Scandinavians in Eastern Europe: from spontaneous flow to government regulation
Table of contents
Share
QR
Metrics
Scandinavians in Eastern Europe: from spontaneous flow to government regulation
Annotation
PII
S086956870005873-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Elena Melnikova 
Occupation: Chief researcher
Affiliation: Institute of World History, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
66-81
Abstract

        

Received
16.07.2019
Date of publication
05.08.2019
Number of purchasers
92
Views
3353
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1 «Человек зовётся Карл… Взял тогда Карл слово и сказал своим гребцам: “…Я собираюсь отправиться в торговую поездку в Аустрвег…, но я хочу дать вам возможность идти другим путём и право уйти с моего корабля. Пусть датчане, или люди с юга и англичане[, которые] здесь [есть,] идут на других кораблях туда, куда им больше нравится”. Тогда отвечает один норвежец: “Для нас это совсем неожиданно… Но потому что вы люди отважные, и нам всё нравится в тебе, и похоже на то, что ты человек удачливый, мы… хотим положиться на твою предусмотрительность”. Так они и решают, и плывут с ним, пока не приходят в Аустррики»1. Этот рассказ о торговой поездке на Русь, хотя и относится к началу 1030-х гг., прекрасно описывает, возможно, не столько обстоятельства организации данной конкретной поездки (вероятно, имевшей место в действительности)2, сколько типическую ситуацию, представление исландцев конца XII – начала XIII в. о том, как совершались такие поездки на Русь. Сходным образом рассказывается, как двадцатью годами раньше Эймунд Хрингссон собирал отряд, чтобы принять участие в междоусобной борьбе Владимировичей: возвратившись из викингского похода и узнав о расправе, учинённой Олавом Харальдссоном над местными конунгами, в том числе над его отцом, Эймунд обратился к своим воинам, предлагая отправиться на Русь: «“Пришло мне теперь на мысль, если вы согласны, отправиться туда (на Русь. – Е.М.)… Для нас это будет хорошо – добудем и богатство, и почесть”… Все они согласны. Было там много людей, которым хотелось добыть богатство и отомстить за свои обиды в Нореге… Собираются они в путь с Эймундом и Рагнаром и отплывают большой дружиной, избранной по храбрости и мужеству, и стали держать путь в Аустрвег»3. Примерно за 100 лет до Эймунда и Карла норвежец Хаук Длинные Чулки, приближённый Харальда Прекрасноволосого, отправился в Хольмгард с торговыми целями. Поскольку он ехал по просьбе конунга за «некоторыми драгоценностями, дорогими и редкими в наших землях», то «разрешил конунг своим людям, [тем, что] до этого были с ним, отправиться в другие страны. Хаук плывет теперь на одном корабле и с хорошими спутниками, и приплывает осенью на восток в Хольмгард»4.
1. Morkinskinna // Ármann Jakobsson ok Þórður Ingi Guðjónsson gáfu út. (Íslenzk fornrit, XXIII–XXIV). В. 1. Reykjavík, 2011. Bls. 7–8. Текст и перевод на русский язык см.: Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе. М., 2012. С. 394 (текст), 401 (перевод).

2. Мельникова Е.А. «Немирье» между Свейном и Ярицлейвом: русско-норвежские отношения второй половины 1020-х – первой половины 1030-х годов // «Вертоград многоцветный». Сборник к 80-летию Бориса Николаевича Флори. М., 2018. С. 91–106.

3. Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги… С. 296 (текст), 308 (перевод).

4. Там же. С. 625 (текст), 626–627 (перевод).
2 Хотя таких развёрнутых описаний немного, военные походы – преимущественно в восточноприбалтийские земли (Эйстланд, Курланд и др.) начиная с VII в. – и торговые поездки – преимущественно на Северо-Запад Восточной Европы начиная со второй половины IX в. – упоминаются в сагах многократно5. Их совокупность рисует картину спонтанных, мотивируемых только личной инициативой, но достаточно частых поездок из всех областей Скандинавии (меньше всего мы знаем о поездках датчан). Выделяются люди, неоднократно посещавшие Восточную Европу как, например, торговец-исландец Бьёрн-Шкура, получивший второе прозвище lmgarðsfari (от глагола fara «ездить, путешествовать»), потому что «он был великим путешественником, Ездоком-в-Хольмгард и купцом, часто ездил на восток» в последней четверти IX в.6, или исландец же, но профессиональный воин Гарда-Кетиль, как минимум дважды (а скорее, большее число раз, судя по его прозвищу) побывал на Руси: в дружине Эймунда Хрингссона и в войске Ингвара Путешественника, или норвежский купец Гудлейк Гардский (Gerzki), который «был великим мореходом и купцом, богатым человеком, и совершал торговые поездки в разные страны. Он часто плавал на восток в Гардарики, и был он по этой причине прозван Гудлейк Гардский»7.
5. Там же. Passim; Мельникова Е.А. Эпоха Владимира в древнескандинавской литературе // Русь эпохи Владимира Великого: государство, церковь, культура. М., 2017. С. 410–417.

6. Литовских Е.В. Древнерусско-исландские связи в Х–XIII вв.: Бьёрн-Шкура «Ездок в Новгород» // Восточная Европа в древности и средневековье. ХХХ Юбилейные чтения памяти чл.-корр. АН СССР В.Т. Пашуто. М., 2018. С. 184–189. Трудно сказать, что в данном случае имеется в виду под Hólmgarðr: Новгорода в это время ещё не существовало, Городище, которое безусловно функционировало во второй половине IX в., было не торговым, а военно-административным центром. Главным торговым узлом являлась Ладога, хорошо известная скандинавам под названием Aldejgja. Возможно ли, что изначальное прозвище Garðs- (или Garðа-) fari было расширено в Hólmgarðsfari (см.: Джаксон Т.Н. Хольмгардсфари, или туда и обратно // Одиссей. 2009. С. 43–57) по аналогии с прозвищем, распространённым в XI в., когда Новгород превратился в крупный город, или вообще было присоединено к имени Бьёрна не при его жизни, а позднее, уже в устной передаче рассказов о нем, опять же под влиянием обычного Hólmgarðsfari?

7. Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги… С. 264 (текст), 273 (перевод).
3 Как явствует из приведённых и других сообщений, собиравшиеся для поездки в Восточную Европу отряды были невелики: купцы, как правило, обходились одним кораблём8, военные предприятия собирали два-пять, редко больше, кораблей. Состав отряда мог быть более или менее однороден: в дружине Эймунда, вероятно, участвовали только норвежцы (или их было большинство). В других случаях к исландцам, норвежцам или свеям, инициаторам поездки, могли присоединяться жители других областей и даже стран. Так, в команде норвежцев Карла и Бьёрна находились датчане и англичане, а также «люди с юга» – вероятнее всего, немцы, но не исключено, что так могли быть названы поморские славяне (например, ободриты, жившие восточнее Ютландского полуострова) или фризы (жившие к западу). Крайне существенна отмечаемая источниками неоднократность поездок одного и того же человека «на восток», засвидетельствованная в том числе и прозвищем с -fari, что позволяет предположить, что не только в Свеаланде, но и в более отдалённых регионах скандинавского мира, в Норвегии и Исландии, выделялись купцы, специализировавшиеся на восточноевропейской торговле, причём эта специализация произошла уже в IX в., на что указывает прозвище исландца Бьёрна.
8. Ср. надпись на руническом камне из Мервалла, установленном в память о некоем Свейне, который «часто плавал в Земгалию на корабле с дорогими товарами» (Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. Новые находки и интерпретации. М., 2001. Б-III.5.13. С. 307).
4 Сообщения письменных источников дают вполне адекватное представление о том, как организовывались поездки в Восточную Европу, каков был состав их участников, но, будучи достаточно редкими, эти рассказы не отражают реальные масштабы потока скандинавов, хлынувших в IX–X вв. на восток.
5 О размерах этого потока свидетельствуют данные нумизматики. Около 70 тыс. восточных монет было найдено к 2013 г. в 351 кладе IX–X вв. на о. Готланд, около 20 тыс. монет – в 117 кладах в материковой Швеции9; на территории Восточной Европы известно 227 кладов дирхемов10. Обнаруженные клады – лишь верхушка айсберга: ежегодно и в Скандинавии, и в Восточной Европе обнаруживается несколько новых кладов, подчас огромных, как например, монетно-вещевой клад IX в. из Спиллингса (о. Готланд,), найденный в 1999 г. и содержавший 67 кг серебряных спиралей, слитков, монет, украшений11, или открытый в 1973 г. у деревни Козьянки Полоцкого района (Беларусь) клад 940-х гг. с 7 588 дирхемами общим весом около 20 кг12. Однако клады составляют лишь незначительную часть монетного серебра, поступавшего в Восточную и Северную Европу из Арабского халифата: бóльшая его часть, как считается, переплавлялась и шла на изготовление украшений13 и других предметов, включая чеканку (пусть и скромную) собственной монеты. По крайне приблизительным подсчётам, на протяжении двух столетий в Восточную и Северную Европу поступило от 1,4 до 1,5 тыс. т серебра, что составляет примерно 500 млн дирхемов14. Ежегодный приток серебра в эти столетия достигал в среднем 7–7,5 т (около 2–2,5 млн монет)15. Экономическое и социально-политическое значение этого мощного потока драгоценного металла трудно переоценить: он обеспечил формирование на Севере и Востоке Европы «экономики серебра» (денежно-весового обращения)16 и стимулировал зарождение политических образований вдоль его пути в Скандинавию и в самой Скандинавии17.
9. По сообщению К. Йонссона (Стокгольмский университет) в письме от 27.09.2013 г. Им учтены клады, в которых имеется более 10 монет. За истекшие шесть лет число кладов существенно увеличилось.

10. См. карты и перечни восточноевропейских кладов, составленные В.С. Кулешовым для VIII–IX вв. и А.А. Гомзиным для Х в.: Русь в IX–X вв. Археологическая панорама. М.; Вологда, 2012. С. 387–393.

11. The Spillings Hoard – Gotland’s Role in Viking Age World Trade. Lund, 2009.

12. Добровольский И.Г., Рябцевич В.Н. Козьянковский клад куфических дирхемов // Труды VI международного конгресса славянской археологии. Т. 5. М., 1999. С. 295–298.

13. Eniosova N., Mitoyan R. Arabic Coins as a Silver Source for Slavonic and Scandinavian Jewelers in the Tenth Century AD // Proceedings of the 37th International Symposium on Archaeometry, 13th – 16th May 2008, Siena, Italy. Berlin; Heidelberg, 2011. Р. 579–584.

14. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005. С. 321–324.

15. Эта цифра крайне условна и не учитывает динамику поступления серебра, существенно различавшуюся в IX и Х вв., а также временные спады и подъёмы количества и размера выпадавших кладов.

16. Silver Economy in the Viking Age. Walnut Creek (CA), 2007.

17. Мельникова Е.А. К типологии предгосударственных и раннегосударственных образований в Северной и Северо-Восточной Европе (Постановка проблемы) // Мельникова Е.А. Древняя Русь и Скандинавия. Избранные труды. М., 2011. С. 15–34.
6

Транспортировка такой массы серебра могла быть достигнута только при многочисленности отрядов, ежегодно отправлявшихся на восток. Ибн Фадлан отмечал большое количество купцов-русов в Булгаре. По его словам, прибывающие русы «строят на её [реки Атыл] берегу большие дома из дерева. И собирается [их] в одном [таком] доме десять и двадцать, – меньше или больше»18. Даже если каждая команда строила для себя отдельный большой дом – а из последующего рассказа, как кажется, следует, что в одном доме размещалось несколько купцов19, – то и в этом случае во время пребывания там ибн Фадлана остановившихся в Булгаре отрядов было несколько. О прибытии нескольких кораблей одновременно говорит и его рассказ о жертвоприношениях, которые совершали купцы ради успешной торговли20. В описанных им похоронах богатого руса участвовало большое количество людей, как родичей умершего21, так и не связанных с ним родством. Особый интерес представляет присутствие некоей старухи – «ангела смерти», которая руководила обрядом погребения. Из повествования ибн Фадлана остаётся неясным, откуда она взялась в Булгаре: прибыла с одним из кораблей русов или находилась здесь постоянно, что предполагало бы существование более или менее постоянной колонии русов в этом торговом центре. Но в любом случае из рассказа арабского путешественника явствует, что в Булгар ежегодно прибывало далеко не одно торговое судно с севера.

18. Ибн Фадлан. Рисала / Пер.Т.М. Калининой // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. III. Восточные источники. М., 2000. С. 69.

19. Ср. раскопанные в Старой Ладоге «большие дома», которые ранее уверенно атрибутировались как купеческие помещения; позднее была предложена их интерпретация как «дворцов» ладожского правителя: Рябинин Е.А. Новые данные о «больших домах» Старой Ладоги (по материалам Земляного городища и раскопа на Варяжской улице) // Старая Ладога и проблемы археологии Северной Руси. СПб., 2002. С. 15–29.

20. Ибн Фадлан. Рисала. С. 70.

21. Ибн Фадлан несколько раз упоминал «семью» и родственников умершего руса. Однако присутствие «семьи», т.е. прежде всего женщин (помимо предназначенных для продажи рабынь), представляется весьма сомнительным, поскольку участие женщин в военных или торговых предприятиях не отмечается в королевских или родовых сагах (ср., впрочем, участие гренландки Фрейдис в плаваниях в Северную Америку в «Саге о гренландцах»). На возможно активную роль женщин в торговле могут указывать находимые в женских погребениях весы и гирьки (см.: Стальсберг А. Торговый инвентарь женских погребений эпохи викингов (субъективная интерпретация) // Stratum plus. 1999. № 5. Неславянское в славянском мире. СПб.; Кишинёв; Одесса. С. 158–163). Родственники-мужчины подчас участвовали в одном походе, но далеко не всегда. Возможно, что таким образом арабский путешественник осмыслил квазиродственные связи, устанавливавшиеся при образовании «товарищества» – félag (от liggja fé «складывать имущество») членами одного отряда (Мельникова Е.А. Ранние формы торговых объединений в Северной Европе // Мельникова Е.А. Древняя Русь и Скандинавия… С. 345–353).
7

Каждый из купцов вёл самостоятельную более или менее успешную торговлю. Ибн Фадлана заинтересовали только рабыни, но по другим источникам известно, что круг товаров был значительно шире: пушнина, а также франкские мечи высоко ценились в арабском мире22. Результатом удачных торговых сделок могло быть несколько десятков тысяч монет: «Если человек владеет десятью тысячами дирхемов, то он справляет своей жене один [ряд], а если владеет двадцатью тысячами, то справляет ей два [ряда] мониста, и таким образом каждые десять тысяч, которые он прибавляет к ним [дирхемам], они прибавляют [ряд] мониста его жене, так что на шее иной из них бывает много [рядов] монист»23. При среднем весе дирхема 3 г, 10 тыс. монет весили не менее 30 кг, т.е. один купец мог увозить домой 100 и более кг серебра. Однако, видимо, такое богатство выпадало на долю купцов нечасто: большие клады, насчитывающие несколько тысяч монет, редки даже в периоды наиболее интенсивного их выпадения во второй половине IX – первой половине Х в., чаще они содержат от нескольких десятков до нескольких сотен дирхемов.

22. См., например: Ибн Хордадбех. Книга путей и государств / Пер. Т.М. Калининой // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. III. С. 30.

23. Ибн Фадлан. Рисала. С. 69.
8

Важным фактором, лимитирующим величину транспортируемого серебра, были размеры и грузоподъемность судов, использовавшихся скандинавами при плаваниях по рекам Восточной Европы. По общему мнению, в Ладоге (а возможно, и в Пскове) морские суда менялись на речные, с менее глубокой осадкой. По свидетельству Константина Багрянородного, в середине Х в. для торговых плаваний в Византию росы использовали суда на однодревной основе с нашивными бортами. Их вес (без груза) позволял переносить их по суше в обход некоторых днепровских порогов24. В то же время суда росов должны были быть пригодны и для морского (пусть и каботажного) плаванья: дополнительно оснащённые, они преодолевали путь от устья Днепра до Константинополя. Исходя из этих сведений, можно полагать, что по крайней мере большинство использовавшихся купцами кораблей имели небольшие размеры. По археологическим и этнографическим данным размер такой ладьи не превышал 20 м (при осадке 0,6–0,7 м), а максимальная грузоподъёмность составляла 2,4–4 т25. Скандинавским аналогом подобной ладьи был karfi, уменьшенный в длину, но несколько расширенный в средней части вариант «длинного корабля», достигавший в длину также 15–20 м и примерно такой же грузоподъёмности26. Этот тип парусно-гребного судна предназначался для транспортировки грузов и людей, плаваний по мелководью и вдоль побережья, но не для океанских походов, как значительно более крупный кнар (knörr). Количество гребцов могло доходить до 12 пар, как на корабле из Туне27. Вероятно, такого типа корабли не требовали замены для плавания по рекам и могли широко использоваться скандинавскими купцами при поездках в Восточную Европу. При этом вряд ли на одном таком корабле могло плыть более 30 человек с товарами, в числе которых были рабы. Разумеется, не все купцы совершали плавание из Бирки до Булгара. Некоторые, вероятно, проводили несколько лет в Восточной Европе, осуществляя торговые операции между Ладогой и Булгаром, но всё равно количество ежегодно перемещавшихся по речным путям отрядов оставалось чрезвычайно велико и, вероятно, исчислялось не одним десятком.

24. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. С. 45.

25. Сорокин П.Е. Водные пути и судостроение на Северо-Западе Руси в средневековье. СПб., 1997. С. 87.

26. Simek R. Die Schiffe der Wikinger. Stuttgart, 2014. S. 71–87.

27. Корабль из погребения в Туне (Норвегия) около 900 г. считается типичным примером karfi (Marstrander S. Tuneskipet. Sarpsborg, 1999).
9

Многочисленность отрядов, отправлявшихся в Восточную Европу, приводила к конфликтам между ними. «Прядь о Хауке Длинные Чулки»28 рассказывает о столкновении Хаука, посланного в Хольмгард Харальдом Прекрасноволосым (конец IX – первая треть Х в.), с купцами из Свеаланда на рынке из-за драгоценного плаща; с отрядом тех же купцов-свеев Хауку пришлось вступить в бой, из которого он вышел победителем, во время поездки в Бьярмаланд. Другой норвежский купец, Гудлейк Гардский, был убит, возвращаясь из торговой поездки в Хольмгард (1017–1019)29. Наглядным примером возможной судьбы викингских отрядов является обнаруженное в 2008 и 2010 гг. захоронение в Сальме (о. Сааремаа, Эстония): в большей из двух ладей были погребены более 40, в меньшей – 7 воинов, погибших в бою в первой половине VIII в. По остеологическим данным, они являлись выходцами из Средней Швеции (Свеаланда) и, скорее всего, пали от рук местных жителей-эстов30.

28. Hauks þáttr hábrókar включена в состав «Большой саги об Олаве Трюггвасоне» по рукописи «Flateyjarbók». Текст и перевод см.: Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги… С. 625–629.

29. Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги… С. 264 (текст), 273–274 (перевод), 327–329 (комментарий).

30. Peets J., Allmäe R., Maldre L. Pre-Viking Age Complex of Burial Boat in Salme Village. Archaeological Investigations in 2010 // Archaeological Fieldwork in Estonia 2010. Tallinn, 2011. P. 29–48; Idem. Research Results of the Salme Ship Burials in 2011–2012 // 2013, January (URL: >>>> Allmäe R., Maldre L., Tomek T. The Salme I Ship Burial: An Osteological View of a Unique Burial in Northern Europe // Interdisciplinaria archaeologica. Natural Sciences in Archaeology. 2011. Issue 2. P. 109–124 (URL: >>>> Дата обращения: 12.05.2018).
10

Стихийный поток скандинавских охотников за пушниной31, а затем торговцев вглубь Восточной Европы к середине VIII в. (т.е. еще до начала собственно эпохи викингов) стал настолько велик, что потребовал постоянного поселения, где прибывавшие отряды могли отдыхать, ремонтировать или заменять свои суда, приобретать товары для вывоза на Север и в Западную Европу. Таким восточным форпостом североморско-балтийской системы коммуникаций стала Ладога, древнейшая постройка которой датируется, по данным дендрохронологии, 753 г., со смешанным скандинаво-финским населением, к которому вскоре присоединились славяне32. В это время – судя по отсутствию восточных импортов, в том числе дирхемов, но присутствию предметов североевропейского и фризского происхождения – Ладога, еще маленькое поселение, состоявшее из одной или нескольких усадеб33, была ориентирована на западную торговлю. Выход на Среднюю Волгу и связи с арабским миром устанавливаются на протяжении второй половины VIII в.: первые два клада дирхемов в Восточной Европе с младшими монетами 786/87 и 787/88 гг. обнаружены в самой Ладоге, здесь же и на выходе в Финский залив концентрировались клады последующих двух десятилетий34. Появление кладов восточных монет свидетельствует о том, что североморско-балтийский морской и восточноевропейский речной пути объединились в цельную трансъевропейскую магистраль, которая, судя по динамике выпадения кладов, использовалась всё интенсивнее. Возникновение на рубеже VIII–IX вв. в Поволховье и Приильменье поселений (Холопий городок, Георгий, Сергов городок и др.)35 свидетельствует о формировании инфраструктуры, обеспечивавшей деятельность купцов.

31. Noonan Th. Why the Vikings First Came to Russia // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 1986. N. F. Bd. 34. H. 3. Р. 321–348. Свидетельством ранних посещений скандинавами Приладожья служит стоянка охотников-скандинавов на о. Риеккалу у северо-западного побережья Ладожского озера (Kivikoski E. Svenskar i österled under 500-talet // Finskt Museum. Helsingfors, 1939. S. 15).

32. Кузьмин С.Л. Ладога в эпоху раннего средневековья (середина VIII – начало XII в.) // Исследование археологических памятников эпохи средневековья. СПб., 2008. С. 69–94. Необходимо отметить, однако, что уже с начала VIII и до середины IX в. в 2 км от Ладоги ниже по течению Волхова располагалось славянское Любшанское городище (Рябинин Е.А., Дубашинский А.В. Любшанское городище в Нижнем Поволховье (предварительное сообщение) // Ладога и её соседи в эпоху средневековья. СПб., 2002. С. 196—203; Лебедев Г.С. Эпоха викингов… С. 460–462).

33. Кузьмин С.Л. Ладога в эпоху раннего средневековья… С. 74–75.

34. См. карту восточноевропейских кладов, составленную В.С. Кулешовым для VIII–IX вв.: Русь в IX–X вв. … С. 387–389.

35. Носов Е.Н., Горюнова В.М., Плохов А.В. Городище под Новгородом и поселения Северного Приильменья (Новые материалы и исследования). СПб., 2005. Из Холопьего городка происходит клад с младшей монетой чеканки 810 г. (Гайдуков П.Г., Фёдоров-Давыдов Г.А., Янин В.Л. Новый клад куфических монет Х в. из Новгорода // Восьмая всесоюзная нумизматическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. М., 2000. С. 55–56).
11

Появление в середине IX в. (может быть, несколько раньше)36 укреплённого «Рюрикова» городища – военного и ремесленного поселения, перекрывавшего в стратегически ключевом месте переход из Волхова в Ильмень, откуда расходились реки на восток и на юг, знаменует принципиально новый этап в социально-политической и экономической жизни региона. С одной стороны, находившийся в нём скандинавский военный гарнизон обеспечивал власть его предводителя над округой, что создавало предпосылки для возникновения в регионе надплеменного политического образования, включавшего финское и славянское население и получившего в советской литературе наименование «северной конфедерации племен»37, позднее – Волховско-Ильменской политии38. С другой стороны, стратегическое положение «Рюрикова» городища и расположенного ниже по течению Волхова поселения Холопий городок позволяло надёжно контролировать движение из Волхова в Ильмень и обратно и регулировать если не сам стихийный поток торговцев (что было вряд ли возможно), то торговлю – в первую очередь обеспечить безопасность купцов и их товаров, а также наладить сбор пошлин с проплывавших кораблей. Не случайно именно от конца IX в. дошли первые сведения об упорядочении торговли русов. Основывавшийся на «Анонимной записке», составленной в 870–890-е гг., ибн Русте сообщал, что русы, «единственное занятие» которых – «торговля соболями, белками и прочей пушниной» и которые «с рабами обращаются хорошо, заботятся об их одежде, потому что торгуют [ими]», покровительствуют приезжающим: «Гостям оказывают почёт, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, как и с теми, кто часто бывает у них, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. Если же кто обидит или притеснит чужеземца, то помогают ему и защищают его»39. Очевидно, «гостями» и «чужеземцами» были купцы-скандинавы40, стремившиеся в Волжскую Булгарию, где происходил основной сбыт их товаров41 (хотя некоторые из них добирались до Итиля, Джурджана и даже до Багдада, как свидетельствуют ибн Хордадбех42 и другие арабские писатели). Оказание помощи купцам и защита их от возможных притеснений могли осуществляться только при наличии достаточно сильной центральной власти в регионе, способной поддерживать порядок и разрешать споры между купцами и между ними и местным населением. И ибн Хордадбех, и ибн Русте, и ибн Хаукал сообщили о пошлинах, которые купцы-русы выплачивали в посещаемых ими торговых центрах, причём практика налогообложения купцов к концу IX в. была знакома русам настолько хорошо, что они могли находить уловки для снижения размера пошлин, например, выдавая себя за христиан43. Вряд ли эта общепринятая практика ускользнула от внимания правителей Волховско-Ильменской политии, контролировавших путь между Балтийским морем и выходом на Восточноевропейскую равнину, хотя прямое сообщение о торговых пошлинах, взимаемых «царём русов», содержится только в сочинении Гардизи, писавшего в середине XI в., но черпавшего информацию из той же «Анонимной записки» конца IX в., а также из недошедших до нас трудов ибн Хордадбеха и ал-Джайхани: «Царь их взимает с торговли 1/10 часть»44.

36. Носов Е.Н., Плохов А.В., Хвощинская Н.В. Рюриково городище. Новые этапы исследований. СПб., 2017. С. 27. С учётом находки клада начала 810-х гг. в Холопьем городке авторы полагают, что Рюриково городище могло существовать уже в это время (Там же. С. 24).

37. Шаскольский И.П. О начальных этапах формирования Древнерусского государства // Становление раннефеодальных славянских государств. Киев, 1972. С. 55–67; Пашуто В.Т. Летописная традиция о «племенных княжениях» и варяжский вопрос // Летописи и хроники. 1973 г. М., 1974. С. 103–114.

38. Мельникова Е.А. К типологии предгосударственных и раннегосударственных образований…

39. Ибн Русте. Книга дорогих ценностей / Пер. Т.М. Калининой // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. III. С. 48–49.

40. Ср.: Новосельцев А.П. Восточные источники // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 год. М., 2000. С. 310.

41. Hraundal Th.J. New Perspectives on Eastern Vikings/Rus in Arabic Sources // Viking and Medieval Scandinavia. 2014. Vol. 10. P. 72. Ср. сообщение Ибн Хаукаля о «многочисленных приездах хорезмийцев к булгарам» (Ибн Хаукал. Книга путей и стран / Пер. Т.М. Калининой // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. III. С. 92).

42. Ибн Хордадбех. Книга путей и государств. С. 30–31.

43. Там же. С. 31.

44. Гардизи. Краса повествований / Пер. А.П. Новосельцева // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. III. С. 59. См.: Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 313.
12

Таким образом, в VIII–X вв. восточное направление деятельности скандинавов в Восточной Европе определялось их торговыми интересами. Военные походы, видимо, в связи с их сложностью и отдалённостью привлекательных целей, были редки45. Немногочисленные импорты восточных предметов (посуды, украшений, тканей) оседали по преимуществу в Восточной Европе46 и почти не попадали на север47. Возвращавшиеся на родину купцы везли с собой прежде всего серебро, что отмечали ещё ибн Русте («Получают они плату деньгами и завязывают их в свои пояса»48), и Ибн Фадлан, указавший, что купцы-русы измеряют своё богатство количеством дирхемов49. Стихийный поток скандинавов на восток, вероятно, не регулировался на протяжении всего этого времени, но можно полагать, что по крайней мере со второй половины или конца IX в. установившие контроль над Волховско-Волжским путём вожди, а затем новгородские князья, сыновья киевских великих князей, взимали торговые пошлины, обеспечивая со своей стороны безопасность купцов и их товаров.

45. Коновалова И.Г. Походы русов на Каспий и русско-хазарские отношения // Восточная Европа в исторической ретроспективе. М., 1999. С. 111–120.

46. Даркевич В.П. Художественный металл Востока. М., 1976; Рыбина Е.А. Торговля средневекового Новгорода. Историко-археологические очерки. Великий Новгород, 2001. С. 83–88.

47. Duczko W. Viking Age Scandinavia and Islam – An Archaeologist’s Point of View // Byzantium and Islam in Scandinavia. Acts of a Symposium at Uppsala University June 15–16 1996 / Ed. E. Piltz. Jonsered, 1998. P. 107–116.

48. Ибн Русте. Книга дорогих ценностей. С. 48.

49. См. примеч. 23.
13

Однако монополия этого пути была недолгой. Вероятно, уже в первой половине IX в. началось освоение второго важнейшего направления экспансии скандинавов – южного, конечной целью которого была Византия. Первые сообщения о появлении росов в Византии датируются 830-ми гг.: нападение на Амастриду50 и прибытие послов к императору Феофилу от некоего «кагана»51. К середине IX в. путь к Чёрному морю был достаточно хорошо известен (судя по походу 860 г.), что сказалось на возрастании роли Киева и возникновении там к концу столетия эмпория на р. Почайне52. О стабильном и интенсивном функционировании Балтийско-Днепровского пути свидетельствовало появление торгово-ремесленного центра в Гнёздове на рубеже IX–X вв.53 К началу Х в. скандинавы, пришедшие из «северной» политии, прочно обосновались в Среднем Поднепровье и установили постоянные связи с Византией.

50. Житие Георгия Амастридского // Васильевский В.Г. Русско-византийские исследования. Вып. 2. Житие свв. Георгия Амастридского и Стефана Сурожского. СПб., 1893. С. 64. О датировке Жития см.: Ševčenko I. Hagiography of the Iconoclast Period // Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 121–125.

51. Annales Bertiniani. P., 1964. P. 28–30. См.: Shepard J. The Rhos Guests of Louis the Pious: Whence and Wherefore? // Early Medieval Europe. 1995. Vol. 4. P. 41–60; Назаренко А.В. «Король их именуется хаканом, а народ называется рос…»: «Бертинские анналы» // Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2013. С. 277–278.

52. Sahaydak M. Medieval Kiev from the Perspective of an Archaeological Study of the Podol District // Ruthenica. 2005. № 4. Р. 139–160; Сагайдак М.А. (при участии В.В. Мурашёвой и В.Я. Петрухина). К истории градообразования на территории Древней Руси. VI – первая половина XI века // История русского искусства. Т. 1. Искусство Киевской Руси. IX – первая четверть XI в. М., 2008. С. 100–108.

53. Пушкина Т.А., Ениосова Н.В., Мурашёва В.В. Гнёздово – раннегородской центр Верхнего Поднепровья периода образования Руси // Русь в IX–X вв. … С. 270. Впрочем, в последние годы наметилась тенденция удревнять время возникновения Гнёздовского поселения (Фетисов А.А. К вопросу о нижней дате Гнёздовского археологического комплекса и времени функционирования пути «из варяг в греки» // Грани гуманитарного знания. Сборник статей к 60-летию профессора С.П. Щавелева. Курск, 2013. С. 111–117).
14 Характер этих связей, однако, как свидетельствуют византийские и восточные источники, оказался существенно иным, нежели на востоке. Торговля являлась важным стимулом поездок в Византию – о торговле русов в Руме (Византии) сообщает уже ибн Хордадбех54. Однако, с одной стороны, торговля русов не позднее начала Х в. монополизировалось киевской русью, поскольку, как следует из описания «образа жизни» росов Константином VII Багрянородным, сбыт получаемых в виде даней продуктов и рабов являлся основой экономики новой военной элиты55. Можно предположить, что контролировавшие днепровский путь киевские власти вряд ли приветствовали случайные купеческие отряды с севера, которые составляли бы им конкуренцию: не случайно при многочисленности упоминаний о поездках скандинавов в Византию в Х–XI вв., практически нет сведений о плаваниях туда с торговыми целями, а количество византийских монет в Скандинавии – около 700 серебряных милиарисиев (около 500 на Готланде, 100 – в материковой Швеции, 50 – в Дании) и несколько золотых номисм (на Готланде)56 – мизерно по сравнению с восточным серебром.
54. Ибн Хордадбех. Книга путей и государств. С. 30.

55. Константин Багрянородный. Об управлении империей. С. 50–51. См. подробно: Мельникова Е.А. Экономические системы в эпоху возникновения государства. Древняя Русь и Скандинавские страны // Древнейшие государства Восточной Европы. 2015: Экономические системы Евразии в раннее Средневековье. М., 2017. С. 374–389.

56. Hammarberg I., Malmer B., Zachrisson T. Byzantine Coins Found in Sweden. Stockholm; L., 1989 (Commentationes de Nummis Saeculorum IX–XI in Suecia repertis. Nova Series. T. 2).
15 С другой стороны, византийские власти жёстко регулировали торговлю на своей территории. Купцы-русы, попадая в Константинополь, оказывались под контролем правительственных чиновников, которые составляли списки прибывших, определяли место для их постоя – квартал св. Маманта, количество купцов, имеющих право единовременно находиться в городе – 50 человек без оружия и под надзором «царского мужа», размер «месячины» и прочего (зафиксировано в договоре под 907 г.)57. Устанавливался правительством и размер пошлин: ибн Хордадбех отмечал, что «берёт с них [русов] десятину властитель Рума»58, в русско-византийском договоре под 907 г. купцы освобождались от всех налогов («не платяче мыта ни в чем же»), по договору 944 г. пошлина предусматривалась, но не оговаривалась в самом тексте. Регламентация торговой деятельности русов таким образом осуществлялась извне, византийскими властями.
57. ПСРЛ. Т. 1. М., 1997. Стб. 31; I trattati dell’antica Russia con l’Imperio romano d’Oriente. Roma, 2011. P. 17–18.

58. Ибн Хордадбех. Книга путей и государств. С. 30.
16 Вероятные затруднения прохода скандинавских купцов через Киев, а также острая потребность византийцев в сильной армии и флоте в условиях борьбы с арабами обусловили интенсивность военной деятельности скандинавов в Византии – наёмничество. Разумеется, в Х в. отряды викингов нанимались на службу к английским и франкским королям, но, судя по скандинавским источникам, масштабы наёмничества на западе и юго-востоке Европы существенно различались. Уже первые, достаточно редкие сообщения о скандинавах в Византии в исландских родовых и королевских сагах говорят об их поступлении «под руку» императора59; со временем таких упоминаний становится всё больше, а на протяжении XI в. память о «варангах» запечатлена на 32 рунических камнях (ср.: о поездках в Англию говорят 30 памятников, часть из которых относится к одному событию: завоеванию Англии Кнутом Великим)60. В византийских источниках первое – «географо-этимологическое» – упоминание росов, которые названы «дромитами», помещено в описание событий 904 г. в «Хронике Псевдо-Симеона»61: вероятно, победы патрикия Имерия над арабским флотоводцем Львом Триполитом. С военными действиями Имерия в Сирии и на о. Крит в 910–911 гг. связано следующее сообщение о 700 росах, которые участвовали в его морском походе62. Примерно в то же время император Лев VI Мудрый (ум. в 912 г.) в разделе «Наумахика» своего трактата «Тактика» (904–912) указывает, что росы прибывали в Византию по рекам Восточной Европы63. Позднее росы находились в составе византийского флота: в действиях против лангобардов в 935 г. при императоре Романе Лакапине (семь кораблей с 415 воинами) и в неудачном критском походе 949 г. при Константине VII Багрянородном (девять кораблей с 629 воинами)64. Константин упоминает также «крещёных росов» (οί βαπτιζμένοι Ρῶς) на византийской службе в 946 г.65
59. Sigfús Blöndal, Benedikt S. Benedikz. The Varangians of Byzantium: An Aspect of Byzantine Military History. Cambridge, 1978; Scheel R. Skandinavien und Byzanz. Bedingungen und Konsequenzen mittelalterlicher Kulturbeziehungen. Theil 1. Göttingen, 2015.

60. Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи… С. 44, 353

61. Symeonis Magistri et Logothetae Cronicon / Rec. S. Wahlgren. B.; N.Y., 2006. S. 84*–91*, 139*. См. подробно: Кузенков П.В. Русь Олега у Константинополя в 904 г. // Причерноморье в Средние века. СПб., 2001. С. 15–25; Щавелев А.С. Держава Рюриковичей в первой половине Х века: хронология, территория и социальная структура // Петербургские славянские и балканские исследования / Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2017. № 1. С. 86–87.

62. Constantine Porphyrogennetos. The Book of Ceremonies / Transl. by A. Moffart, M. Tall with Greek edition of CSHB (Bonn, 1829). Vol. 2. Book II. Canberra, 2012. Р. 651–652, 654. См.: Zuckerman C. On the Byzantine Dromon (with a Special Regard to De Cerim. II, 44–45) // Revue des études byzantines. 2015. Vol. 73. Р. 73–91.

63. Щавелев А.С. Известие о «северных скифах» («росах») в трактате «Тактика» византийского императора Льва VI Мудрого // Историческая география. Т. 3. М., 2016. С. 236–250.

64. Constantine Porphyrogennetos. The Book of Ceremonies. Р. 660–678.

65. Ibid. P. 579.
17 Практика найма росов на военную службу, судя по этим сообщениям, была широко распространена и закреплена в договоре 911 г.: «Егда же требуеть на воину ити, и сии хотять почтити царя вашего, да аще въ кое время елико их приидеть, и хотять остати у царя вашего своею волею, да будуть»66. Этой статьей русская сторона подтверждала, что не будет чинить препятствий отрядам, собиравшимся служить в Византии. Ее включение в договор указывает на крайнюю заинтересованность византийских властей в дополнительных военных контингентах. Но одновременно византийцы опасались и разбойных нападений росов на свои владения, вероятно, далеко не столь редких, как это представляют древнерусские и византийские источники. И если нанявшиеся на службу русы вынуждены были подчиняться отработанной веками армейской дисциплине67, то отдельные их отряды не подчинялись никому и могли нанести существенный урон и крымским, и восточночерноморским владениям Византии. Отражением беспокойства этими набегами является статья в тексте договора, помещённом под 907 г., где делается попытка возложить на киевского князя ответственность за «благонадёжность» прибывающих русов: «да запретить князь словомъ своимъ приходящимъ руси здѣ, да не творять пакости в селѣх в странѣ нашеи»68. Это условие не конкретизировано и выглядит, скорее, общим пожеланием: если киевский князь мог запретить своим дружинникам, отправлявшимся в Константинополь для торговли, грабить встречавшиеся на пути поселения и города (впрочем, неясно, насколько действенным было для них его «слово»), то трудно представить себе, каким образом он мог «своим словом», пусть и подтверждённым силой его дружины, воспрепятствовать проходу вооружённых отрядов с севера даже мимо Киева, не говоря уже о других возможных выходах в Чёрное море.
66. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 36; I trattati… P. 33.

67. Впрочем, дисциплинированность росов была весьма относительна даже и в XI в.: достаточно вспомнить конфликт Харальда Сигурдарсона (будущего короля Норвегии) с византийским полководцем Георгием Маниаком. См.: Sigfús Blöndal, Benedikt S. Benedikz. The Varangians of Byzantium… Р. 65–71.

68. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 31; I trattati… P. 18.
18 Эта попытка, видимо, успеха не принесла (да и вряд ли могла принести ввиду ограниченности княжеской власти в то время), поэтому в следующем договоре, 944 г., статья о свободном доступе воинов-русов в Византию для военной службы изъята, а статья о запрете грабежей повторена, но в существенно расширенном виде. В ней предусмотрены и подробно перечислены конкретные меры контроля за приезжающими в Византию русами: «А великии князь рускии и боляре его да посылають въ греки къ великимъ царемъ гречьскимъ корабли, елико хотять, со слы и с гостьми, якоже имъ уставлено есть. Ношаху сли печати злати, а гостье сребрени; ныне же увѣдѣлъ есть князь вашь посылати грамоту ко царству нашему; иже посылаеми бывають от нихъ [посли] и гостье, да приносять грамоту, пишюче сице: яко “послахъ корабль селько”. И от тѣхъ да увѣмы и мы, оже съ миромь приходить. Аще ли безъ грамоты придуть и преданы будуть намъ, да держимъ и хранимъ, дондеже възвѣстимъ князю вашему. Аще ли руку не дадять и противятся, да убьени будуть, да не изищется смерть ихъ от князя вашего. Аще ли убѣжавше в Русь придуть, мы напишемъ ко князю вашему, яко имъ любо, тако створять… Да запрѣтить князь словомъ своимъ и приходящимъ руси сде, да не творять бещинья в селѣхъ ни въ странѣ нашеи»69. Эта статья примечательна в нескольких отношениях.
69. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 48; I trattati… P. 70–71.
19 Во-первых, речь в ней идёт исключительно о послах и купцах, которых русский князь сам посылал в Византию, а не о неких самостийно (?) «приходящих» русах, независимых торговцах, воинских отрядах или отдельных викингах, собирающихся наняться на службу в империи. Тем самым устанавливалось жёсткое регулирование киевской властью поездок в Византию, контроль над которыми князь, очевидно, уже был в состоянии осуществлять. Торговые и дипломатические контакты с Византией, таким образом, становились прерогативой великокняжеской власти70 и переходили на межгосударственный уровень. Показательно, что регламентации подвергались не только дипломатические сношения (что естественно), но и торговля – в силу её огромного значения для киевской военной элиты как одного из главных источников ее доходов.
70. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. IX – первая половина Х в. М., 1980. С. 241—242.
20 Во-вторых, к середине Х в. упорядочением русско-византийских связей заинтересовалась и русская сторона. Принципиально важное значение имело то, что инициатива введения «удостоверительных грамот» принадлежала самому киевскому князю: «Ныне же увѣдѣлъ есть князь вашь посылати грамоты ко царству нашему»71. Контроль над торговлей с Византией предотвращал «утечку» прибыли и позволял концентрировать доходы от неё в княжеской казне.
71. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 48; I trattati… P. 70.
21 В-третьих, в договоре детально прописан механизм удостоверения «благонадёжности» приезжающих из Руси. Вместо золотых (для послов) и серебряных (для купцов) «печатей» – безличных и потому доступных для «несанкционированного» использования – они должны были теперь иметь сопроводительную грамоту, письменный документ72 стандартизированного содержания: «послахъ корабль селько». Текст грамоты прямо указывает на то, что поездки совершались с разрешения верховной власти Руси.
72. Это условие – важнейшее свидетельство использования письменности на Руси (греческой или славянской кириллической?) ещё до принятия христианства, а также появления княжеской канцелярии (с писцами греками, болгарами или русами?).
22 В то же время империя продолжала нуждаться в наёмниках из Северной и Восточной Европы и привлекать их на службу, что явствует из византийских и скандинавских источников (пик службы скандинавов приходится на XI в.). Однако достигавшие Византии военные отряды одновременно представляли угрозу безопасности прибрежных городов и поселений. Именно это, очевидно, заставило византийские власти отказаться от практики найма тех, кто придут сами и «хотять почтити царя вашего… и хотять остати у царя вашего своею волею» (как оговорено в тексте под 907 г.). Значительно возросшие возможности киевского князя позволили перейти к новым формам привлечения наемников и борьбы с неконтролируемыми русским князем отрядами. В договоре 944 г. предусмотрен не просто приём на службу случайных воинских групп, как в 907 г., а целенаправленное рекрутирование наёмников на Руси, причём – что очень важно – осуществляемое через киевского князя: «Аще ли хотѣти начнеть наше царство от васъ вои на противящаяся намъ, да пишемъ къ великому князю вашему, и послетъ к намъ, елико же хочемъ»73. Как и в случае с «верительными грамотами» послов и купцов, приглашение наёмников требовало письменного запроса от императора и, вероятно, письменного же подтверждения лояльности направляемого киевским князем контингента. Эта практика засвидетельствована «Повестью временных лет» уже в ближайшем десятилетии после заключения договора: в числе договорённостей, достигнутых княгиней Ольгой во время её поездки в Константинополь, была отправка в Византию военной помощи: «Присла к неи царь гречьский, глаголя, яко “Много дарихъ тя. Ты бо глаголаше ко мнѣ, яко аще возъвращюся в Русь, многи дары прислю ти: челядь, воскъ и скъру, и вои в помощь”»74. Примерно 30 годами позже Владимир отправил Василию II контингент в 6 тыс. воинов, также по просьбе императора. Письменное уведомление послал он Василию и в 978 г., отсылая в Византию взбунтовавшихся варягов, которые принимали участие в захвате Киева: «И посла пред ними слы, глаголя сице царю: “Се идуть к тебѣ варязи, не мози их держати въ градѣ, оли то створять ти зло, яко и сде, но расточи я́ разно, а сѣмо не пущаи ни единого”»75. В рассказах исландских саг о службе исландцев или норвежцев в Византии иногда отмечалась их предварительная служба на Руси. Так, Барди в 1022–1025 гг. служил некоторое время на Руси, прежде чем отправиться в Византию; провёл несколько лет в войске Ярослава Мудрого Харальд Сигурдарсон (будущий конунг Норвегии)76. Вероятно, такая практика была широко распространена: чтобы поручиться за благонадёжность отряда воинов, киевский князь должен был их хорошо узнать.
73. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 52; I trattati… P. 80. Аналогичным образом киевский князь мог запрашивать военную помощь в Империи: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 51; I trattati… P. 77.

74. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 62–63.

75. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 79.

76. Heiðarvíga saga // Borgfirðinga sögur / Guðni Jónsson ok Sigurður Nordal gáfu út. (Íslenzk fornrit, 3). 2 utg. Reykjavík, 1955. Cap. 40; Haralds saga harðráða // Snorri Sturluson. Heimskringla / Bjarni Aðalbjarnarson gaf út. Reykjavík, 1945 (Íslenzk fornrit. В. XXVII). В. 1. Bls. 69–70.
23 Впервые в договоре 944 г. вводилось наказание за несанкционированный приезд русов в Византию: «Аще ли безъ грамоты придуть и преданы будуть намъ, да держимъ и хранимъ, дондеже възвѣстимъ князю вашему. Аще ли руку не дадять и противятся, да убьени будуть, да не изищется смерть ихъ от князя вашего. Аще ли убѣжавше в Русь придуть, мы напишемъ ко князю вашему, яко имъ любо, тако створять»77. «Стихийным» воинам в Византии угрожало не только тюремное заключение до получения ответа от киевского князя, но и смертная казнь в случае сопротивления. Оговаривалось, что и сумевшие избежать наказания в Византии и вернувшиеся на Русь также подвергнутся репрессиям. Практическое применение этой статьи засвидетельствовано историей Хрисохира, родича князя Владимира, который пришёл к Константинополю с 800 воинам и хотел поступить на военную службу. Опасаясь неприятностей, византийские власти предложили отряду вести переговоры, сложив оружие. Русы не подчинились, прорвались через Дарданеллы, одержав победу над пропонтидским стратигом, и вышли в Эгейское море, но около о. Лемнос их окружил византийский флот. Хрисохир снова отказался выполнить условия византийцев и был разгромлен78. Вероятно, подобная участь постигла не одного Хрисохира.
77. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 48; I trattati… P. 71.

78. Ioannes Scylitzae Synopsis Historiarum / Rec. Io. Thurn. Berolini et Novi Eboraci, 1973. Р. 367–368. О датировке похода и идентификации Хрисохира см.: Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII в.). СПб., 2000. С. 223–227; Цукерман К. Наблюдения над сложением древнейших источников летописи // Борисо-Глебский сборник. Вып. 1. Париж, 2009. С. 222.
24 Таким образом, первые свидетельства последовательного пресечения стихийных перемещений скандинавов в Восточной Европе и начала регулирования торговых и дипломатических контактов, а также прохождения военных отрядов скандинавов с севера в Византию содержатся в русско-византийском договоре 944 г. и касаются прежде всего Среднего Поднепровья, где находился великий князь и его дружина. К этому времени киевские князья, очевидно, настолько укрепили свою власть, что могли более или менее успешно контролировать поездки в Византию не только своих подданных, но и спонтанно приходящих скандинавских отрядов. Упорядочение этого потока, в котором ранее были заинтересованы по преимуществу византийцы, стало теперь жизненно важно и для киевских властей, и, внося соответствующие статьи в договор, они отстаивали свои собственные политические и экономические интересы.
25 Если в Среднем Поднепровье, главном центре княжеской власти и средоточии военной силы растущего государства, регулирование русско-скандинавского потока уже в середине Х в. приобрело институциональные формы, то в зоне функционирования Балтийско-Волжского пути Х в. представляется по-прежнему временем господства стихийных предприятий скандинавов. Единственной, насколько позволяют судить источники, формой регулирования, причём только торговли, было взимание торговых пошлин. Походы на Каспий (о грабительских нападениях на булгарские торговые центры сведений нет), которые рассматриваются в контексте русско-византийских или русско-хазарско-византийских отношений79, носят все признаки традиционных викингских походов, что не исключало использования этих отрядов Хазарией в своих политических целях, как, например, похода некоего Хлгу (Helgi > Олегъ) в 920-е гг.80 Подтверждением тому, равно как и свидетельством постепенного «огосударствления» стихийного потока, служила практика приёма варягов на службу новгородскими князьями. В 977 г. Владимир, новгородский в то время князь, бежал «за море», скорее всего в Среднюю Швецию, и там нанял войско, с которым вернулся на Русь, чтобы начать борьбу за киевский стол81. В начале междоусобной войны Владимировичей к Ярославу, тоже новгородскому князю, пришёл отряд норвежца Эймунда Хрингссона и поступил к нему на службу82. Ярослав заключил с Эймундом договор, который, видимо, в довольно точном виде был включён в исландскую «Прядь об Эймунде»83. Договор носил частноправовой характер и определял, с одной стороны, размеры и формы оплаты наёмников, с другой – их обязанности: «защиту государства», т.е. участие в военных действиях, предпринимаемых Ярославом. Спустя несколько лет, в 1018 г., в критический момент борьбы со Святополком – после тяжёлого поражения на Буге и бегства в Новгород, откуда Ярослав «хотяше бежати за море», – новгородцы не пустили его и собрали деньги для найма варягов, которых и «привели» в Новгород84. Из этого сообщения явствует, что на север отправлялось некое посольство. Вероятнее всего, что это было то самое посольство, о котором писал Снорри Стурлусон и цель которого заключалась в том, чтобы выяснить возможность брака Ярослава с дочерью шведского конунга Ингигерд85. Это – первое в источниках сообщение о дипломатических контактах Руси со Скандинавскими странами, и преследует оно не торговые, а военно-политические цели: заключение брака, а значит и союза, со Швецией и получение военной помощи. Второй случай вероятного отправления шведским конунгом военного контингента для поддержки (и по просьбе?) Ярослава приходится на конец 1030-х – начало 1040-х гг. Организация похода, размер войска (в память о его участниках установлено беспрецедентное количество рунических памятников (около 25), подавляющее большинство которых происходит из района оз. Меларен), которое возглавил, видимо, представитель правящего рода Ингвар, заставили предположить, что поход был «государственным», а не частным предприятием86.
79. Коновалова И.Г. Походы русов на Каспий…

80. Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X в. М.; Иерусалим, 2003. С. 101–193.

81. О датировке бегства Владимира см.: Мельникова Е.А. Международные связи Руси эпохи Владимира Святославича // Владимир Великий и его место в отечественной истории. Материалы международной конференции. Киев, 2016. С. 61–63.

82. Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги… С. 290–319.

83. Мельникова Е.А. «Сага об Эймунде» о службе скандинавов в дружине Ярослава Мудрого // Восточная Европа в древности и средневековье. Сборник статей. М., 1978. С. 289–295.

84. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 143.

85. Snorri Sturluson. Heimskringla. Bls. 144–145. См. подробнее: Мельникова Е.А. Балтийская политика Ярослава Мудрого // Мельникова Е.А. Древняя Русь и Скандинавия… C. 309–310.

86. Глазырина Г.В. Сага об Ингваре Путешественнике (Древнейшие источники по истории Восточной Европы). М., 2002. С. 152–199.
26 К началу XI в. можно отнести первые попытки регламентировать пребывание в Новгороде скандинавских отрядов. Как в Константинополе купцам-русам отведилось определённое место для проживания – квартал св. Маманта, – так, вероятно, и в Новгороде служилые варяги Ярослава были сосредоточены в одном месте – на Парамонем дворе (< farmannagarðr «подворье приезжих»), где, судя по всему, позднее находился купеческий Готский двор87. Не случайно, в Новгороде – в отличие от «Рюрикова» городища «доля скандинавских предметов в вещевой коллекции ничтожно мала»88, несмотря на изобилие письменных свидетельств о пребывании здесь скандинавов.
87. Мельникова Е.А. К предыстории Готского двора в Новгороде // Мельникова Е.А. Древняя Русь и Скандинавия… С. 371–384.

88. Рыбина Е.А., Хвощинская Н.В. Ещё раз о скандинавских находках из раскопок Новгорода // Диалог культур и народов средневековой Европы. К 60-летию со дня рождения Евгения Николаевича Носова. СПб., 2010. С. 68.
27 Наконец, предположительно к 1024–1028 гг. можно отнести заключение первого торгового договора между Новгородом и одной из Скандинавских стран – Норвегией89. Упоминание «немирья» (vfriþr) и отсутствия «торгового мира» (cavpfriþr) в первой половине 1030-х гг. и рассказ о последствиях этой ситуации в «Саге о Магнусе Добром и Харальде Суровом Правителе» («Magnúss saga góða ok Haralds harðráða») в своде саг «Гнилая кожа» («Morkinskinna»)90 предполагает, что в предшествующее время, т.е. в период правления Олава Харальдссона, отношения между Русью и Норвегией оставались дружественными91 и между ними существовал мир (friðr)92, более того, имелся и некий «торговый мир» (kaupfriðr), иначе не было бы смысла констатировать отсутствие того и другого в период наместничества (1029–1035) в Норвегии Свейна, сына Кнута Великого. «Немирье» между правителями двух стран, Ярославом и Свейном, рассматривается автором саги как состояние межгосударственных отношений: как следует из сагового повествования, его действие распространяется как на всех норвежцев, подданных Свейна Альвивусона, преследуемых на Руси, так и на русских в Норвегии: «Каждый убивал людей другого, как только они встречались вместе»93. Отсутствие торгового мира, обеспечивавшего безопасность купцов и их товаров и регламентировавшего ведение торговых операций и процедуру рассмотрения возникавших конфликтов, как и úfriðr вообще, рассматривается автором саги как государственная акция, инициированная Ярославом в одностороннем порядке94.
89. См. подробно: Melnikova E. Þar var eigi kaupfriðr milli Sveins ok Jarizleifs: A Russian-Norwegian Тrade Тreaty Сoncluded in 1024–1028? // Мельникова Е.А. Древняя Русь и Скандинавия… С. 359–370.

90. Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги… С. 46–49.

91. См. подробно: Мельникова Е.А. Балтийская политика... C. 320–324.

92. О понятии friðr см.: Lund N. Peace and Non-Peace in the Viking Age – Ottar in Bjarmaland, the Rus in Byzantium, and Danes and Norwegians in England // Proceedings of the Tenth Viking Congress. Oslo, 1987. S. 255–269.

93. Не исключено, впрочем, что автор саги привнёс реалию своего собственного времени, когда в Беломорье начались пограничные конфликты между новгородцами и норвежцами, связанные прежде всего с обложением данью местного населения. См., например, сообщение «Саги о Хаконе Хаконарсоне» (Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги… С. 529/531–532, 537–538).

94. Временная приостановка новгородскими властями торговых отношений с конкретным партнёром была обычной практикой, во всяком случае в XII в. Например, под 1188 г. Новгородская первая летопись рассказывает о конфликте новгородцев и немцев на Готланде (в Висбю?), который привёл к прекращению торговых операций. Русские купцы не получили разрешения плыть в заморье, а немцы покинули Новгород «без мира» и сопровождающих лиц, т.е. без гарантий целости их имущества и их личной безопасности (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 2000. С. 39, 229–230). См.: Рыбина Е.А. Иноземные дворы в Новгороде XII–XVII вв. М., 1986. С. 27–29; Линд Дж. Загадочная статья Новгородской первой летописи. Что случилось в 1188 году? // Архив русской истории. 1994. Вып. 4. С. 191–206.
28 Упорядочению торговых отношений Новгорода со Скандинавскими странами в XI в. способствовало возникновение купеческого подворья скандинавских купцов с церковью св. Олава, которая впервые упоминается в рунической надписи из Упланда (Швеция) последних десятилетий XI в.95, однако возведение церкви (на территории Farmannagarðr, будущего Готского двора?), возможно, относится к 1030-м гг. – времени пребывания в Новгороде и на Руси сводного брата Олава, Харальда Сигурдарсона (позднее норвежского короля)96. Основание торгового двора – места хранения товаров и пребывания самих купцов – ставило торговлю со Скандинавскими странам под контроль новгородских властей.
95. Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи… Б-III.7.29. С. 338–339.

96. Мельникова Е.А. К предыстории Готского двора… С. 375–377.
29 Таким образом, в первой половине XI в. в Новгороде, насколько можно судить по скудным, отрывочным и зачастую много более поздним источникам, шёл тот же процесс, что полустолетием ранее проходил в Среднем Поднепровье: приток военных отрядов начал регулироваться новгородским князем, который при необходимости обращался за помощью к правителям Скандинавских стран, а находящиеся на службе варяги оказались локализованы и тем самым поставлены под более жёсткий контроль князя. Одновременно происходило упорядочение торговых сношений, которые начали регламентироваться договорами, а деятельность скандинавских купцов определяться новгородскими властями.

References

1. Allmäe R., Maldre L., Tomek T. The Salme I Ship Burial: An Osteological View of a Unique Burial in Northern Europe // Interdisciplinaria archaeologica. Natural Sciences in Archaeology. 2011. Issue 2. P. 109–124 (URL: http://www.iansa.eu/papers/IANSA-2011-02-allmae.pdf. Data obrascheniya: 12.05.2018).

2. Annales Bertiniani. P., 1964. P. 28–30.

3. Constantine Porphyrogennetos. The Book of Ceremonies / Transl. by A. Moffart, M. Tall with Greek edition of CSHB (Bonn, 1829). Vol. 2. Book II. Canberra, 2012. R. 651–652, 654. Sm.: Zuckerman C. On the Byzantine Dromon (with a Special Regard to De Cerim. II, 44–45) // Revue des études byzantines. 2015. Vol. 73. R. 73–91.

4. Duczko W. Viking Age Scandinavia and Islam – An Archaeologist’s Point of View // Byzantium and Islam in Scandinavia. Acts of a Symposium at Uppsala University June 15–16 1996 / Ed. E. Piltz. Jonsered, 1998. P. 107–116.

5. Eniosova N., Mitoyan R. Arabic Coins as a Silver Source for Slavonic and Scandinavian Jewelers in the Tenth Century AD // Proceedings of the 37th International Symposium on Archaeometry, 13th – 16th May 2008, Siena, Italy. Berlin; Heidelberg, 2011. R. 579–584.

6. Hammarberg I., Malmer B., Zachrisson T. Byzantine Coins Found in Sweden. Stockholm; L., 1989 (Commentationes de Nummis Saeculorum IX–XI in Suecia repertis. Nova Series. T. 2).

7. Heiðarvíga saga // Borgfirðinga sögur / Guðni Jónsson ok Sigurður Nordal gáfu út. (Íslenzk fornrit, 3). 2 utg. Reykjavík, 1955. Cap. 40; Haralds saga harðráða // Snorri Sturluson. Heimskringla / Bjarni Aðalbjarnarson gaf út. Reykjavík, 1945 (Íslenzk fornrit. V. XXVII). V. 1. Bls. 69–70.

8. Hraundal Th.J. New Perspectives on Eastern Vikings/Rus in Arabic Sources // Viking and Medieval Scandinavia. 2014. Vol. 10. P. 72.

9. Ioannes Scylitzae Synopsis Historiarum / Rec. Io. Thurn. Berolini et Novi Eboraci, 1973. R. 367–368. O datirovke pokhoda i identifikatsii Khrisokhira sm.: Litavrin G.G. Vizantiya, Bolgariya, Drevnyaya Rus' (IX – nachalo XII v.). SPb., 2000. S. 223–227.

10. Kivikoski E. Svenskar i österled under 500-talet // Finskt Museum. Helsingfors, 1939. S. 15.

11. Lund N. Peace and Non-Peace in the Viking Age – Ottar in Bjarmaland, the Rus in Byzantium, and Danes and Norwegians in England // Proceedings of the Tenth Viking Congress. Oslo, 1987. S. 255–269.

12. Morkinskinna // Ármann Jakobsson ok Þórður Ingi Guðjónsson gáfu út. (Íslenzk fornrit, XXIII–XXIV). V. 1. Reykjavík, 2011. Bls. 7–8.

13. Noonan Th. Why the Vikings First Came to Russia // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 1986. N. F. Bd. 34. H. 3. R. 321–348.

14. Peets J., Allmäe R., Maldre L. Pre-Viking Age Complex of Burial Boat in Salme Village. Archaeological Investigations in 2010 // Archaeological Fieldwork in Estonia 2010. Tallinn, 2011. P. 29–48; Idem. Research Results of the Salme Ship Burials in 2011–2012 // 2013, January (URL: https://www.researchgate.net/publication/269403778_RESEARCH_RESULTS_OF_THE_SALME_SHIP_BURIALS_IN_2011-2012).

15. Sahaydak M. Medieval Kiev from the Perspective of an Archaeological Study of the Podol District // Ruthenica. 2005. № 4. R. 139–160.

16. Scheel R. Skandinavien und Byzanz. Bedingungen und Konsequenzen mittelalterlicher Kulturbeziehungen. Theil 1. Göttingen, 2015.

17. Ševčenko I. Hagiography of the Iconoclast Period // Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 121–125.

18. Shepard J. The Rhos Guests of Louis the Pious: Whence and Wherefore? // Early Medieval Europe. 1995. Vol. 4. P. 41–60.

19. Sigfús Blöndal, Benedikt S. Benedikz. The Varangians of Byzantium: An Aspect of Byzantine Military History. Cambridge, 1978.

20. Silver Economy in the Viking Age. Walnut Creek (CA), 2007.

21. Simek R. Die Schiffe der Wikinger. Stuttgart, 2014. S. 71–87.

22. Symeonis Magistri et Logothetae Cronicon / Rec. S. Wahlgren. B.; N.Y., 2006. S. 84*–91*, 139*.

23. The Spillings Hoard – Gotland’s Role in Viking Age World Trade. Lund, 2009.

24. Gajdukov P.G., Fyodorov-Davydov G.A., Yanin V.L. Novyj klad kuficheskikh monet Kh v. iz Novgoroda // Vos'maya vsesoyuznaya numizmaticheskaya konferentsiya. Tezisy dokladov i soobschenij. M., 2000. S. 55–56.

25. Glazyrina G.V. Saga ob Ingvare Puteshestvennike (Drevnejshie istochniki po istorii Vostochnoj Evropy). M., 2002. S. 152–199.

26. Golb N., Pritsak O. Khazarsko-evrejskie dokumenty X v. M.; Ierusalim, 2003. S. 101–193.

27. Darkevich V.P. Khudozhestvennyj metall Vostoka. M., 1976/

28. Dzhakson T.N. Islandskie korolevskie sagi o Vostochnoj Evrope. M., 2012. S. 394 (tekst), 401 (perevod).

29. Dobrovol'skij I.G., Ryabtsevich V.N. Koz'yankovskij klad kuficheskikh dirkhemov // Trudy VI mezhdunarodnogo kongressa slavyanskoj arkheologii. T. 5. M., 1999. S. 295–298.

30. Zhitie Georgiya Amastridskogo // Vasil'evskij V.G. Russko-vizantijskie issledovaniya. Vyp. 2. Zhitie svv. Georgiya Amastridskogo i Stefana Surozhskogo. SPb., 1893. S. 64.

31. Ibn Ruste. Kniga dorogikh tsennostej / Per. T.M. Kalininoj // Drevnyaya Rus' v svete zarubezhnykh istochnikov. Khrestomatiya. T. III. S. 48–49.

32. Ibn Fadlan. Risala / Per.T.M. Kalininoj // Drevnyaya Rus' v svete zarubezhnykh istochnikov. Khrestomatiya. T. III. Vostochnye istochniki. M., 2000. S. 69.

33. Ibn Khaukal. Kniga putej i stran / Per. T.M. Kalininoj // Drevnyaya Rus' v svete zarubezhnykh istochnikov. Khrestomatiya. T. III. S. 92.

34. Ibn Khordadbekh. Kniga putej i gosudarstv / Per. T.M. Kalininoj // Drevnyaya Rus' v svete zarubezhnykh istochnikov. Khrestomatiya. T. III. S. 30.

35. Konovalova I.G. Pokhody rusov na Kaspij i russko-khazarskie otnosheniya // Vostochnaya Evropa v istoricheskoj retrospektive. M., 1999. S. 111–120.

36. Konstantin Bagryanorodnyj. Ob upravlenii imperiej. M., 1989. S. 45.

37. Korabl' iz pogrebeniya v Tune (Norvegiya) okolo 900 g. schitaetsya tipichnym primerom karfi (Marstrander S. Tuneskipet. Sarpsborg, 1999).

38. Kuzenkov P.V. Rus' Olega u Konstantinopolya v 904 g. // Prichernomor'e v Srednie veka. SPb., 2001. S. 15–25.

39. Kuz'min S.L. Ladoga v ehpokhu rannego srednevekov'ya (seredina VIII – nachalo XII v.) // Issledovanie arkheologicheskikh pamyatnikov ehpokhi srednevekov'ya. SPb., 2008. S. 69–94.

40. Lebedev G.S. Ehpokha vikingov v Severnoj Evrope i na Rusi. SPb., 2005. S. 321–324.

41. Lind Dzh. Zagadochnaya stat'ya Novgorodskoj pervoj letopisi. Chto sluchilos' v 1188 godu? // Arkhiv russkoj istorii. 1994. Vyp. 4. S. 191–206.

42. Litovskikh E.V. Drevnerussko-islandskie svyazi v Kh–XIII vv.: B'yorn-Shkura «Ezdok v Novgorod» // Vostochnaya Evropa v drevnosti i srednevekov'e. KhKhKh Yubilejnye chteniya pamyati chl.-korr. AN SSSR V.T. Pashuto. M., 2018. S. 184–189.

43. Mel'nikova E.A. «Nemir'e» mezhdu Svejnom i Yaritslejvom: russko-norvezhskie otnosheniya vtoroj poloviny 1020-kh – pervoj poloviny 1030-kh godov // «Vertograd mnogotsvetnyj». Sbornik k 80-letiyu Borisa Nikolaevicha Flori. M., 2018. S. 91–106.

44. Mel'nikova E.A. «Saga ob Ehjmunde» o sluzhbe skandinavov v druzhine Yaroslava Mudrogo // Vostochnaya Evropa v drevnosti i srednevekov'e. Sbornik statej. M., 1978. S. 289–295.

45. Mel'nikova E.A. K tipologii predgosudarstvennykh i rannegosudarstvennykh obrazovanij v Severnoj i Severo-Vostochnoj Evrope (Postanovka problemy) // Mel'nikova E.A. Drevnyaya Rus' i Skandinaviya. Izbrannye trudy. M., 2011. S. 15–34.

46. Mel'nikova E.A. Mezhdunarodnye svyazi Rusi ehpokhi Vladimira Svyatoslavicha // Vladimir Velikij i ego mesto v otechestvennoj istorii. Materialy mezhdunarodnoj konferentsii. Kiev, 2016. S. 61–63.

47. Mel'nikova E.A. Skandinavskie runicheskie nadpisi. Novye nakhodki i interpretatsii. M., 2001. B-III.5.13. S. 307.

48. Mel'nikova E.A. Ehkonomicheskie sistemy v ehpokhu vozniknoveniya gosudarstva. Drevnyaya Rus' i Skandinavskie strany // Drevnejshie gosudarstva Vostochnoj Evropy. 2015: Ehkonomicheskie sistemy Evrazii v rannee Srednevekov'e. M., 2017. S. 374–389.

49. Mel'nikova E.A. Ehpokha Vladimira v drevneskandinavskoj literature // Rus' ehpokhi Vladimira Velikogo: gosudarstvo, tserkov', kul'tura. M., 2017. S. 410–417.

50. Nazarenko A.V. «Korol' ikh imenuetsya khakanom, a narod nazyvaetsya ros…»: «Bertinskie annaly» // Drevnyaya Rus' v svete zarubezhnykh istochnikov. M., 2013. S. 277–278.

51. Novosel'tsev A.P. Vostochnye istochniki // Drevnejshie gosudarstva Vostochnoj Evropy. 1998 god. M., 2000. S. 310.

52. Nosov E.N., Goryunova V.M., Plokhov A.V. Gorodische pod Novgorodom i poseleniya Severnogo Priil'men'ya (Novye materialy i issledovaniya). SPb., 2005.

53. Nosov E.N., Plokhov A.V., Khvoschinskaya N.V. Ryurikovo gorodische. Novye ehtapy issledovanij. SPb., 2017. S. 27.

54. Pushkina T.A., Eniosova N.V., Murashyova V.V. Gnyozdovo – rannegorodskoj tsentr Verkhnego Podneprov'ya perioda obrazovaniya Rusi // Rus' v IX–X vv. … S. 270.

55. Rus' v IX–X vv. Arkheologicheskaya panorama. M.; Vologda, 2012. S. 387–393.

56. Rybina E.A. Inozemnye dvory v Novgorode XII–XVII vv. M., 1986. S. 27–29.

57. Rybina E.A. Torgovlya srednevekovogo Novgoroda. Istoriko-arkheologicheskie ocherki. Velikij Novgorod, 2001. S. 83–88.

58. Rybina E.A., Khvoschinskaya N.V. Eschyo raz o skandinavskikh nakhodkakh iz raskopok Novgoroda // Dialog kul'tur i narodov srednevekovoj Evropy. K 60-letiyu so dnya rozhdeniya Evgeniya Nikolaevicha Nosova. SPb., 2010. S. 68.

59. Ryabinin E.A. Novye dannye o «bol'shikh domakh» Staroj Ladogi (po materialam Zemlyanogo gorodischa i raskopa na Varyazhskoj ulitse) // Staraya Ladoga i problemy arkheologii Severnoj Rusi. SPb., 2002. S. 15–29.

60. Ryabinin E.A., Dubashinskij A.V. Lyubshanskoe gorodische v Nizhnem Povolkhov'e (predvaritel'noe soobschenie) // Ladoga i eyo sosedi v ehpokhu srednevekov'ya. SPb., 2002. S. 196—203; Lebedev G.S. Ehpokha vikingov… S. 460–462.

61. Sagajdak M.A. (pri uchastii V.V. Murashyovoj i V.Ya. Petrukhina). K istorii gradoobrazovaniya na territorii Drevnej Rusi. VI – pervaya polovina XI veka // Istoriya russkogo iskusstva. T. 1. Iskusstvo Kievskoj Rusi. IX – pervaya chetvert' XI v. M., 2008. S. 100–108.

62. Sakharov A.N. Diplomatiya Drevnej Rusi. IX – pervaya polovina Kh v. M., 1980. S. 241—242.

63. Sorokin P.E. Vodnye puti i sudostroenie na Severo-Zapade Rusi v srednevekov'e. SPb., 1997. S. 87.

64. Fetisov A.A. K voprosu o nizhnej date Gnyozdovskogo arkheologicheskogo kompleksa i vremeni funktsionirovaniya puti «iz varyag v greki» // Grani gumanitarnogo znaniya. Sbornik statej k 60-letiyu professora S.P. Schaveleva. Kursk, 2013. S. 111–117.

65. Tsukerman K. Nablyudeniya nad slozheniem drevnejshikh istochnikov letopisi // Boriso-Glebskij sbornik. Vyp. 1. Parizh, 2009. S. 222.

66. Shaskol'skij I.P. O nachal'nykh ehtapakh formirovaniya Drevnerusskogo gosudarstva // Stanovlenie rannefeodal'nykh slavyanskikh gosudarstv. Kiev, 1972. S. 55–67. Pashuto V.T. Letopisnaya traditsiya o «plemennykh knyazheniyakh» i varyazhskij vopros // Letopisi i khroniki. 1973 g. M., 1974. S. 103–114.

67. Schavelev A.S. Derzhava Ryurikovichej v pervoj polovine Kh veka: khronologiya, territoriya i sotsial'naya struktura // Peterburgskie slavyanskie i balkanskie issledovaniya / Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2017. № 1. S. 86–87.

68. Schavelev A.S. Izvestie o «severnykh skifakh» («rosakh») v traktate «Taktika» vizantijskogo imperatora L'va VI Mudrogo // Istoricheskaya geografiya. T. 3. M., 2016. S. 236–250.

Comments

No posts found

Write a review
Translate