RAS History & PhilologyРоссийская история Rossiiskaia istoriia

  • ISSN (Print) 0869-5687
  • ISSN (Online) 3034-5790

The actual heritage of the Siberian Council

PII
S086956870017302-3-1
DOI
10.31857/S086956870017302-3
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / Issue 6
Pages
215-219
Abstract

   

Keywords
Date of publication
09.11.2021
Year of publication
2021
Number of purchasers
11
Views
2115

История Русской церкви в период революции и Гражданской войны – одно из ведущих направлений исследований церковно-государственных отношений в России. Переломная эпоха позволяет рельефнее очертить место православного духовенства и православной веры в общественно-политической жизни страны. Уже после Февраля с амвонов храмов зазвучали проповеди, в которых основное внимание уделялось не благочестию и смирению, а актуальной для того времени политической повестке. Иерархи после крушения монархии пытались найти себя в новых реалиях, а многие священнослужители с головой погрузились в политическую, по сути своей, борьбу, принимая участие в митингах, манифестациях и выборах. Советская власть относилась к Церкви с нескрываемой враждебностью. Репрессии по отношению к православному духовенству и её пастве делали неизбежным их переход к тем или иным формам сопротивления. При этом антибольшевистские режимы, возникавшие на территории России, видели в Церкви естественного и верного союзника, который мог повлиять на общественные настроения, в том числе – мобилизовать население на борьбу с «красными».

В научных работах, вышедших в последние десятилетия, эти события анализируются как на всероссийском1, так и на региональном уровнях2. Однако религиозный фактор в революции и Гражданской войне настолько масштабен, что требуется дополнительное изучение всех его многочисленных аспектов. К примеру, до сих пор не исследовано наследие Всероссийского Поместного собора 1917–1918 гг. и нескольких последовавших за ним Соборов в разных уголках распавшейся Российской империи. С 2012 г. началось академическое издание документов Московского собора, однако амбициозный проект всё ещё далёк от завершения. Несколько раз менялся состав научно-редакционного совета и рабочей исследовательской группы издания, что неизбежно сказалось на сроках его выхода в свет (из запланированных 36 томов к настоящему времени вышло 10).

1. Белая гвардия: альманах. № 10: Русская Православная Церковь и Белое движение. М., 2008; Петров С.Г. Русская Православная Церковь времени патриарха Тихона: источниковедческое исследование. Новосибирск, 2013; Православная церковь и русская революция: очерки истории 1917–1920. М., 2018; Соколов А.В. Государство и православная Церковь в России в феврале 1917 – январе 1918 годов. СПб., 2015; Фирсов С.Л. Время войне и время миру: Православная Российская Церковь и Гражданская война в России: очерки истории и историографии. СПб., 2018.

2. См., например: Нечаев М.Г. Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917–1922 гг. Пермь, 2004; Олихов Д.В. Временное Высшее церковное управление Сибири (1918–1920 гг.): опыт церковного строительства в эпоху гражданского лихолетья. СПб., 2017; Пученков А.С., Калиновский В.В. Духовный форпост России. Православное духовенство Крыма в 1914–1920 годах. СПб., 2020.

До сих пор не издан сборник материалов Всеукраинского церковного собора 1918 г., значение которого сегодня приобрело особую актуальность в свете нового витка обсуждений о каноничности автокефалии на украинских землях и о влиянии политических событий на церковную жизнь. В 2018 г. увидел свет сборник документов Юго-Восточного Русского церковного собора в Ставрополе3, благодаря чему удалось в полной мере оценить его роль в событиях Гражданской войны на Юге России4. В конце 2020 г. вышел сборник документов Сибирского соборного совещания (известного также как Томский собор и Сибирский собор), которое, несмотря на своё значение, долгое время оставалось малоизвестной страницей церковной истории. Ответственный редактор издания – протоиерей Д.В. Олихов – кандидат богословия, кандидат исторических наук, известный специалист по истории сибирских епархий Русской Православной Церкви, в том числе в годы Гражданской войны.

3. Юго-Восточный русский церковный собор 1919 года. Сборник документов / Под ред. Ю.А. Бирюковой. М., 2018.

4. См.: Калиновский В.В., Петров И.В., Пученков А.С. «Деникинский» церковный собор в наработке новейшей российской археографии // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2019. № 4. С. 28–34.

Над рецензируемым сборником работал небольшой коллектив специалистов по церковной истории: священник, кандидат богословия Е.А. Агеев и кандидат исторических наук А.И. Мраморнов, которому принадлежит научная концепция академического издания документов Священного собора 1917–1918 гг. Во вступительном слове митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким) характеризует Собор в Томске как один из первых опытов реализации на практике решений Всероссийского Поместного собора. По мнению иерарха, опыт взаимодействия правительства А.В. Колчака с духовными структурами, представлявшими различные конфессии, мог бы стать «примером для современных взаимоотношений государственной власти и Церкви в Российской Федерации» (с. 4). Среди всех участников Сибирского собора митрополит особо выделяет прославленного в лике святых архиепископа Сильвестра (Ольшевского).

В обращении к читателям Мраморнов указывает, что утрата сибирского церковного архива повлияла на содержание рецензируемого сборника. В его состав вошли немногочисленные документы ГА РФ, РГВА и Исторического архива Омской области, материалы семи епархиальных ведомостей, издания Высшего временного церковного управления «Сибирский благовестник» и «За Русь Святую», омский «Правительственный вестник», либеральные газеты «белой» Сибири, а также источники личного происхождения.

В очерке Д.В. Олихова о Соборе в Томске подчёркивается актуальность этого опыта для современных церковно-государственных связей. Историографию Сибирского собора автор разделяет на четыре периода, каждый из которых отличается, в частности, «особенностями концептуального осмысления различных аспектов темы» (с. 7). Автор отмечает, что из-за ситуации на фронтах Гражданской войны Сибирь оказалась отрезанной от церковного руководства, при этом в ряде епархий с течением времени назрели насущные вопросы. Для их решения духовенство и миряне сибирских епархий, среди которых были участники Всероссийского Поместного собора (по разным подсчётам – 26 или 27), собрались в Томске. Однако обсуждение вышло за пределы региональной и сугубо церковной повестки: Собор стал поводом для дискуссий о причинах распада страны и армии.

Одним из главных решений Сибирского собора Олихов называет создание Временного высшего церковного управления. В годы Гражданской войны практика создания подобных структур была распространённой. К примеру, по итогам Ставропольского собора 1919 г. на Юге России появилась организация с аналогичным названием, которая, в сущности, заменяла собой Синод. В отсутствие связи с патриархом Тихоном (Беллавиным) она решала вопросы духовной жизни, превышавшие компетенцию епархиальных и военно-гражданских властей, а впоследствии стала ядром, вокруг которого была сформирована Русская Православная Церковь заграницей. В заключительной части очерка рассмотрены судьбы участников Соборного совещания. Почти все они были репрессированы после установления в Сибири советской власти.

Рецензируемый сборник документов состоит из пяти разделов. В первом из них публикуются постановления Сибирского соборного совещания, опубликованные в официальных церковных изданиях. Часть из них была продиктована событиями Гражданской войны (например, положения по военно-церковным делам и о беженцах духовного звания), другие отвечали на повседневные нужды духовенства и мирян (о бракоразводных делах, о центральной церковной казне, о преподавании Закона Божия в школах и др.).

Во втором разделе приведены публикации участников Сибирского соборного совещания. К примеру, профессор Томского университета П.А. Прокошев писал об «основных началах, определяющих взаимные отношения между Церковью и государством в России». Он считал проявлением государственной мудрости со стороны Временного всероссийского правительства сохранение «связи русского государства и православной Церкви» (с. 98). Учитывая её заслуги в строительстве русской государственности, она могла бы быть признана светской властью «первой между равными». Правильным шагом профессор считал учреждение министерства исповеданий, предостерегая его от прямого вмешательства в дела Церкви и призывая соблюдать решения Всероссийского Поместного собора.

Третий раздел состоит из сообщений светской прессы о Соборном совещании; большая часть опубликованных здесь материалов впервые вводится в научный оборот. Четвертый – посвящён участию военного духовенства в Соборном совещании. В пятом – приведены тексты постановлений действовавших в Сибири правительств по церковно-государственным вопросам в связи с решениями Соборного совещания.

Приложением к сборнику стал отрывок из воспоминаний участника Собора, архиепископа Андрея (Ухтомского), который своеобразно охарактеризовал присутствовавших на совещании в Томске: «Огромное большинство этого собрания были самые бессмысленные монархисты, возводившие монархизм в догмат и нисколько не желавшие считаться даже с самыми очевидными фактами» (с. 171). Важно понимать, что эти воспоминания появились в тот период, когда иерарх находился уже под большевистским следствием, а потому не могут считаться абсолютно искренними (хотя в целом не противоречат экспрессивной и мятущейся натуре архиепископа, чья биография полна самых неожиданных поворотов).

Справочный аппарат издания состоит из обширных комментариев к представленным текстам, реконструкции списка участников Сибирского собора, их кратких избранных биографий. Особый интерес представляют упоминания в документах представителей других конфессий. Наиболее яркие и запоминающиеся слова принадлежат архиепископу Андрею (Ухтомскому). Так, во время заседания 29 ноября 1918 г. при обсуждении вопроса об учреждении министерства исповеданий он заявил, что «мусульмане держатся по отношению к правительству безукоризненно: они говорят властям – “оставьте нас в покое”. Мусульмане держат себя по отношению к правительству с величием, с достоинством, которых можно пожелать и православным» (с. 125).

Другой красноречивый эпизод приведён в рассказе иерарха о Соборе, сделанный сразу после возвращения в Уфу. Якобы во время обсуждения причин распада России один из представителей местного духовенства сказал, что «во всём виноваты евреи». Архиепископ Андрей так дополнил эту реплику: «Если евреи, то и архиереи, так как если евреи слишком много делали, то наши архиереи уже ровно ничего не делали» (с. 139–140). Этим уфимский иерарх возложил на духовенство часть вины за смуту в Российском государстве.

Из отдельных материалов можно сделать вывод о принципиальном непонимании некоторыми представителями православного духовенства военно-политической ситуации в Сибири. К примеру, священник Демидов объяснял необходимость образования самостоятельной Челябинской епархии распространением в городе католицизма. Иезуиты, по его словам, собирались «покорить» Сибирь «под нозе святейшего папы» (с. 110).

Опубликованные в рецензируемом сборнике документы поднимают насущные вопросы истории Русской церкви. Первый из них – о роли духовенства в событиях Гражданской войны, его месте в реалиях общественно-политического конфликта. Учитывая, что Томский собор начал свою работу в момент, когда ситуация в Сибири находилась в стадии турбулентности и неопределённости, можно говорить о самостоятельности действий клира в этом регионе.

Второй принципиальный вопрос – о политической позиции Церкви. В советской антирелигиозной пропаганде действия духовенства в этот период трактовались исключительно как элемент «церковной контрреволюции». Пропагандисты изображали священнослужителей реакционным промонархическим сословием, в массе своей состоявшим из циничных и, в общем-то, недалёких людей, более всего стремившихся к сохранению и приумножению материальных благ. При этом оговаривалось, что вышесказанное предопределяло поддержку клириками Белого движения и проводимую ими агитацию против советской власти. Видный исследователь В.Ж. Цветков правомерно замечает, что интерес Церкви и Белого движения был обоюдным, хотя бы ввиду того, что по итогам междоусобицы последнее могло стать единственной всероссийской властью5. Очевидная лояльность как рядовых участников движения, так и его вождей к православию предопределяла тяготение духовенства к «белым».

5. Цветков В.Ж. Белое дело в России. 1920–1922 гг.: формирование и эволюция политических структур Белого движения в России. М., 2016. С. 101, 135.

Православное духовенство, безусловно, возносило молитвы о мире и желало скорейшего окончания гражданского противостояния, но не могло оставаться в стороне от него. Неслучайно во время Томского собора постоянным был мотив о гонениях на Церковь – своими действиями большевики не оставляли альтернатив верующим и священнослужителям, толкая их в оппозиционный лагерь. Как справедливо отмечает Олихов, «деятельность Сибирского совещания и структур, созданных на нём, носила выраженный антибольшевистский характер» (с. 13). Вместе с тем лейтмотивом почти всех выступлений участников была необходимость обретения Церковью своего места в новой России, вышедшей из огня Гражданской войны.

Отрадно осознавать, что изданием документов Сибирского соборного совещания не исчерпано изучение проблемных вопросов церковной истории Сибири в ХХ в. Наоборот, для многих исследователей сборник стал дополнительным импульсом. В частности, известный омский историк А.В. Сушко подготовил научную биографию одного из активных участников Томского собора, священника В.Ф. Инфантьева6. Выход подобных работ по истории Русской церкви в Сибири, следует, несомненно, приветствовать. Рецензируемый документальный сборник, бесспорно, имеет серьёзное научное значение, которое не утратит с годами.

6. Сушко А.В. Жизнь, служение и подвиг священника Василия Феофановича Инфантьева. Омск, 2021.

References

  1. 1. Belaya gvardiya: al'manakh. № 10: Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' i Beloe dvizhenie. M., 2008.
  2. 2. Kalinovskij V.V., Petrov I.V., Puchenkov A.S. «Denikinskij» tserkovnyj sobor v narabotke novejshej rossijskoj arkheografii // Omskij nauchnyj vestnik. Ser. Obschestvo. Istoriya. Sovremennost'. 2019. № 4. S. 28–34.
  3. 3. Nechaev M.G. Tserkov' na Urale v period velikikh potryasenij: 1917–1922 gg. Perm', 2004.
  4. 4. Olikhov D.V. Vremennoe Vysshee tserkovnoe upravlenie Sibiri (1918–1920 gg.): opyt tserkovnogo stroitel'stva v ehpokhu grazhdanskogo likholet'ya. SPb., 2017.
  5. 5. Petrov S.G. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' vremeni patriarkha Tikhona: istochnikovedcheskoe issledovanie. Novosibirsk, 2013.
  6. 6. Pravoslavnaya tserkov' i russkaya revolyutsiya: ocherki istorii 1917–1920. M., 2018.
  7. 7. Puchenkov A.S., Kalinovskij V.V. Dukhovnyj forpost Rossii. Pravoslavnoe dukhovenstvo Kryma v 1914–1920 godakh. SPb., 2020.
  8. 8. Sokolov A.V. Gosudarstvo i pravoslavnaya Tserkov' v Rossii v fevrale 1917 – yanvare 1918 godov. SPb., 2015.
  9. 9. Sushko A.V. Zhizn', sluzhenie i podvig svyaschennika Vasiliya Feofanovicha Infant'eva. Omsk, 2021.
  10. 10. Firsov S.L. Vremya vojne i vremya miru: Pravoslavnaya Rossijskaya Tserkov' i Grazhdanskaya vojna v Rossii: ocherki istorii i istoriografii. SPb., 2018.
  11. 11. Tsvetkov V.Zh. Beloe delo v Rossii. 1920–1922 gg.: formirovanie i ehvolyutsiya politicheskikh struktur Belogo dvizheniya v Rossii. M., 2016. S. 101, 135.
  12. 12. Yugo-Vostochnyj russkij tserkovnyj sobor 1919 goda. Sbornik dokumentov / Pod red. Yu.A. Biryukovoj. M., 2018.
QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library