ОИФНРоссийская история Rossiiskaia istoriia

  • ISSN (Print) 0869-5687
  • ISSN (Online) 3034-5790

Военно-техническое и человеческое измерение ленд-лиза

Код статьи
S086956870017372-0-1
DOI
10.31857/S086956870017372-0
Тип публикации
Рецензия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск 6
Страницы
219-222
Аннотация

   

Ключевые слова
Дата публикации
09.11.2021
Год выхода
2021
Всего подписок
11
Всего просмотров
2195

Проблематика советско-американского сотрудничества (и особенно ленд-лиза) в годы Второй мировой войны остаётся одной из самых дискуссионных тем как в историографии, так и в восприятии обычными людьми, которые зачастую ассоциируют американскую помощь исключительно с поставками тушёнки. «В условиях “холодной войны”, противостояния между СССР и бывшими англо-американскими союзниками, в СССР ленд-лиз стал темой если не совсем запретной, то, по крайней мере, нежеланной». Даже среди научного сообщества встречаются порой диаметрально противоположные суждения: «Ряд авторов считает, что вклад ленд-лиза в победу СССР над фашистской Германией был незначительным, другие утверждают, что по ряду аспектов поставки были незаменимы (поставки продовольствия, грузовиков, станков, которые в СССР не производились; уникальными были поставки радиооборудования, десантных судов, существенными – поставки боевых самолётов и кораблей, порохов, алюминия, авиационного бензина)» (с. 12).

Ленд-лиз стал историческим примером беспрецедентного дипломатического, военного и экономического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции, способствовавшего победе над противником. Основной особенностью является сам факт его существования. Действие закона США о ленд-лизе распространилось на СССР, невзирая на существенные политические и идеологические противоречия и заложило основу поразительного сотрудничества советских и американских дипломатов и военных, преодолевших огромное количество предрассудков и многолетнее недоверие между двумя странами.

Благодаря «архивной революции» всё больше документов из архивов (как американских, так и отечественных) становятся доступны исследователям. Ключевые материалы, раскрывающие взаимоотношения двух стран в ходе осуществления ленд-лиза, хранятся в РГАСПИ, АВП РФ, РГВА и РГАЭ. Архивные фонды легли в основу ряда фундаментальных публикаций1.

1. Поздеева Л.В. Ленд-лиз для СССР: дискуссия продолжается // Вторая мировая война: актуальные проблемы. М., 1995. С. 324–333; Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои. 1941–1945 гг. М., 1997; Бутенина Н.В. Ленд-лиз. Сделка века. М., 2004; Краснов В.Н., Краснов И.В. Ленд-лиз для СССР. 1941–1945. М., 2008; Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. Т. 8. М., 2014; Куманёв Г.А., Серазетдинов Б.У. Военная экономика СССР – важнейший фактор Великой Победы (1941–1945 гг.). М., 2015.

Но даже на их фоне выделяется монография главного научного сотрудника Института российской истории РАН И.В. Быстровой, основанная на документах Правительственной закупочной комиссии Наркомата внешней торговли СССР в США, хранящихся в РГАЭ. Как справедливо отмечает автор, «если ранее историки пользовались зарубежными публикациями и отрывочными сведениями советских источников по отдельным направлениям и маршрутам ленд-лизовской помощи, то открытие основополагающего архивного фонда даёт возможность предпринять комплексное исследование истории ленд-лиза для СССР, включая экономико-техническую, организационные сферы, человеческий фактор, по-новому осмыслить вклад программы помощи СССР со стороны союзников по антигитлеровской коалиции в достижение победы в войне, а также развитие отношений между СССР и союзниками» (с. 17).

В работе скрупулёзно собрана статистика по отдельным периодам поставок, организации доставки грузов в различные порты США, маршрутам отправки грузов в СССР, а главное, номенклатуре поставок. За весь период действия ленд-лиза было отправлено 2 743 парохода с грузом 17 349 тыс. т на общую сумму 13,2 млрд долл. Перечисление видов поставлявшегося ошеломляет. В группу «Вооружение и военное снаряжение» входили боевые самолёты, танки, грузовые автомобили, автомобили «джип», артиллерийские тягачи, тракторы и броневездеходы, мотоциклы, радиостанции и другая радиоаппаратура, полевые телефоны, телеграфно-телефонный кабель, полевые зарядные станции, подводный морской кабель, военные суда, палубное, артиллерийское и зенитное оружие, судовые двигатели и дизель-генераторы, судоподъёмные средства. Номенклатура стратегических материалов включала алюминий, дюралюминий, магний, никель, молибден, медь, кобальт, кадмий, специальная сталь, нефтепродукты (прежде всего высокооктановый авиационный бензин), этиловый спирт, метанол, фенол, глицерин, ацетон, каучук и др. В группу «Промышленное оборудование» вошли станки, электропечи, силовой кабель, кузнечно-прессовое, прокатное, энергосиловое оборудование для горнорудной промышленности, режущий и измерительный инструмент и др. А ведь были ещё товары интендантского назначения, продовольствие, медицинские поставки! В течение действия программы динамика поставок по различным группам товаров заметно менялась: «На начальном её этапе советская сторона уделяла главное внимание поставкам вооружений, однако уже в 1942 г. кризис в советской промышленности, «металлический голод» вызвал рост заявок на металлы, а затем и на промышленное оборудование. С 1943 по 1945 г. постоянной тенденцией было увеличение доли поставок продовольствия, а также транспортных средств, железнодорожного оборудования» (с. 196–312).

Наконец, новаторской является попытка показать «человеческое измерение» советско-американских отношений, предпринятая Быстровой в этой и ряде других публикаций последних лет. Возможно, моё мнение субъективно, поскольку одним из «действующих лиц» данной монографии является мой дедушка – А.К. Репин (1903–1976), в 1941–1942 гг. заместитель наркома авиационной промышленности и глава советской военной миссии в США, а затем главный инженер Военно-Воздушных сил, начальник Главного управления инженерно-авиационной службы Красной армии и Государственного Краснознамённого НИИ ВВС. Он был награждён Орденом Легиона чести, переданным президентом США Ф.Д. Рузвельтом И.В. Сталину на закрытии Ялтинской конференции.

В рассматриваемой монографии приведены многочисленные примеры того, как американские военные препятствовали налаживанию взаимодействия, особенно в первые месяцы войны. Об этом неоднократно писали в отчётах представители Правительственной закупочной комиссии, отмечая, что «со стороны Армии и Флота огромный нажим в отношении выполнения их программы, никто в Комитете военного производства не решается давать преимущества нашим заказам»2. «Генерал Маршалл никогда не занимал дружественной позиции в отношении Советского Союза и всегда являлся лицом, сдерживающим поставки», «м-р Хазард является мозгом ленд-лиза и главным саботажником при решении принципиальных вопросов размещения заказов, удовлетворения наших заявок» (с. 315–316). В результате решающее значение для развития программы помощи сыграла позиция американского президента, постоянно державшего поставки на личном контроле3. Немаловажную роль в постепенном налаживании сотрудничества и улучшении взаимоотношений играли контакты – «полуофициальные, неофициальные, дружеские (завтраки, обеды, ужины и т.д.)»4.

2. Быстрова И.В. СССР и США в годы Второй мировой войны: роль личных контактов в сотрудничестве // Вестник РГГУ. Сер. Политология. История. Международные отношения. 2016. № 2. С. 66.

3. См., например: Стеттиниус Э.Р. Ленд-лиз – оружие для победы. М., 2000.

4. Быстрова И.В. СССР и США в годы Второй мировой войны… С. 67.

Менялась и тональность публикаций в американской прессе, освещавшей приезд Репина в феврале 1942 г. Всё чаще в статьях говорилось о «сердечности» переговоров советского генерала с Рузвельтом, «словах поддержки», высказанных им в адрес советского народа, детальном «обсуждении ситуации» на советско-германском фронте, встречах за ланчем и т.д. Многие издания приводили интересные детали неформального общения, свидетельствовавшие о качественно новом уровне отношений между двумя государствами: «Репин нанёс визит в Белый Дом, чтобы попрощаться с президентом, так как собирается вскоре улететь в Советский Союз»5.

5. О переговорах Репина с Рузвельтом см.: The New York Times. 1942. February 13; The Morning Spotlight (Hastings, Nebraska). 1942. February 13; York Daily Record (York, Pennsylvania). 1942. February 13; The Minneapolis Star. 1942. February 12; The Nashville Banner. 1942. February 12; Philadelphia Inquirer. 1942. February 13; The Evening Sun (Baltimore, Maryland). 1942. February 12; Pasadena Star-News. 1942. February 13; The Sacramento Bee. 1942. February 13; The Daily News (New York). 1942. February 13; Pittsburgh Post-Gazette. 1942. February 13; The Gazette and Daily (York, Pennsylvania). 1942. February 13.

Хочется верить, что представленный в работах Н.В. Быстровой особый – «человеческий» – ракурс проблематики советско-американского сотрудничества получит дальнейшее развитие в работах других историков, а в научный оборот войдут новые материалы (в том числе документы из архивов США, публикации периодической печати обеих стран, личные воспоминания участников событий, визуальные источники).

Библиография

  1. 1. Бутенина Н.В. Ленд-лиз. Сделка века. М., 2004.
  2. 2. Быстрова И.В. СССР и США в годы Второй мировой войны: роль личных контактов в сотрудничестве // Вестник РГГУ. Сер. Политология. История. Международные отношения. 2016. № 2. С. 66.
  3. 3. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. Т. 8. М., 2014.
  4. 4. Краснов В.Н., Краснов И.В. Ленд-лиз для СССР. 1941–1945. М., 2008.
  5. 5. Куманёв Г.А., Серазетдинов Б.У. Военная экономика СССР – важнейший фактор Великой Победы (1941–1945 гг.). М., 2015.
  6. 6. Поздеева Л.В. Ленд-лиз для СССР: дискуссия продолжается // Вторая мировая война: актуальные проблемы. М., 1995. С. 324–333.
  7. 7. Стеттиниус Э.Р. Ленд-лиз – оружие для победы. М., 2000.
  8. 8. Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои. 1941–1945 гг. М., 1997.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека