Туризм в Африке
Туризм в Африке
Аннотация
Код статьи
S032150750004751-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Калиниченко Людмила Николаевна 
Аффилиация: Институт Африки РАН
Новикова Зинаида Степановна
Аффилиация: Институт Африки РАН
Выпуск
Страницы
53-59
Аннотация

Индустрия туризма в Африке рассматривается как важный сектор современной экономики. Значение отрасли анализируется с точки зрения вклада в ВВП, экспортных доходов, развития сектора услуг. Отмечен потенциал туризма как высокотрудоемкой сферы, что важно для трудоустройства женщин и молодежи. Показаны значение цифровых технологий в развитии отрасли и роль туризма в укреплении сотрудничества региональных экономических сообществ. Рассматриваются современные тенденции в сфере визовой открытости и создания авиатранспортного рынка.

Ключевые слова
Африка, туризм, доходы, сфера услуг, цифровые технологии, визовый режим, авиатранспортный рынок
Классификатор
Получено
14.05.2019
Дата публикации
22.05.2019
Всего подписок
91
Всего просмотров
7646
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных сфер мирового хозяйства, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
2 Хотя Африканский континент как объект туризма имеет очень древнюю историю, с точки зрения его развития как экономической отрасли Африка – молодой туристический регион, что объясняет высокие темпы прироста туристических потоков уже на стадии становления. Однако периоды ускоренного роста сменялись спадами: начало 1980-х гг., например, было периодом застоя, когда число туристов сильно сократилось из-за опасности заразиться СПИДом.
3 Наиболее быстрое развитие туризма в Африке наблюдалось с середины 1990-х гг.: число ежегодно прибывавших путешественников увеличилось до 55,9 млн к 2014 г. [1, р. 14]. Самый высокий среднегодовой приток иностранных туристов (10%) наблюдался с 2002 г. до мирового кризиса 2008-2009 гг. Заметное сокращение туристического потока отмечалось в 2010-2011 гг. в связи с событиями «арабской весны» в Северной Африке и в 2013-2014 гг. – из-за вспышки эпидемии лихорадки Эбола в Западной Африке.
4 В 2017 г. произошел весьма высокий наплыв туристов, тогда границы континента пересекли 70,9 млн человек [2, pp. 18-19]. По прогнозам, число иностранных туристов на континенте к 2030 г. возрастет до 134 млн человек [1; 2, pp. 18-19].
5 Между регионами и отдельными странами существуют большие различия в количестве принимаемых путешественников.
6 Самыми посещаемыми остаются страны Северной Африки, где прирост числа иностранных туристов превышает этот показатель для Восточной и Южной Африки. Заметно отстают Западная и особенно Центральная Африка. В 2016-2017 гг. суммарное количество принятых североафриканскими странами туристов составило 45% от всех побывавших в Африке путешественников, что, прежде всего, объясняется их географической близостью к Европе.
7 Среди отдельных стран первенство по числу туристов в 2017 г. принадлежало Марокко (11 млн), ЮАР (10 млн), Египту (8 млн) и Тунису (7 млн). Резкие изменения произошли в Египте, лидировавшем в 2010 г. (14 млн) и потерявшем почти 5 млн туристов к 2013 г., что явилось следствием событий «арабской весны».
8

ТУРИЗМ В ПОМОЩЬ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ

9 Туризм обеспечивает значительный объем валютных поступлений. В 1995-2014 гг. экспортные доходы, принесенные отраслью, более чем утроились, увеличившись с $13,9 млрд (в среднем за 1995-1998 гг.) до $47,4 млрд (в среднем за 20112014 гг.). Наиболее высокий прирост наблюдался в период 2005-2008 гг. (14%) [1, р. 18].
10 Региональное распределение экспортных доходов аналогично показателям числа принимаемых туристов. Наиболее высоки доходы в странах Северной, Южной и Восточной Африки. В 2017 г. общий объем доходов от международного туризма на континенте превысил $45 млрд, что составило чуть более 3% общемировой выручки от туризма [2, p. 12].
11 Доля экспортных доходов от туризма в общем экспорте сильно разнится по регионам (от 15% в Восточной Африке до 1% в Центральной Африке) и по отдельным странам. В ряде государств доходы туристической отрасли являются доминантными, составляя 30% и более в общем доходе от экспорта, а для отдельных стран (прежде всего островных) – жизненно важными. Например, в Сан-Томе и Принсипи их доля достигает 90% [1, pр. 20-21].
12 Туризм – один из наиболее динамично развивающихся видов экономической деятельности в сфере услуг. Туристические услуги составляют значительную долю в общем доходе от всех услуг, предоставляемых в Африке. В 2011-2014 гг., в среднем по континенту, она составляла 46%. Весьма высок этот показатель в отдельных странах: в Зимбабве, Сан-Томе и Принсипи, Анголе, Камеруне, Ботсване, Гамбии, Эфиопии, Руанде, Намибии и Марокко.
13 Значение туризма для экономики Африки отражает вклад отрасли в ВВП, постоянно растущий с 2007 г. и составивший 8,1% в 2017 г. Согласно прогнозам, к 2026 г. он возрастет до $121 млрд. Прямой вклад отрасли создается, в основном, благодаря деятельности таких субъектов туристической индустрии, как гостиницы, турагентства, авиакомпании и другие поставщики услуг в области пассажирских перевозок, рестораны, а также предприятия индустрии досуга. Наибольший вклад отрасли в ВВП отмечается в Северной и Восточной Африке.
14 В ряде стран эта доля превышает 10%, что отражает особое значение туризма для экономик этих государств, где он становится ключевым или одним из ключевых направлений их развития. Среди этих стран – все малые островные государства; наименее развитые страны, не имеющие выхода к морю, и не относящиеся к этим категориям Египет, Кения, Марокко, Намибия и Тунис. Наибольший вклад туристической отрасли в ВВП имеют Сейшельские острова, Кабо-Верде и Маврикий. Наименее зависимые от туризма страны (вклад в ВВП 4% и меньше) – Ангола, Габон, Демократическая Республика Конго, Нигер, Нигерия и Чад – входят в двадцатку крупнейших экспортеров нефти [1, pр. 23-25].
15 Оценивая влияние туризма на формирование ВВП стран Африки, следует отметить, что в странах с наибольшей долей вклада этой отрасли в ВВП международный туризм превалирует над внутренним. Так, на самых развитых туристических направлениях (Сейшельские острова, Маврикий, Кабо-Верде, Марокко) более 85% туристов прибывают с других континентов.
16 Как высокотрудоемкая отрасль туризм имеет огромный потенциал с точки зрения трудоустройства населения, что особенно важно для отдаленных и сельскохозяйственных районов. Поскольку гостиничный и ресторанный бизнес, а также сфера общественного питания отличаются высокой трудоемкостью, в условиях Африки большое значение приобретает то обстоятельство, что туризм может решить проблему создания рабочих мест для неквалифицированных и низкооплачиваемых работников.
17 В 2017 г. туристическая отрасль обеспечила более 9 млн рабочих мест или 2,6% от всех занятых на континенте. В отрасли значительна доля женского труда: женщины составляют почти 70% работающих в ней [2] – это почти треть трудоспособных африканок, причем 47% заняты в гостиничном и ресторанном секторах. Доля женщинработодателей в туризме выше, чем в любой другой отрасли; исключение представляют Алжир, Египет и Марокко, где для женщин имеется более широкий спектр трудоустройства.
18 Важно то, что отрасль открывает горизонты для занятости молодых людей, число которых достигает в Африке 230 млн человек – примерно 19% молодежи этой возрастной группы во всем мире. По прогнозам, к 2030 г. доля африканцев 15-25летнего возраста достигнет 42% [3, с. 114].
19 Большой проблемой в Африке остается качественная подготовка кадров для туристического бизнеса. Уровень обслуживания даже в сетевых отелях не соответствует мировым стандартам, в то время как поток деловых туристов и путешественников растет. Проблема подготовки специалистов требует активных решений: в Алжире, например, в 2015 г. был создан Институт туризма и гостиничного бизнеса.
20 Повышается спрос на современные комфортабельные гостиницы. На долю Африки приходится менее 1% совокупной вместимости мировых отелей. В первую десятку государств с наибольшим количеством отелей входят Нигерия, Египет, Ангола, Марокко, ЮАР, Тунис, Эфиопия, Алжир, Кабо-Верде, Кения. Отели расположены преимущественно в столицах [4, p. 95].
21

ИНФОРМАТИЗАЦИЯСВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

22 Цифровая экономика, предлагая новые возможности для инклюзивного и устойчивого развития, превращает информацию в экономический ресурс первостепенной важности. Широкое применение новейших цифровых технологий становится одной из актуальнейшей задач и в туристической отрасли.
23 В туризме в систему информационных технологий входят онлайн-резервирование, проведение телеконференций, информационное управление, электронные системы авиалиний, электронные передачи денег, телефонные сети и др. Успешное функционирование фирмы на современном рынке туристического бизнеса практически невозможно без их использования.
24 Настоящий бум переживает компьютерная система бронирования (КСБ), основными функциями которой являются бронирование билетов и мест в гостиницах, а также аренда автомобилей. КСБ пришла на смену «бумажной» и «телефонной» системам учета рейсов авиакомпаниями, не справлявшимися с обслуживанием возраставшего пассажиропотока. В результате объединения КСБ отдельных авиакомпаний возникла глобальная система резервирования (Global Distribution System, GDS).
25 Африка пользуется системой WORLDSPAN, являющейся одной из ведущих мировых фирм, постоянно предлагающей новые разработки в сфере информационных услуг [5].
26 Ключевая роль в продвижении туризма принадлежит современным сотовым телефонам. Сектор мобильной связи составляет более половины телекоммуникационного рынка Африки. Около 60% местных операторов связаны с ведущими международными компаниями, такими как France Telecom, Vodafone, MTN, Bharti Airtel, Millicom. Развитие в Африке собственной информационнокоммуникационной индустрии и создание национальных парков, предполагающих организацию производства компьютеров и программного обеспечения, входит в планы многих африканских государств. На туристический рынок начинает активно внедряться электронная коммерция, чрезвычайная важность которой, в частности, состоит в предоставлении удобного для потребителей и более эффективного бронирования, о чем свидетельствует усиливающаяся конкуренция сервисов в этом сегменте.
27

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В БОРЬБЕ С НИЩЕТОЙ

28 ООН признала роль международных путешествий в борьбе с нищетой, объявив 2017 г. Международным годом устойчивого туризма.
29 В докладе 2017 г. Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) «Туризм в интересах трансформационного и инклюзивного роста» подчеркивалось, что туризм в Африке – это динамичный сектор с феноменальным потенциалом, а надлежащее управление этим сектором может внести огромный вклад в его разностороннее развитие и приведет к тому, что плоды туризма будут доступны уязвимым слоям населения, способствуя трудоустройству и сокращению бедности.
30 Значение туризма в борьбе с бедностью ярко демонстрирует пример островного государства – Кабо-Верде. Туристический бум, наблюдавшийся в стране в 2000-2015 гг., привел к росту экспортных доходов с $64 до $450 млн, а средний вклад отрасли в ВВП превысил 43%. Результатом бурного развития туризма стало то, что с 2007 г. Кабо-Верде была исключена из категории «наименее развитых стран» [1, р. 84].
31 Доля туризма в ВВП Африки пока не достигла среднего мирового показателя (10%). Двумя, возможно, самыми серьезными препятствиями успешному развитию отрасли являются вооруженные конфликты и проблемы в области здравоохранения.
32 В докладе ЮНКТАД отмечено, что после революционных событий в Тунисе в 2010-2011 гг. доходы туристического сектора сократились на 27% – с $3,5 до $2,5 млрд. Пережитые страной в 2015 г. три террористических акта привели к почти полному разрушению туристической индустрии. Лишь в конце 2015 г. европейцы стали возвращаться в Тунис, а правительство Великобритании отменило запрет на поездку в страну, что привело к увеличению потока туристов в 2017 г. по сравнению с предыдущим годом на 29%.
33 Эксперты ЮНКТАД дают ряд рекомендаций, которые могли бы способствовать увеличению доходов от туризма в Африке: необходимо обезопасить туристические зоны; принять меры по урегулированию конфликтов; упростить визовый режим; обеспечить конвертируемость валют; усовершенствовать логистику; организовать скорую медицинскую помощь в регионах; поддержать местных фермеров и предпринимателей, которые могли бы продавать свою продукцию туристам.
34 Доходы от туризма сами по себе не могут сократить бедность и нищету. Если бы это было так, Таиланд, 4-е по популярности направление в мире, «утопал бы в роскоши». В свою очередь, Маврикий недополучает до 80% прибыли от туризма из-за того, что инвесторами в отрасль выступают иностранные компании, и поэтому большая ее часть уходит за границу.
35 Данные Глобальной панели мониторинга устойчивого туризма (Global Sustainable Tourism Dashboard) позволяют оценить вклад отрасли в достижение целей устойчивого развития. В последние несколько лет доля доходов от туризма в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государствах составляет менее 6% от расходов туристов по всему миру, в то время как почти половина доходов оседает в 9 странах (США, Китай, Испания, Таиланд, Франция, Германия, Италия, Великобритания и Япония) [6].
36 Ситуация в Африке такова, что значительная часть доходов покидает страну, принимающую туристов.
37 Рынок туристических услуг монополизирован международным крупным капиталом. Основной доход достается иностранным авиалиниям и туроператорам. Например, в Кении отток доходов оценивается примерно в 70%, в Гамбии – в 60%. Туризм в африканских странах, по сути, остается важным компонентом деятельности международных компаний. Подобная монополизация отрицательно сказывается на конкурентоспособности местных национальных туристических служб, в частности, повышает уровень их затрат, особенно в обеспечении авиабилетами [7].
38 Успешное развитие туризма во многом обусловлено правильным управлением отрасли. Например, из опыта ЮАР, занимающей ведущие позиции по многим показателям (66-е место в мире и 2-е место в Африке, после Маврикия, по индексу туристической конкурентоспособности), важнейшим компонентом является акцент на партнерство государства и туристических компаний в привлечении инвестиций.
39 Государство обеспечивает инвесторам налоговые льготы, отсутствие требований к минимальному размеру капитала предприятий (за исключением банковского и страхового бизнеса), отсутствие ограничений на вывоз прибыли (при наличии разрешения органов валютного контроля), отсутствие государственного контроля над ценами на произведенную продукцию и др. [8].
40

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

41 Туристическая индустрия в Африке до последнего времени преимущественно была нацелена на международных туристов, приезжающих на континент из других стран мира, как правило, располагающих сравнительно высокими доходами и валютой, столь необходимой для пополнения платежного баланса африканских стран.
42 В последние 15-20 лет, по мере расширения транспортной инфраструктуры Африки и роста доходов ее жителей, возникли предпосылки для развития внутриконтинентального туризма. Число африканцев, осуществляющих зарубежные поездки, в 1995-2015 гг. возросло почти в 3 раза и превысило 44 млн; темпы прироста туристов в 2005-2015 гг. составили 6,2%, что стало одним из самых высоких показателей в мире. В результате, четыре из каждых 10 международных путешественников в Африке являются резидентами стран континента, в Северной Африке – два из 10, в странах Африки южнее Сахары – два из 3 [1, p. 101].
43 В 2010-е гг. отмечалось оживление туристической активности в рамках региональных группировок – Союза арабского Магриба (САМ), Общего рынка Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Восточноафриканского сообщества (ВАС), Сообщества развития Юга Африки (САДК) и Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС).
44 Наиболее значимую роль внутренний туризм играет в САДК, где на его долю приходится около 65% прибытий, генерируемых туристами как из стран Африки, так и из неафриканских государств, что связано с рядом факторов, прежде всего с относительно хорошо развитыми транспортной инфраструктурой и ИКТ, а также со сравнительно высоким уровнем жизни населения.
45 Для стран-членов ВАС этот показатель превышает 30%, для членов САМ и ЭКОВАС – 20%. Причем если рассматривать туризм в рамках региональных экономических сообществ, то для САДК и САМ в категории континентальных туристов более 90%, а для ВАС и ЭКОВАС – примерно 60% являются жителями стран-членов этих же группировок. Например, алжирцы и ливийцы часто направляются на отдых в Тунис [1, p. 108].
46

Таблица Индекс визовой открытости стран Африки, 2018 г. (Топ 20)

47

48

* Число стран Африки, гражданам которых в данной стране предоставляется безвизовый режим.

** Число стран Африки, гражданам которых в данной стране визы предоставляются по прибытии.

*** Число стран Африки, граждане которых для посещения данной страны должны оформлять визы до прибытия.

**** Индекс = (% виза до прибытия х 0) + (% виза по прибытии х 0,8) + (% без визы х 1) / 100.

49 Источник: [9, p. 24].
50 Среди основных целей внутреннего туризма – покупки товаров как для личного пользования, так и для нужд бизнеса. Развитие региональной интеграции способствовало подъему делового туризма. Например, в рамках ЭКОВАС Гана и Нигерия привлекают большое число граждан соседних стран, главной целью которых является установление деловых контактов. По оценкам, в 20002015 гг. расходы такого рода туристов в Нигерии возросли более чем на 300% [1, p. 113].
51 Углубление интеграции подразумевает свободное перемещение людей, капиталов и услуг, в т.ч. туристических. Африканский континент становится все более благоприятным для путешествий своих граждан: с 2018 г. 25% африканских стран не требуют от жителей континента оформления визы (в 2016 г. – 20%); в 24% стран для африканцев виза оформляется по прибытии; для въезда в остальные государства (51%) требуется заблаговременное оформление визы.
52 Индекс визовой открытости, который рассчитывается на основе соотношения процентной доли перечисленных выше трех категорий (с учетом определенных коэффициентов), в среднем, по странам Африки равен 0,443 (максимальный показатель 1,000), а по 10 ведущим – 0,878 (см. табл.).
53 В рамках региональных группировок в режиме «без визы» имеют возможность перемещаться все жители ЭКОВАС, а также большинство граждан ВАС.
54 В САМ и САДК эта категория составляет более половины всех жителей, в остальных сообществах менее 30%, при этом везде отмечался определенный рост упрощения получения визы по сравнению с 2017 г. Например, Центральноафриканский экономический и монетарный союз (СЕМАК) в октябре 2017 г. ратифицировал закон о взаимном безвизовом перемещении граждан таких государств, как Камерун, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея, Габон и Республика Конго [9, p. 19].
55 Среди 20 стран, наиболее активно проводящих политику открытости границ для граждан континента, 8 – в Восточной Африке, 7 – в Западной, 4 – в Южной, 1 – в Северной и ни одной – в Центральной Африке.
56 В последнее время особенно активно безвизовую политику проводило правительство Бенина, претворяя в жизнь идею, нацеленную на всестороннее укрепление связей между народами континента. В январе 2017 г. президент страны Патрик Талон, опираясь на опыт Руанды, принял решение открыть границы для всех африканцев, въезжающих в Бенин менее чем на 90 дней. Президент парламента ЭКОВАС Мустафа Сиссе Ло охарактеризовал это решение как продвижение от «государств ЭКОВАС к народам ЭКОВАС» [9, p. 16]. Граждане Бенина имеют возможность посещать 20 стран континента без оформления визы и 12 – получая визу по прибытии.
57 В рамках ЭКОВАС, помимо Бенина, режим свободного перемещения граждан наиболее активно продвигают Того, Гвинея-Бисау, Гана, Кабо-Верде и Сенегал. В последнем доля туристического сектора в ВВП довольно высока: 10,4% – в 2017 г. и 14,4% – в 2018 г. [9, p. 18].
58 Руанда в 2018 г. поднялась на 3-е место в визовом индексе (в 2017 г. – 9-е). После снятия ограничений на въезд страна стала привлекать больше туристов, инвестиций, активно проводить международные конференции, что довело вклад отрасли в ВВП в 2017 г. до 12,7%, а в 2018 г. – почти до 20%. Жители соседних Кении и Уганды имеют возможность посещать Руанду, располагая удостоверением личности и пограничным пропуском. Визовый режим Руанды позволяет всем туристам получать 30-дневную визу по прибытии. В Индексе паспортов (Welcoming Countries Rank of the Passport Index 2019) страна заняла одно из верхних мест, поскольку граждане 198 стран мира могут беспрепятственно посещать Руанду [10].
59 Кения также осуществляет либеральный визовый режим, обеспечивая получение электронных виз. Страна предоставляет жителям стран – членов ВАС – Бурунди, Руанды, Танзании, Уганды и Южного Судана возможность передвижения, работы и приобретения собственности. Граждане Кении – среди самых мобильных на континенте: для них открыт безвизовый въезд в 18 африканских стран, а 15 других государств континента предоставляют им визу по прибытии.
60 Из стран Южной Африки определенный прогресс в улучшении визового климата отмечается в Зимбабве, которая в 2018 г. вошла в группу 20 ведущих стран континента по индексу визовой открытости, чему способствовало введение электронных виз. Участникам САДК предоставляется либо безвизовый режим, либо виза по прибытии. Развитие цифровых технологий помогает все большему числу африканских стран предлагать путешественникам оформление виз в электронном виде. Если в 2016 г. такие услуги осуществлялись в 9 странах, то в 2018 – в 16 [9, p. 9].
61

ПЕРСПЕКТИВЫ «ОТКРЫТОГО НЕБА»

62 Авиатранспорт – важный фактор не только развития туризма, но и социально-экономической интеграции, в целом. Большие расстояния и плохо развитая дорожная инфраструктура повышают значимость этого сектора. Однако недостаточное количество и нерегулярность внутренних рейсов, осуществляемых национальными авиалиниями, выступают препятствием для перемещения туристов. Континент, где живет около 15% населения мира, располагает примерно 4% мест на регулярных авиалиниях, а стоимость билетов высока изза монополизации рынка и слабой эффективности управления.
63 С целью регулирования взаимодействия между внутренними и международными авиалиниями в 1988 г. была разработана специальная Декларация Ямусукро (Yamoussoukro Declaration), предусматривавшая либерализацию внутриконтинентального авиарынка (правда, подписана главами африканских государств она была лишь в 2000 г.). В дальнейшем на базе Декларации в «Повестке 2063», принятой Африканским Союзом (АС) в 2013 г., предусматривалось создание Единого африканского авиатранспортного рынка (Single African Air Transport Market, SAATM), что было, наконец, реализовано в январе 2018 г. с участием 24 африканских государств. На осуществление поставленных задач нацелена и Африканская ассоциация авиалиний (African Airlines Association, AFRAA), т.к. авиасообщение является необходимым условием укрепления делового сотрудничества и расширения возможностей для туризма [11, p. 32].
64 Ряд африканских стран работают над возрождением своих авиакомпаний – Air Tanzania, Air Zimbabwe, Zambia Airways, чтобы уменьшить зависимость от иностранных перевозчиков. Африканские авиалинии смогут конкурировать с крупными мировыми компаниями, создавая совместные предприятия (по лизингу воздушных судов и др.) или заключая коммерческие соглашения типа code-sharing (совместная эксплуатация авиарейса), что позволяет снижать издержки и предлагать более удобные стыковки рейсов. На внутренних африканских линиях успешно работают компании Nile Air (Египет), ASKY Airlines (Того), Precision Air (ВАС), LAM Mozambique, Air Botswana, Proflight Zambia, Air Seychelles, Air Madagascar [11, p. 36].
65 Среди африканских авиакомпаний, выполняющих рейсы в различные части света, одна из старейших – Ethiopian Airlines, которая первой наладила авиасообщение между Восточной и Западной Африкой. В 2016 г. компания стала крупнейшей в Африке по числу современных высокотехнологичных авиалайнеров (97), летающих на 5 континентов, в 55 городов Африки и в 20 пунктов внутри страны. Число перевозимых пассажиров в 2017 г. выросло в 3 раза по сравнению с 2010 г. и достигло 9 млн, а вклад компании в доход страны достиг $3 млрд ($1 млрд в 2010 г.).
66 Завершается реконструкция крупнейшего транспортного узла – аэропорта Аддис-Абебы, который сможет принимать 22 млн пассажиров в год. В стране действуют еще 20 аэропортов и 7 находятся в стадии строительства [11, p. 35].
67 В 2010 г. Эфиопия содействовала созданию ASKY Airlinesвнутренней авиалинии, базирующейся в Ломе (Того) и обеспечивающей авиасообщение между Западной и Центральной Африкой, что имело большое значение, т.к. ранее пассажирам приходилось летать в соседние страны континента через Европу. Аналогичный проект был осуществлен в Малави с образованием Malawian Airline. Планируется еще ряд проектов в Чаде, Замбии, Мозамбике, Гвинее и Экваториальной Гвинее.
68

* * *

69 Индустрия туризма в Африке вносит свой вклад в диверсификацию экономики, рост валютных доходов и занятости населения, стимулирует развитие смежных отраслей. Дальнейшее снижение бюрократических преград в оформлении виз, внедрение информационных технологий, расширение транспортной инфраструктуры и гостиничного бизнеса будут привлекать на континент все большее число путешественников и способствовать развитию внутреннего туризма.

Библиография

1. UNCTAD. Economic Development in Africa Report 2017. Tourism for Transformative and Inclusive Growth – https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/aldcafrica2017_en.pdf (accessed 01.09.2018)

2. UNWTO Tourism Highlights 2018 Edition – tourlib.net/wto/WTO_highlights_2018.pdf (accessed 14.03.2019)

3. Фитуни Л.Л. Предиктивный анализ роли демографического дивиденда в преодолении структурных дисбалансов социально-экономического развития Африки. Ученые записки Института Африки РАН. 2017. № 2 (39), с. 114. (Fituni L.L. 2017. Predictive Analysis of the Demographic Dividend Role in Structural Imbalances Overcoming of the SocialEconomic Development in Africa. № 2 (39)) (In Russ.)

4. UNWTO. Tourism in Africa: A Tool for Development – cf.cdn.unwto.org/sites/all/files/pdf/tourism_africa_tool_development1.compressed.pdf (accessed 27.01.2019)

5. Применение в туризме новейших цифровых технологий. (Using in Tourism of the Newest Digital Technologies) (In Russ.) – https://works.doklad.ru/view/tmjhlpZL-cO/all.html (accessed 08.12.2018)

6. ООН призывает развивать туризм в Африке. (UN Calls to Develop Tourism in Africa) (In Russ.) – tass.ru/plusone/4439525 (accessed 17.01.2019)

7. Горбачев А.А. Региональные проблемы развития международного туризма на примере Африки. (Gorbachov A.A. Regional Problems of the International Tourism Development, the case of Africa) (In Russ.) – https://nauchcor.ru/pubs/regionalnye-problemy-razvitiya-mezhdunarodnogo-turizma-na-primere-afriki-587d3671be77c40d58f7b (accessed 27.01.2019)

8. Управление развитием туризма: опыт Южной Африки. (Governance of the Tourism Development: The South Africa’s Experience) (In Russ.) – https://evgenysolomin.livejournal.com/327876.html (accessed 26.11.2018)

9. AFDB. Africa Visa Openness Report 2018 – https://www.visaopenness.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/Africa_Visa_Openness_Report_2018.pdf (accessed 20.01.2019)

10. Welcoming Countries Rank. The Passport Index 2019 – https://www.passportindex.org/byWelcomingRank.php (accessed 31.01.2019)

11. AFDB. Africa Tourism Monitor. Vol. 5. Issue 1. 2018 – https://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/Publications/Africa_Tourism_Monitor_2018.pdf (accessed 18.01.2018)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести