- Код статьи
- S013128120008017-9-
- DOI
- 10.31857/S013128120008017-9
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №6
- Страницы
- 96-108
- Аннотация
В статье рассматриваются принципы современной внешней политики и глобальной стратегии Китая в их связи с мировоззренческими посылками традиционной китайской философии, культуры и политики. Как показывает автор, в основе традиционного китайского миропонимания, в том числе стратегии, лежала категория превращения (хуа, и и др.), которая утверждала совместность, событийность вещей и скрытую преемственность полярных величин. Из этой посылки проистекало представление о существовании двух несходных, но и не раздельных мировых порядков. Оппозиция субъекта и внешнего мира не допускалась. В этой перспективе рассматривается историческое значение выдвинутого китайским руководством идеала «общности судьбы человечества» и концепции «новой Поднебесной», отмечаются параллели между китайской и современной западной философией.
- Ключевые слова
- глобальная стратегия, метафизика превращения, «общность судьбы человечества», «новая Поднебесная», всеединство мира
- Дата публикации
- 24.12.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 71
- Всего просмотров
- 1500
Библиография
- 1. . В англоязычных материалах китайские авторы предпочитают говорить о «сообществе общего будущего для человечества».
- 2. . Лян Ханьгуан, Чжан Яоцзюнь. Идай илу эршисы гэ чжунда лилунь вэньти: [Один пояс, один путь. 24 важных теоретических вопроса]. Пекин: Жэньминь, 2018. С. 16.
- 3. . Цюаньцю чжили ды чжунго даньдан: [Задачи Китая в глобальном управлении]. Пекин: Чжунго жэрньминь дасюэ, 2017. С. 5.
- 4. . Жэньминь жибао. 01.24.2018.
- 5. . Чжао Тинъян. Тянься ды дандайсин: [Современность Поднебесной]. Пекин: Чжунсинь, 2016. С. 28. Интересно, что этого мнения придерживается известный французский философ Ж.-Л. Нанси, который называет глобальность американского образца утверждением не-мира (immonde) и противопоставляет ей всемирность как единство многообразия (mondialization). См.: J.-L. Nan-cy. The Creation of the World, or Globalization. Albany: SUNY, 2007. P. 49.
- 6. . Ван Дун, Цао Дэцзюнь. Цзай цюаньцюхуа: [Реглобализация]. Пекин: Шэхуэй кэсюэ юань, 2018. С. 62.
- 7. . Там же. С. 25.
- 8. . Лян Ханьгуан, Чжан Яоцзюнь. Указ. соч. С. 25. Чжоу Вэнь. Чжунго шицзянь дабу сянцянь, чжунго лилунь дэ гэньшань: [Практика Китая идет вперед, теория Китая должна идти вровень с ней] // Хуаньцю шибао. 07.02.2019. С. 15.
- 9. . См.: Ван Хунгуан, Ли Дунфэн. Цзячжи гунши шиюйся жэньлэй минюнь гунтунти гоуцзянь таньцзю: [Исследование о созидании общей судьбы в свете консенсуса ценностей] // Ганьнань шифань дасюэ сюэбао. 2018. № 5. С. 1–5; Ли Баогэн, Ван Чжэнь. Лунь жэньлэй минюнь гунтун-ти сысян ды чучан лоцзи юй шидай цзячжи: [О логике понятия сообщества судьбы человечества и ценностях эпохи] // Синань шифань дасюэ сюэбао. 2019. № 7; Хуаншань Чжанцинь. Си Цзиньпин жэньлэй минюнь гунтунти сысян лилунь тэчжэн: [Особенности идей Си Цзиньпина о сообществе судьбы человечества] // Чжунго кэсюэ цзишу дасюэ. 2019. № 7.
- 10. . Чжао Тинъян. Тянься тиси: [Система Поднебесной]. Пекин: Жэньминь, 2011. С. 19; Е Цзычэн, Лун Цюаньлинь. Хуася чжуи: [Китаизм]. Пекин: Жэньминь, 2013. С. 520.
- 11. . Го И. Цун цзячжи цзегоу кань чжун си цзячжи ситун ды чаци юй жунтун: [Различия и преем-ственность в системе ценностей Китая и Запада в свете структуры ценностей] // Ди у цзе нишань шицзе вэньмин луньтань вэньмин цзи: [Материалы 5-го Нишаньского форума мировых цивили-заций]. Т. 1. Цюйфу. 2018. С. 53.
- 12. . Е Цзычэн, Лун Цюаньлинь. Указ. соч. С. 536.
- 13. . W.A. Callahan. Nationalizing International History. Paper presented at “IR Theory in the 21st Century. Renmin University of China, 2003. P. 6.
- 14. . Ulrich, Beck. The Cosmopolitan Vision. Cambridge: Polity, 2006. P. 7.
- 15. . См.: «Дао дэ цзин». Гл. 4; «Лунь юй».
- 16. . Francois, Jullien. Les transformations silencieuses. Paris: Grasset, 2009.
- 17. . См.: «Дао дэ цзин». Гл. 15; «Чжуан-цзы». Гл. 2, 7, 19.
- 18. . Этой теме посвящена одна из новых книг о китайской философии. См.: Bary, Allen. Vanishing into Things: Knowledge in Chinese Tradition. Harvard University Press, 2015. Впервые она обоснована в комментариях Го Сяна к даосскому канону «Чжуан-цзы». См.: «Чжуан-цзы. Внутренний раз-дел» / пер. В. Малявина. Иваново: Роща, 2017. С. 344. Интересные наблюдения на эту тему при-менительно к японской культуре содержатся в работе: Marilyn, Ivy. Discourses of the Vanishing: modernity, phantasm, Japan. Chicago: Chicago University Press: 1995.
- 19. . «Дао-Дэ цзин». Гл. 73.
- 20. . Brian, Massumi. Semblance and Event. Cambridge, Mass.: The MIT Press, 2011. P. 112.
- 21. . «Чжуан-цзы. Внутренний раздел» / пер. В. Малявина. Иваново: Роща, 2017. С. 166.
- 22. . Там же. С. 273.
- 23. . «Дао дэ цзин». Гл. 65.
- 24. . Мибэнь Сисуй цзин:[Тайный список «Сисуй цзин»]. Тайбэй: Цзыю, 1986. С. 44.
- 25. . «Дао дэ цзин». Гл. 37.
- 26. . «Дао дэ цзин». Гл. 64. Простые люди, говорит Лао-цзы в другом месте, «напрягают зрение и слух», а мудрый правитель «по-детски привечает их». «Дао дэ цзин». Гл. 49. Чжуан-цзы в сход-ных контекстах употребляет термин дай, который тоже означает «привечать», «смиренно ожи-дать».
- 27. . «Чжуан-цзы. Внешний и Смешанный разделы» / пер. В. Малявина. Иваново: Роща, 2017. С. 453.
- 28. . «Дао дэ цзин». Гл. 29.
- 29. . Подробнее см.: Малявин В.В. Сумерки Дао. Китайская культура на пороге Нового Времени. Москва: АСТ, 2002.
- 30. . «Чжуан-цзы. Внутренний раздел»… С. 208.
- 31. . «Ле-цзы» / пер. В. Малявина. Иваново: Роща, 2017. С. 165.
- 32. . Умэньгуань: [Застава без ворот] // Чаньсюэ дачэн. Т. 2. Тайбэй: Чжунхуа фоцзяо вэньхуагуань, 1969. С. 10.
- 33. . Michotte A. The Perception of Causality. London: Methuen, 1963. P. 19.
- 34. . «Дао дэ цзин». Гл. 80.
- 35. . Малявин В.В. Глобализация: стратегическое подполье Китая // Ведомости. 28.03.2007.
- 36. . «Лунь юй». 13: 23.
- 37. . Lucien W. Pye. The Spirit of Chinese Politics. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1992. P. 235.
- 38. . Martin, Jacques. Civilizational State versus Nation-state. URL: http//www.martinjacques.com/ articles.
- 39. . См.: Чжан Вэйвэй. Чжунго чаоюэ: игэ вэньминсин гоцзя ды гунжун юй мэнсян: [Превосходство Китая: блеск и мечты цивилизационного государства]. Шанхай: Шанхай жэньминь, 2014.
- 40. . Чжао Таньъян. Тянься тиси: [Система Поднебесной]. Нанкин: Цзянсу цзяоюй, 2005; Второе до-полненное издание вышло в 2011. Новейшее изложение концепции «системы Поднебесной» см.: Чжао Тинъян. Тянься ды дандайсин: [Современность Поднебесной]. Пекин: Чжунсинь, 2016.
- 41. . Чжао Тинъян. Тянься ды дандайсин… С. 60–62.
- 42. . Гу Яньу, Жи чжи лу: [Записки о познанном день ото дня]. Ланьчжоу: Ганьсу миньцзу, 1997. С. 583.
- 43. . Чжао Тинъян, Тянься ды дандайсин… С. 268–275.
- 44. . Чжан Сюэчэн. Вэньши тунъи: [Всеобъемлющий смысл письмен и истории]. URL: www.guoxuemeng/ com/ wenshi tongyi.
- 45. . «Дао-Дэ цзин». Гл. 49.
- 46. . Чэнь Юнь. Тянься хо тяньди чжи цзянь: [Поднебесная, или между Небом и Землей]. Шанхай: Шанхай шудянь, 2007. С. 38.
- 47. . Хуан Цзунси. Мин и дай фан лу: [В ожидании просвещения варваров]. Тайбэй: Саньминь, 1995. С. 27.
- 48. . Ван Фучжи. «Чжуан-цзы» цзе: [Разъяснение «Чжуан-цзы»]. Тайбэй: Хэло тушу, 1974. С. 74.
- 49. . «Дао дэ цзин». Гл. 80.
- 50. . См.: Малявин Владимир. Китайский этос, или Дар покоя. Иваново: Роща, 2016. С. 266.
- 51. . William A. Callahan. Tianxia, Empire and the world // China Orders the World / Callahan, Barabantse-va, (ed.). Baltimore: John Hopkins University Press, 2011. P. 105; Shi, Zhiyu. Civilization, Nation and Modernity in East Asia. New York: Routledge, 2012. P. 127.
- 52. . Чжао Тинъян. Тянься ды дандайсин… С. 277.
- 53. . Чэнь Юнь. Указ. соч. С. 108.
- 54. . О кризисе китайской культуры в XVII в. см.: Малявин В.В. Сумерки Дао. Москва: АСТ, 2003. Впервые такого рода, говоря языком Н. Леонтьева, «упростительное смесительство» прояви-лось на закате эпохи классической философии в интерпретации учения Лао-цзы школой законни-ков. См.: Даосские каноны. Управление и стратегия / пер. В.В. Малявина. Иваново: Роща, 2018. С. 89–99.
- 55. . Marx-Engels. Werke. Berlin: MEGA, 1975. Bd. 3, S.37. В русском переводе «наслаждение (Genu?fahigkeit) обретением» передано как «способность пользоваться».
- 56. . Emerson, Michael. Towards a Greater Eurasia: Who, Why, What and How // Global Journal of Emerg-ing Markets Economies. 2014. [No.] 6 (1). Р. 356.