Ирак: современная экономика, задачи и перспективы
Ирак: современная экономика, задачи и перспективы
Аннотация
Код статьи
S032150750004754-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Башер М. А.  
Аффилиация: Российский геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе
Выпуск
Страницы
69-73
Аннотация

В статье анализируются особенности социально-экономического развития Республики Ирак в 2010-2017 гг. Автор обосновывает точку зрения, что в настоящее время для обеспечения долгосрочного устойчивого развития стране важно сделать упор на технологическое развитие. Это возможно при условии активизации международного сотрудничества в данной сфере – как на региональном, так и на внерегиональном уровнях. Анализ современного экономического положения Республики Ирак основан на статистических данных ЮНКТАД и официальных данных правительства Иракa.

Ключевые слова
Республика Ирак, экономическое развитие, углеводородные сегменты, инвестиции
Классификатор
Получено
14.05.2019
Дата публикации
22.05.2019
Всего подписок
90
Всего просмотров
4031
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Республика Ирак занимает стратегическое положение в регионе Ближнего Востока и обладает значительными запасами углеводородов. В 1990-2010 гг. Ирак пережил период международных санкций, военные конфликты. Все эти и другие события привели к формированию кумулятивного негативного социальноэкономического воздействия, которое резко ограничило развитие Ирака, а также явились причиной межэтнического, религиозного напряжения, территориальных проблем, связанных с непризнанным государством Иракский Курдистан [1].
2 В настоящее время началось восстановление экономики Ирака, и этот процесс требует научного осмысления, тем более, что сегодня немного исследований как в российской, так и в западной научной литературе, посвященных этому процессу, особенно – в сфере создания высокотехнологичных отраслей (за исключением нефтегазовой сферы [2; 3; 4]). На основе анализа социально-экономических показателей и тенденций развития Ирака автором предпринята попытка выявить закономерности дальнейшей эволюции этой страны, и процессы, которые происходят в ее социальноэкономической сфере.
3

Таблица 1. Основные макроэкономические показатели Ирака в 2010-2017 гг.

4

5 Составлено автором по: [6].
6

ЭКОНОМИКА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

7 Ирак – аграрно-индустриальная страна. Располагает богатыми сельскохозяйственными ресурсами, которые можно было бы эффективнее использовать для обеспечения населения продовольствием, а предприятия – сырьем. При этом иракцы подчеркивают необходимость увязки развития сельского хозяйства с защитой окружающей среды и изучают возможности ее улучшения.
8 Свыше 75% ВВП производится в государственном секторе. Основные отрасли экономики – добыча нефти (основа национальной экономики), серы, фосфатов, мрамора. Обрабатывающая промышленность представлена нефтеперерабатывающей, цементной, текстильной, кожевенно-обувной, пищевкусовой (сахарная, табачная). В Ираке имеются заводы сельскохозяйственного машиностроения, химико-фармацевтические, электротехнические, стекольные и др.
9 С 2010 г., после отмены международных экономических санкций против Ирака, которые нанесли ее национальному хозяйству огромный ущерб [5], правительство страны стремится к восстановлению национальной экономики (табл. 1).
10 В результате предпринятых усилий, в 20132014 гг. в стране был произведен рекордно высокий объем ВВП, который превысил $234 млрд (табл. 1), главным образом благодаря экспорту нефти и высоким ценам на мировом рынке. В то же время высокая зависимость экономики страны от конъюнктуры мирового рынка нефти [7] и неблагоприятная ситуация внутри страны привели к существенному снижению ВВП в 2015-2016 гг., росту бедности, развитию гуманитарного кризиса, гибели людей, экологическому ущербу, разрушению экономического потенциала во всех секторах национальной экономики [8].
11 В 2017 г. стабилизация ситуации позволила увеличить национальный ВВП и – более или менее значительно – другие макроэкономические показатели: производство нефти, подушевые доходы, объем экспорта, международные резервы. Отмечен рост инвестиций в 2017 г. после резкого их снижения в 2014-2016 гг. В 2017 г. произошло сокращение инфляции (всего до 0,1%) и совокупного государственного долга (резкий рост которого отмечался в 2015-2016 гг.). В то же время восстановление экономического роста в 2017 г. было ниже, чем ожидалось: Ирак поддерживал добычу нефти на относительно низком уровне в соответствии с соглашением ОПЕК+ и в связи с продолжавшимся более трех лет военным конфликтом в регионе.
12 Дефицит бюджета в Ираке сократился в 2017 г., с одной стороны, вследствие роста цен на нефть, и с другой – благодаря мерам, принятым для контроля текущих расходов, в т.ч. в рамках программы МВФ, предполагающей замораживание пенсий, заработной платы и трансферов [9].
13 В 2018 г. рост ВВП Ирака оценивался в 1,9% благодаря заметному улучшению условий безопасности, более высоким мировым ценам на нефть и весьма существенным государственным и частным инвестициям (что привело также к росту ненефтяного сегмента ВВП, наиболее значительно пострадавшему в 2014-2016 гг.). В 2019 г. рост ВВП прогнозируется до 6,2%, в т.ч. до 6% в ненефтяном сегменте [10].
14 В 2018 г. Ирак добывал 4,78 млн барр. нефти в сутки, став 4-м крупнейшим производителем «черного золота» в мире, и планируется рост добычи до 7,5 млн в 2024 г. На месторождениях углеводородов работают такие нефтяные гиганты, как Exxon Mobil, Total, «ЛУКойл», «Газпром» [11], а также Роснефть [12]. Можно отметить активизацию деятельности Роснефти в Иракском Курдистане. В нефтяном сегменте Ирака работают китайские компании, участвующие в семи проектах. Ирак намерен увеличить поставки нефти в Китай на 60% в 2019 г. – до 900 барр. в сутки [13].
15 Для ускорения реализации программы развития нефтепереработки, которой придается большое значение в восстановлении национальной экономики, иракский парламент в конце апреля 2011 г. утвердил закон, разрешающий частное инвестирование в эту отрасль промышленности, а также строительство нефтеперерабатывающих предприятий и управление ими иностранными и местными частными фирмами [14].
16 Но для страны важно активизировать развитие и внедрение новых технологий во все сферы экономики и провести структурные реформы в стране. Именно это даст возможность обеспечить ее долгосрочное и устойчивое развитие. Также следует учесть, что в Ираке очень молодое и быстрорастущее население (ежегодный прирост составляет порядка 2,5%), нуждающееся в рабочих местах, в т.ч. высокотехнологичных и высокооплачиваемых, для обеспечения уровня жизни и социальной стабилизации.
17 На эту перспективу нацеливает Национальный план развития Ирака (2018-2022 гг.). Лозунг плана – «заложить основы эффективного развития государства с социальной ответственностью» в поствосстановительный период [15]. Он принят в соответствии с долгосрочной стратегией развития Ирака Iraqs Vision 2030 [16].
18

ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИРАКА ДО 2022 г.

19 Национальный план развития нацелен, главным образом, на развитие человеческого и социального капитала, предоставляя новые возможности для роста. Главная задача для страны – восстановление экономического и социального потенциала, которым, как отмечалось, в 2014-2016 гг. был нанесен значительный материальный ущерб (см. табл. 2).
20 Так, в стране, где до 2014 г. насчитывалось 30 млн финиковых пальм (они имеют особое экономическое и культурное значение для населения Ирака, как и других арабских стран Ближнего Востока), сейчас осталось порядка 16 млн деревьев. Остальные погибли в результате отсутствия ухода, сокращения количества и качества (засоление) воды, необходимой для орошения и полива, разграбления и уничтожения, а также ухудшения состояния окружающей среды [17].
21 Пострадало более 50 нефтеперерабатывающих предприятий – от крупнейшего нефтеперерабатывающего комплекса до гораздо более мелких заводов по распределению нефтепродуктов, нефтепромысловых производств. Около 85% денежного ущерба было нанесено нефтеперерабатывающему комплексу Beige (включая трубопроводы и складские помещения). Воздушные бомбардировки, артиллерийские обстрелы и последующее разграбление оборудования и трубопроводов привели к тому, что эти активы были отнесены к категории полностью уничтоженных. Соседние нефтехимические заводы и электростанции также пострадали от повреждений и больше не работают. Утрата средств к существованию и ущерб, причиненный войной, привели к перемещению большинства жителей этого города.
22 Финансовые ресурсы, необходимые для восстановления и реконструкции нефтегазового сектора Ирака в 2018-2022 гг., оцениваются в размере 8,5 млрд динаров ($7,2 млрд). Наиболее актуальная задача – возобновление работы на Бейджийском нефтеперерабатывающем комплексе, что, по оценкам, потребует до $736 млн.
23

Таблица 2. Нанесенный ущерб и необходимые для восстановления ресурсы в стоимостном выражении (млрд иракских динаров и $ млрд)

24

25

Источник: [8].

26 Углеводородный сектор Ирака останется основным драйвером роста, но дальнейшее развитие отрасли будет зависеть от более высоких инвестиций в современные технологии. В то же время государство стремится несколько уменьшить зависимость от нефти и активизировать деятельность частного сектора в экономике и в конце указанного периода довести вклад национального, арабского и иностранного частного сектора в общие инвестиции до 40% или более, а ненефтяные доходы к 2022 г. должны достичь 15,9%. Основой этого роста должны стать наука, технология и инновации – общепризнанные факторы не только национального экономического развития, но и сокращения масштабов нищеты, профилактики заболеваний и охраны окружающей среды.
27 В число задач по улучшению экономической и социальной сфер входят: восстановление провинций, сокращение бедности, содействие секторам сельского хозяйства (менее 5% ВВП), обрабатывающей промышленности, электроэнергетики, здравоохранения и туризма, достижение темпов экономического роста 7% в год, а также обеспечение устойчивой занятости, наращивание производственных мощностей нефтяного сектора.
28 При этом, поскольку существует прямая связь между социально-экономическим и технологическим развитием стран, в т.ч. Ближнего Востока [18], экономики которых активно диверсифицируются на базе иностранного капитала [19; 20], технологическое и инновационное развитие Ирака представляется одной из важнейших задач страны на современном этапе и в перспективе.
29 Оно обеспечит устойчивый рост национальной экономики, ее реструктуризацию, межотраслевое взаимодействие на более высоком уровне. Процессу технологического развития будет содействовать активизация международного сотрудничества Ирака как со странами региона, обладающими значительными финансовыми ресурсами, опытом международного инвестиционного сотрудничества [21], так и с третьими странами, например, с Российской Федерацией.
30 В свою очередь, это потребует проведения ряда институциональных реформ, сокращающих бюрократические процедуры в сфере иностранных инвестиций, экспорта и импорта, таможенных процедур и др., формирование «прозрачных» правил ведения бизнеса и инвестирования, в т.ч. иностранного.
31

* * *

32 Ирак – это богатое нефтью государство, перед которым стоят задачи восстановления национальной экономики, и прежде всего ее основы – углеводородного сегмента. Их решение позволит обеспечить долгосрочное устойчивое социально-экономического развитие страны и ее населения. Поэтому важно ускорить технологическое развитие на основе международного сотрудничества и проведения ряда институциональных реформ.

Библиография

1. Шкваря Л.В. Иракский Курдистан: нефть, газ и развитие // Россия и Азия. 2017. № 4. С. 11-22. (Shkvarya L.V. 2017. Iraqi Kurdistan: oil, gas and development // Russia and Asia. № 4) (In Russ.) – http://russia-asia.org/file/2018/04/RA-1.pdf (accessed 11.01.2019)

2. Jonathan E. Sanford Iraq’s economy: Past, present, future. New York: Routledge, 2014.

3. Langley K.M. Iraq: Some Aspects of the Economic Scene. New York: Routledge, 2014.

4. Касаев Э.О. Иракская нефть: проблемы законодательства влияют на перспективы. М., 2012. (Kasaev E.O. 2012. Iraqi oil: problems of legislation affect the prospects. M.) (In Russ.)

5. Айдрус И.А.З., Семичева В.О., Березина А.Э. Влияние экономических санкций на Ирак // Научное обозрение. Сер. 1: Экономика и право. 2015. № 6. С. 108-118. (Aidrous I.A.Z., Semicheva V.O., Berezina A.E. 2015. The impact of economic sanctions on Iraq // Scientific Review. Ser. 1: Economics and Law. №. 6) (In Russ.)

6. UNCTAD – http://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx?sCS_ChosenLang=en (accessed 10.09.2018)

7. Гусейнов А.Г., Аяд Ф.Т. Экономический потенциал Республики Ирак // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 4. С. 68-74. (Guseinov A.G., Ayad F.T. 2016. Economic potential of the Republic of Iraq // Advances in Modern Science. Vol.2. № 4) (In Russ.)

8. Iraq: Reconstruction and Investment. February, 2018 – http://www.cabinet.iq/uploads/Iraq%20Reconstruction/Iraq%20Recons%20&%20Inves.pdf (accessed 12.12.2018)

9. Iraq Economic Monitor: From War to Reconstruction and Economic Recovery with a Special Focus on Energy Subsidy Reform. Spring 2018. Middle East and North Africa Region. World Bank.

10. World Bank: Iraq’s Economic Outlook. October 2018 – http://www.worldbank.org/en/country/iraq/publication/economic-outlook-october-2018 (accessed 15.01.2019)

11. Большая нефть не помогает экономике Ирака. (Big oil is not helping Iraq’s economy) (In Russ.) – https://www.vestifinance.ru/articles/108958 (accessed 20.12.2018)

12. «Роснефть» собралась участвовать в новых проектах в Ираке. (“Rosneft’’ is going to participate in new projects in Iraq) (In Russ.) – https://www.interfax.ru/business/607200 (accessed 11.01.2019)

13. Ирак планирует увеличить экспорт нефти в Китай на 60% в 2019 году. (Iraq plans to increase oil exports to China by 60% in 2019) (In Russ.) – https://eadaily.com/ru/news/2018/11/07/irak-planiruet-uvelichit-eksport-nefti-v-kitay-na-60v-2019-godu (accessed 20.12.2018)

14. Руденко Л. Ирак: проблемы развития нефтяного сектора. (Rudenko L. Irak: problems of development of the oil sector) (In Russ.) – http://navoine.info/irak-neftyannoy-sektor.html (accessed 11.01.2019)

15. National Development Plan 2018-2022 – http://www.iraq-jccme.jp/pdf/archives/nationaldevelopmentplan2018_2022.pdf (accessed 14.01.2019)

16. Iraq’s Vision 2030 – en.economiciraq.com (accessed 12.02.2019)

17. Wisal A.H. Reflection of Economic Shocks on the Diversification of Income Sources in Iraq // Developing Country Studies. 2017. Vol. 7. № 7. Рp. 67-72.

18. Ismael T.Y., Ismael J.S. Iraq in the twenty-first century: regime change and the creation of a failed state. New York: Routledge, 2015. 310 p.

19. Русакович В.И. Не нефтью единой. Диверсификация национальных экономик стран ССАГПЗ // Азия и Африка сегодня. 2017. № 2. С. 33-40. (Rusakovich V.I. 2017. Not oil alone. Diversification of national economies of GCC countries // Asia and Africa today. № 2) (In Russ.)

20. Шкваря Л.В., Айдрус И.А. Инвестиционный потенциал арабских стран Персидского залива // Азия и Африка сегодня. 2010. № 7. C. 41-47. (Shkvarya L.V., Aidrous I.A. 2010. Investment potential of the Arab countries of the Persian Gulf // Asia and Africa today. № 7) (In Russ.)

21. Шкваря Л.В. Россия – страны Залива: инвестиционное сотрудничество // Азия и Африка сегодня. 2011. № 5. С. 18-23. (Shkvarya L.V. 2011. Russia-Gulf countries: investment cooperation // Asia and Africa today. № 5) (In Russ.)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести