
13 Секцию “Психологические и духовно-нравственные проблемы человека в современном мире: эмпирические исследования” открыл доклад Н.Я. Большуновой и О.А. Устиновой “Прощение как диалог с совестью”. Прощение авторы доклада понимают как сложное духовно-нравственное явление, связанное с системой ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни, в своих выборах и поступках. В основе способности к прощению лежит “доминанта на другом”, признание другого другим, права другого на “другость”, что актуализирует возможность диалога прощающего и прощаемого. По мнению А.Н. Бражниковой, представившей доклад “Ответственность в системе нравственно-психологических отношений личности”, ответственность, как внутренняя потребность и готовность человека в любых жизненных ситуациях своими действиями и поступками не принести вреда себе, другим людям, обществу, миру в целом, может быть исследована в системе нравственно-психологических отношений личности. Проведенное автором доклада эмпирическое исследование позволило установить, что при значительных индивидуальных различиях большинство молодых людей характеризуется средним уровнем ответственности, основанной на нравственной интуиции, а также нестабильностью, противоречивостью и ситуативной изменчивостью системы нравственно-психологических отношений личности. С.А. Гильманов в докладе “Ситуативная актуализация нравственных установок будущих педагогов-психологов”, опираясь на результаты эмпирического исследования, основанного на решении профессиональной ситуации, содержащей этические ошибки участников, попытался определить наиболее распространенные проявления этических установок будущих педагогов-психологов и сформулировать основные ориентиры выработки этических основ их профессионального поведения. О.Р. Тучина и В.В. Тарасова в докладе “Исследование особенностей национальной идентичности молодежи в условиях глобализации” предприняли попытку рассмотрения глобализации через призму смысловой структуры личности как причину трансформации личностных смыслов национальной идентичности и жизненных проектов личности. Исследование особенностей национальной идентичности молодежи в условиях глобализации позволяет выявить основные векторы трансформации ценностно-смыслового содержания национальной идентичности.
14 Выступившая на круглом столе “Значение С.Л. Рубинштейна и его научной школы для современной психологии” К.А. Абульханова подчеркнула, что среди всего богатства концепций и идей ученого его главное достижение – уникальный синтез философии и психологии. С.Л. Рубинштейн не только обогатил психологию философскими традициями, культурой философского мышления, но и сумел переработать философское богатство в методологический инструмент теоретического и эмпирического психологического исследования. Созданная им научная школа поступательно развивала сложные и глубокие идеи ученого, интегрируя ранее отдельно разрабатывавшиеся феномены (способности, потребности, мотивация, сознание, самосознание, мышление как качества личности), расширяя контекст их исследования. Рубинштейновское направление заняло лидирующую позицию в отечественной психологии и открыло перспективу разработки с онтологических и философско-антропологических позиций проблем сознания, деятельности, общения, субъекта и личности.
15 Работа конференции завершилась оживленной дискуссией в рамках итогового круглого стола. Участники дискуссии пришли к заключению о том, что в условиях глобальных процессов, переживаемых современным миром, формируются новые политические, социально-экономические, технологические, мировоззренческие реалии, которые неизбежно оказывают значительное влияние на сознание и поведение человека. Актуальность обретают: анализ психологических детерминант глобальных процессов, изучение их психологических механизмов и результатов воздействия на личность, социальные группы и общество в целом. Глубокого осмысления требуют современные проекты с внедрением технических, бионических, генно-инженерных разработок, виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта. Очевидно, что эти проекты будут усиливать степень своего влияния не только на условия труда и жизни человека, но и его мировоззренческие, ценностные и этические установки. В конечном итоге их техническое усовершенствование и реализация без должного учета всех возможных рисков может привести к изменению биологической природы человека. Эти новые вызовы ставят перед психологической наукой сложные и в высшей степени ответственные задачи.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести