Мобилизация морального духа и психологического состояния в годы Великой Отечественной войны
Мобилизация морального духа и психологического состояния в годы Великой Отечественной войны
Аннотация
Код статьи
S020595920009318-5-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Харитонова Елена В. 
Должность: Ученый секретарь ИП РАН
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии РАН
Адрес: Москва, Ул. Ярославская, д. 13
Выпуск
Страницы
5-17
Аннотация

С помощью метода психолого-исторической реконструкции представлена агитационно-пропагандистская деятельность руководства страны в годы Великой Отечественной войны, организованная с целью укрепления морального духа бойцов Красной Армии и улучшения психологического состояния мирного населения страны. Продемонстрировано, что основными источниками психологического воздействия в годы войны были периодическая печать и радиовещание. Показано, что деятельность Совинформбюро способствовала росту патриотизма и предотвращала панические настроения у людей, мобилизуя боевой дух и моральный потенциал народа. Делается вывод о значимости воздействия средств агитации и пропаганды на личность.

Ключевые слова
Историческая психология, моральный дух, психологическое воздействие, психологическое состояние, Великая Отечественная война, пропаганда, образ, общественное настроение
Классификатор
Получено
21.04.2020
Дата публикации
08.05.2020
Всего подписок
28
Всего просмотров
1007
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S020595920009318-5-1 Дата внесения исправлений в статью - 19.04.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Александрова И.Ю. Социально-психологическое воздействие в системе бренд-коммуникаций: монография. М.: Издательский дом ГУУ. 2017.

2. Бахтияров Р.А. Плакаты “Окна ТАСС” в художественной жизни Ленинграда периода Великой Отечественной войны. Истоки и особенности образного решения. СПб: Астерион, 2018.

3. Березина Т.Н. Психические образы высших порядков: пространственность или наглядность // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Ч. 2 // Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012. С. 145–152.

4. Бешанов В.В. Ленинградская оборона. Минск, 2005.

5. Великая Отечественная война в воспоминаниях очевидцев: сборник материалов / колл. авторов; РО РВИО СК; под ред. Г.Н. Каменева. Ставрополь: Ставролит, 2017.

6. Гостев А.А. Глобальная психоманипуляция: психологические и духовно-нравственные аспекты. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017.

7. Гостев А.А. Психология вторичного образа. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007.

8. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006.

9. Ефремов В.Я. Моральный дух Красной армии и проблемы его укрепления в годы Великой Отечественной войны: советская и постсоветская историография. СПб: Нестор, 2006.

10. Журавлев А.Л. Понимание “коллективного субъекта”: основные подходы в психологии // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1999, с. 68–70.

11. Землянский К.А. Политическая пропаганда и общественное сознание в годы Великой Отечественной войны в 1941–1945 гг. (на материалах Ростовской области): Дисс. … канд. истор. наук. Ростов-на-Дону. 2017.

12. Изместьев П.И. Из области военной психологии. Варшава, 1911.

13. И шла война народная… Писатели “Военного Содружества” о Великой Отечественной войне. Липецк: ООО “Типография Липецк-Плюс”, 2018.

14. Козлов Н. Д. Общественное сознание в годы Великой Отечественной войны (1941−1945). СПб., 1995.

15. Кольцова В.А. История психологии: проблемы методологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008.

16. Колышкина Т.Б., Маркова Е.В., Шустина И.В. Рекламный образ: технологии воздействия на массовое сознание. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017.

17. Кондакова Н.И. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941–1945 гг. М., 1995.

18. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1988). М., 1983. Т. 2.

19. Куманев Г.А. Из воспоминаний управляющего делами Совнаркома СССР Я.Е. Чадаева // Отечественная история. 2005. № 2. С. 3–26.

20. Левитан Ю.Б. 50 лет у микрофона. М., 1987.

21. Общественное мнение и пропаганда / Акад. общест. наук при ЦК КПСС; отв. ред. А.К. Уледов. М.: Мысль, 1980.

22. Психологическое воздействие в межличностной и массовой коммуникации / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.Д. Павлова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2014.

23. Психологическое воздействие: Механизмы, стратегии, возможности противодействия / Под ред. А.Л. Журавлева, Н.Д. Павловой. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012.

24. Рубинштейн С.Л. Советская психология в условиях Великой Отечественной войны // С.Л. Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989. С. 374–395.

25. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука. 1997.

26. Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: “коммуникация убеждения” и мобилизационные механизмы / Авторы-составители А.Я. Лившин, И.Б. Орлов. М.: Российская политическая энциклопедия, 2007.

27. Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1952.

28. Сталинградские исторические чтения: сб. научных докладов и сообщений. М.: Планета, 2018.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести