Long-term sustainability of outer space activities and prevention of an arms race in outer space
Table of contents
Share
QR
Metrics
Long-term sustainability of outer space activities and prevention of an arms race in outer space
Annotation
PII
S013207690009241-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Aslan Kh. Abshidze 
Occupation: Head of the Department of International Law of RUDN University; Member of the UN Committee on the Economic, Social and Cultural Rights
Affiliation:
RUDN University
the United Nations
Address: Russian Federation, Moscow
Irina A Chernykh
Occupation: Assistant lecturer of the Department of International Law of RUDN University
Affiliation: RUDN University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
125-133
Abstract

The growing threats in the 21st century to militarize outer space and turn it into a theater of operations determine the development of various documents to prevent an arms race in outer space both within the framework of the Conference on Disarmament and on the basis of different international forums. The UN Committee on the Peaceful Uses of Outer Space discusses on an ongoing basis its agenda the issue of ensuring the long-term sustainability of outer space activities. This article contains a comprehensive analysis of key areas presented through the prism of the main 1967 Outer Space Treaty, designed to ensure "the peaceful use and exploration of outer space".

Keywords
use and exploration of outer space in peaceful purposes, the long-term sustainability of outer space activities, guidelines, the prevention of the militarization of outer space, UN COPUOS, the Conference on Disarmament, international space law, outer space activities, security
Received
15.01.2020
Date of publication
11.06.2020
Number of purchasers
36
Views
3066
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Реальное использование космоса человечеством в мирных целях стало возможным со второй половины XX в., и деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства регулируется пятью основными международными договорами1, которые были приняты в 60–70-х годах прошлого века.
1. См.: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27.01.1967 г. (вступил в силу 10.10.1967 г.) // Международное космическое право: документы Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2017 г. / Документ ООН ST/SPACE/61/Rev.2. С. 3–9; Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22.04.1968 г. (вступило в силу 03.12.1968 г.) // Там же. С. 10–13; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Принята резолюцией 2777 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 29.11.1971 г. (вступила в силу 01.09.1972 г.) // Там же. С. 14–23; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14.01.1975 г. (вступила в силу 15.09.1976 г.) // Там же. С. 24–29; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 05.12.1979 г. (вступило в силу 11.07.1984 г.) // Там же. С. 30–39.
2 Деятельность в космическом пространстве в начале нынешнего столетия характеризуется тем, что на международном уровне постоянно подчеркивается необходимость соблюдения ключевых положений основного международного договора – Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г.2 (далее – Договор по космосу 1967 г.), что обусловлено прежде всего ростом числа участников космической деятельности (как государственных, так и негосударственных образований) и опасностью превращения космоса в милитаризованное пространство. Это опасность принимает реальный характер. В подтверждение можно привести поручение Президента США Дональда Трампа от 18 июня 2018 г. военному ведомству США – Пентагону, создать космические войска США «для выполнения операций в космической сфере»3. 1 марта 2019 г. военное ведомство США представило в Конгресс США соответствующий законопроект по созданию космических войск к 2020 г., в задачи которых входит проведение «наступательных операций в космическом пространстве в отношении потенциальных противников»4. Для этой цели было воссоздано космическое командование США (космическое командование вооруженных сил США существовало с 1985 по 2002 г.), которое начало свою работу 29 августа 2019 г.5 На Лондонском саммите в конце 2019 г., посвященном 70-летию образования НАТО, было принято решение о признании космического пространства «в качестве отдельной сферы ведения боевых действий» наравне с сушей, воздушным пространством и киберпространством. К сказанному следует добавить следующий факт: с 2016 г. члены НАТО нарастили расходы на 130 млрд долл., а к 2024 г. предусматривается увеличение этого показателя на 400 млрд долл.
2. См.: Международное космическое право: документы Организации Объединенных Наций / Документ ООН ST/SPACE/61/Rev. 2. С. 3–9.

3. Oriana Pawlyk. Pentagon's Space Force Proposal Asks for $2 Billion over Five Years 1 Mar 2019 [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 08.12.2019).

4. Hope Hodge Seck. Pence: Space Force Will Be Independent Service by 2020, Include Elite Operators. 9 Aug 2018. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 08.12.2019).

5. См.: United States Space Force [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 16.11.2019).
3 На возможность милитаризации космоса обратили внимание научно-исследовательские центры, которые вырабатывают различные «руководства», подлежащие применению в условиях военного использования космического пространства. В частности, на базе университета Макгилла (Канада) с 2016 г. разрабатывается Руководство по применению международного права в условиях военного использования космического пространства (the Manual on International Law Applicable to Military Uses of Outer Space – MILAMOS), в котором особое внимание обращено на «ограничения, накладываемые международным правом на угрозу или применение силы в космическом пространстве»6. С этой целью документ разъясняет допустимость использования космической техники в случае военного конфликта в космическом пространстве.
6. Manual on International Law Applicable to Military Uses of Outer Space [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 08.12.2019).
4 Сложившаяся ситуация в целом такова, что гонка вооружений в космическом пространстве является реальной угрозой для долгосрочной устойчивости космической деятельности, что также подтверждается фактом учреждения Группы правительственных экспертов по мерам транспарентности и укрепления доверия в космосе в 2010 г. на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 65/68 «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности». Данная Группа правительственных экспертов в 2013 г. представила доклад, в котором в качестве рекомендаций государствам было предложено на добровольной основе предпринять меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности7.
7. См.: Доклад Группы правительственных экспертов по мерам транспарентности и укрепления доверия в космосе // Группа правительственных экспертов по мерам транспарентности и укрепления доверия в космосе / Документ ООН A/68/189* [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 08.12.2019).
5 Таким образом, актуальным остается положение преамбулы основного Договора по космосу 1967 г., об «общей заинтересованности всего человечества в прогрессе исследования и использования космического пространства в мирных целях». Разработчики этого договора не могли не учесть тот факт, что космическое пространство изначально уже использовалось в военных целях, например, запуская на орбиту спутники двойного назначения. Именно на этом фоне объяснимым до сих пор является сохранение разночтения среди государств и специалистов в понимании «исследования и использования космического пространства в мирных целях». В Кёльнском комментарии к космическому праву (далее – Кёльнский комментарий) утверждается, что можно было бы избежать данного разночтения, если бы космическое пространство было полностью демилитаризированным, а слово «мирное» понималось всеми как «невоенное» использование, зафиксированное в ст. III Договора по космосу 1967 г. в следующем порядке: «Государства — участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций»8.
8. Хобе С., Хедман Н. Комментарий к преамбуле // Кёльнский комментарий к космическому праву. Договор по космосу. 2017. С. 88.
6 В этом контексте целесообразно напомнить утверждение известного ученого, одного из основоположников отечественной науки международного космического права, Г.П. Жукова о том, что «понятие «мирное использование» космического пространства исключает любые мероприятия военного характера и означает проведение в верхних слоях атмосферы Земли и в космическом пространстве исключительно научных исследований…»9.
9. Жуков Г.П. Космос и международное сотрудничество. М., 1963. С. 28.
7 На актуальность сохранения космоса в качестве пространства для мирного исследования и использования указывает Генеральная Ассамблея ООН, в компетенцию которой входит прогрессивное развитие и кодификация международного права, включая международное космическое право. Практически ежегодно принимаются резолюции под названием «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях», в которых, с одной стороны, фиксируются прежние и новые вызовы и угрозы в отношении деятельности в космическом пространстве в мирных целях, а с другой - подтверждается незыблемость принципа мирного исследования и использования космического пространства. При этом следует заметить, что в резолюции A/74/408, принятой 7 ноября 2019 г.10, формулировка «в мирных целях» уже употребляется в контексте противодействия гонке вооружений в космическом пространстве и с учетом запрета на размещение оружия массового уничтожения в космическом пространстве согласно ст. IV Договора по космосу 1967 г.11 В этой резолюции подчеркивается, что «мирное» исследование и использование космического пространства достигается только за счет международного сотрудничества, приверженности верховенству международного права и расширению участия государств в международных договорах12.
10. См.: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 07.11.2019 г. «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях»: 74-я сессия от 07.11.2019 г. A/74/408; Fourth Committee Approves Draft Resolution on Peaceful Uses of Outer Space, as Delegates Conclude General Debate [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 08.12.2019).

11. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 07.11.2019 г. «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях»: 74-я сессия от 07.11.2019 г. A/74/408 (абз. 6, 7).

12. См.: там же (абз. 4, 5).
8 Сказанное в целом обусловливает актуальность комплексного и всестороннего международно-правового анализа последствий (прежде всего негативных) используемых в космическом пространстве современных технологий, с помощью которых будут достигаться и некоторые цели устойчивого развития (ЦУР) и соответствующие задачи, образующие Повестку дня 2030 г.13, и которые уже легли в основу ключевых направлений космической деятельности: поддержание долгосрочной устойчивости космической деятельности и предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве.
13. См.: Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25.09.2015 г. A/70/1. URL: >>>> (дата обращения: 01.12.2019).
9

Долгосрочная устойчивость космической деятельности.

10 Упоминание об этой задаче впервые появилось в 2009 г. в Официальном отчете Комитета по использованию космического пространства в мирных целях (далее – Комитет ООН по космосу) Генеральной Ассамблее ООН на её 64-й сессии14. Генеральная Ассамблея ООН, в свою очередь, в рамках своей резолюции (64/86 «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях») приветствовала начало деятельности Научно-технического подкомитета Комитета ООН по космосу по вопросу о долгосрочной устойчивости космической деятельности15.
14. См.: Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, 64-я сессия. Дополнение № 20. A/64/20 (п. 161, 164).

15. См.: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 10.12.2009 г.: 64-я сессия от 10.12.2009 г. A/RES/64/86 (п. 10).
11 Впоследствии решением Комитета ООН по космосу в 2010 г. в рамках Научно-технического подкомитета была создана специальная Рабочая группа по долгосрочной устойчивости космической деятельности (далее – Рабочая группа) «с целью подготовки доклада о долгосрочной устойчивости космической деятельности и изучения мер, которые могли бы повысить ее долгосрочную устойчивость и для подготовки проекта набора руководящих принципов в отношении наилучших видов практики»16.
16. Документ ООН A/AC.105/958. Доклад Научно-технического подкомитета о работе его 47-й сессии, проведенной в Вене 8 - 19 февраля 2010 г. (п. 178).
12 Рабочая группа представила первый начальный результат своей работы в 2014 г. под названием «Проект руководящих принципов обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности», состоящий из 36 руководящих принципов17. Здесь уместно отметить, что специалисты еще во время работы Рабочей группы и самого Комитета ООН по космосу наблюдали на наличие расхождений в позициях государств по ряду направлений, что отразилось на итогах работы этих органов18: из первоначальных 36 остался 21 руководящий принцип19, из них впоследствии было согласовано всего 12, составив т.н. «Первый Свод руководящих принципов»20. Оставшиеся 9 руководящих принципов и преамбула были утверждены позже – в 2018 г.21 Итоговый, сводный, документ был согласован в июне 2019 г. в ходе 62-й сессии Комитета ООН по космосу22.
17. См.: Документ ООН A/AC.105/C.1/L.340. Обновленный свод проектов руководящих принципов обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности от 22.10.2014 г.

18. См.: Волынская О.А. Концепция долгосрочной устойчивости космической деятельности с позиций международного и национального космического права // Исследования космоса. 2017. № 2(3).

19. См.: Документ ООН A/AC.105/L.315. Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности.

20. Документ ООН A/71/20. Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности: первый свод, в приложении к докладу Комитета по использованию космического пространства в мирных целях: 59-я сессия (8 - 17 июня 2016 г.).

21. См.: Документ ООН A/73/20. Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях: 61-я сессия (20–29 июня 2018 г.) (п. 201, 202, 208).

22. См.: Документ ООН A/74/20. Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях: 62-я сессия (12–21 июня 2019 г.) (п. 165).
13 Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции (A/74/408) выразила «признательность» в связи с принятием Комитетом ООН по космосу преамбулы и 21 руководящего принципа обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности, содержащихся в приложении II к докладу Комитета ООН по космосу, и отметила его роль в качестве главного институционального форума для продолжения диалога по вопросам, связанным с применением этих руководящих принципов и проведением их обзора23.
23. См.: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 07.11.2019 г. «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях»: 74-я сессия от 07.11.2019 г. A/74/408 (п. 2).
14 Следует подчеркнуть, что представленный Комитетом ООН по космосу документ, подлежащий «одобрению» резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН24 был ею лишь «отмечен»25. Таким образом, в принятой 7 ноября 2019 г. резолюции A/74/408 Генеральная Ассамблея как бы заняла выжидательную позицию и, в результате, не «одобрила», а лишь «отметила» существование данного документа в качестве приложения II итогового документа 62-й сессии Комитета ООН по космосу.
24. См.: Документ ООН A/C.4/74/L.7 «Проект резолюции “Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях”» от 18.10.2019 г. (п. 2).

25. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 07.11.2019 г. «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях»: 74-я сессия от 7 ноября 2019 г. A/74/408 (п. 2).
15 Документ под названием «Руководящие принципы долгосрочной устойчивости космической деятельности» (далее – Руководящие принципы), состоит из четырех разделов: раздел (A) «Директивная и нормативная основа космической деятельности»; (B) «Безопасность космических операций»; (C) «Международное сотрудничество, создание потенциала и информированность»; (D) «Научно-технические исследования и разработки».
16 Содержащиеся в этом документе «руководящие принципы» касаются таких вопросов, как борьба и предотвращение космического мусора, безопасность по осуществлению космических операций, способы поддержки совместной космической ситуационной осведомленности, правовой режим космического пространства26. В нем подчеркивается, что «разработка применимых в добровольном порядке руководящих принципов основана на понимании того, что космическое пространство должно оставаться функционально стабильной и безопасной средой, сохраняемой для мирных целей и открытой для исследования и использования нынешним и будущими поколениями и для международного сотрудничества в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, без какой бы то ни было дискриминации и с должным учетом принципа справедливости»27.
26. Подробнее о руководящих принципах также см.: Волынская О.А. Международно-правовые проблемы обеспечения устойчивости космической деятельности // Современные проблемы международного космического, воздушного и морского права: материалы «круглого стола» XIII Международного конгресса «Блищенковские чтения» / отв. ред. А.Х. Абашидзе, А.М. Солнцев. М., 2015. C. 51–66; Гугунский Д.А. Долгосрочная устойчивость космической деятельности и проект руководящих принципов // Современные проблемы международного космического и воздушного права. К 90-летию профессора Г.П. Жукова: материалы «круглого стола» XII ежегодной Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы современного международного права», посвященной памяти проф. А.П. Блищенко. Москва, 11 - 12 апреля 2014 г. / отв. ред. А.Х. Абашидзе, Г.П. Жуков, А.М. Солнцев. М., 2015. С. 98–105.

27. Документ ООН A/74/20. Приложение II. Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности Комитета по использованию космического пространства в мирных целях. Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях: 62-я сессия (12–21 июня 2019 г.) (п. 4).
17 Согласно рассматриваемому документу, «долгосрочная устойчивость космической деятельности» определяется как «способность поддерживать осуществление космической деятельности в дальнейшем до бесконечности …», она должна осуществляться таким образом, чтобы «обеспечивать достижение целей справедливого доступа к выгодам от исследования и использования космического пространства в мирных целях» и «удовлетворять потребности нынешних поколений, сохраняя при этом космическую среду для будущих поколений»28.
28. Документ ООН A/AC.105/C.1/L.362/Rev.1. Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности. С. 15.
18 Применительно к сфере охвата Руководящих принципов сказано, что «они затрагивают как нормативно-правовые, так и программные, функциональные и научно-технические аспекты космической деятельности, а также сферы, связанные с безопасностью»29. В частности, Руководящие принципы содействуют развитию международного сотрудничества по устранению неблагоприятных факторов природного и антропогенного характера, которые могут представлять угрозу деятельности в космосе. Установки рассматриваемого документа опираются на положения ст. I, III, VI, VII, IX Договора по космосу 1967 г., Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г.30, Конвенцию о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14 января 1975 г.31; Устав Международного союза электросвязи от 22 декабря 1992 г.32 и Регламент радиосвязи Международного союза электросвязи33, а также на принципы34 и резолюции35, выработанные и принятые Комитетом ООН по космосу. При этом подчеркивается, что Руководящие принципы «применимы при разработке национальной и международной практики и норм безопасности при ведении всех видов космической деятельности (как планируемой, так и текущей)»36 и «ко всем этапам осуществления космического полета, включая запуск, эксплуатацию и увод с орбиты по завершении срока службы»37.
29. Документ ООН A/74/20. Приложение II. Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности Комитета по использованию космического пространства в мирных целях. Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях: 62-я сессия (12–21 июня 2019 г.) (п. 10).

30. См.: Международное космическое право: документы Организации Объединенных Наций / Документ ООН ST/SPACE/61/Rev.2. С. 10–13.

31. См.: там же. С. 24–29.

32. См.: Сборник основных текстов документов, принятых Полномочной конференцией. Изд. 2019 г. С. 3–69.

33. См.: Регламент радиосвязи. Статьи. Изд. 2016 г. URL: >>>> (дата обращения: 01.12.2019 г.).

34. См.: Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, приняты Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 47/68 от 14.12.1992 г. // Международное космическое право: документы Организации Объединенных Наций / Документ ООН ST/SPACE/61/Rev.2. С. 57–64; Рамки обеспечения безопасного использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, одобрены Комитетом по использованию космического пространства в мирных целях на 52-й сессии и содержатся в документе A/AC.105/934 // Там же. С. 94–106; Руководящие принципы по предупреждению образования космического мусора 2007 г., одобрены Комитетом по использованию космического пространства в мирных целях на его 50-й сессии и содержатся в документе А/62/20, приложении, а также одобрены Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 62/217 от 22.12.2007 г. // Там же. С. 89–93.

35. См.: Резолюция 1721 А и В (XVI) от 20.12.1961 г. «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях» // Международное космическое право: документы Организации Объединенных Наций / Документ ООН ST/SPACE/61/Rev.2. С. 71, 72; Резолюция 62/101 от 17.12.2007 г. «Рекомендации по совершенствованию практики регистрации космических объектов государствами и международными межправительственными организациями» // Там же. С. 78–82.

36. Документ ООН A/74/20. Приложение II. Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности Комитета по использованию космического пространства в мирных целях. Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях: 62-я сессия (12–21 июня 2019 г.) (п. 9).

37. Там же (п. 11).
19 Согласно документу, вопросы обороны и национальной безопасности государств «должны быть совместимы с сохранением космического пространства для мирного исследования и использования и гарантированием его статуса согласно Договору по космосу и соответствующим принципам и нормам международного права»38.
38. Там же (п. 12).
20 По структуре изложения практически все Руководящие принципы содержат в себе конкретные рекомендации по их осуществлению.
21 Поскольку эти Руководящие принципы подлежат применению «в добровольном порядке» (п. 15), на фоне намерений США и государств НАТО милитаризировать космическое пространство они теряют эффективность. Их юридическая сила также ограничена многими уточнениями, например, таким: «любые упоминаемые в руководящих принципах международные договоры применимы только в отношении государств - участников этих договоров»39.
39. Там же (п. 15).
22 Тем не менее на основании п. 3, гласящего о том, что в Руководящих принципах «заключен набор международно признанных мер и обязательств по обеспечению долгосрочной устойчивости космической деятельности», можно усмотреть наличие opinion juris в отношении затрагиваемых в них аспектов. Такое утверждение можно подкрепить положением п. 23, согласно которому «Руководящие принципы отражают основанное на имеющихся знаниях и устоявшейся практике общее понимание существующих и возможных проблем для долгосрочной устойчивости космической деятельности, характера этих проблем и мер, принятие которых может способствовать недопущению или уменьшению их отрицательного воздействия».
23 Для долгосрочности и эффективности космической деятельности требуется наличие международного правового акта, имеющего обязательный характер, в котором будут закреплены нормативные и институциональные положения. Это подтвердилось, в частности, на международном космическом форуме под названием «Доступ к космосу для всех», который был проведен ООН совместно с Австрией 18 - 22 ноября 2019 г. в г. Вене40. Представитель КНР заявил на этом форуме, что для управления безопасностью космического движения руководящих принципов будет недостаточно, необходим как минимум орган, который будет управлять движением в космосе и обеспечивать безопасность находящихся в комическом пространстве космических объектов путем оповещения и предотвращения потенциальных столкновений между ними.
40. См.: Официальный сайт Управления ООН по вопросам космического пространства. United Nations/Austria World Space Forum Access to Space4All' [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2019).
24

Предотвращение гонки вооружений в космосе.

25 Обеспечение безопасности в космическом пространстве, включая соблюдение рекомендаций, содержащихся в Руководящих принципах долгосрочной устойчивости космической деятельности, непосредственно затрагивает вопросы контроля над вооружениями, которые входят в компетенцию Конференции по разоружению41, занимавшейся этой проблематикой с 1978 г. и прервав работу с 1998 г. по причине отсутствия программы работы, предусматривающую порядок, формат и мандат рассмотрения конкретных аспектов данной сферы42. В этом контексте полезным и востребованным становится совместный российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов, представленный в 2008 г.43, а обновленный – в 2014 г.44
41. См.: An Introduction to the Conference. Официальный сайт Конференции по разоружению. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2019).

42. См.: Конференция по разоружению. Официальный сайт МИД РФ. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2019).

43. См.: Письмо Постоянного представителя Российской Федерации и Постоянного представителя КНР при Конференции по разоружению от 12.02.2008 г. на имя Генерального секретаря Конференции, препровождающее русский и китайский тексты проекта Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК), внесенного Российской Федерацией и КНР от 29.02.2008 г.: офиц. текст. – Документ Конференции по разоружению CD/1839 [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2019).

44. См.: Конференция по разоружению. Письмо Постоянного представителя Российской Федерации и Постоянного представителя КНР при Конференции по разоружению от 10.06.2014 г. на имя исполняющего обязанности Генерального секретаря Конференции, препровождающее обновленные русский и китайский тексты проекта договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК), внесенного Российской Федерацией и КНР от 12.06.2014 г.: офиц. текст. – Документ Конференции по разоружению CD/1985 [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2019).
26 Помимо российско-китайского проекта в рамках Конференции по разоружению отдельными государствами или группами государств также представляются различные предложения, затрагивающие вопросы мирного исследования и использования космического пространства. Например, 32 государствами (объединенными в рамках т.н. «группы 21»45) в 2019 г. было представлено совместное Заявление по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВКП), в котором отмечено, что «растущее использование космического пространства требует от всех государств принятия мер для обеспечения большей транспарентности, мер укрепления доверия и улучшения информации», что «все государства, которые располагают крупными космическими потенциалами, несут особую ответственность за то, чтобы активно содействовать цели мирного использования космического пространства и предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве» (п. 3)46. В этом совместном Заявлении высказана озабоченность «растущей угрозой вепонизации космического пространства, включая негативные последствия разработки и развертывания систем противоракетной обороны и реализации передовых военных технологий, которые могут быть развернуты в космическом пространстве…» (п. 5)47. Мнение, отраженное в Заявлении о том, «что правовой режим, применимый к космическому пространству, сам по себе и как таковой не гарантирует предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве», подтверждает точку зрения Кёльнского комментария о том, что термин «в мирных целях» не подразумевает под собой невоенное использование космического пространства48.
45. Алжир, Бангладеш, Бразилия, Камерун, Чили, Колумбия, Куба, Конго, Республика Корея, Эквадор, Египет, Эфиопия, Индия, Индонезия, Иран, Кения, Малайзия, Мексика, Монголия, Марокко, Мьянма, Нигерия, Пакистан, Перу, Сенегал, Южная Африка, Шри Ланка, Сирия, Тунис, Венесуэла, Вьетнам, Зимбабве.

46. Документ ООН CD/2169 от 03.09.2019 г. URL: >>>> (дата обращения: 08.12.2019).

47. Там же.

48. См.: Хобе С., Хедман Н. Указ. соч. С. 88.
27 В этом контексте следует также упомянуть о двусторонних инициативах. В частности, в совместном письме Постоянного представительства Российской Федерации и Постоянного представительства Исламской Республики Пакистан на имя Генерального секретаря Конференции по разоружению от 3 июня 2019 г., составленного на основе Совместного заявления Российской Федерации и Исламской Республики Пакистан о неразмещении первыми оружия любого вида в космическом пространстве от 22 мая 2019 г., содержится заверение Российской Федерации и Пакистана о том, что они «не будут первыми размещать в космическом пространстве оружие любого вида и приложат все возможные усилия с тем, чтобы предотвратить превращение космического пространства в арену военной конфронтации и обеспечить безопасность космической деятельности»49.
49. Совместное письмо Постоянного представительства Российской Федерации и Постоянного представительства Исламской Республики Пакистан от 03.06.2019 г. на имя Генерального секретаря Конференции по разоружению, препровождающее текст Совместного заявления Российской Федерации и Исламской Республики Пакистан о неразмещении первыми оружия любого вида в космическом пространстве, которое было подписано Министром иностранных дел РФ С.В. Лавровым и Министром иностранных дел Исламской Республики Пакистан Махдумом Шахом Мехмудом Куреши / Документ ООН CD/2160. URL: >>>> (дата обращения: 08.12.2019).
28 Обеспокоенность международного сообщества по милитаризации космоса находит своё отражение и в итоговых документах неофициальных мероприятий, проводимых при поддержке Конференции по разоружению. Например, по итогам проведения 31 марта - 2 апреля 2019 г. конференции в «Уилтон-Парке» по теме «Деятельность в космосе: на пути к разработке протоколов о нормах поведения»50 Постоянное представительство Соединенного Королевства представило «Вербальную ноту от 27 июня 2019 года в адрес Управления по вопросам разоружения, выполняющего функцию секретариата Конференции по разоружению», в котором отмечено: «Большинство проблем, связанных с использованием космического пространства, требуют глобальных решений, а также ответственного поведения государственных и частных субъектов, которые должны в полной мере понимать выгоды безопасной и ответственной деятельности в космосе и проблемы на пути ее осуществления»51. На конференции в «Уилтон-Парке» также был затронут вопрос долгосрочной устойчивости космической деятельности и дано определение устойчивой среды, означающей оставление космического пространства доступным для новых космических держав и компаний в будущем в условиях, когда нынешние участники могут продолжать работать с минимальными сбоями52. Итогом данной конференции стали рекомендации по четырем блокам: 1) в отношении норм поведения, связанных с осуществлением запусков; 2) в отношении норм поведения, связанных с предупреждения образования и решением проблемы космического мусора; 3) в отношении установления оптимальных норм поведения, связанных с осведомленностью об обстановке в космосе, и 4) в отношении норм поведения.
50. Вербальная нота Постоянного представительства Соединенного Королевства от 27.06.2019 г. в адрес Управления по вопросам разоружения как секретариата Конференции по разоружению, препровождающая доклад конференции в «Уилтон-Парке», проведенной 31 марта ‒ 2 апреля 2019 г., по теме «Деятельность в космосе: на пути к разработке протоколов о нормах поведения / Документ ООН CD/2164. URL: >>>> (дата обращения: 08.12.2019).

51. Там же. С. 3.

52. См.: там же. С. 5.
29 В рамках аналогичных усилий следует также отметить три резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 12 декабря 2019 г. на 74-й сессии, а именно: резолюция A/RES/74/34 «Дальнейшие практические меры по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве», резолюция A/RES/74/33 «Неразмещение первыми оружия в космосе» и резолюция A/RES/74/67 «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности», которые были представлены по инициативе Российской Федерации.
30 В этих резолюциях отмечается важная роль Группы правительственных экспертов при выработке практических мер по предотвращению гонки вооружений и неразмещению оружия в космическом пространстве, включая национальные механизмы, меры транспарентности и укрепления доверия в космосе, придерживаться которых на добровольной основе призываются все государства в максимально возможной и практически осуществимой степени и сообразно национальным интересам государств-членов53. На основе этих резолюций государства вновь были призваны «к скорейшему началу субстантивной работы на основе обновленного проекта договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов, внесенного Российской Федерацией и КНР на Конференции по разоружению в 2008 году»54. Предлагается включить в предварительную повестку дня 75-й сессии Первого комитета Генеральной Ассамблеи ООН подпункт, озаглавленный «Дальнейшие практические меры по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве».
53. См.: Документ ООН A/C.1/74/L.60. Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности. КНР, Куба, Российская Федерация, Сирийская Арабская Республика и Суринам: проект резолюции // Семьдесят четвертая сессия. Первый комитет. Пункт 98 w) повестки дня «Всеобщее и полное разоружение: меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности».

54. Документ ООН A/C.1/74/L.59. Неразмещение первыми оружия в космосе. Алжир, Ангола, Боливия (Многонациональное Государство), Вьетнам, Египет, Казахстан, Камбоджа, КНР, Корейская Народно-Демократическая Республика, Куба, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Мьянма, Российская Федерация, Сирийская Арабская Республика, Суринам, Таиланд и Эритрея: проект резолюции // Семьдесят четвертая сессия. Первый комитет. Пункт 96 b) повестки дня «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве: неразмещение первыми оружия в космосе».
31 В этих условиях актуальными остаются слова известного ученого, который внес весомый вклад в становление отечественной науки космического права, Ю.М. Колосова: «Космическое право формируется в эпоху действия объективной исторической закономерности мирного сосуществования государств различных социальных систем и превращения международного права в право мира, где демилитаризация и нейтрализация космического пространства являются неизбежным результатом»55.
55. Колосов Ю.М. Борьба за мирный космос. 2-е изд., стер. М., 2014. С. 56.
32

* * *

33 В качестве завершения анализа процитируем высказывание из выступления представителя Российской Федерации в Четвертом комитете Генеральной Ассамблеи ООН А.С. Проскурякова: «Только договор о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, угрозе или применении силы против космических объектов может гарантировать долгосрочное использование космического пространства в мирных целях»56.
56. Fourth Committee Approves Draft Resolution on Peaceful Uses of Outer Space, as Delegates Conclude General Debate [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения 29.11.2019).

References

1. Volynskaya O.A. Concept of long-term stability of space activities from the perspective of international and national space law // Space Research. 2017. No. 2(3) (in Russ.).

2. Volynskaya O.A. International legal problems of ensuring the stability of space activities / // Modern problems of international space, air and sea law: materials of the "Round Table" of the XIII International Congress "Blishchenkov readings" / rel. ed. A. Kh. Abashidze, A.M. Solntsev. M., 2015. P. 51 - 66 (in Russ.).

3. Gugunsky D.A. Long-term sustainability of outer space activities and draft guidelines // Current issues of international space and air law. To the 90th anniversary of Prof. G.P. Zhukov: materials of the "Round Table" of the XII annual International science-practice Conf. "Actual problems of modern International Law", dedicated to the memory of Prof. A.P. Blishchenko. Moscow, April 11-12, 2014 / rel. ed. A. Kh. Abashidze, G.P. Zhukov, A.M. Solntsev. M., 2015. P. 98 - 105 (in Russ.).

4. Zhukov G.P. Space and international cooperation. M., 1963. P. 28 (in Russ.).

5. Kolosov Yu. M. The struggle for peace and space. 2nd ed., stereotypical. M., 2014. P. 56 (in Russ.).

6. International Space Law: United Nations documents. New York, 2017 (in Russ.).

7. Collection of the main texts of documents adopted by the Plenipotentiary conference. Ed. 2019. P. 3 - 69 (in Russ.).

8. Hobe S., Hedman N. Commentary on the preamble // Cologne commentary on space law. The outer space Treaty. 2017. P. 88 (in Russ.).

9. Hope Hodge Seck. Pence: Space Force Will Be Independent Service by 2020, Include Elite Operators. 9 Aug 2018 [Electronic resource]. URL: https://www.military.com/daily-news/2018/08/09/pence-space-force-will-be-independent-service-2020-include-elite-operators.html (accessed: 08.12.2019).

10. Manual on International Law Applicable to Military Uses of Outer Space [Electronic resource]. URL: https://www.mcgill.ca/milamos/ (accessed: 08.12.2019).

11. Oriana Pawlyk. Pentagon's Space Force Proposal Asks for $2 Billion over Five Years 1 Mar 2019 [Electronic resource]. URL: https://www.military.com/dodbuzz/2019/03/01/pentagons-space-force-proposal-asks-2-billion-over-five-years.html (accessed: 08.12.2019).

Comments

No posts found

Write a review
Translate