ДИНАМИКА УЗНАВАНИЯ НЕЗАМЕЧЕННЫХ ЗНАЧЕНИЙ ДВОЙСТВЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ И ИЗОБРАЖЕНИЙ-ПЕРЕВЕРТЫШЕЙ
ДИНАМИКА УЗНАВАНИЯ НЕЗАМЕЧЕННЫХ ЗНАЧЕНИЙ ДВОЙСТВЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ И ИЗОБРАЖЕНИЙ-ПЕРЕВЕРТЫШЕЙ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000329-8-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация

Статья посвящена проблеме отбора и осознания значений поступающей многозначной информации и последующего влияния значений, оставшихся неосознанными, на процессы узнавания. С целью экспериментальной проверки идеи о существовании динамики узнавания неосознанных значений многозначных изображений, реализуется два эксперимента с использованием в качестве стимулов для запоминания двойственных изображений и изображений-перевертышей, которые подлежат узнаванию непосредственно сразу после предъявления, на следующий день, через неделю и через месяц. Проверяется гипотеза, согласно которой ранее неосознанные значения многозначных изображений имеют тенденцию с течением времени проникать в сознание в виде ошибок узнавания. Результаты экспериментов подтверждают проверяемую гипотезу: число ошибок узнавания инвертированных персонажей изображений-перевертышей через месяц достигает 71.2%, а число ошибок ложного узнавания явных значений двойственных изображений с элементами альтернативных достигает 67.8% (что в обоих случаях значимо отличается от используемых контрольных условий). Сравнение нескольких теоретических подходов к восприятию многозначности позволяет прийти к выводу о том, что наилучшим образом полученные результаты объясняются с точки зрения концепции негативного выбора, постулирующей двоякое проявление незамеченных интерпретаций многозначности: их повторное неосознание в том же контексте и проникновение в сознание в виде ошибок при смене контекста.

Ключевые слова
двойственные изображения, изображения-перевертыши, неосознаваемые значения, подавление, ошибки узнавания, негативный выбор.
Классификатор
Всего подписок
8
Всего просмотров
638
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000329-8-1 Дата внесения исправлений в статью - 01.10.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПБ.: Печатный двор, 1993.
  2. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000.
  3. Мамина Т.М. Влияние смыслового фона на воспро- изведение и узнавание слов-омонимов // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып.
  4. С. 137–144. 4. Филиппова М.Г. Роль неосознаваемых значений в процессе восприятия многозначных изображений: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2006.
  5. Филиппова М.Г., Морошкина Н.В. Осознаваемая и неосознаваемая многозначность: два вида когни- тивного контроля // Сибирский психологический журнал. 2015. № 56. С. 37–55.
  6. Brocher A., Koenig J.P. Word meaning frequencies af- fect negative compatibility effects in masked prim- ing // Advances in Cognitive Psychology, 2016. V. 12. № 1. P. 50–67.
  7. Clark A. Whatever next? Predictive brains, situated agents, and the future of cognitive science // Behavioral and Brain Sciences. 2013. V. 36. № 3. P. 181–204.
  8. Dehaene S., Changeux J.P. Experimental and theoreti- cal approaches to conscious processing // Neuron. 2011. № 70. Р. 200–227.
  9. DeSchepper B., Treisman A. Visual Memory for Novel Shapes: Implicit Coding Without Attention // Learning, Memory. 1996. V. 22. № 1. P. 27–47.
  10. Eagle M., Wolitzky D.L., Klein G.S. Imagery: effect of a concealed figure in stimulus // Science. 1966. V. 151. P. 838–839.
  11. Eckstein D., Kubat M., Perrig W.J. Visible homonyms are ambiguous, subliminal homonyms are not: A close look at priming // Consciousness and cognition. 2011. V. 20. № 4. P. 1327–1343.
  12. Elkind D. Ambiguous Pictures for Study of Perceptu- al Development and Learning // Child Development. 1964. V. 35. P. 1391–1396.
  13. Fernberger S.W. An early example of a “hidden-figure” picture // American Journal of Psychology. 1950. V. 63. P. 448–449.
  14. Filippova M.G. Does Unconscious Information Affect Cognitive Activity: A Study Using Experimental Prim- ing // The Spanish Journal of Psychology. 2011. V. 14. № 1. P. 20–36.
  15. Fisher G.H. Ambiguous figure treatments in the art of Salvador Dali // Perception and Psychophysics. 1967. V. 2. P. 328–330.
  16. Frings C., Schneider K.K., Fox E. The negative priming paradigm: An update and implications for selective at- tention // Psychonomic Bulletin & Review. 2015. V. 22. № 6. P. 1577–1597.
  17. Friston K.J. Prediction, perception and agency // Inter- national Journal of Psychophysiology. 2012. V. 83. № 2. P. 248–252.
  18. Hill W.E. My wife and my mother-in-law // Puck. 1915. P. 11.
  19. Hohwy J. The self-evidencing brain // Noûs. 2016. V. 50. № 2. P. 259–285.
  20. Hohwy J. The predictive mind // New York, NY: Oxford University Press. 2013. P. 288.
  21. Jueptner M., Weiller C. Review: Does measurement of regional cerebral blood flow reflect synaptic activity? Implications for PET and FMRI // Neuroimage. 1995. V. 2. P. 148–156.

 

  1. Logothetis N.K. What we can do and what we cannot do with fMRI // Nature. 2008. V. 453. № 7197. P. 869–878.
  2. Marcel A.J. Selective effects of prior context on percep- tion // In Requin J. Anticipation and behavior. 1980. P. 412–430.
  3. May C.P., Kane M.J., Hasher L. Determinants of Nega- tive Priming // Psychological Bulletin. 1995. V. 118. № 1. P. 35–54.
  4. Neill W.T. Episodic retrieval in negative priming and repetition priming // Journal of Experimental Psychol- ogy: Learning, Memory, and Cognition. 1997. V. 23. P. 1291–1305.
  5. Neill W.T., Valdes L., Terry K.M., Gorfein D.S. The per- sistence of negative priming: II. Evidence for episod- ic trace retrieval // Journal of Experimental Psychol- ogy: Learning, Memory, and Cognition. 1992. V. 18. P. 993–1000.
  6. Ortells J.J., Abad M.J., Noguera C., Lupiáñez J. Influence of Prime–probe Stimulus Onset Asynchrony and Prime Precuing Manipulations on Semantic Priming Effects With Words in a Lexical-decision Task // Journal of Ex- perimental Psychology: Human Perception and Perfor- mance. 2001. V. 27. № 1. P. 75–91.
  7. Peterson M.A., Cacciamani L., Mojica A.J., Sanguinet- ti J.L. Meaning can be accessed for the ground side of a figure // Journal of Gestalt Theory, 2012. V. 34. № 3, P. 297–314.
  8. Peterson M.A., Kim J.H. On what is bound in figures and grounds // Visual Cognition, 2001. № 8. P. 329–348.
  9. Reber R., Fazendeiro T.A., Winkielman P. Processing flu- ency as the source of experiences at the fringe of con- sciousness // Psyche. 2002. V. 8. Iss.10. P. 1–21.
  10. Reber R., Schwarz N., Winkielman P. Processing fluency and aesthetic pleasure: is beauty in the perceiver’s pro- cessing experience? // Personality and Social Psycholo- gy Review. 2004. № 8. P. 364–382.
  11. Simpson G.B., Burgess C. Activation and Selection Pro- cesses in the Recognition of Ambiguous Words // Jour- nal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1985. V. 11. № 1. P. 28–39.
  12. Sumner P., Brandwood T. Oscillations in motor prim- ing: Positive rebound follows the inhibitory phase in the masked prime paradigm // Journal of motor behavior. 2008. V. 40. № 6. P. 484–490.
  13. Tagamets M.A., Horwitz B. Interpreting PET and fMRI measures of functional neural activity: the effects of synaptic inhibition on cortical activation in human imag- ing studies. Brain Research Bulletin. 2001. Vol. 54. № 3. P. 267–273.
  14. Tal А., Bar M. The proactive brain and the fate of dead hypotheses // Frontiers in Computational Neuroscience, 2014. V. 8. № 3. Р. 1–6.
  15. Tipper S.P. Does negative priming reflect inhibito- ry mechanisms? A review and integration of conflicting views // The Quarterly Journal of Experimental Psychol- ogy. 2001. V. 54. № 2. P. 321–343.
  16. Tipper S.P. The negative priming effect: Inhibitory prim- ing by ignored objects // Journal of Experimental Psy- chology. 1985. V. 37. P. 571–590.
  17. Tipper S.P., Weaver B., Cameron S., Brehaut J.C., Bast- edo J. Inhibitory mechanisms of attention in identifi- cation and localization tasks: time course and disrup- tion // Journal of experimental psychology: learning, memory, and cognition. 1991. V. 17. № 4. P. 681–692.
  18. Treisman A., DeSchepper B. Object tokens, attention, and visual memory / In T. Inui J. McClelland (Eds.), Atten- tion and performance, XVI: Information integration in perception and communication. Cambridge, MA: MIT Press.1996. Р. 15–46.
  19. Van Petten C., Kutas M. Ambiguous words in context: An event-related potential analysis of the time course of meaning activation // Journal of Memory and Language. 1987. V. 26. № 2. P. 188–208.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести