Ливия: исламский фактор после Каддафи
Ливия: исламский фактор после Каддафи
Аннотация
Код статьи
S032150750004376-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Выпуск
Страницы
2-8
Аннотация

В статье рассматривается роль исламского фактора в Ливии после свержения ее лидера М.Каддафи и прихода к власти новых сил. Анализируется исламская составляющая в период восстания против режима полковника (Революция 17 февраля) и на этапе нынешнего развития, в частности после наступления в стране двоевластия летом 2014 г. Речь идет о подоплеке политического ислама и его современных организаций в стране, их активизации в последние годы, их отношениях с другими силами общества и будущем этого феномена в Ливии.

Ключевые слова
М.Каддафи, ислам, «Братья-мусульмане», НАТО, исламизм, террор, этносостав
Классификатор
Получено
21.04.2019
Дата публикации
29.04.2019
Всего подписок
90
Всего просмотров
2282
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Место и влияние исламского фактора в Ливии в период после свержения М. Каддафи осенью 2011 г. видятся через призму глубокого кризиса во всех сферах жизни и развития, который страна переживает последние годы вслед за приходом к власти новых сил.
2 Крушение государственных и военных структур после начала «Революции 17 февраля» в ходе внутреннего конфликта при участии НАТО, а затем междоусобица местных вооруженных групп привели к коллапсу вертикали единой власти и дезинтеграции государства.
3 В итоге, с лета 2014 г. в стране царит двоевластие с противостоящими друг другу «полюсами» администрации. Один – в Триполи на западе и другой – в Тобруке на востоке, каждый со своим правительством, парламентом и силовым блоком.
4 Население современной Ливии исповедует ислам суннитского толка. Особенность страны в том, что на ее огромной, в основном пустынной территории с редким населением издавна существовали религиозно-суфийские братства1 по имени их основателей. Это – Сенусия, Заррукия, Кадирия и т.д. Среди них доминирует орден сенуситов2.
1. Суфизм – это особое мистико-аскетическое течение в исламе. Его последователи считают возможным непосредственное духовное общение человека с божеством, достигаемое путем длительных специальных практик (прим. ред.).

2. Сенусия – суфийский религиозно-политический орден (тарикат) в Ливии и Судане. Нацелен на «преодоление упадка исламской мысли и духовности», на укрепление мусульманского политического единства. Сенуситы выступают за возвращение к «изначальной чистоте ислама», пытаются устранить противоречия между мусульманами, стремясь «очистить духовную и обрядовую практику религии от поздних нововведений и излишеств» (прим. ред.).
5 Основавший его в ХIХ в. Мухаммед Ас-Сенуси (1787-1857) выступал за возвращение к первоначальному исламу и соединение духовной и светской власти в одном лице. Он заложил ядро государственности Ливии. Его внук Идрис Ас-Сенуси в 1951 г. возглавил Соединенное Королевство Ливии и был в 1969 г. свергнут Муаммаром Каддафи.
6 В стране есть последователи ибадизма. Это течение ислама вышло из рядов хариджитов. Они представляли собой крайнюю секту, не согласившуюся с расколом общины на шиитов и суннитов в VII в. н.э. из-за принципа наследования власти после смерти пророка Мухаммеда.
7 Сегодня этот толк исповедует около 10% жителей страны, живущих, в основном, в бербероязычных анклавах: горы Нефуса, гг. Каляа, Ифрен, Джаду, Налут, Зувара и т.д.
8 Ливия сочетает религиозное разнообразие с пестрым родоплеменным составом населения. 85% ее жителей имеют племенные корни. Число племен – более 100. У них еще живуч дух «асабии» (коллективная солидарность и племенная исключительность). У некоторых племен есть свои святые, могилам которых они поклоняются и которые находятся в зонах их исторического обитания.
9 М.Каддафи (в 1969-2011 гг.) своей главной целью ставил строительство единого современного государства. Вызовы, стоявшие на этом пути, во многом были предопределены сложившимся веками менталитетом племен с их мятежным характером, отвергавшим любые попытки поставить их под контроль центра.
10 В своей политике лидер делал ставку на два фактора. Первый – это очищенный от наслоений обскурантизма, часто ассоциировавшийся с личностью вождя, официальный ислам. Каддафи позиционировал себя ревностным верующим, ввел «сухой» закон, вплоть до применения смертной казни за его нарушение, и другие строгости.
11 Второй фактор – надплеменной ливийский национализм, опиравшийся на концепцию «Джамахирии» (государства масс). В ее рамках культивировалось единомыслие, утверждалось общегражданское сознание, преданность авторитарному лидеру.
12 При этом власти пресекали любую политическую оппозицию, создание партий или движений под исламскими знаменами. В первые десятилетия правления М.Каддафи боролся с влиянием сенуситов. Но впоследствии пошел на сближение с ними, чтобы использовать их как противовес более опасным врагам: политическому исламу и джихадизму.
13 В начале событий в феврале 2011 г. в Ливии исламистские лозунги не стояли во главе повестки дня. Тем не менее, они сыграли роль триггера протестов в г. Бенгази – столице восточного района.
14 Они начались 15 февраля 2011 г. со «Дня гнева». Он был приурочен к пятой годовщине событий в Бенгази. Тогда толпа, подстегнутая карикатурами на пророка Мухаммеда в европейских СМИ, напала на консульство Италии и была расстреляна полицией.
15 Выступления в «День гнева» переросли в волнения с требованиями отставки Каддафи. Они быстро захватили восток (Киренаику) – оплот сенуситов, где сохранялись симпатии к последнему королю Идрису І.
16 В данном случае религиозные мотивы слились во многом с региональными. Их питали укоренившиеся убеждения, что в эпоху Каддафи восток, обладавший 75% всех нефтяных ресурсов Ливии, был ущемлен при распределении нефтедоходов, в отличие от Триполитании.
17 Свой вклад в действия повстанцев против войск правительства внес ряд исламских боевиков-джихадистов. Это, в частности, группы бывших членов ЛИБГ («Ливийских исламских боевых групп»). Они возникли в 1990 г., и с 1995 г. совершали вылазки против сил безопасности в горных, восточных районах страны. Ряд членов ЛИБГ воевал в Афганистане, Боснии и Чечне.
18

НОВАЯ ЛИВИЯ: ПО СТОПАМ ШАРИАТА

19 Национальный переходный совет (НПС), взявший власть после убийства Каддафи, провозгласил, что Ливия будет следовать «курсу шариата» и отменит законы, которые ему противоречат.
20 На арену активности в стране вышли и заявили о себе новые силы, в т.ч. исламские, радикально настроенные. Среди них были непримиримые враги прошлого режима, воевавшие против него в составе джихадистских групп еще в 90-х гг. прошлого века. Они воспользовались вакуумом, образовавшимся после слома государственных структур Ливии.
21 В начале 2013 г. 14 командиров исламистских групп, воевавших еще в Афганистане и прошедших тюрьмы, заняли посты в руководстве МВД, министерства по делам шахидов, начальников тюрем, глав военных советов городов и т.д.
22 Развернулся процесс легализации и организационного укрепления различных фракций исламистов, прежде всего «Братьев-мусульман».
23 Корни этого движения в Ливии уходят в 40-е гг. прошлого века, когда в страну прибыл ряд членов египетской «Ассоциации Братьев-мусульман», бежавших из своей страны. Ливийцы предоставили им убежище.
24 Первая организованная структура ливийских «Братьев-мусульман» (БМ) обозначилась в 1968 г., когда было сообщено о создании системы их руководящих органов. После 1969 г. их деятельность в Ливии была запрещена. Многие функционеры бежали и продолжили заниматься политикой в эмиграции: в арабских странах и на Западе.
25 В 1982 г. ряд членов БМ из ливийских студентов вернулись домой после учебы в США и пытались оживить свою организацию на родине. Они подвергались арестам.
26 Первый легальный съезд движения «Братьев-мусульман» в Ливии состоялся в ноябре 2011 г. Он избрал лидером организации Башира Аль-Кабти и руководящий совет (Маджлис Шура) из 30 человек.
27 Лидер объявил целью БМ утверждение шариата и его внедрение в умы и сердца верующих в противовес западному образу жизни [1]. БМ занялись созданием своих ячеек на местах, наращиванием политической и прочей активности в стране, развитием зарубежных связей.
28 При Движении было создано политическое крыло – «Партия справедливости и строительства» (ПСС). В марте 2012 г. завершилась ее регистрация.
29 ПСС является финансово и административно независимой структурой, и члены БМ вступают в нее на индивидуальной основе. В нее могут входить и нечлены этого движения. Лидер партии ПСС Мохаммед Суван утверждал, что ее численность на 2012 г. составила 10 тыс. человек [2].
30 «Братья-мусульмане» и их сторонники были в числе застрельщиков процесса «декаддафизации» страны, начатой с осени 2011 г., и требовали от властей быстрее очистить госаппарат и другие структуры страны от элементов прежнего режима.
31 В ходе этого процесса переходным законодательным органом был принят закон о «политической изоляции» для борьбы с «приспешниками погребенного лидера», который поддержали БМ и ПСС.
32 «Братья-мусульмане» и «Партия справедливости и строительства» позиционируют себя защитниками интересов народа, демократии и выборности, усиливают свое влияние на разные слои общества, в его элите, стремясь перехватить знамя ливийского национализма под исламскими лозунгами.
33 Они не афишируют свое стремление к власти, акцентируют мирный характер своих действий. По мнению ряда политологов, «Партия справедливости и строительства» является наиболее крупной партией с точки зрения своей организованности, прагматической программы и дисциплины. Ее будущее связывают со способностью пройти тест в борьбе против течения джихадизма и внести вклад в разрешение нынешнего ливийского кризиса с двоевластием.
34 В то же время немало авторов призывают не переоценивать вес и роль БМ. По мнению ливийского исследователя Али Абу Зейда, отношения между БМ и его партией ПСС запутаны и порою напряженные. Результаты действий ПСС на арене политики скромны, о чем говорит ее представительство лишь одним членом в Президентском совете [2].
35 ПСС дистанцируется от БМ по ряду причин. Прежде всего, движение БМ стало для партии «неприятным бременем» на фоне медийной кампании против «Братьев», развернутой в мире. Оно не смогло обеспечить широкой массовой базы, которая придала бы бóльший размах действиям ПСС [2].
36 Другую исламистскую партию – «Партию Родины» – возглавил бывший командир «Ливийских исламских боевых групп» А.Бельхадж. Возникла и меньшая по размерам «Партия Центра Уммы», ее руководитель Сами Ас-Саади – также бывший боевик.
37 А.Абу Зейд указывает на расхождения и соперничество между разными направлениями, существующими в стане политического ислама, в частности между «Братьями-мусульманами» и салафитами [2].
38

СЕГМЕНТ САЛАФИЗМА В ЛИВИИ

39 По мнению ливийских и других арабских авторов, сегмент салафизма не является чем-то цельным. Налицо три его основных ветви: традиционный, реформаторский и джихадистский. Интересы их порою переплетаются, а часто расходятся вплоть до взаимной вражды.
40 В арабских медиа и научной литературе употребляется и другая терминология. Традиционный салафизм также называют научным, реформаторски-динамичным (ас-салафийя аль-харракия по-арабски), джихадистским-ваххабитским.
41 Салафизм в своем коренном понимании означает благочестивый образ жизни и поведения по примеру праведных предков из первой общины мусульман в Аравии во главе с пророком Мухаммедом.
42 Традиционалисты-салафиты, проповедуя свои нравственно-моральные установки, отвергают участие в политике, партийную активность и джихад как средство изменения положения.
43 Ранее, в эпоху Каддафи, влияние салафизма на верующих в Ливии было несопоставимо большим по сравнению с подпольными группами БМ. Но он оставался весьма аморфным течением с большим влиянием консерваторов.
44 Под влиянием бурных событий «Революции 17 февраля» часть приверженцев салафизма втянулась в политику, оседлала революционную риторику, заявила о себе в средствах современных коммуникаций.
45 Салафитские элементы в контролируемых ими районах установили строгий порядок, прибегали к насилию против нарушений шариатских предписаний в жизни, «распущенности» нравов и других пороков. Заметно их участие в отрядах боевиков.
46 На конец 2012 г. число вооруженных группировок по признакам племенной или региональной принадлежности, разных по идейным взглядам составило 140 [3].
47 Среди них ополчение происламской ориентации. К такому типу относят бригаду «Шахидов Абу-Салима», действовавшую на востоке страны, 6-ю бригаду т.н. «Сил щита» в Триполи, а также бригаду «Ансар Аш-Шария Бенгази» и др.
48 Ее предшественником была группа «Ансар Аш-Шария», которая воевала против каддафистов в районе Сирта и вышла на арену политики в июне 2012 г. Эту группу обвиняли в погроме консульства США в Бенгази в сентябре 2012 г., в результате которого были убиты американский посол и несколько сотрудников диппредставительства.
49 Из других радикальных образований можно назвать «Батальоны защиты Бенгази» (Сарая Дифаа ан Бенгази). Оно образовалось в июне 2016 г. путем слияния трех Советов Шуры. Первый - «Совет Шуры революционеров Бенгази», в большинстве своем состоящий из элементов организации «Ансар Аш-Шариа».
50 Второй – «Совет Шуры коалиции революционеров Адждабии» (город находится в 150 км от Бенгази). Он следует идейным установкам «АльКаиды» и образован в марте 2015 г. Третий – «Совет Шуры муджахедов г. Дерны» (Дерна – в 300 км от Бенгази) провозглашен в ноябре 2014 г. [4].
51 По некоторым данным, около 5 тыс. иностранных добровольцев участвуют на стороне экстремистов в боях в Ливии. Так называемый эмир «Исламского государства» (ИГ) в Дерне – йеменец. В городах Дерне и Сирте эти джихадисты устроили публичные расправы над мусульманами по обвинению в вероотступничестве [5].
52 Тобрукское правительство относит эти группировки к наиболее опасным для Ливии отрядам и ведет с ними борьбу.
53 Салафиты претендуют на то, чтобы эксклюзивно представлять исламскую мысль в противовес ИГИЛ, а также «Братьям-мусульманам» и суфиям.
54 В конце 2017 г. салафитская вооруженная группировка совершила нападение на мавзолей Махди Сенуси в г. Куфре, разорила его и выкрала останки этого видного ливийского вождя суфиев, сына основателя ордена Сенуситов – Мухаммеда Б.А.Ас-Сенуси и отца первого и последнего короля Ливии Идриса I [6] .
55 Этот инцидент стал продолжением кампании против суфийских братств в 2012 г. Тогда боевики разгромили святыни суфиев: мечеть Сиди АшШааб и мавзолей шейха Аль-Асмара в гг. Триполи и Злитане (центр суфизма).
56 Суфиев и салафитов разделяют вопросы доктрины и ритуально-обрядовая сторона веры. Салафиты смотрят на суфиев как на «еретиков», ибо последние поклоняются своим местным святым – вали или марабутам. Они – против суфийской практики зикров, коллективных радений с танцами и считают их проявлением черной магии и язычества.
57 Некоторые местные аналитики объясняют эту вражду конкуренцией двух компонентов на поле ислама за влияние среди верующих, особенно молодежи. Также очевидно, и это подтверждено в СМИ, что различные течения салафитов получают помощь (идейную, финансовую и материальную) из-за рубежа, прежде всего от богатых режимов нефтедобывающих стран.
58 Вообще события в Ливии после начала «Революции 17 февраля» и вплоть до сегодняшнего дня демонстрируют внешнее вмешательство в ее внутренние дела, за которым стояли как Запад, так и часть арабского мира, в частности – монархии Залива. При этом последние во многом педалируют исламский фактор. Одним из примеров этого – распространение в Ливии влияния течения салафизма, которое основал в начале 90-х гг. ХХ в. и возглавляет саудовский богослов, шейх Рабиа Бен Хади Аль-Мадхали (р. в 1931 г.).
59 Лейтмотив его установок – поддержка политического статус-кво независимо от его характера. Его течение проповедует строгое послушание и подчинение верующих своим повелителям, запрет на бунт, участие в любых выступлениях против правителей, в свободных выборах и т.д. Шейх нетерпим к другим салафитским течениям и исламским сектам.
60 По данным арабских источников, влияние течения под названием «Аль-Мадхали» по имени его основателя распространяется на Египет, Кувейт, ОАЭ, Алжир и особенно на Ливию [10]. В последние несколько лет оно умножило ряды своих сторонников и симпатизирующих ему, усилило свою пропаганду, используя последние достижения в коммуникациях, привлекая молодые кадры в обмен на щедрые материальные и прочие вознаграждения, идущие из Саудовской Аравии.
61 Течение «Аль-Мадхали» заметно позиционирует себя в киберпространстве. Ему принадлежат радиостанции в городах Аль-Мардж, Адждабия, другие радиоканалы – «Ислам», «Мир», «Салафизм», ряд электронных порталов и сайтов в гг. Мисрате, Ас-Себха, Бенгази и Сабрата [7].
62 Ряд исследователей и в Ливии, и на Западе приводят данные об отдельных группах, элементах или командирах, подверженных «облучению» идеями мадхалистов. Они действуют по разные стороны противостоящих двух полюсов власти в Ливии, отличаются крайними взглядами. К ним относятся бригада «Ат-Тавхид», которая входит в силовой блок Тобрука с главнокомандующим Национальной армии генералом Хафтаром, и бригада «Сила щита» в Триполи, которая подчиняется Ф.Серраджу, премьер-министру противостоящего лагеря. Ею командует один из активных салафистов – Абдеррауф Кара, который формально подчиняется Триполи.
63 В 2015 г. шейх Р.Аль-Мадхали выпустил фетву, которая запрещала силам Хафтара воевать против формирований из г. Мисрата (входящего в орбиту Триполи). Но в 2016 г. тот же шейх в своей фетве призвал своих приверженцев присоединиться к генералу Хафтару как легитимному командующему в схватке против врагов – ливийских «Братьев-мусульман».
64 Еще одно формирование, которое находится под влияниям течения «Аль-Мадхали» – это 604-й пехотный батальон в г. Мисрата, он инкорпорирован в блок правительства Серраджа (Триполи).
65 Эти факты говорят о том, что лояльность данных группировок разнонаправленна. Они внимают фетвам своего духовного патрона Р.Аль-Мадхали, что бывает на руку местным командирам, которые опираются на эту исламскую риторику для придания легитимности своим действиям в глазах верующих.
66 Это вносит еще больший диссонанс и непредсказуемость во внутренний конфликт в Ливии. Последние месяцы были отмечены признаками охлаждения между мадхалистами и генералом Хафтаром.
67 В феврале 2017 г. официальные саудовские власти потребовали от шейха Рабиа Бен Хади Аль-Мадхали, который проживает в Королевстве, «хранить молчание» в отношении ливийских дел и прекратить в них встревать. Это было реакцией на ноту алжирского МИДа по поводу фетв, с которыми выступал этот шейх и в которых он призывал своих приверженцев в Ливии «взяться за оружие». Алжир посчитал эти воззвания угрозой для усилий по установлению мира и спокойствия в регионе Магриба и, в особенности, в Ливии [11].
68

ИСЛАМ И СТАБИЛЬНОСТЬ СТРАНЫ

69 Будущее Ливии сегодня видится весьма смутным. Выход из кризиса, прежде всего политического, примирение между двумя противостоящими полюсами власти в Триполи и Тобруке с неустойчивым балансом сил не просматриваются, несмотря на долгий период переговоров при посредничестве ООН и других сторон.
70 Граждане страны продолжают гибнуть от насилия из-за стычек конфликтующих сторон. В 2017 г. жертв было 576, а в январе 2018 г. – 72 [9]. С августа по конец сентября 2018 г. боевые столкновения между соперничающими вооруженными группами в Триполи стали крупнейшим всплеском насилия в этом городе за последние четыре года. Они унесли 115 жизней, 383 человек были ранены.
71 Но сможет ли ислам в условиях, когда лозунги национального согласия и примирения, провозглашенные новыми властями Ливии, по сути, остались на бумаге, способствовать стабилизации и консолидации в обществе, остается большим вопросом. Ведь выход на арену политики и активизация различных фракций исламистов в Ливии после октября 2011 г. не помешали фактическому развалу страны, утере его централизованного управления, росту сектантских, этнорасовых противоречий.
72 Помимо того, что конфликт между бывшими победителями М.Каддафи обернулся двоевластием, в стране обострились межплеменные отношения, оживились разногласия между Киренаикой и Триполитанией, укрепились идеи в пользу берберской автономии, начались нападения на христиан.
73 Так, с декабря 2011 г. в разных концах Ливии вспыхнули инциденты на межплеменной и этнорасовой почве. Это – юг страны: Себха – в центре Сахары и Куфра – на границе с Чадом и Суданом. В марте 2012 г. в междоусобице членов Тубу – племени негроидного происхождения с арабами из Авляд Сулейман погибли 70 человек. В январе 2014 г. в этих распрях убиты 88, ранены 130 [10].
74 После коллапса Джамахирии оживились и сторонники берберского партикуляризма. Они стали самоорганизовываться, развернули кампанию в СМИ и социальных сетях, подняв на щит проблему «маргинального положения» своих сородичей граждан Ливии. Активисты из берберского стана утверждают, что амазиги (свободные люди) – так сегодня стали называть себя берберы – составляют «пятую часть» населения Ливии.
75 Проберберские активисты избрали Высший совет амазигов (ВСА). Его руководители хотят превратить в парламент, который бы контролировал ситуацию в бербероязычных районах Ливии.
76 Радикально настроенные берберы для оказания давления на властей в сентябре 2013 г. перекрывали нефтепроводы от месторождения Аль-Вафа возле г. Налут, проходящие через их территории, к средиземноморскому побережью.
77 Лодку стабильности в Ливии раскачивают и сторонники автономии Киренаики (по-арабски – Барка) на востоке страны. В марте 2012 г. в Бенгази собрание представителей племенной знати и ополчений провозгласило свой регион автономным, связанным с Триполи лишь узами федерации.
78 Этот односторонний демарш не был признан центральными властями. Но сторонники автономии не оставляют своих надежд. Летом 2013 г. Аль-Джадран, бывший боевик, возглавил Службу охраны нефтяных объектов страны и блокировал работу нефтяных объектов на востоке страны, где добывалось около 2/3 всего объема нефти Ливии. Таким путем он попытался добиться перераспределения нефтяных доходов между Триполитанией, Киренаикой и Феццаном.
79 Всплеск фундаментализма ударил по небольшой христианской общине в Ливии, представленной в основном иностранцами, прежде всего египтянами-коптами и гастарбайтерами-католиками из ряда стран Африки. После поджога в декабре 2012 г. церкви в г. Мисрата и убийств коптов-христиан их безопасность также оказалась под угрозой.
80 Сообщалось об осквернении христианских кладбищ, в частности захоронений солдат из стран антигитлеровской коалиции, погибших на территории Ливии в годы Второй мировой войны. По данным католического священника Доминика Резо, в эпоху Каддафи насчитывалось 100 тыс. христиан, ныне осталось несколько тысяч [11].
81 При этом Ливия с февраля 2011 г. с ее неконтролируемыми границами длиной в 6 тыс. км воспринимается как полигон деструктивных исламистских сил и источник угроз соседям в Северной и Западной Африке. Они опасаются, что вирусы международного терроризма и анархии перекинутся к ним. В 2016 г. Тунис построил полосу длиной в 200 км для охраны своей границы с Ливией. Алжир возводит подобное сооружение протяженностью в 900 км.
82 В начале 2012 г. часть повстанцев-туарегов бежали из Ливии в Мали и участвовали вместе с местными берберами в работе комиссии по созданию независимого региона под названием Азавад. Это привело к дестабилизации в Мали и в Нигере и всплеску насилия при участии местных радикалов-исламистов. Ситуация не стабилизировалась и по сей день.
83 В апреле 2018 г. около 40 мирных жителей-туарегов были убиты в результате нападения предполагаемых джихадистов на границе Мали и Нигера. В январе того же года по меньшей мере 13 человек погибли в результате взрыва мины в Мали [12].
84 Угрозу ливийского террористического подполья с опасением воспринимают на Западе. По данным Центра борьбы с терроризмом в США (Уест Пойнт), просматриваются связи исполнителей терактов в Бельгии, Франции, Германии, Великобритании и Тунисе с ливийскими боевиками.
85 Многие из них прошли подготовку в лагерях ИГ на территории Ливии в городах Сабрата, Дерна, Бенгази и Сирт. Часть террористов, особенно из соседнего Туниса, выезжали в Сирию или возвращались из нее через Ливию [13].
86 Американский исследователь Арон Зелин из Вашингтонского института ближневосточной политики относит Ливию к потенциально опасной «гавани джихадистов» с учетом географической близости страны к Европе после того, как очаги ИГ в Сирии и Ираке были в основном потушены [14].
87

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ: БУДУЩЕЕ ВИДЕНИЕ

88 Как представляется, политический ислам в Ливии – долговременное явление, хотя возможны его приливы и отливы. Стан исламистов в Ливии неоднороден и немонолитен. Он включает различные течения и ветви: «Братьев-мусульман», салафитов разного толка, последователей суфийских братств, джихадистов с их связями с зарубежными единомышленниками и при медийной поддержке арабских СМИ и сетей ИТ, особенно из Залива.
89 Приверженцы этих течений хотя и утверждают, что «ислам – решение всех проблем», на практике соперничают между собой. Это вызвано не только их расхождениями в интерпретации веры, но и острой борьбой между вступающим в жизнь «третьим поколением глобального джихада» и конкуренцией их главарей вокруг дележа ливийского нефтяного пирога.
90 В блоггерском пространстве и в СМИ идет полемика по поводу места и будущего сторонников исламизма. В них порицают «Братьев» как «чуждую ливийцам» организацию, «креатуру» египетских АБМ, потерпевших фиаско в своей стране. Наибольшую опасность критики видят в способности исламистов мимикрировать, использовать в своей идеологии и действиях популизм и перехватывать лозунги у левых сил.
91 Ливийский политолог Абдель Х. Шамата резюмирует: в своей риторике последователи нынешнего политического ислама, детища ХХ в., опираются на теоретические положения и тексты, которые порождены давно ушедшей эпохой и оторваны от современности. Адепты этого течения, когда им представился шанс получить власть, ничего не могли предложить из своего багажа, кроме громких лозунгов. В то же время, по мнению эксперта, нужно признать, что это является «частью нашего общества», которое подверглось трудным испытаниям и заплатило за это высокую цену. К сожалению, осознание этого факта проходит в ходе плачевного опыта, и на это требуется время.
92 По мнению автора, не стоит демонизировать политический ислам и его разные ветви, ибо это может породить новые конфликты и распри. Нужно отделить тех, кто не призывает к вооруженной борьбе и не исповедует идеологию терроризма, и втянуть их в свободный диалог и обмен мнениями с целью нахождения точек соприкосновения и общих подходов для решения острых проблем [15].
93 Сегодня нельзя пройти мимо полемики по поводу общей оценки ситуации и результатов «Революции 17 февраля». Все громче звучат голоса тех, кто выступает против «февралистов» (сторонников и участников Революции), опираясь на массовое недовольство нынешней ситуацией в Ливии. Так, согласно опросу Центра магрибинских исследований, проведенному в октябре 2017 г. среди жителей ряда городов на западе Ливии, 91% опрошенных не удовлетворены политикой сменявших друг друга правительств после свержения Каддафи [16].
94 Все больше экспертов открыто сомневаются в том, нужно ли было проливать столько крови и приносить столько жертв, чтобы, в конечном счете, оказаться в нынешнем тупике. Ведь новая Ливия за эти годы по ряду показателей: реальный суверенитет, критерии безопасности, стабильность и т.д. – откатилась назад, к опасной черте «несостоявшегося государства». Она, например, занимает предпоследнее место среди стран мира, с точки зрения условий для ведения иностранного бизнеса, считает журнал «Форбс мэгэзин» [17].
95 В Ливии за последние восемь лет так и не появилось влиятельных харизматических фигур, способных задать тон общему согласию в пользу компромисса и реализовать его. Местные элиты раздирают противоречия в силу неразвитости гражданского общества, пассивности, раздробленности населения в условиях двоевластия, т.е. противостояния двух «полюсов» администрации.
96 При этом заимствованные у Запада компоненты политической надстройки, такие, как избранные институты, многопартийность, свободные от правительства СМИ и т.д., не опираются на зрелый базис автохтонного общества, в котором господствуют религиозное и племенное мышление, традиции и нормы.

Библиография

1. The leader of Muslim Brotherhood organization in Libya:Senussia is a basic fundament (In Arab.) - http://www.middleeast-online.com/?id=149912 (accessed 23.02.2013)

2. Aly Al-Lyafy: Mosaic of Islamic organizations and parties in Libya (In Arab.) - https://www.almagharebi.net/2018/01/10/2 (accessed 20.04.2018); Aly Abu Zeid: Conflicts on social justice ground inside the political Islam trend (In Arab.) - http://www.minbarli bya.org/?p=10698 (accessed 16.04.2018)

3. Omar Ashour: Libyan islamists unpacked: rise, transformation, and future - https://www.brookings.edu/research/libyan-islamists-unpacked-rise-transformation-and-future/ (accessed 02.05.2012)

4. Al-Hasan Al-Alyawi: Libya…Reading of military engagement with the political polarization (In Arab.) - Jazeera.net/ar/reports/2017/03/170309110422597.html (accessed 09.03.2017)

5. Mary Fitzgerald: Jihadists in Libya - http://en.minbarlibya.org/2018/01/01/jihadists-in-libya// (accessed 01.01.2018)

6. Frederic Wehrey and Katherine Pollock: The Sufi-Salafi Rift - http://en.minbarlibya.org/2018/01/24/the-sufi-salafirift/ (accessed 24.01.2018)

7. Al-Madkhaly branch of Islam in Libya is a striking religious and military force ran by general Khaftar (In Arab.) - https://www.alaraby.co.uk/politics/2017/2/6 (accessed 07.02.2017)

8. Saudi Arabia kingdom “cuts language” of Sheikh Rabia Al-Madkhaly-Aljazair24 (In Arab.) - http://aljazair24.com/featured/40310.html (accessed 22.02.2017)

9. Sharp rise in civilian casualties across Libya in January: UNSMIL report - https://www.libyaherald.com/2018/02/02/sharp-rise-in-civilian-casualties-across-libya-in-january-unsmil-report/ (accessed 02.02.2018)

10. Ливия три года спустя. (Libya three years later) (In Russ.) - https://ru.journal-neo.org/2014/02/20/liviya-tri-godaspustya/ (accessed 20.02.2014)

11. Libye: la minorité chrétienne craint la montée du fondamentalisme musulman - http://www.lepoint.fr/societe/libye-la-minoritechretienne-craint-la-montee-du-fondamentalisme-musulman-10-02-2013-1625932_23.php (accessed 10.02.2013)

12. СМИ: Более 30 человек погибли в результате нападения в Мали. (More than thirty people lost their life in result of attack in Mali) (In Russ.) - https://russian.rt.com/world/news/507851-30-pogibli-mali (accessed 28.04.2018)

13. Johannes Saal: The Islamic State’s Libyan External Operations Hub: The Picture So Far - https://ctc.usma.edu/theislamic-states-libyan-external-operations-hub-the-picture-so-far/ (accessed 03.12.2017)

14. Aaron Y. Zelin: The Others: Foreign Fighters in Libya - http://www.washingtoninstitute.org/policyanalysis/view/the-others-foreign-fighters-in-libya-and-the-islamic-state/ (accessed 12.01.2018)

15. A.H.Shammata: the political Islam in Libya (In Arab.) - http://www.eanlibya.com/archives/163382 (accessed 18.03.2018)

16. Sondage d’opinion dans l’Ouest de la Libye - http://www.newlibya.net/?p=21706&lang=fr (accessed 19.10.2017)

17. Libya is second worst in world for doing business - https://www.libyaherald.com/2017/12/20/forbes-magazine/ (accessed 20.12.2017)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести