Африканский Союз на пути обновления
Африканский Союз на пути обновления
Аннотация
Код статьи
S032150750004752-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Немченко В. П. 
Аффилиация: собственный корреспондент журнала в Эфиопии
Выпуск
Страницы
60-61
Аннотация

На рубеже 2018-2019 гг. в Аддис-Абебе прошли две сессии Ассамблеи глав государств и правительств Афросоюза – высшего руководящего органа панафриканской организации, которые создали условия для её структурного реформирования, повышения уровня политической самостоятельности и финансовой независимости от внешних партнёров. Однако состоявшиеся саммиты проделали только первые шаги на сложном и долгом пути. Поиск оптимальных компромиссных решений будет продолжен. Ожидается активное продвижение в формировании Африканской континентальной зоны свободной торговли, а также в налаживании механизма по самостоятельному полному обеспечению бюджета. Этот аспект играет определяющую роль, т.к. до настоящего времени значительный бюджетный дефицит покрывается иностранными донорами, что не позволяет Африканскому Союзу проводить собственную политику и открыто отстаивать свою позицию на международной арене.

Ключевые слова
Африканский Союз, саммит, структурная и бюджетная реформа
Классификатор
Получено
14.05.2019
Дата публикации
22.05.2019
Всего подписок
90
Всего просмотров
2196
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 На рубеже 2018-2019 гг. Аддис-Абеба стала центром политических событий, имеющих значение для всего континента.
2 17-18 ноября прошлого года в столице Эфиопии состоялась внеочередная, 31-я сессия высшего руководящего органа Африканского Союза (АС) – Ассамблея глав государств и правительств. Она была созвана только для рассмотрения и утверждения готовившейся с 2016 г. институциональной реформы. Согласно задекларированным целям, институциональная реформа позволит Афросоюзу добавить эффективности его деятельности, повысить уровень политической самостоятельности и финансовой независимости от внешних партнёров.
3 В частности, было решено, что с января 2021 г. вступит в силу сокращение с 8 до 6 количества департаментов Комиссии Афросоюза (КАС) и комиссаров в их руководстве. Кроме того, структура «Новое партнёрство для развития Африки» была официально трансформирована в Агентство по развитию, которое будет координировать выполнение приоритетных социально-экономических интеграционных проектов в рамках стратегической программы «Повестка дня на 2063 год».
4 Ассамблея отдельно отметила необходимость более чёткой согласованности в работе КАС и субрегиональных экономических сообществ путём внедрения совместного планирования и финансирования общих проектов, что поможет исключить дублирование усилий и несогласованность, которые приводят к лишним расходам.
5 Структурную реформу саммит АС рассматривал в комплексе с вопросом о механизме самостоятельного обеспечения бюджета. В результате была принята резолюция, обязывающая страны этой панафриканской организации неукоснительно вносить уставные взносы. В качестве дополнительной статьи пополнения Фонда мира, предназначенного для финансирования миротворческих операций, форум утвердил решение об отчислении каждым государством 0,2% от годового налога на экспортную выручку, что, по предварительным оценкам, может составить $1,2 млрд. При этом была предложена достаточно сложная многоуровневая система санкций, согласно которой нарушители могут лишаться права на членство в органах Cоюза, его представительствах при международных организациях, а также на участие не только в различных комиссиях, но и в мероприятиях АС.
6 Применение санкционного режима не будет распространяться на военные конфликты, природные катаклизмы или гуманитарные кризисы. Следует отметить, что до сегодняшнего дня только половина стран-членов Афросоюза делает требуемые взносы в бюджет, а некоторые не платят вообще.
7 По словам президента Руанды Поля Кагаме, возглавлявшего Комиссию по реформе, в процессе работы часто приходилось сталкиваться с недопониманием, неприятием и даже сопротивлением со стороны ряда африканских лидеров. Это касалось, в частности, проблемы финансирования бюджета АС.
8 На состоявшемся саммите Афросоюза сделан только первый шаг на сложном пути реформирования. На сегодняшний день нет достаточного консенсуса по многим аспектам, и перспективы достижения взаимоприемлемых решений неясны. Например, некоторые из африканских лидеров не соглашаются делегировать альянсу часть своих прав, особенно касающихся сферы внутренней безопасности.
9 Не прошло и трех месяцев после реформаторского форума, как 10-11 февраля 2019 г. состоялась очередная 32-я сессия Ассамблеи Африканского Союза. По оценкам наблюдателей, африканские лидеры сохранили динамику в решении институционной реорганизации, а также в оптимизации механизмов урегулирования проблем миграции и кризисных ситуаций на континенте. По этим направлениям были приняты резолюции о создании Регионального центра по обмену информацией о миграционных потоках (Судан) и Африканского наблюдательного центра за эмиграцией (Марокко), а также Континентальной миротворческой логистической базы (Камерун).
10 Было продолжено обсуждение реформы, перераспределение функциональных обязанностей и ответственности различных структур альянса и механизмов его взаимодействия с региональными экономическими сообществами (РЭС). Особое внимание было уделено вопросу повышения роли Совета мира и безопасности (СМБ) в урегулировании вооруженных конфликтов.
11 СМБ был уполномочен повысить интенсивность рабочих контактов и обмена информацией с РЭС по внутриполитическим проблемам и кризисным ситуациям. Такой подход, по мнению Ассамблеи, будет способствовать не только росту доверия и преодолению разногласий между КАС и властями на местах, но и более оперативному принятию коллективных решений и их последующей реализации.
12 Прошедшие дискуссии были нацелены на поиск компромиссных позиций, однако не внесли окончательной определённости в вопросы полномочий всех заинтересованных сторон: стран-членов, региональных сообществ, а также Комиссии, исполнительного совета и Ассамблеи Афросоюза. Поиск оптимальных решений будет продолжен, поскольку ни Учредительный акт АС, ни другие основополагающие документы не дают уточнений этих аспектов.
13 Между тем, в силу отсутствия чётких разграничений руководящие органы несогласованно принимают юридически обязывающие документы по одним и тем же вопросам, что вносит путаницу в их реализацию. Ситуация осложняется диспропорцией между масштабами предлагаемых проектов и недостаточностью выделяемых на их реализацию финансовых средств. К этому добавляются сложные бюрократические процедуры и низкая эффективность исполнения решений.
14 На Ассамблее председателем АС на 2019 год был избран президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси. Поскольку политика Каира за последние годы была направлена на продвижение своих политико-экономических интересов на континенте, это назначение связывают с надеждами на качественные сдвиги в реформировании альянса и росте его эффективности, прежде всего, в экономической и финансовой областях.
15 Ожидается активное продвижение в формировании Африканской континентальной зоны свободной торговли, а также в налаживании механизма по самостоятельному обеспечению бюджета организации. Последний аспект играет определяющую роль, ибо до настоящего времени сохраняется значительный бюджетный дефицит, покрываемый иностранными донорами, что не позволяет проводить собственную политику и открыто отстаивать свою позицию на международной арене.
16 Например, саммит под влиянием Евросоюза объявил, что текущий год пройдет под девизом решения проблем беженцев, репатриации и вынужденных переселенцев, хотя для африканцев указанные вопросы не имеют такого первостепенного значения, как урегулирование вооруженных конфликтов, борьба с голодом и болезнями. Однако на полях форума члены ЕС неофициально навязывали тему сокращения эмиграции. В частности, они предлагали открыть в некоторых африканских странах Сахаро-Сахельского региона – Нигере, Чаде, Мали и Судане – т.н. «платформы для задержанных» по примеру лагеря для беженцев на территории Ливии.
17 Некоторые из североафриканских стран, включая Марокко, ранее уже отвергли предложение открыть у себя подобный «центр». Однако в Комиссии Афросоюза неофициально высказывается озабоченность тем, что некоторые страны всё-таки могут дать согласие на обустройство таких лагерей, принимая решение под воздействием заманчивых предложений от ЕС по финансированию «программ национального развития».
18

* * *

19 Прошедшие саммиты Африканского Союза явились очередной попыткой африканских стран самостоятельного преодоления таких сложных вызовов для континента, как нестабильность, бедность и безработица, конфликты и терроризм. Хотя отношения внутри Союза остаются непростыми, у него есть предпосылки и возможности объединить силы стран-участниц и на деле содействовать решению большинства насущных региональных проблем при условии налаживания конструктивного сотрудничества, содействия устойчивому развитию и стремления к решению социально-экономических задач.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести