Review of the scientific discussion, within the framework of the scientific and practical "Round Table" on the topic "Implementation of the principles of Constitutional Law - the basis for ensuring law and order"
Table of contents
Share
QR
Metrics
Review of the scientific discussion, within the framework of the scientific and practical "Round Table" on the topic "Implementation of the principles of Constitutional Law - the basis for ensuring law and order"
Annotation
PII
S013207690009322-6-1
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Irina A. Aleshkova 
Occupation: Senior research fellow of the Institute of scientific information on social Sciences of the Russian Academy of Sciences
Affiliation: Institute of scientific information on social Sciences of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
O. Molokaeva
Occupation: Associate Professor of the Constitutional Law Vitruk Department of the Russian state University of justice
Affiliation: Russian state University of justice
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
174-178
Abstract

An overview of the scientific discussion held on December 12, 2019 at the Russian state University of justice in the framework of a scientific and practical "Round Table" on the topic "Implementation of the principles of Constitutional Law - the basis for ensuring law and order" is given. The "Round Table" was supported by an RFBR grant (project number 19-011-00058 A). The priority direction of its work was the discussion of theoretical and practical problems of implementing the principles of Constitutional Law. As a result of the discussion, there was a General opinion that it is important to understand how the principles of Constitutional Law function in reality and in what form they are implemented. The effectiveness of the principles is the basis for stability and sustainable development of the Rule of Law, since they act as barriers to the deformation of the norms of Constitutional Law. Arbitrary interpretation of the principles of Constitutional Law is dangerous for practice, therefore, it is necessary to specify them.

Keywords
scientific discussion, Russian state University of justice, scientific and practical "Round Table", implementation of the principles of Constitutional Law, law and order
Received
25.12.2019
Date of publication
11.06.2020
Number of purchasers
37
Views
2108
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 В Российском государственном университете правосудия (РГУП) при поддержке гранта РФФИ (номер проекта 19-011-00058 А) 12 декабря 2019 г. был проведен «круглый стол» на тему «Реализация принципов конституционного права – основа обеспечения правопорядка». В его работе приняли участие ведущие научные сотрудники, представившие восемь высших учебных заведений России, а также отечественные и зарубежные практики.
2 Приоритетным направлением работы «круглого стола» стало обсуждение теоретических и практических проблем реализации принципов конституционного права.
3 В качестве модераторов «круглого стола» выступили кандидаты юрид. наук, доценты И.А. Алешкова, В.М. Дуэль, Т.В. Власова, а также кандидаты юрид. наук Н.А. Марокко, Ю.К. Макеева, О.Х. Молокаева, А.В. Сердюк.
4 Модераторы «круглого стола» подчеркнули, что придерживаются позиции д-ра юрид. наук, проф. В.В. Ершова о том, что «принципы права – основания всеобщей связи, отражающей объективные закономерности и сущность единой и многоуровневой системы форм национального и международного права, обеспечивающих предсказуемость, ожидаемость и единообразие правотворческих и правореализационных процессов»1.
1. Ершов В.В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений. М., 2018.
5 Именно на основе такого понимания принципов конституционного права в выступлениях модераторов была обоснована необходимость классификации принципов права по предмету правового регулирования с выделением следующих блоков: принципы конституционного права, составляющие основу правовой идентичности российского государства, принципы конституционного права, определяющие характер международного (интеграционного) взаимодействия (сотрудничества Российского государства; принципы конституционного права, составляющие основу взаимодействия личности, гражданского общества и государства, принципы конституционного права, составляющие основу организации и функционирования государства и государственных институтов, принципы конституционного права составляющих основу системы российского права.
6 Первой с докладом выступила доцент кафедры конституционного права им. Н.В. Витрука РГУП, канд. юрид. наук, доц. И.А. Алешкова, обозначив авторское понимание сущностных характеристик принципов конституционного права и закономерности диалектической взаимосвязи между ними, подчеркнув, что принцип конституционного права - это формально устойчивый авторитетный императив определяющий вектор развития права, содержащий правовую информацию, сформированную на основе обобщения закономерностей и опыта правового и индивидуального регулирования являющуюся достоверной и социально значимой для регулирования общественных отношения в сфере конституционного права.
7 Председатель Верховного суда Республики Южная Осетия, заслуженный юрист Республики Южная Осетия О.А. Кочиева в рамках своего доклада раскрыла принципы, содержащиеся в Конституции (Основном законе) Республики Южная Осетия, обосновав значимость принципов конституционного права для правоприменительной практики.
8 Заведующий кафедрой европейского права Международного юридического института, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного областного университета, д-р юрид. наук С.А. Глотов затронул вопросы обоснованности внесения изменений в действующую Конституцию РФ и эффективности деятельности субъектов права законодательной инициативы, предложив наделить правом выступать в качестве субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, Генерального прокурора РФ, ЦИК России, Уполномоченного по правам человека.
9 Доцент кафедры теории права, государства и судебной власти РГУП, канд. юрид. наук, доц. В.М. Дуэль акцентировала внимание на развитии в рамках Российского государственного университета правосудия научной школы интегративного правопонимания, в соответствии с которой принципиально важным является вопрос разграничения норм права и принципов права как самостоятельных правовых регуляторов.
10 Доцент кафедры теории права, государства и судебной власти РГУП, канд. юрид. наук, доц. Т.В. Власова обратила внимание на то, что такое разграничение норм и принципов права, в том числе норм и принципов конституционного права, обусловлено самой природой рассматриваемых регуляторов, временными рамками их формирования и действия, целями и задачами в правовом регулировании. В то же время рассматриваемые регуляторы находятся в диалектическом единстве и интегративно связаны друг с другом.
11 Заведующая кафедрой теории и истории государства и права Дипломатической академии Министерства иностранных дел РФ, д-р юрид. наук А.Ю. Ястребова указала на существующие в настоящее время в правовой науке комплексные подходы к определению правовых принципов, подчеркнув, что, с одной стороны, продолжает существовать дефиниция правовых принципов как основных начал, устанавливающих сущность и специфику правового регулирования в определенной сфере. С другой стороны, ряд правоведов оценивает правовые принципы в качестве приоритетно действующих норм, и также базовых правовых идей. Различный набор общих и специальных принципов международного права в сфере правового регулирования прав человека, предлагаемый в научных публикациях, связывается именно с различием в толковании понятия самих принципов. Вместе с тем принципы международного права прав человека содержатся прежде всего в договорных источниках международного права, т.е. в правовых актах, имеющих свойство обязательности для государств-участников. Будучи закрепленными в международном и конституционном праве, они определяют содержание всех норм права. Использование классических, проверенных временем и основополагающих принципов межгосударственного сотрудничества имеет первостепенное значение в сфере защиты прав человека.
12 Ведущий научный сотрудник сектора сравнительного права и прав человека Института государства и права РАН, канд. юрид. наук, доц. Н.В. Колотова в докладе «Роль общих принципов права в обеспечении судебной защиты социальных прав» подняла вопрос о значении системного применения принципов права для защиты социальных прав конституционного уровня. Социальные положения конституций, которые также могут быть выражены в форме принципов, отличаются спецификой, не позволяющей защищать их как нормы прямого действия. Их нормативно-правовое значение раскрывается в процессе судебного толкования в системном единстве с такими общими принципами права, как равноправие, уважение достоинства человека, возмещение ущерба, причиненного индивиду незаконными действиями государственных органов и должностных лиц и др. Особая роль в этой системе, отводится принципу поддержания доверия граждан к закону и государству.
13 Раскрывая вопрос о принципах охраны и защиты прав граждан в конституционном праве, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, канд. юрид. наук, доц. О.В. Попова отметила, что принципы прав человека — это основополагающие начала, обеспечивающие единство самого понятия «права человека» и способствующие единому восприятию прав человека через призму гуманизма, уважения человеческого достоинства, свободы, равноправия, солидарности и справедливости. Особое внимание государственной власти, по мнению докладчика, должно быть обращено на создание надлежащей правовой базы, в т.ч. международно-правовой, и эффективного механизма исполнения судебных решений (включая решения конституционных судов), без чего невозможно достижение общей цели – защиты практически всех прав и свобод, провозглашенных в конституциях и соответствующих международных договорах.
14 В выступлении на тему «Влияние технологического прогресса на систему прав человека» ведущий научный сотрудник отдела конституционного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, канд. юрид. наук Е.В. Никитина обратила внимание на то, что непосредственное влияние на развитие системы принципов конституционного права оказывает развитие конституционных институтов, их выделение и формулирование зависит от развитости правоотношений в той или иной сфере конституционных отношений. Однако и сами конституционные принципы оказывают существенное влияние правовые подходы, на которых развиваются и формулируются новые общественные отношения. Это развитие взаимообусловленное.
15 На примере развития института прав и свобод человека можно проследить зависимость развития принципов конституционного права. Одним из важнейших факторов, влияющих на изменения указанных систем, по мнению выступавшего, является стремительное внедрение в жизнь общества современных технологий. Наибольшее влияние оказывают развитие информационно-коммуникативных и биотехнологий. Они в скором времени приведут к расширению и уточнению конституционных принципов.
16 Ведущий научный сотрудник отдела конституционного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, канд. юрид. наук А.Е. Помазанский отметил важную роль принципов для построения системы правового регулирования. Это в равной степени относится как к традиционным, так и формирующимся областям правового регулирования. В этой связи интерес представляет сфера правового регулирования геномных исследований. В настоящий момент в отсутствие системного, комплексного и непротиворечивого регулирования вопросов проведения геномных исследований основным принципом, на основе которого должна складываться система такого регулирования, выступают положения ст. 27 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. По мнению докладчика, в дальнейшем возможно использование и специальных правовых принципов таких, как обеспечение открытости и прозрачности процедур осуществления геномных исследований, подотчетность, обеспечение конфиденциальности и безопасности при хранении и обращении с персональными данными, минимизация причинения вреда (ущерба) подконтрольными субъектами ценностям, которые охраняются законом.
17 Подчеркивая, что точное исполнение и правильное применение законов – это и есть обеспечение законности, полковник юстиции, преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ П.К. Вареник акцентировал внимание на том, что государственные органы, решая задачи обеспечения общественного порядка (в т.ч. в целях противодействия преступности) вынуждены в некоторых случаях вторгаться в личную сферу граждан, что логически вытекает из условий совместной жизнедеятельности. Однако это вмешательство должно быть ограниченным, а применяемое государством принуждение должно быть необходимым. Среди подобных случаев особо важное место занимает (в силу своей непрерывности и значительного распространения) обеспечение общественного порядка и борьба с преступностью, которые выступают не просто одной из задач государства, но и являются составной частью правового режима, в рамках которого возможно полное соблюдение и действительная защита прав и достоинства личности. Правотворческая и правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц должны руководствоваться правовыми принципами и нормами, что является гарантией от трансформации мер государственного принуждения к мерам государственного насилия.
18 Главный научный сотрудник отдела конституционного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, д-р юрид. наук, проф. Н.М. Колосова обратила внимание на проблему конкуренции конституционных принципов организации органов государственной власти (под которыми предложила понимать столкновение в рамках конкретного правоотношения принципов, направленных на достижения разных целей). Отметив, что принципы не могут быть равнозначны и порой невозможно определить объективные критерии для построения их четкой иерархии, т.к. всегда будет существовать потенциальная коллизия между ними, Н.М. Колосова указала, что особенно сложно установить систему равнозначных принципов. Оптимальный выбор приоритета конкретного принципа должен осуществляться с учетом иных, не конкурирующих в конкретном случае, принципов, ценностей и целей. Так, в случае коллизии между принципами единства власти и разделения властей приоритет следует признавать того принципа, который способен более эффективно обеспечить достижение наиболее значимой и первоочередной цели в конкретной ситуации, к примеру, обеспечение конституционного принципа народовластия.
19 Доцент кафедры конституционного права им. Н.В. Витрука РГУП, канд. юрид. наук Н.А. Марокко подчеркнула, что конкретизация конституционного принципа разграничения предметов ведения и полномочий в России претерпела значительную трансформацию. По ее мнению, принцип разграничения предметов ведения и полномочий по своей структуре основывается на конституционных принципах государственной и территориальной целостности Российской Федерации, суверенитета, разделения властей, равноправия субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, самостоятельности определения субъектами своих полномочий по предметам ведения субъектов Федерации, приоритета Конституции РФ и федеральных законов. В систему принципа разграничения предметов ведения и полномочий также входят субпринципы: субсидиарности и координации, принципы нормативной определенности полномочий органов государственной власти, финансового обеспечения предметов ведения и полномочий, эффективности.
20 Раскрывая особенности ряда принципов российской модели разделения властей, доцент кафедры конституционного права им. Н.В. Витрука РГУП, канд. юрид. наук Ю.К. Макеева, используя подход, разработанный в акмеологии, раскрывая принцип профессионализма судей, выделяет содержательный и структурно-процессуальный аспект профессионализма судьи. При этом выделяют такие элементы, как юридическое закрепление особых квалификационных требований для кандидатов в судьи, процедуру отбора кандидатов в судьи, профессиональную переподготовку вновь назначенных судей и периодическое повышение ими квалификации, развитие института специализации судей. К структурно-процессуальному аспекту относится развитие института «карьеры судьи»2. Каждый элемент имеет свое глубокое содержание и значим в формировании правового статуса судей.
2. См.: Ершов В.В. Указ. соч.
21 Заведующая кафедрой организации судебной и правоохранительной деятельности РГУП, д-р юрид. наук Е.В. Бурдина остановилась на качественных изменениях, происходящих в системе принципов судебной организации и приводящих к наполнению их новым содержанием, а также к появлению новых принципов. Так, с внедрением технических средств в судебную деятельность переосмысливается содержание принципа доступа к суду и территориального построения судов. Технические новации, направленные на обеспечение «электронного», а не только «физического» доступа к суду, предполагающие обращение к суду, ознакомление с материалами дела и участие в судебном заседании в электронной форме, могут серьезно скорректировать т.н. судебную карту и трансформировать территориальный принцип образования судов посредством создания их на экстерриториальной основе. Организация судов на принципах ориентированности на гражданина, обращающегося в суд за судебной защитой, получила в зарубежной практике наименование «клиент-дружелюбие», или «лояльность к гражданину», что может рассматриваться в качестве принципа организации и функционирования судов в современных условиях.
22 Характеризуя принципы организации и функционирования института прокуратуры, профессор кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д-р юрид. наук, проф., заслуженный юрист Республики Северная Осетия Алания С.Х. Джиоев подробно остановился на проблемах реализации принципов организации и функционирования института прокуратуры, отметив, что система данных принципов в основном имеет характер преемственности и многие принципы являются общими, т.е., по сути, на их основе формируется организация и функционирование иных органов, осуществляющих публичную власть. Однако следует отметить и ряд специальных принципов, вошедших в эту систему и получивших конкретизацию в российском законодательстве, регулирующем вопросы организации и функционирования судебной власти, появление которых было обусловлено вытекающим из самой Конституции РФ неким «умолчанием» по поводу конкретного места и роли прокуратуры в системе разделения властей и в общей организационно-функциональной системе российской государственности.
23 Доцент кафедры конституционного права им. Н.В. Витрука РГУП, канд. юрид. наук О.Х. Молокаева отметила, что развитие современного информационного общества, введение новых информационных и коммуникационных технологий неизбежно вносит значительные изменения в тактику и стратегию экономического развития государств. Большинство принципов экономического развития имеют свои пределы реализации. В первую очередь это принципы свободы предпринимательской деятельности, свободы перемещения товаров и др., т.к. свобода заканчивается там, где требуется обеспечить сохранность и незыблемость основ конституционного строя и безопасности государства. Вместе с тем есть принципы, не имеющие пределов реализации: принцип экономического плюрализма; принцип экономического суверенитета; принцип добровольного сотрудничества; принцип добросовестности; принцип бережного отношения и сохранения ценных активов (экономических, экологических, политических и социальных) государства.
24 Доцент кафедры правового регулирования экономики и финансов РАНХиГС, канд. юрид. наук, доц., член Международной ассоциации финансового права (МАФП), член Центра публичных финансов стран Центральной и Восточной Европы Т.А. Николаева рассмотрела принципы конституционного регулирования экономической деятельности. Было отмечено, что основы экономического строя сформулированы в ст. 8 Конституции РФ. К принципу свободы экономической деятельности можно отнести единое экономическое пространство, свободу передвижения товаров, работ, услуг и финансовых средств, свободу конкуренции, равную защиту государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности. Докладчик обратила внимание на то, что отсутствует конституционное и законное определение экономической деятельности. Были озвучены также и другие правовые проблемы конституционной регламентации экономических отношений и предложены пути их решения.
25 По мнению доцента кафедры истории права и государства РГУП, канд. юрид. наук А.В. Сердюк, при построении российской модели светского государства важное значение имеет диалектика взаимодействия принципов свободы совести и вероисповедания, отделения государства от церкви, государственной поддержки религиозных объединений, многоконфессиональности, законности организации и деятельности религиозных объединений. Для российской модели светского государства функциональное назначение названных принципов имеет стратегическое значение.
26 Ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, канд. юрид. наук, доц. Н.В. Варламова в докладе «Принцип пропорциональности – предельное верховенство права?» отметила, что принципы права следует трактовать как правовые нормы высокого уровня абстракции, которые действуют через свою конкретизацию, получаемую ими прежде всего в судебной практике. При этом принципам права может даваться различное, порой противоположное толкование. В частности, принцип пропорциональности в современной практике конституционного контроля часто оказывается «этически и политически нагруженным», что существенным образом искажает его содержание и не позволяет с опорой на него обеспечивать эффективную защиту прав человека.
27 Выступление старшего научного сотрудника отдела судебной практики и правоприменения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, канд. юрид. наук С.А. Грачевой по теме «Принципы права в фокусе российской Конституции и их правоприменительное значение» было посвящено принципам права с позиции предлагаемой Конституцией РФ модели их оценки (метода выделения). Сделан акцент на обосновании того, что Конституцией представляется несколько вариантов «прочтения» принципов права, при этом собственно источниковый подход (метод) их выделения, хотя и наиболее заметный, вряд ли можно полагать единственным или даже основным. По конституционному тексту также вполне просматриваются такие подходы, как ценностный (определяемый центральностью «правозащитной» идеи) и рационалистический (первоочередно обусловленный конституционным различением – не отождествлением – общепризнанных общих принципов права по отношению к нормам любого уровня, в т.ч. международного). Последним в целом объясняется «правоприменительный» фокус принципов права».
28 После основных докладов были обсуждения по ряду других вопросов. В частности, затрагивались следующие проблемы: тождественны ли понятия «принцип» и «запрет»? В гл. 2 Конституции РФ закреплены права или принципы? В каком международном нормативном правовом акте содержится закрепление принципов правового статуса личности? Могут ли быть коллизионными принципы, содержащиеся в практике ЕСПЧ и Конституционного Суда РФ?
29 В результате обсуждения обозначенных вопросов все пришли к общему мнению о том, что важно понимать, как в реальности функционируют принципы конституционного права и в каком виде они реализуются. Действенность принципов – основа стабильности и устойчивого развития правопорядка, т.к. они выступают барьерами для деформации норм конституционного права. Произвольное толкование принципов конституционного права опасно для практики, следовательно, необходима их конкретизация.

Comments

No posts found

Write a review
Translate