Психологические исследования креативности в России (2000–2017 гг.). часть i. анализ эмпирических работ
Психологические исследования креативности в России (2000–2017 гг.). часть i. анализ эмпирических работ
Аннотация
Код статьи
S020595920008506-2-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Мирошник К. Г. 
Должность: магистрант
Аффилиация: Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Адрес: Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Набережная адмирала Макарова, д. 6, Россия
Щербакова О. В.
Должность: Доцент
Аффилиация: Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Адрес: Санкт-Петербург, Набережная адмирала Макарова, д. 6, Россия
Выпуск
Страницы
15-25
Аннотация

Анализировались наиболее распространенные методические практики в области отечественных исследований креативности, то есть способы методической организации исследовательской работы, статистической обработки данных и описания результатов в научных публикациях. По запросу “креативность” в наукометрической базе eLibrary были отобраны релевантные публикации за период 2000–2017 гг., содержащие данные эмпирических исследований (N = 377). Для каждого исследования производилась оценка ряда методологических показателей и показателей полноты описания результатов. На основании собранных данных производился частотный анализ. Среди главных результатов исследования можно выделить следующие: (1) бо́льшая часть исследований креативности выполняется в русле количественной методологии, тогда как качественная методология представлена слабее; (2) тесты дивергентного мышления являются наиболее распространенным методом измерения в отечественных исследованиях креативности; (3) использование судейских оценок для тестов дивергентного мышления встречается редко; (4) результаты половины исследований получены на студенческих выборках; (5) в большей части исследований обнаруживается недостаточно полное описание характеристик выборки; (6) большая часть выводов исследований делается исходя из величины p-уровня значимости при игнорировании доверительных интервалов и величин эффекта. Значимость полученных результатов обсуждается в контексте перспектив развития отечественных исследований креативности.

Ключевые слова
Креативность, исследования креативности, методология, методологические практики, статистический анализ.
Классификатор
Получено
16.02.2020
Дата публикации
04.03.2020
Всего подписок
28
Всего просмотров
824
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S020595920008506-2-1 Дата внесения исправлений в статью - 16.02.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Корнилов C.А., Григоренко Е.Л. Методический комплекс для диагностики академических, творческих и практических способностей // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2. С. 90–103.

2. Aczel B., Palfi B., Szollosi A., Kovacs M., Szaszi B., Szecsi P., Zrubka M., Gronau Q.F., vanden Bergh D., Wagenmakers E.-J. Quantifying support for the null hypothesis in psychology: An empirical investigation // Advances in Methods and Practices in Psychological Science. 2018. V. 1. № 3. P. 357–366.

3. Benedek M., Christensen A.P., Fink A., Beaty R.E. Creativity assessment in neuroscience research // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2019. V. 13. № 2. P. 218–226.

4. Feist G.J., Runco M.A. Trends in the creativity literature: An analysis of research in the Journal of Creative Behavior (1967–1989) // Creativity Research Journal. 1993. V. 6. № 3. P. 271–283.

5. Forgeard M.J.C., Kaufman J.C. Who cares about imagination, creativity, and innovation, and why? A review // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2016. V. 10. № 3. P. 250–269.

6. Long H. An empirical review of research methodologies and methods in creativity studies (2003–2012) // Creativity Research Journal. 2014. V. 26. № 4. P. 427–438.

7. Long H., Plucker J.A., Yu Q., Ding Y., Kaufman J.C. Research productivity and performance of journals in the creativity sciences: A bibliometric analysis // Creativity Research Journal. 2014. V. 26. № 3. P. 353–360.

8. Mayer R.E. Fifty years of creativity research // Handbook of creativity / Ed. R.J. Sternberg. N.Y.: Cambridge University Press, 1999. P. 449–460.

9. Parnes S.J., Brunelle E.A. The literature of creativity (part I) // The Journal of Creative Behavior. 1967. V. 1. № 1. P. 52–109.

10. Reiter-Palmon R., Forthmann B., Barbot B. Scoring divergent thinking tests: A review and systematic framework // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2019. V. 13. № 2. P. 144–152.

11. Runco M.A., Acar S. Divergent Thinking // The Cambridge Handbook of Creativity / Eds. J.C. Kaufman, R.J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press, 2019. P. 224–254.

12. Vacha-Haase T., Ness C., Nilsson J., Reetz D. Practices regarding reporting of reliability coefficients: A review of three journals // The Journal of Experimental Education. 1999. V. 67. № 4. P. 335–341.

13. Wilkinson L., Task Force on Statistical Inference. Statistical methods in psychology journals: Guidelines and explanations // American Psychologist. 1999.V. 54. № 8. P. 594–604.

14. Williams R., Runco M. A., Berlow E. Mapping the themes, impact, and cohesion of creativity research over the last 25 years // Creativity Research Journal. 2016. V. 28. № 4. P. 385–394.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести