Иммиграция в США из стран Африки южнее Сахары (во 2-м десятилетии XXI в.)
Иммиграция в США из стран Африки южнее Сахары (во 2-м десятилетии XXI в.)
Аннотация
Код статьи
S032150750004382-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Петровская Наталья Евгеньевна 
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Выпуск
Страницы
41-46
Аннотация

Выходцы из стран Африки южнее Сахары представляют растущий сегмент американского общества, рабочей силы, с потенциалом дальнейшего увеличения, а США остаются среди регионов потенциального спроса на трудовых мигрантов. Денежные переводы мигрантов, проживающих в США, составляют существенную часть общего объема переводов мигрантов в страны происхождения южнее Сахары. Актуальность изучения тенденций притока мигрантов из данного региона усиливается попытками действующей президентской администрации Д.Трампа изменить политику в отношении иммиграции.

Ключевые слова
международная миграция населения, страны Африки южнее Сахары, США, денежные переводы мигрантов
Классификатор
Получено
27.04.2019
Дата публикации
29.04.2019
Всего подписок
90
Всего просмотров
2373
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Страны Африки южнее Сахары (АЮС) обеспечивают все более значительный приток мигрантов в Соединенные Штаты, основная часть которых прибывает из Нигерии, Эфиопии, Демократической Республики Конго, Сомали, Ганы, Кении.
2 В текущем десятилетии рост миграции из данного региона в США опережал динамику ее потока в другие регионы мира, что актуализирует задачу изучения структуры мигрантов из стран АЮС в США, их положения в американском обществе, участия в трудовой активности; а также значение денежных переводов мигрантов, проживающих в Соединенных Штатах, на историческую родину.
3 Число иммигрантов из стран АЮС (49 стран с населением более 1,1 млрд человек) во 2-м десятилетии увеличивалось опережающими другие группы иммигрантов темпами [1]. Иммигранты из Африки составляют около 40% числа чернокожих иммигрантов в США [2]. Часто они представляют наиболее образованную часть населения на родине, около 40% приехавших в Соединенные Штаты окончили 4-годичный колледж или имеют более высокий уровень образования.
4

МАСШТАБЫ И СТРУКТУРА ПРИТОКА ИММИГРАНТОВ ИЗ СТРАН АЮС

5 Во 2-м деятилетии среди иммигрантов в CША, родившихся в Африке, наиболее быстрыми темпами возрастало число прибывших из стран региона южнее Сахары; на них приходилось около 70% африканцев, получивших статус постоянно проживающих на законных основаниях в США. По числу получивших такой статус лидировали прибывшие из Нигерии, Эфиопии (в 2016 г. на эти страны приходилось 24% всех африканских иммигрантов, получивших статус постоянно проживающих на законных основаниях в США).
6 Таблица 1
7

Число иммигрантов, получивших статус постоянно проживающих на законных основаниях в США

8 Источник: [4].
9 Таблица 2
10

Число иммигрантов по региону рождения, получивших гражданство, человек

11 Источник: [4].
12 Иммиграция является важным фактором социально-экономического развития США, развития человеческого потенциала страны. Иммигранты1 составляют около 13,5% общей численности населения Соединенных Штатов и 17% их рабочей силы (2017 г.). За десятилетие (2007-2016 гг.) число иммигрантов из стран Африки, получивших гражданство, возросло в 1,7 раза, существенно опередив по увеличению этого показателя для иммигрантов в целом (см. табл. 2).
1. Лица, проживающие на территории США и родившиеся за их пределами (прим. авт.).
13 Мотивы миграции, выбор страны назначения существенно различаются не только по странам рождения мигрантов, но также в зависимости от индивидуальных, семейных предпочтений, возможностей в тот или иной конкретный период. Динамика миграционных потоков зависит также от политики принимающих стран.
14 На разных этапах своей истории, как по политическим, так и по социально-экономическим соображениям, США адаптировали свою иммиграционную политику к происходящим изменениям и потребностям. Структура иммиграционных потоков в Соединенные Штаты «во многом определяется действующей политикой предпочтений (преференциальной системой) воссоединения семей, предоставления убежища, поддержания этнического разнообразия, предоставления рабочих мест» [3].
15 Таблица 3
16

Число иммигрантов, получивших статус постоянно проживающих на законных основаниях в США по странам рождения

17 Источник: [4].
18 По действующему законодательству США, предпочтение в получении статуса законно проживающих на территории страны имеют родственники иммигрантов, проживающих или временно работающих на территории страны.
19 По данным Министерства внутренней безопасности США (Department of Homeland Security)2, опубликованным в ноябре 2017 г., в 2016 финансовом году (ф.г.) 1183,5 тыс. иммигрантов получили статус постоянно проживающих на законных основаниях в США, из них 113,4 тыс. – из стран Африки (9,6%) (см. табл. 1).
2. Управление внутренней безопасности (Office of Homeland Security) было создано в США в 2001 г., в 2003 г. преобразовано в Министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security), куда вошла Служба гражданства и иммиграции США (United States Citizenship and Immigration Services) (прим. авт.).
20 Мигранты из стран Африки прибывают в США преимущественно по программам воссоединения семей (55% в 2016 г.), предоставления статуса беженца, ищущего убежища (22%), этнического разнообразия (18%). Получение статуса, законно проживающего на территории США в связи с трудоустройством, требует официального подтверждения со стороны работодателя. В 2016 г. такой статус получили всего около 5 тыс. африканцев.
21 Иммигранты из стран региона южнее Сахары, ставшего в последние десятилетия основным источником притока мигрантов из Африки в США, обеспечивают почти половину (46%) притока иммигрантов из всех стран Африки по программе «этнического разнообразия» (Diversity Immigrant Visa)3. Эта программа для иммигрантов разных национальностей предусматривает ежегодно (в расчете на ф.г.) предоставление до 55 тыс. виз для лиц из стран с низким уровнем иммиграции в США.
3. Распространенное название этой программы – Лотерея Грин Кард (Green Card Lottery) – программа розыгрыша виз, дающих право на получение статуса постоянного жителя (резидента) США; официальный организатор – Государственный департамент США (прим. авт.).
22 Заявители, желающие получить Diversity Immigrant Visa, проходят отбор с помощью компьютерной обработки данных. Но заявители должны удовлетворять ряду требований. Помимо того, что заявитель должен быть уроженцем страны, входящей в список разрешенных для участия в лотерее, он должен иметь среднее образование или его эквивалент, например, документ об окончании средней школы (12 лет обучения), или о выполнении в течение двух из последних пяти лет работы, требующей особой профессиональной подготовки.
23 Критерии такой подготовки разработаны и установлены Министерством труда США. Кроме того, заявители должны удовлетворять общим требованиям иммиграционного законодательства США, в т.ч. относительно криминальной, медицинской, финансовой истории заявителей; вопросов безопасности. В 2017 г., наряду с другими намерениями ограничить иммиграцию [5] президент Д.Трамп выступил за отмену визовых лотерей. Попытки ее отмены предпринимались и ранее. По состоянию на сентябрь 2018 г., программа действует в условиях ужесточения проверок соответствия заявителей условиям программы «этнического разнообразия».
24 Важным трендом последних десятилетий стал рост числа выходцев из стран Африки, получающих американское гражданство (см. табл. 2).
25 Свыше 40% всех иммигрантов, родившихся в Африке и прибывших на законных основаниях в США, приходится на пять стран, это Нигерия, Эфиопия, Сомали, Гана, Демократическая Республика Конго (ДРК) (см. табл. 3).
26 В период 2010-2017 ф.гг. особенно увеличился приток иммигрантов в США из Нигерии, Эфиопии, Ганы. Стоит отметить разнородность потоков мигрантов из разных стран. Так, 94% иммигрантов из Нигерии в 2016 г. получили статус постоянно проживающих на законных основаниях в США как близкие родственники граждан США, включая семейно-спонсируемых. Для мигрантов из Эфиопии данный показатель составил 56%, а 27% получили статус постоянно проживающих на законных основаниях в США как беженцы, 16% – по программе этнического разнообразия. Существенно различается и структура прибывших из других стран.
27

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИММИГРАНТОВ

28 Почти две трети иммигрантов из стран АЮС в США прибыли в период с начала текущего столетия. 53% всего их числа получили гражданство, в сравнении с 48% для иммигрантов из всех регионов мира. Наибольшее их число проживают в штатах Техас, Нью-Йорк, Калифорния, Мэриленд, Нью Джерси, Массачусетс, Вирджиния.
29 Массовая миграция из стран АЮС [6], прежде всего молодежи, способствовала омоложению состава иммигрантов и всего населения в США. Иммигранты из рассматриваемого региона – преимущественно в возрастной группе до 65 лет (93%), что выше данного показателя по всем иммигрантам (86%) и по населению, родившемуся в США (86%). При этом 83% числа иммигрантов из стран АЮС – в наиболее трудоспособной возрастной категории – 18-64-х лет (см. табл. 4).
30 По прогнозу Всемирного банка, в период до 2050 г. страны АЮС останутся ключевым регионом предложения рабочей силы, а США будут среди регионов потенциального спроса на трудовых мигрантов [8]. Приток населения из других стран в перспективе останется важнейшим элементом формирования трудового потенциала в США [9].
31 По прогнозу Бюро переписи США, в период до 2060 г. при увеличении общей численности населения страны на 24,9% рост числа черных/или афроамериканцев составит 40,6%, что приведет к увеличению численности этой группы населения до 60,5 млн человек [10]. Стоит отметить, что это, в целом, более молодая часть населения США, пополняющая трудовые ресурсы [11]. Доля чернокожего населения в рабочей силе США возросла с 10% в 1970-х – 1980-х гг. до 12,4% (оценка) в 2017 г. и, по прогнозу, увеличится до 12,7% в 2026 г. [12].
32 По данным на 2017 г., в США чернокожее население4 принимало большее участие в рабочей силе (71,5% лиц 16 лет и старше), в сравнении с белыми (59,9%), испаноязычными (68,3%) [13]. Но медиана средненедельной заработной платы чернокожих/афроамериканцев составила в 2017 г. $682, в сравнении с $860, в целом, для лиц 16 лет и старше [14]. Во 2-м десятилетии среди чернокожего населения 31% заняты в сфере управления, профессиональных услуг (в целом, по всему населению на данную сферу приходится 40% занятых) [14]. Свыше 80% иммигрантов из стран Африки, занятых в сфере здравоохранения, обычно работают в качестве младшего медицинского персонала, медицинских сестер.
4. В официальной статистике Бюро переписи США «чёрные или афроамериканцы» – Black or African Americanлица, происходящие от любой чёрной расовой группы Африки (прим. авт.).
33 По прогнозу Бюро трудовой статистики США, численность чернокожей рабочей силы к 2026 г. удвоится, в сравнении с 1980 г., и составит 21,6 млн человек [12].
34 При высоком, для населения США, участии иммигрантов из Черной Африки в рабочей силе, уровень бедности среди них превышает данный показатель по всему населению в Соединенных Штатах [15]. Среди иммигрантов, в целом, уровень бедности обычно выше (к примеру, в 2015 г. 17%, в 2016 г. – 15,1%), чем среди родившихся в Соединенных Штатах (14% – в 2015 г., 12,3% – в 2016 г.). По имеющимся за 2015 г. данным, для выходцев из стран АЮС, в целом, уровень бедности был немногим выше (19%), чем для всех иммигрантов (17%), но для приехавших из Сомали он составлял 46%, а из Либерии – 22% [7].
35 Таблица 4
36

Возрастная структура иммигрантов в США, %

37 Источник: [7].
38 Важным фактором адаптации в Соединенных Штатах, расширения возможностей реализации подавляющее большинство (92%) чернокожих респондентов считают образование на уровне колледжа важным (18%) и очень важным (74%). В целом, по всем респондентам так считают 88%, в т.ч. важным (22%) и очень важным (66%). В плане доступности образования почти каждый из пяти чернокожих респондентов, так же как и белых, считает, что каждому в Соединенных Штатах, при желании, доступно образование на уровне колледжа.
39 Несмотря на то, что у значительной части иммигрантов из рассматриваемого региона нет трудностей с английским языком, а их участие в рабочей силе выше, в сравнении с местными жителями, разрыв между ними по уровню благосостояния сохраняется (не в пользу иммигрантов) [2].
40 Тем не менее, выходцы из стран Африки оказывают еще и существенную поддержку своим соотечественникам. Денежные переводы мигрантов в страны АЮС, по данным ВБ, в период с начала текущего столетия показывают примерно десятикратное увеличение – до $38 млрд в 2017 г. [16]. Экономики ряда стран чрезвычайно зависимы от этих переводов: для Либерии они составляют 31% ВВП, Гамбии – 22%, Лесото – 18%, Сененала – 14%. Для ЮАР этот показатель составляет 0,3%.
41 На денежные переводы мигрантов, проживающих в Соединенных Штатах, приходится существенная часть общего объема переводов мигрантов на историческую родину. Для ряда стран региона южнее Сахары доля переводов из США составляет около 30% (например, в Эфиопию, Кению, Нигерию, Гану), а для некоторых (Судан) – 67% от переводов мигрантов из всех стран мира [16].
42 Несмотря на устойчиво более высокий уровень бедности среди черного населения, опросы (например, Gallupопрос в населенных пунктах с высокой долей безработных – 10% респондентов безработные) [17] показывают, что чернокожие респонденты даже более оптимистично смотрят на будущее, чем белые резиденты, оценивая свой уровень жизни в ближайшие 5 лет (от 0 до 10, где 10 – наилучший показатель) в 7,62, в сравнении с оценкой белых респондентов – 6,99 [18]. Разница в оценке сегодняшней ситуации (5,95) и через 5 лет (7,62) у чернокожего населения более значительна, чем у белого населения – 6,08 и 6,99, соответственно.
43 Оценки самих иммигрантов своего пребывания в США, текущего состояния и возможностей адаптации могут существенно различаться по разным их группам. По данным Университета штата Мичиган, иммигранты из стран АЮС стали наиболее быстро растущим иммиграционным сегментом американского общества. При этом во 2-м десятилетии доходы женщин африканского происхождения росли более быстрыми темпами, чем и у женщин, и у мужчин, родившихся в США [19].
44 В числе 100 ведущих компаний, принадлежащих афроамериканцам (по данным рейтинга BE 100s), – компания World Wide Technology, деятельность которой – в сфере технологического и программного обеспечения (выручка $10,8 млрд, 2018 г.); компания ACT-1 Group, занимающаяся подбором персонала для различных отраслей экономики (выручка $2,8 млрд, 2018 г.) [20].
45 По результатам опроса 2017 г. Pew Research Center в шести странах южнее Сахары, обеспечивающих значительный приток мигрантов в США и Европу, многие респонденты намерены мигрировать, если представится возможность; а в Сенегале, Гане, Нигерии свыше трети респондентов ответили, что планируют выехать из страны в ближайшие 5 лет [21].
46 Из тех, кто планировал в ближайшие годы мигрировать, согласно опросу 2017 г., большая часть намерена выехать в США, что согласуется с тенденцией опережающего роста миграции из стран АЮС в Соединенные Штаты (в сравнении с миграционным потоком в Европу) во 2-м десятилетии XXI в.
47 По состоянию на 2017 г., в странах Европы проживали 4,15 млн мигрантов из африканского региона южнее Сахары, а в США – 1,55 млн человек. При этом, согласно данным Министерства внутренней безопасности США, 400 тыс. выходцев из рассматриваемого региона получили статус постоянно проживающих на законных основаниях в США в период 2010-2016 ф.г.
48 По результатам указанного выше опроса, в Гане и Нигерии три из четырех респондентов намерены мигрировать, если у них будут средства и возможности; в Кении – 54%, ЮАР – 51%, Сенегале – 46%, Танзании – 43%.
49

* * *

50 Иммигранты из стран АЮС являются важным ресурсом пополнения рабочей силы Соединенных Штатов. Хотя многие иммигранты могут существенно повысить свой уровень жизни в США, выходцы из африканских стран южнее Сахары имеют больше шансов остаться на нижних ступенях американской доходной лестницы. После периода президентства Барака Обамы, когда были предприняты попытки легализации миллионов работников из числа не имевших статуса законно проживающих на территории США, создания благоприятных условий для притока квалифицированных специалистов, переход к ужесточению условий приема иммигрантов с приходом в Белый дом Д.Трампа вызвал волны протеста и усилил состояние неопределенности среди иммигрантов, их родственников, а также тех, кто планировал переехать в США. Ужесточение требований к иммигрантам в США может оказать влияние не только на планы иммигрировать в Соединенные Штаты, но в дальнейшем также на приток денежных переводов мигрантов в страны их происхождения, который имеет существенное значение для многих стран данного региона.

Библиография

1. Ann M. Simmons African immigrants are more educated than most — including people born in U.S. // Los Angeles Times. 12.01.2018 – https://www.latimes.com/world/africa/la-fg-global-african-immigrants-explainer-20180112-story.html (accessed 12.12.2018)

2. Dedrick Asante-Muhammad, Natalie Gerber African Immigrants: Immigrating into A Racial Wealth Divide // Huffpost. 01.08.2018 – https://www.huffingtonpost.com/entry/african-immigrants-immigrating-into-a-racial-wealth_us_5a539aa9e4 b0cd114bdb353c (accessed 12.12.2018)

3. Лебедева Л.Ф. Иммиграционная политика США: основополагающие цели и принципы // Вестник РЭУ им. Г.В.Плеханова. 2013, № 11, с. 94-101. (Lebedeva L.F. 2013. USA immigration policy: fundamental goals and principles // Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. № 11) (In Russ.)

4. Immigration Yearbook. US Department of Homeland Security. Washington. 2017 – https://www.dhs.gov/immigrationstatistics/yearbook/2017 (accessed 12.12.2018)

5. Julia Gelatt Under Trump Administration, United States Takes Steps to Narrow Legal Immigration // Migration Policy Institute. 20.12.2017 – https://www.migrationpolicy.org/article/top-10-2017-issue-1-under-trump-administration-unitedstates-takes-steps-narrow-legal (accessed 12.12.2018)

6. Binneh S. Minteh Mass Youth Migration from Sub-Saharan Africa (2002-2015): An Assessment of the European Union Action Plan // Annual ASMEA Conference. 10.11.2015 – https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2832825 (accessed 12.12.2018)

7. US Census Bureau. Income and Poverty. 2017 – http://www.census.gov/ (accessed 10.01.2019)

8. Leila Zlaoui Shaping the Future: Long-Term Perspectives on People and Job Mobility for MENA // World Bank. 2009. № 5 – https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/10994 (accessed 12.12.2018)

9. Лебедева Л.Ф., Емельянов Е.В. Государство и формирование трудового потенциала в XXI веке (опыт США) // Труд за рубежом. 2008, № 3, с. 1-22. (Lebedeva L.F., Emelianov E.V. 2008. State and labor Potential Formation at the XXI century // Labor abroad. № 3) (In Russ.)

10. US Census Bureau. Demographic Turning Points for the United States: Population Projections. 2018 - http://www.census.gov/ (accessed 10.01.2019)

11. Емельянов Е.В., Лебедева Л.Ф. Молодежь на рынке труда в начале XXI века: мировые тенденции и региональные особенности // Труд за рубежом. 2007, № 4, c. 1-16. (Emelianov E.V., Lebedeva L.F. 2007. Youth in the labour market at the beginning of the twenty-first century: global trends and regional characteristics // Labor abroad. № 4) (In Russ.)

12. Emily Rolen, Mitra Toossi Blacks in the labor force // US Department of Labour. 2018 – https://www.bls.gov/careeroutlook/2018/article/blacks-in-the-labor-force.htm (accessed 12.12.2018)

13. Labor Force Characteristics of Foreign-born Workers Summary // US Department of Labour. 2018 - https://www.bls.gov/news.release/forbrn.nr0.htm/Labor-Force-Characteristics-of-Foreign-Born-Workers-Summary (accessed 14.12.2018)

14. Job market continued to improve in 2017 as the unemployment rate declined to a 17-year low // Monthly Labor Review. April 2018 – https://www.bls.gov/opub/mlr/2018/article/job-market-continued-to-improve-in-2017-as-unem ployment-rate-declined-to-a-17-year-low.htm (accessed 14.10.2018)

15. США: экономика и бюджетная политика / отв. ред. Лебедева Л.Ф. М., 2017. (U.S.: Economy and Budget Policy. 2017. Ed. Lebedeva L.F. M.) (In Russ.)

16. The World Bank In Africa. 2018 – http://www.worldbank.org/en/region/afr (accessed 11.01.2019)

17. The State of Opportunity in America // Center for advancing opportunity. Gallup. 2018 – http://www.advancing opportunity.org/wp-content/uploads/2018/01/The-State-of-Opportunity-in-America-Report-Center-for-AdvancingOpportunity.pdf (accessed 12.12.2018)

18. Steve Crabtree, Gerald Robinson, Jennifer Wider Outlook in America’s Fragile Communities Differs by Race // Gallup. 08.02.2018 – https://news.gallup.com/opinion/gallup/226598/outlook-america-fragile-communities-differs-race.aspx (accessed 12.12.2018)

19. David Reese African Immigrants Doing Well in United States // Courthouse. 14.12.2017 – https://www.courthouse news.com/african-immigrants-doing-well-in-united-states/ (accessed 14.10.2018)

20. 2018 BE 100s – https://www.blackenterprise.com/2018-be-100s/ (accessed 12.01.2019)

21. At Least a Million Sub-Saharan Africans Moved to Europe Since 2010 // Pew Research center. 22.03.2018 - http://www.pewglobal.org/2018/03/22/at-least-a-million-sub-saharan-africans-moved-to-europe-since-2010/ (accessed 05.11.2018)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести