ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПРЕДИКТОРЫ СТРАТЕГИЙ В ИГРОВОЙ ЗАДАЧЕ АЙОВА (IGT)
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПРЕДИКТОРЫ СТРАТЕГИЙ В ИГРОВОЙ ЗАДАЧЕ АЙОВА (IGT)
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000329-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Рассмотрены вопросы о соотношении академического и эмоционального интеллекта в качестве предикторов стратегий многоэтапных решений в ситуации неопределенности, моделируемой в Игровой задаче Айова (Iowa Gambling Task, IGT). Верифицированы гипотезы о вкладах переменных интеллекта, в том числе эмоционального, в регуляцию стратегий, предполагающих прогностическую активность. Сравнивались две группы респондентов: 1) студенты и 2) руководители - гражданские "управленцы"; всего 142 человека (88 жен. и 54 муж.). Группы различались по возрасту, но не различались по академическому интеллекту; установлены отличия по некоторым шкалам эмоционального интеллекта. Использовались методики: 1) Компьютеризованный вариант Игровой задачи Айова. 2) Тесты интеллекта: два субтеста, измеряющие флюидный интеллект из батареи ICAR и два, измеряющие кристаллизованный (вербальный) интеллект из батареи ROADS. 3) Опросник ЭмИн Д. Люсина. При обработке данных применялся корреляционный и регрессионный анализ. Вербальный интеллект у руководителей выступил значимым положительным предиктором успешности стратегий в большем числе показателей, чем у студентов, но не на первом этапе игры. Впервые установлена позитивная роль флюидного интеллекта - после стабилизации ориентиров в середине игры. Шкалы эмоционального интеллекта также выступили предикторами, но в большей степени у участников-руководителей. В целом на основании анализа предикторов эффективности решений на разных этапах стратегий можно говорить о большей интегрированности когнитивных и эмоциональных процессов в динамических регулятивных системах выборов у руководителей.
Ключевые слова
Эмоциональный интеллект, интеллект, стратегии, игровая задача Айова.
Классификатор
Всего подписок
8
Всего просмотров
763
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Андреева И.Н. О становлении понятия “эмоциональ‑ ный интеллект” // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83–95.
  2. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. М.: АСТ, 2013.
  3. Корнилов С.А., Григоренко Е.Л. Методический ком‑ плекс для диагностики академических, творческих и практических способностей // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2. С. 90–103.
  4. Корнилова Т.В. Интеллектуально‑личностный потен‑ циал человека в условиях неопределенности и риска. СПб.: нестор‑История, 2016.
  5. Корнилова Т.В. Толерантность к неопределенности и эмоциональный интеллект при принятии решений в условиях подсказки // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 19–36.
  6. Корнилова Т.В., Корнилов С.А. Интуиция, интеллект и личностные свойства (результаты апробации опро‑ сника С. Эпстайна) // Психологические исследова‑ ния. 2013. Т. 6. № 31 (11). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 03.06.2017).
  7. Корнилова Т.В., Новотоцкая-Власова Е.В. Соотноше‑ ние нравственного самосознания личности, эмоцио‑ нального интеллекта и принятия неопределенности // Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 61–70.
  8. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Соци‑ альный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушако‑ ва. М.: Изд‑во “Институт психологии РАн”, 2009. C. 264–278.
  9. Медведева Т.И., Ениколопова Е.В., Ениколопов С.Н. Ги‑ потеза соматических маркеров Дамасио и игровая за‑ дача (IGT): обзор // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 32. С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата об‑ ращения: 03.05.2017).
  10. Новикова М.А., Корнилова Т.В. “Шкалы психологи‑ ческой разумности”: апробация опросника на рос‑ сийских выборках // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 63–78.
  11. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие. М.: Из‑ дательство “Институт психологии РАн”, 2006.
  12. Смирнов С.Д. Прогностическая направленность обра‑ за мира как основа динамического контроля неопре‑ деленности // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 5. С. 5–13.
  13. Смирнов С.Д., Чумакова М.А., Корнилов С.А., Крас- нов В.Е., Корнилова Т.В. Когнитивная и личностная регуляция стратегий решения прогностической за‑ дачи (на материале Iowa Gambling Task) // Вестник Моск‑го ун‑та. Серия 14: Психология. 2017. № 3. С. 39–59.
  14. Стейн С.Д., Бук Г.И. Преимущества EQ. Эмоциональ‑ ный интеллект и ваши успехи. Днепропетровск: Ба‑ ланс Бизнес Букс, 2007.
  15. Akhtar R., Boustani L., Tsivrikos D., Chamorro-Premuzic T. The engageable personality: Personality and trait EI as pre‑ dictors of work engagement // Personality and individual differences. 2015. V. 73. P. 44–49.
  16. Averill J.R. Intelligence, emotion, and creativity: From trichotomy to trinity / Handbook of emotional intelli‑ gence: Theory, development, assessment, and application at home, school, and in the workplace / Eds. by Bar‑On R., Parker J.D.A. San Francisco, CA: Jossey‑Bass. 2000. P. 363–376.
  17. Bechara A., Damasio H., Damasio A.R., Tranel D. The Iowa Gambling Task and the somatic marker hypothesis: some questions and answers // Trends in cognitive scienc‑ es. 2005. V. 9. № 4. P. 159–162.
  18. Brackett M.A., Mayer J.D. Convergent, discriminant, and incremental validity of competing measures of emotional intelligence // Personality and social psychology bulletin. 2003. V. 29. № 9. P. 1147–1158.
  19. Buelow M.T., Suhr J.A. Construct validity of the Iowa gam‑ bling task. Neuropsychology review // 2009. V. 19. № 1. P. 102–114.
  20. Caruso D.R., Salovey P. The emotionally intelligent man‑ ager: How to develop and use the four key emotional skills of leadership. San Francisco: John Wiley & Sons, 2004.
  21. Condon D.M., Revelle W. The International cognitive abil‑ ity resource: Development and initial validation of a pub‑ lic‑domain measure // Intelligence. 2014. V. 43. P. 52–64.
  22. Damasio A.R. The somatic marker hypothesis and the pos‑ sible functions of prefrontal cortex // The prefrontal cortex / Eds A.C. Roberts, T.W. Robbins, & L. Weiskrantz. NY: Oxford University Press, 1998. P. 36–50.
  23. Damasio A. Feelings of emotion and the self // Annals of the New York Academy of Sciences. 2003. V. 1001. № 1. P. 253–261.
  24. Demaree H.A., Burns K.J., DeDonno M.A. Intelligence, but not emotional intelligence, predicts Iowa Gambling Task performance // Intelligence. 2010. V. 38. № 2. P. 249–254.
  25. Dunn E.W., Brackett M.A., Ashton-James C., Schneiderman E., Salovey P. On emotionally intelligent time travel: Individ‑ ual differences in affective forecasting ability // Personality and social psychology bulletin. 2007. V. 33. № 1. P. 85–93.
  26. Grasman R., Wagenmakers E. A DHTML implementation of the Iowa Gambling Task. 2005. URL: http://purl.oclc. org/NET/rgrasman/jscript/IowaGamblingTask (дата об‑ ращения: 03.06.2017).
  27. Gutiérrez-Cobo M.J., Cabello R., Fernández-Berrocal P. The relationship between emotional intelligence and cool and hot cognitive processes: A systematic review // Frontiers in behavioral neuroscience. 2016. V. 27. P. 101.
  28. Imran N., Aftab M.A., Haider I.I., Farhat A. Educating tomorrow’s doctors: A cross sectional survey of emotional intelligence and empathy in medical students of Lahore // Pakistan journal of medical sciences. 2013. V.
  29. № 3. P. 710–714. 29. Ivcevic Z., Brackett M.A., Mayer J.D. Emotional intelligence and emotional creativity // Journal of personality. 2007. V. 75. № 2. P. 199–236.
  30. Hoerger M., Chapman B.P., Epstein R.M., Duberstein P.R. Emotional intelligence: a theoretical framework for individual differences in affective forecasting // Emotion. 2012. V. 12. № 4. P. 716–725.
  31. Husin W.N.I.W., Santos A., Ramos H.M., Nordin M.S. The place of emotional intelligence in the ‘intelligence taxonomy': crystallized intelligence or fluid intelligence factor? // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. V. 97. P. 214–223.
  32. Kornilova T.V., Chigrinova I.A. Personal values, mor‑ al development, and emotional intelligence in the regu‑ lation of choice in situations that involve interpersonal interactions // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 56–74.
  33. Mayer J.D. Personal Intelligence: The power of personal‑ ity and how it shapes our lives. N. Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2014.
  34. Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. The ability model of emotional intelligence: principles and updates // Emotion review. 2016. V. 8. № 4. P. 290–300.
  35. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional intelli‑ gence: new ability or eclectic traits? // American psycholo‑ gist. 2008. V. 63. № 6. P. 503–517.
  36. Mestre J.M., MacCann C., Guil R., Roberts R.D. Models of cognitive ability and emotion can better inform contem‑ porary emotional intelligence frameworks // Emotion re‑ view. 2016. V. 8. № 4. P. 322–330.
  37. Pavlova E.M., Kornilova T.V. The “Positive Triad” of the regulation of personal choice among creative profession‑ als // Psychology of creativity / Eds. G.B. Moneta, E. Ro‑ gaten. N.Y.: Nova Science Publishers, 2016. P. 153–166.
  38. Peña-Sarrionandia A., Mikolajczak M., Gross J.J. Integrat‑ ing emotion regulation and emotional intelligence tradi‑ tions: a meta‑analysis // Frontiers in psychology. 2015. V. 6. Art. 160. P. 1–27.
  39. Perera H.N., DiGiacomo M. The relationship of trait emo‑ tional intelligence with academic performance: A meta‑an‑ alytic review // Learning and individual differences. 2013. V. 28. P. 20–33.
  40. Pérez-González J.C., Sanchez-Ruiz M.J. Trait emotional intelligence anchored within the Big Five, Big Two and Big One frameworks // Personality and individual differ‑ ences. 2014. V. 65. P. 53–58.
  41. Petrides K.V., Mikolajczak M., Mavroveli S., Sanchez- Ruiz M.-J., Furnham A., Juan-Carlos Pérez-González J.-C. Developments in trait emotional intelligence research // Emotion review. 2016. V. 8. № 4. P. 335–341.
  42. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Im‑ agination, cognition and personality. 1990. V. 9. № 3. P. 185–211.
  43. Sanchez-Ruiz M.J., Mavroveli S., Poullis J. Trait emotional intelligence and its links to university performance: an ex‑ amination // Personality and individual differences. 2013. № 54. P. 658–662.
  44. Schneider W.J., Mayer J.D., Newman D.A. Integrating hot and cool intelligences: Thinking broadly about broad abil‑ ities // Journal of intelligence. 2016. V. 4. № 1. P. 1.
  45. Van der Linden D., Tsaousis I., Petrides K.V. Overlap be‑ tween general factors of personality in the Big Five, Gi‑ ant Three, and trait emotional intelligence // Personality and individual differences. 2012. V. 53. № 3. P. 175–179.
  46. Toplak M.E., Sorge G.B., Benoit A., West R.F., Stano- vich K.E. Decision‑making and cognitive abilities: A review of associations between Iowa Gambling Task performance, executive functions, and intelligence // Clinical psycholo‑ gy review. 2010. V. 30. № 5. Р. 562–581.
  47. Van der Zee K., Thijs M., Schakel L. The relationship of emotional intelligence with academic intelligence and the Big Five // European journal of personality. 2002. V. 16. № 2. P. 103–125.
  48. Walter F., Cole M.S., Humphrey R.H. Emotional intelligence: Sine qua non of leadership or folderol? // The academy of management perspectives. 2011. V. 25. № 1. P. 45–59.
  49. Webb C.A., DelDonno S., Killgore W.D.S. The role of cog‑ nitive versus emotional intelligence in Iowa Gambling Task performance: What's emotion got to do with it? // Intelli‑ gence. 2014. V. 44. P. 112–11

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести