Кенте как отражение эстетики афроцентричного стиля
Кенте как отражение эстетики афроцентричного стиля
Аннотация
Код статьи
S032150750004074-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хохолькова Надежда Евгеньевна 
Аффилиация:
научный сотрудник Центра истории и культурной антропологии Института Африки РАН. 123001, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
аналитик Центра научного проектирования Российского государственного гуманитарного университета
Адрес: Российская Федерация, Москва
Воротилова Юлия Дмитриевна
Должность: аспирантка
Аффилиация: ЯрГУ им. П.Г.Демидова
Адрес: РФ, 150000, Ярославль, ул. Советская, 10
Выпуск
Страницы
65-69
Аннотация

Статья посвящена истории и эволюции афроцентричного стиля. В центре внимания авторов – кенте, традиционная орнаментальная ткань Ганы, ставшая своеобразной «аллегорией», эмблемой эстетики афроцентризма. Кенте представляет собой не просто материал, применяемый для изготовления одежды и аксессуаров, со второй половины 1980-х гг. пользующихся особой популярностью в среде африкано-американцев, но эстетический идеал, культурный код, при помощи которого выражается идентичность.

Ключевые слова
афроцентричный стиль, мода, идентичность, одежда, кенте, Гана, США, африкано-американцы
Классификатор
Дата публикации
27.03.2019
Всего подписок
90
Всего просмотров
2540
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

Одной из движущих сил развития индустрии моды, равно как и одним из ключевых топосов ее диалектики, согласно мнению немецкого философа и социолога Георга Зиммеля (1858-1918), является феномен мимесиса (подражания) [1, c. 267]. Это утверждение, сформулированное более ста лет назад, приобретает актуальность в настоящее время.

2

Творцы мировой моды, высокой и уличной, – модельеры, дизайнеры, стилисты, селебрити, блогеры – в эпохи постмодерна и метамодерна* в своем стремлении к аутентичности продолжали и продолжают искать вдохновение в подражании природе, о чем писал Г.Зиммель, и предкам, близким и дальним, а также эстетическим канонам, культурным традициям, которые в современном мире ассоциируются с такими понятиями, как «первозданность», «самобытность», «колорит».

* Понятие «метамодернизм», впервые обоснованное голландскими философами Тимотеусом Вермюленом и Робином ван ден Аккером в 2010 г., все чаще используется в научных и публицистических произведениях для описания социокультурной действительности. Для метамодернизма как парадигмы, пришедшей на смену постмодернизму, характерны осцилляция (балансирование между крайностями), индивидуализм, игра, ирония, обращение к идеалам прошлого (прим. авт.).
3

АФРОЦЕНТРИЧНЫЙ СТИЛЬ

Тенденция «вдохновляться Африкой» зародилась во многом благодаря Ив Сен-Лорану и его «африканской коллекции» в конце 1970-х гг. [2, c. 36]. В начале XXI столетия африканские мотивы прослеживались в показах всемирно известных европейских модельеров, в их числе Жан-Поль Готье, Александр Маккуин, Стелла Маккартни, и способствовали развитию явления, известного как «афроцентричный стиль».

4 Термин «афроцентричный», впервые использованный американским просветителем Уильямом Дюбуа в 1962 г., был востребован в сферах эстетики и моды в период распространения этого явления на рубеже 1980-х – 1990-х гг.
5 Идея рассмотрения всего сущего, с «африканской точки зрения», имела глубокие корни. Она циркулировала в кругах интеллектуалов африканского, афро-карибского и африкано-американского происхождения со второй половины XIX в. и в XX в., проявилась в таких учениях, как африканский культурный национализм, панафриканизм, негритюд, гарвизм, а в начале 1980-х гг. воплотилась в теорию афроцентризма, обоснованную африкано-американским специалистом в области массовых коммуникаций Молефи Кете Асанте.
6 По его мнению, всем африканцам (проживающим на континенте и «выходцам из Африки», в первую очередь африкано-американцам) надлежит обратиться к традициям предков, а науку и образование, этику и эстетику переосмыслить в соответствии с утверждением о ключевом месте Африки и африканцев в истории и культуре.
7 Асанте и его коллеги придавали большое значение визуализации идей. Детали африканской одежды и украшения могли способствовать деколонизации и трансформации сознания и образа жизни людей африканского происхождения. Лидеры движения – Молефи Асанте, Молана Каренга, Уэйд Ноблс – подавали «правильный» пример, появляясь в традиционной одежде на всех публичных мероприятиях.
8 Вопреки ожиданиям афроцентристов, их учение не было воспринято широкой аудиторией, однако оказало влияние на многие сферы жизни, в т.ч. на моду. Попытки культивировать «все африканское» в африкано-американском сообществе обусловили появление афроцентричного стиля в одежде, что подразумевало использование акцентов, подчеркивающих культурную идентичность. Одним из самых узнаваемых и востребованных его элементов стали одежда и аксессуары из кенте.
9

КЕНТЕЕДИНИЦА КУЛЬТУРНОГО КОДА

Кенте* – красочная ткань, один из брендов Ганы. Ее производство приобрело для народа ашанти** сакральное значение. Первые кенте были сотканы из хлопковых нитей [3]. Хлопок был выращен и собран на территории Золотого Берега (современной Ганы). В соответствии с традиционными верованиями ашанти, женщины, достигшие менопаузы, выращивали хлопок, делали необходимые приготовления для получения нити. Скручивание хлопка в нити требовало ловкости и опыта. С течением времени изготовление ткани превратилось в разновидность искусства.

* Ткань имеет еще одно название – нвентома (nwentoma), что переводится с языка акан как «плетеная одежда» (прим. авт.). ** Ашанти – народ группы акан, проживающий в центральных районах Ганы (прим. авт.).
10 Готовые нити переплетались между собой, образуя полотнища. Работа напоминала плетение корзин, отсюда название – «кенте». Позднее, в процессе плетения начали использовать шелковые нити. Их вытягивали по нитке из импортных тканей и вплетали в хлопковое полотно, согласно эстетическим вкусам заказчика и местным обычаям.
11 В готовом виде ширина ткани достигала 8-9 м. Базовые орнаменты, распространенные в среде ашанти, называются, как шотландская клетчатая ткань, тартан. Дизайн ее мог быть разным, но в нем должны присутствовать красный, желтый, зеленый – цвета крови и труда, а также цвет шоколадного дерева, прозванного «кровью, которая дает жизнь Гане». Желтый цвет символизировал богатство и золото; красный – кровопролитие, смерть; зеленый – рост, богатый урожай, гармонию [4].
12 Ношение кенте было прерогативой короля и его приближенных. Мужчины носили кенте наподобие римской тоги, перекинув через плечо [5, с. 20], а женщины, обмотав ткань вокруг тела или вокруг его верхней части так, чтобы на спине образовалась сумка для ношения ребенка [6, p. 90].
13 Хлопок для одежды королевской семьи и знати выращивался в саванне. Ткань из него считалась ценной ввиду трудоемкого производства сырья и медленного, кропотливого процесса изготовления. Рядовые ашанти использовали более дешевые ткани.
14 Для жителей Ганы кенте – больше, чем просто одежда. Это – текст, состоящий из знаков и символов, в нем закодированы религиозные представления, этические принципы, политические взгляды, история ашанти.
15 В Африке кенте надевают на церемонии коронации, свадьбы, похорон и др. С середины XX столетия ношение кенте приобрело популярность за пределами континента. Распространению традиции способствовали официальные и публичные мероприятия – приемы и торжества, на которых лидеры суверенных государств стали появляться в традиционных одеждах. В 1958 г. премьер-министр Ганы Кваме Нкрума облачился в кенте во время визита в США, постепенно кенте стало превращаться в эмблему панафриканской и афроцентричной культуры, что привлекло внимание африкано-американцев, в особенности тех, кто был увлечен поиском корней и публично выражал солидарность с африканцами.
16

На рубеже XX-XXI вв. в условиях глобализации и культурной унификации одежда и аксессуары из кенте стали приметами моды на всё «этническое», неотъемлемыми элементами афроцентричного стиля. В настоящее время кенте носят как повседневную одежду, используют в дизайне интерьера. На исходе XX столетия оно стало символом пробуждения «африканского сознания», чему в значительной степени способствовали те, чьи имена ассоциировались с движением в защиту прав чернокожих. Боксер Мохаммед Али надевал кенте, побывав в Африке в 1964 г., король поп-музыки Майкл Джексон во время принятия титула принца Королевства Санви* (Кот-д’Ивуар) в 1992 г. был одет в кенте, южноафриканский лидер Нельсон Мандела, освободившись из заключения, появился в кенте на обложке журнала Time в 1990 г. [7].

* После смерти М.Джексона в 2009 г. данный титул перешел к американскому политику и правозащитнику Джесси Джексону, который во время церемонии коронации также был одет в кенте (прим. авт.).  
17 В эпоху постмодерна кенте стало частью транснационального культурного кода, элементом самопрезентации, выражения эстетических предпочтений, уважения наследия и манифестации идентичности.
18

КЕНТЕ: ГРАНИЦЫ АНГАЖИРОВАННОСТИ

Теоретики искусства и моды называли подражание (мимесис) одним из путей «генезиса модного» [8, с. 15]. «“Современное”, являющееся синонимом модного, образуется путем актуализации прошлого в настоящем» [8, с. 14]. Одной из важнейших целей сторонников афроцентризма стало возвращение к африканским традициям, что, по сути, и есть подражание веками существующим культурно-эстетическим идеалам.

19 М.К.Асанте и его окружение инициировали трансформацию образа жизни и облика африканоамериканцев. Они личным примером пытались доказать, что европейский костюм (элемент «колонизации тела» [9]) нелепо смотрится на черном человеке [10, p. 239]: ему следует предпочесть то, что отражает духовную сущность людей африканского происхождения и подчеркивает подлинную красоту.
20 Первые адепты практического афроцентризма появились во второй половине 1980-х гг. в среде хип-хоп-исполнителей, чье творчество нередко являлось выражением протеста. Благодаря им афроцентричная мода проникла в массовую культуру. Солистки нью-йоркского хип-хоп-трио Salt-NPepa, созданного в 1985 г., одними из первых облачились в кенте. На обложке сингла «Нажми» (Push It) в 1987 г. они запечатлены в шапочках из кенте куфи. Образы девушек в куфи, спортивных куртках и массивных золотых украшениях многократно копировали поклонники и последователи. Одну из самых популярных пародий на них спустя 29 лет – в 2016 г. – представила певица Бейонсе.
21 В 1987-1989 гг. в США африканские мотивы активно эксплуатировали участники групп Jungle Brothers, X-Clan, Arrested Development, Heavy D & the Boyz.
22 Афроцентричная мода распространилась и вне США. «Пробужденное африканское сознание», выраженное в эклектичном уличном стиле молодежи, вдохновляло художников с мировым именем. Образ уличного модника в кенте из Брикстона запечатлел в 1987 г. британский фотограф Норман Андерсон («Нормски»). Снимок «Дружищеафриканец» (African Homeboy) [11] хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и является своего рода историческим источником, фиксирующим облик типичного представителя хип-хопа субкультуры рубежа 1980-х – 1990-х гг.
23 В 1990-х гг. селебрити продолжали использовать элементы африканских костюмов – афроцентричная мода трансформировалась в афроцентричный стиль, обрела вневременной характер. Кенте привлекало ореолом царственности. Певцы, музыканты, актеры, спортсмены и телеведущие появлялись на публике в кенте. В 1992 г. певица и актриса Куин Латифа отмечала в интервью: «Надевая африканскую одежду и африканские украшения, я не только поддерживаю африканских братьев и сестер, которые их производят, я приближаюсь к моим предкам» [12].
24

В стремлении подражать кумирам африканоамериканская молодежь приобретала одежду и аксессуары из кенте. Купить их не составляет труда. Ткань (чаще всего дешевую подделку кенте машинного производства [13, с. 34; 14, p. 176]) можно найти в специализированных магазинах и интернет-сервисах (Ebay, Amazon, Etsy). Подобные одежды надевают во время торжеств, таких как Кванзаа**, День Мартина Лютера Кинга***, начало Месяца черной истории****.

** Кванзаа – африкано-американский праздник-фестиваль, придуманный одним из идеологов афроцентризма Моланой Каренгой и посвященный почитанию африканских корней. Отмечается в США ежегодно в период с 26 декабря по 1 января (прим. авт.). *** День Мартина Лютера Кинга – американский государственный праздник, посвященный памяти борца за гражданские права чернокожих американцев, лауреата Нобелевской премии мира (1964 г.) Мартина Лютера Кинга. Отмечается ежегодно с 1983 г. в третий понедельник января (прим. авт.). **** Месяц черной истории (Месяц африкано-американской истории, отмечается в феврале) – ежегодная церемония, включающая в себя комплекс разнообразных просветительских и культурных мероприятий, направленных на борьбу с расизмом, а также чествование достижений африкано-американцев (прим. авт.).
25 Кенте – «частица Африки, которую хотелось иметь каждому» [15] – для многих эстетический идеал, эталон стиля, который, согласно мнению идеологов афроцентричного образования, мог послужить воспитанию у подрастающих поколений хорошего вкуса и уважения к наследию предков.
26 Трансляция «правильных» культурно-эстетических кодов осуществлялась и через изготовление игрушек. В 1995 г. на страницах журнала Ebony, ориентированного на африкано-американскую аудиторию, появилась реклама куклы по имени «Кения». «Ее вдохновленный Африкой наряд кенте можно раскрашивать маркерами, рисунок легко смывается, таким образом, ваша дочь может создавать новые орнаменты кенте снова и снова» [16, p. 155] – гласила реклама. Спустя год, в 1996 г. появилась темнокожая «Барби из Ганы» в кенте.
27

Образовательные учреждения заинтересованы в восстановлении и поддержании духовной связи учащихся с Африкой. Один из авторов блога The Black 90s о жизни в 1990-х гг. вспоминал: «Я помню, в возрасте 6-7 лет ходил в независимую школу “Академия Лотос”* в Филадельфии. На нашем первом выпускном ученики и ученицы носили шарфы, шапочки, галстуки-бабочки и юбки из кенте. Для нас и наших родителей одежда с красочным принтом была репрезентацией нашей связи с родиной, с Африкой: мысли о славе, достижения, короли и королевы, социальная стабильность до порабощения/колонизации» [17].

* «Академия Лотос» – частное учебное заведение, основанное в 1974 г. Учебный процесс организован в нем в соответствии с принципами афроцентричного образования (прим. авт.).
28 Директор Музея истории культуры Фаулера при Калифорнийском университете Лос-Анджелеса Б.Куик отмечала, что для ганцев кенте – сакральная одежда, африкано-американцы воспринимают кенте как материал, из которого можно сделать все, что угодно [19, p. 252]; и все же его использование отражает ценность таких категорий, как свобода, гордость и достоинство.
29

МАНИФЕСТАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ: «ОБЛАЧЕННЫЕ В ГОРДОСТЬ»

В конце 1990-х гг. в США прошла серия выставок. Самые крупные – в Национальном музее африканского искусства и Музее Ньюарка «Облаченные в гордость: ганское кенте и африкано-американская идентичность». В 1998 г. была опубликована одноименная монография [19]. Входящие в ее название слова: «гордость», «кенте», «идентичность» – превратились в клише, определившее тематику конференций, семинаров и экспозиций и направленность гражданских митингов.

30 Одежда в афроцентричном стиле стала одним из средств репрезентации идентичности. Студенты американских вузов выражают протест против того, что им запрещают носить кенте на выпускных церемониях, а для них важно гордиться своей культурной принадлежностью [20]. В аппарате правительства США была проведена акция: некоторые чиновники (в т.ч. и белые) – в ответ на заявления Д.Трампа об уровне безработицы в среде чернокожего населения штатов на встрече о проблемах иммиграции в США – надели кенте как символ протеста [21]. Художник нигерийского происхождения Лаолу Сенбанджо откликнулся на акцию, продемонстрировав общественности изображение Статуи Свободы, задрапированной в кенте с надписью: «Я угрожаю Вашей свободе?» [22].
31 Кенте – олицетворение духа свободы. С его помощью современные художники в границах постмодерна и метамодерна создают новые культурные коды. Традиция питает воображение дизайнеров.
32 Продюсер из Ганы, «звезда афробита» под псевдонимом E.L. в интервью журналу Vogue поделился амбициозным планом возрождения кенте: «Оно (кенте. – прим. авт.) всегда должно идти в ногу со временем. Культура динамична и изменчива. Кенте носили наши отцы, а наша задача – создать современный стиль на основе кенте» [23]. Идеи мастера разделяет его соотечественница, дизайнер аксессуаров Селина Бэб, в марте 2018 г. представившая «Коллекцию кенте» на Неделе моды в Новом Орлеане [24].
33 Лондонский дизайнер, по происхождению йоруба, Йинка Шонибаре, чье имя олицетворяет взаимосвязь искусства с культурной антропологией и идентичностью [25], использует мотивы кенте в процессе создания «безголовых» манекенов. Его «Цветочная девушка» в балетной пачке из кенте [26] ретранслирует идею о том, что искусство не имеет границ, а достижения принадлежат человечеству. Искусство кенте в произведениях Шонибаре – провокация и способ вызвать аудиторию на диалог, задуматься о проблемах общества.
34 Художник Пол Ракер, представив одеяния куклукс-клановцев из кенте [27], обратился к политической антропологии и антропологии конфликта, акцентировав внимание зрителей на связях между историей рабства и актуальными этнополитическими и социально-конфессиональными проблемами общества, где все еще существуют расовые противоречия, сегрегация и несправедливость. На своей выставке «Перевёртыш» (июль 2017 г.) он продемонстрировал предметы, имевшие отношение к травмам памяти, ментальному наследию рабства и конфликтам.
35 Кульминацией распространения афроцентричного стиля, гимном «черной идентичности» стал фильм Райана Куглера «Черная пантера» (2018 г.). Снятый по мотивам комиксов Стена Ли и Джека Керби с участием едва ли не всех темнокожих звезд Голливуда, он произвел фурор. Особого внимания критики были удостоены афроцентричные и афрофутуристичные костюмы и декорации. Некоторые содержали элементы кенте (например, один из нарядов героини Люпиты Нионго).
36

* * *

Вне зависимости от того, на какую аудиторию рассчитано творчество современных художников и дизайнеров, активно использующих кенте и другие образцы афроцентричного стиля, оно существует в ряде измерений, на уровне которых ведется репрезентация прошлого в надежде на новые перспективы.

37 В рамках моды и эстетики метамодернизма, предполагающих тактичное переосмысление идеалов прошлого, традиционное искусство в наибольшей мере ангажировано. Репликации и реконструкции кенте за пределами Ганы могут выглядеть как ироничное цитирование и провокация, сопровождающаяся успешными маркетинговыми кампаниями, которые, тем не менее, способствуют интеграции африканского искусства в мировое культурное пространство.

Библиография

1. Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М., Юрист. 1996. С. 607.

2. Захарова Н.А. Мировая женская мода и культура йоруба // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. Серия «Гуманитарные науки». 2017. № 1. С. 35-38.

3. Rattray R.S. 1959. Religion & Art in Ashanti. London, Oxford University Press, Amen House.

4. Textiles that talk: say it with kente cloth / Project Bly: design, travel. 2015 – http://blog.projectbly.com/textiles-thattalk-say-it-with-kente-cloth/ (accessed 15.07.2017)

5. Можейко И.В. Ето – Гана. М., Восточная литература. 1962. С. 127.

6. Johnson D. 1997. The Children’s Book of Kwanzaa: A Guide to Celebrating the Holiday / D.Johnson. New York, Simon and Schuster

7. Nelson Mandela. July 2, 1990 // Time Magazine – http://content.time.com/time/covers/0,16641,19900702,00.html (accessed 18.06.2018)

8. Осиновская И. Поэтика моды. М., Новое литературное обозрение, 2016. С. 144.

9. Molefi Kete Asante. Afrocentric culture critic // Quit Pro Quotes // Utne Reader – http://www.utne.com/mind-andbody/quit-pro-quotes-pracitce-of-quitting-visionaries?pageid=2#PageContent2 (accessed 20.06.2018)

10. Asante M.K. 2011. As I Run Toward Africa. Boulder, Paradigm Publishers, 2011.

11. African Homeboy – Brixton / Photo by Norman Normski. V&A museum, London – http://collections.vam.ac.uk/ item/O1243176/african-homeboy-brixton-photograph-normski/ (accessed 05.05.2018)

12. Queen Latifah Talks Wearing African Clothing In This Amazing Throwback Interview // VH1 – http://www.vh1.com/news/271378/queen-latifah-style/ (accessed 18.06.2018)

13. Бондаренко Д.М. Оттенки черного. Культурно-антропологические аспекты взаимовосприятия и взаимоотношений африкано-американцев и мигрантов из стран субсахарской Африки в США. М., Издательский дом «ЯСК», 2016. С. 232.

14. Ethnic Dress in the United States: A Cultural Encyclopedia. 2014. Ed. by Lynch A., Strauss M.D. Lanham, Rowman & Littlefield Publishers, 2014.

15. “Everybody Wants a Piece of Africa Now”: Culture: Kente, a cloth rich in color and tradition, weaves its way into wardrobes of African-Americans. ‘It makes me feel stronger,’ one wearer says – http://articles.latimes.com/1991-10- 27/news/vw-1049_1_kente-cloth (accessed 18.06.2018)

16. Doll she’ll love for all the right reasons // Ebony. Vol. 50. № 4.

17. The 90s Kente Aesthetic // The Black 90s – http://theblack90s.com/language-literature/kente/ (accessed 18.06.2018)

18. Encyclopedia of Black Studies. 2004. Ed. by M.K.Asante, A.Mazama. Thousand Oaks, SAGE Publications.

19. Ross D.H. 1998. Wrapped in Pride: Ghanaian Kente and African American Identity. Los Angeles, UCLA Fowler Museum of Cultural History.

20. Black merit scholar is removed from graduation ceremony for refusing to take off traditional African cloth / Mail online http://www.dailymail.co.uk/news/article-3613566/Black-student-removed-graduation-ceremony-refusing-kente-cloth.html (accessed 18.03.2018)

21. Black US lawmakers wear kente cloth to protest Trump’s vulgar comment – http://gkmen.com/2018/01/31/black-uslawmakers-wear-kente-cloth-to-protest-trumps/ (accessed 18.03.2018)

22. Nigerian artist who provided body art for Beyoncé in ‘Sorry’ responds to Trump’s ‘Muslim Ban’ with art / The young empire – https://theyoungempire.com/2017/01/30/nigerian-artist-who-provided-body-art-for-beyonce-in-sorry-responds-to-trumpsmuslim-ban-with-art/ (accessed 05.05.2018)

23. Frank A. How One Afrobeats Superstar Is Reinventing Ghana’s Most Prized Fashion Treasure / Vogue – fashion magazine. October, 2017 – https://www.vogue.com/article/afrobeats-kente-cloth-ghana-el (accessed 18.03.2018)

24. Black Star Delight: Selina Beb Showcases ‘Kente Collection” / Newsah – https://enewsgh.com/2018/03/28/blackstar delight-selina-beb-showcases-kente-collection-new-orleans-fashion-week/ (accessed 05.05.2018)

25. Гавристова Т.М. Неизвестная Африка: история в биографиях. Ярославль, Филигрань. 2014. С. 141-182.

26. Flower girl. Yinka Shonibare / Yinka Shonibare MBE – http://www.yinkashonibarembe.com/artwork/ sculpture/?image_id=301 (accessed 05.05.2018)

27. Arnold W.R. Ferguson art show to confront the nation’s history of slavery and racism / W.R. Arnold. St. Louis Public Radio. July, 2017 – http://news.stlpublicradio.org/post/ferguson-art-show-confront-nations-history-slavery-and-racism# stream/0 (accessed 07.04.2018)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести