КНР — РФ: возможности совместного освоения Северного морского пути
КНР — РФ: возможности совместного освоения Северного морского пути
Аннотация
Код статьи
S013128120007989-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
26-33
Аннотация

Ре­ги­он Арк­ти­ки — од­но из при­ори­тет­ных на­прав­ле­ний стра­те­ги­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва КНР и РФ. Ини­циа­ти­ва со­вме­ст­но­го ос­вое­ния Се­вер­но­го мор­ско­го пу­ти яв­ля­ет­ся со­став­ной ча­стью взаи­мо­дей­ст­вия двух стран в реа­ли­за­ции ини­циа­ти­вы «Один по­яс, один путь». В ста­тье пред­при­ня­та по­пыт­ка ана­ли­за воз­мож­но­стей КНР и РФ в этой об­лас­ти. Ав­тор при­хо­дит к вы­во­ду, что ука­зан­ная ини­циа­ти­ва яв­ля­ет­ся не толь­ко про­грам­мой взаи­мо­вы­год­но­го со­труд­ни­че­ст­ва, но пре­дос­тав­ля­ет уни­каль­ные воз­мож­но­сти, да­ет еще боль­ший сти­мул эко­но­ми­че­ско­му и ре­гио­наль­но­му раз­ви­тию обе­их стран. Труд­но­сти и вы­зо­вы, воз­ни­каю­щие в про­цес­се со­вме­ст­но­го ос­вое­ния Се­вер­но­го мор­ско­го пу­ти, лег­ко ре­шае­мы за счет пре­иму­ществ взаи­мо­до­пол­няе­мо­сти и вза­им­ных кон­суль­та­ций. Се­вер­ный мор­ской путь без­ус­лов­но ста­нет сти­му­ля­то­ром даль­ней­ше­го со­труд­ни­че­ст­ва и раз­ви­тия Ки­тая и Рос­сии.

 

Ключевые слова
КНР, РФ, Се­вер­ный мор­ской путь, Арк­ти­ка, «Ле­дя­ной шел­ко­вый путь», «Один по­яс, один путь»
Источник финансирования
Исследование выполнено на базе гранта научного фонда провинции Хэйлунцзян (проект № 18GJC213).
Классификатор
Получено
22.12.2019
Дата публикации
24.12.2019
Всего подписок
71
Всего просмотров
1060
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В январе 2018 г. Информационное бюро Госсовета КНР опубликовало Белую книгу «Арктическая политика Китая». В ней говорится о готовности КНР использовать Северный морской путь для построения совместно с заинтересованными сторонами «Ледяного шелкового пути». «Ледяной шелковый путь», о котором говорится в Белой книге, является морским судоходным путем, пересекающим арктический круг и соединяющим три экономических центра мира: Северную Америку, Восточную Азию и Западную Европу. Участие России в данной инициативе подразумевает совместное освоение Северного морского пути.
2 Глобальное потепление сделало Северный морской путь важной транспортной магистралью международной торговли. Российский сегмент Северного морского пути проходит через Баренцево и Карское моря, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море и Берингов пролив и является самой важной составной частью «Ледяного шелкового пути». Северный морской путь — самый короткий морской маршрут, соединяющий Северо-Восточную Азию и Западную Европу. Поэтому он вполне естественно является приоритетным направлением в совместном строительстве Китаем и Россией «Ледяного шелкового пути». На втором форуме международного сотрудничества «Один пояс, один путь» в апреле 2019 г. Президент РФ В. Путин отметил, что Россия рассматривает возможность состыковки Северного морского пути и китайского Морского Шелкового пути XXI века в целях создания глобального конкурентоспособного маршрута, связывающего Азию с Европой. Это подчеркивает необходимость и актуальность инициативы совместного освоения Северного морского пути в рамках программы взаимовыгодного сотрудничества в ходе продвижения инициативы «Один пояс, один путь» и совместной работы в Арктике. Данная инициатива соответствует характеру китайско-российских отношений всеобъемлющего стратегического партнерства и взаимодействия, отвечает целям мира и развития в современную эпоху.
3 С постоянным изменением в последние годы природной и геополитической среды Арктики арктическая проблема становится одной из основных проблем современной международной жизни, а вопрос Северного морского пути привлекает все большее мировое внимание. На международном форуме «Один пояс, один путь», состоявшемся в Пекине в мае 2017 г., Россия пригласила Китай для совместного освоения Северного морского пути и выразила желание соединения этой инициативы с инициативой «Один пояс, один путь».
4 4 июля 2017 г. Председатель КНР Си Цзиньпин совершил государственный визит в Россию, во время которого отметил, что «Китай приветствует данную инициативу и готов принять активное участие в создании международного транспортного коридора Приморья. Он также выразил надежду, что обе стороны смогут совместно осваивать и использовать морские коридоры. Это стало четким ответом на предложения о совместном освоении Северного морского пути Китаем и Россией, данном на самом высоком уровне. Во время 22й очередной встречи глав правительств Китая и России (31 октября — 2 ноября того же года), лидеры обеих стран вновь обменялись мнениями по этому вопросу, поддержав совместное освоение и использование Северного морского пути, и пожелали ускорить работу по строительству «Ледяного шелкового пути». Россия, доминирующая в его освоении, станет главным партнером Китая в этом совместном проекте.
5 При совместном освоении Китаем и Россией Северный морской путь будет иметь уникальные преимущества и огромный потенциал развития. Ведя международную торговлю с европейскими странами по традиционным морским маршрутам, китайские суда должны проходить через Малаккский пролив, Индийский океан и Суэцкий канал, чтобы добраться до европейских портов. В настоящее время по этим маршрутам в Европу нужно проходить через терриории Юго-Восточной, Южной и Западной Азии, а также Северной Африки. В этих регионах этнические, религиозные и культурные проблемы чрезвычайно сложны, достаточно часты случаи пиратства, терроризма, происходят экстремальные события. Эти факторы нестабильности серьезно угрожают безопасности судоходства. По сравнению с традиционным судоходным маршрутом Северный морской путь имеет очевидные преимущества. Расстояние по нему от Шанхая до портов Западной Европы, Северного и Балтийского морей короче на 25–55%. Экономия в случае морских перевозок по нему достигает 53–127 млрд долл. в год. Регионы, расположенные вдоль Северного морского пути, более спокойные. Суда в основном проходят вдоль севера России, и, соответственно, снижаются риски. В то же время особые географические условия Арктики в определенной степени защищают судоходство от ряда опасных факторов, повышая тем самым его безопасность.
6 Китай и Россия уже добились определенных успехов в развитии арктического сотрудничества, например, в области энергоосвоения Арктики. Проект «Ямал СПГ» является прекрасным примером, который открывает новую главу российско-китайского сотрудничества в сфере энергетики. Накопленный опыт закладывает благоприятную основу для сотрудничества обеих стран в Арктике и в других областях. В совместном освоении Северного морского пути Китай и Россия исходят из того у них имеются общие интересы и действует фактор взаимодополняемости. В последние годы экономика России находится в состоянии внутренней депрессии. К тому же Россия подвергается экономическим санкциям со стороны западных стран, что негативно влияет и на обеспечение коммерческого судоходства по этому межконтинентальному морскому пути. Россия нуждается в сильной экономической поддержке, поэтому Китай как вторая экономика мира, с его рынком, связанным с европейскими и международными, удовлетворяет этим условиям. В силу этого Россия сделала ему предложение о совместном освоении Северного морского пути, что явилось разумным шагом, соответствующим общим интересам обеих стран.
7 Во-первых, Россия имеет географические и технические преимущества для освоения Северного морского пути, а также большой опыт строительства инфраструктуры в суровых климатических условиях Арктики. В свою очередь Китай обладает финансовыми преимуществами и доступом к обширным международным торговым рынкам.
8 Во-вторых, Северный морской путь находится под контролем России, которая обладает преимущественным правом на судоходство по нему и огромным превосходством в спасательных операциях, навигационных технологиях и многом другом.
9 В-третьих, участие Китая в торговом судоходстве в Арктике может привлечь Южную Корею, Японию и другие страны.
10 В-четвертых, Северный морской путь не только решает проблему поставки товаров на европейский рынок, но облегчает рыночные поставки в европейскую часть России, благодаря чему значительно повышается коммерческая ценность Северного морского пути.
11 С точки зрения геополитики, развитие Северного морского пути помогает облегчить решение трудной ситуации с Малаккским проливом, с которой сталкивается Китай, и негативные последствия долгосрочных санкций Европы в отношении России. Все это способствует усилению позиций обеих стран в геополитическом противостоянии с Западом. Китай и Россия имеют общие интересы в плане преодоления геополитических рисков. Сотрудничество в совместном освоении Северного морского пути может способствовать эффективному выходу обеих стран из невыгодного геополитического положения. С точки зрения тенденции сотрудничества совместное освоение СМП соответствует характеру китайско-российских отношений всеобъемлющего стратегического партнерства и взаимодействия. Китайско-российское сотрудничество по освоению Северного морского пути является отражением политического взаимодоверия, а также конкретным воплощением прагматического сотрудничества между двумя сторонами, соответствующим не только содержанию китайско-российских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, но и целям мира и развития в современном мире.
12 Хотя в настоящее время китайско-российские отношения быстро развиваются, и страны поддерживают друг друга на мировой арене, рост объемов и темпов их двустороннего торгово-экономического сотрудничества остается сравнительно медленным. Благодаря совместному освоению Северного морского пути обе страны могут расширять пространство торгово-экономического сотрудничества в таких отраслях, как инфраструктура, освоение ресурсов, промышленное и финансовое сотрудничество, что делает экономические связи между ними более тесными и способствует преодолению дисбаланса между их политическим и экономическим взаимодействием. Таким образом, совместное освоение Северного морского пути является уникальной возможностью развития как для Китая, так и для России.
13 Основные возможности, предоставленные Китаю, включают, во-первых, сокращение экономических издержек по сравнению с традиционными морскими маршрутами, что облегчает нагрузку на морское судоходство КНР. Северный морской путь имеет большие экономические преимущества для прибрежных районов северного побережья Китая с точки зрения времени и фрахта. Если он будет открыт полностью, это поможет Китаю преодолеть трудности, связанные с проходом морских судов, а также диверсифицировать пути международного судоходства для КНР. Кроме того, Северный морской путь может способствовать развитию Морского шелкового пути XXI века. В последние годы в Китае бурно развивается морская экономика, но несмотря на растущие объемы морского судоходства, постоянно растущий спрос на морскую торговлю удовлетворяется все-таки не полностью. Поэтому развитие Северного морского пути будет способствовать смягчению нагрузки на морское судоходство Китая в условиях, когда на традиционных судоходных путях возникают серьезные проблемы. Арктический судоходный путь, самый северный, проходящий в Европу, поможет КНР в более активном продвижении инициативы «Один пояс, один путь» и ее всесторонней интеграции в глобальную экономику.
14 Во-вторых, Северный морской путь предоставляет Китаю надежный и стабильный канал для получения энергоресурсов. КНР серьезно зависит от зарубежных источников энергии. Ситуация на Ближнем Востоке нестабильна, и риски для безопасности на Южном морском судоходном пути высоки. Ускорение создания стабильных и плюралистических источников энергоснабжения очень актуально для обеспечения энергетической безопасности Китая. Арктический регион и его континентальный шельф имеют богатые запасы нефти, газа и метановых гидратов, а также большое количество полезных ископаемых. Освоение арктических ресурсов может открыть для Китая новые зарубежные энергетические базы. Северный морской путь обеспечивает также безопасные морские коридоры для транспортировки морских ресурсов, облегчает нагрузку на внутренние ресурсы страны. В то же время процесс освоения ресурсов стимулирует китайские предприятия и технологии к выходу на зарубежные рынки.
15 В-третьих, Северный морской путь напрямую влияет на размещение структур экономического развития прибрежных районов КНР, содействует межрегиональной гармонизации. Открытие Северного морского пути оказывает также влияние на разделение и распределение промышленных отраслей в прибрежных районах Китая. Инициатива «Один пояс, один путь» способствует экономическому развитию на юге, юго-западе и северо-западе страны.
16 Открытие арктического судоходного маршрута и коммерциализация арктического судоходства укрепляют экономическое преимущество восточных прибрежных районов КНР, стимулируют экономику и развитие внешней торговли в северных портах Китая, а также способствуют реструктурированию и обновлению программы развития его внутренних районов, создавая тем самым уникальные возможности для роста экономики во внутренних регионах страны.
17 В целом, несмотря на устойчивый и продолжительный рост экономики КНР, в ней еще существует ряд проблем, связанных с неравномерным развитием южных и северных регионов, отставанием индустрии на севере и потерей трудовых ресурсов на северо-востоке страны. Если Северный морской путь будет эффективно использоваться, это поспособствует укреплению экономики в северных и северо-восточных регионах Китая, сгладит разрыв в развитии его регионов и поможет их сбалансированному прогрессу.
18 В-четвертых, арктические интересы Китая становятся сравнительно легкодостижимыми. КНР как страна, обладающая сухопутной и морской территорией, находится все же в невыгодном положении, когда речь идет о ее морских интересах в арктическом судоходстве. В то же время Китай расположен далеко от Арктики, поэтому такое положение невыгодно для него с точки зрения географического пространства. Объективно говоря, стремление к отстаиванию своих интересов и прав на освоение Арктики является огромным вызовом для Китая. Благодаря совместному с Россией освоению Северного морского пути Китай превращается в важного участника его развития и получает прекрасную возможность повышения своего статуса в будущих сложных геополитических перипетиях и конкуренции между державами в арктических регионах.
19 Совместное освоение с Китаем Северного морского пути предоставляет также огромные возможности России. Во-первых, способствует облегчению сложного международного положения, в котором она находится. В контексте новой международной ситуации Россия должна найти себе стабильного партнера, чтобы избавиться от нынешних трудностей. Выбор в качестве него Китая может значительно ослабить влияние Соединенных Штатов Америки на евразийском континенте и вынудить США частично изменить свою позицию в отношении России, что создаст более позитивные перспективы для ее развития. Совместное строительство Северного морского пути — хорошая возможность для России в плане дальнейшего укрепления партнерских отношений с Китаем.
20 Инициатива совместного освоения Северного морского пути является мощным импульсом для полной реализации арктической стратегии России. На политическом, экономическом и социальном уровне Арктика имеет для нее огромное значение. Общая площадь арктических территорий России достигает почти 3 млн кв. км, что составляет около 18% ее общей территории, включая примерно 2,2 млн кв. км сухопутной территории и около 800 тыс. кв. км водных территорий. Кроме того, миллионы квадратных километров территории являются ее исключительной экономической зоной и континентальным шельфом.
21 Население России в Арктике составляет около 2,5 млн человек — 54% полярного населения в мире. Значение и статус Арктики в развитии российского государства играют важную роль. В качестве примера можно привести энергетическую отрасль: объем добычи газа в Арктике составляет 80% общего объема добычи газа в России, а нефти — 60%. Возрождение Северного морского пути является приоритетом в ее стратегии полного освоения Арктики. Инициатива совместного с Китаем освоения СМП помогает привлекать иностранные средства, технологии и специалистов и тем самым способствует всестороннему развитию российских арктических регионов. В то же время в рамках совместного освоения Россия может потребовать, чтобы соответствующие страны соблюдали правила и процедуры навигации по Северному морскому пути, лоцманские правила, правила гидрологической и метеорологической служб, радиосвязи, безопасности мореплавания и защиты морской среды. Россия может осуществлять суверенитет и юрисдикцию над Северным морским путем.
22 Освоение Северного морского пути и нефтегазовых ресурсов будет способствовать развитию российского Дальнего Востока и укреплению политических, военных и торгово-экономических позиций РФ в Арктике. В отношении освоения и использования арктических судоходных маршрутов Россия обладает геополитическими и другими преимуществами. Однако ряд причин, включая падение цен на нефть, нехватку финансовых средств, экономические санкции Евросоюза, привели к дефициту средств на развитие российской Арктики. Поэтому можно развивать арктичесике регионы и Дальний Восток за счет средств и технологий Китая. Более того, средства, полученные за конвоирование судов и другие услуги, способны увеличить финансовые доходы России и ослабить ее финансовую и техническую зависимость от западных стран. Несмотря на то, что Северный морской путь в основном ориентирован на транспортировку, он не ограничивается этой функцией, промышленные и научно-технические парки, построенные вдоль его фарватера, будут обладать экономическим эффектом содействия экономическому развитию даже ее внутренних регионов. В 2013 г. Китай выдвинул инициативу «Один пояс, один путь», что в определенной степени вызвало обеспокоенность России, не приведет ли потенциал этой инициативы к ослаблению ее международного статуса. Россия стала одной из первых стран, откликнувшихся на эту инициативу, и в 2014 г. предложила найти точки соприкосновения с ее собственной инициативой Евразийского экономического союза. Это укрепит политическое и экономическое партнерство с Китаем и позволит ей усилить свою государственную мощь. Таким образом, инициатива совместного освоения Северного морского пути может рассматриваться как стратегическая возможность для состыковки Евразийского экономического союза и инициативы «Большой Евразии» с инициативой «Один пояс, один путь».
23 Инициатива совместного освоения Северного морского пути не только расширяет возможности развития Китая и России, но оказывает огромное влияние на регион и мир в целом. Освоение Северного морского пути высвечивает геополитические преимущества Арктики, ведет к общему развитию региона Северного Ледовитого океана, что способствует перемещению центра внимания международной политики на север нашей планеты. Поскольку северное полушарие имеет более высокий удельный вес в мировой экономике, арктический фарватер нарушит монополию традиционных морских судоходных путей, и международные экономические структуры станут перемещаться к северу. На фоне развития Северо-восточного морского пути может возникнуть новый мировой экономический центр.
24 Что касается международной торговли, то использование арктического маршрута приведет к значительному сокращению расстояния от Восточной Азии до Европы, а затраты на торговлю в северном полушарии резко сократятся. В настоящее время, когда общий объем мировой торговли растет с каждым годом, эффективное передвижение судов по широкому арктическому судоходному пути будет, несомненно, содействовать международным экономическим обменам и развитию торговли. Что касается безопасности международного судоходства, то использование арктического пути значительно повысит ее уровень, существующий в настоящее время в транснациональном судоходстве. Серьезными факторами угрозы для его безопасности в последние годы являются пиратство в акваториях западной части Индийского океана, политическая нестабильность на Ближнем Востоке и споры в Южно-Китайском море. Политическая ситуация в прибрежных государствах Арктики является достаточно стабильной на всех направлениях. Совместное освоение Северного морского пути поможет эффективно снижать неконтролируемые риски, с которыми сталкиваются суда в международном судоходстве.
25 Хотя Северный морской путь обладает рядом преимуществ и значительным потенциалом, нельзя отрицать, что его совместное освоение Китаем и Россией может столкнуться с многочисленными трудностями и вызовами. Суровые природные условия. Северный Ледовитый океан целый год находится в низкотемпературных условиях и только два—три месяца в году суда могут беспрепятственно проходить по арктическому пути. Из-за низкой температуры в случае аварии нефтяные разливы плохо поглощаются морской водой. Чрезвычайно холодная погода в Арктике также создает проблемы для проектов строительства инфраструктуры. При крайне низких температурах — минус 40 градусов — и скорости ветра свыше 10 метров в секунду работа на открытом воздухе прекращается. Следует отметить, что экологическая среда Арктики очень хрупка, любое техногенное вмешательство может привести к пагубным изменениям в экологии, создать новые проблемы глобального характера. Кроме того, отставание в развитии инфраструктуры северо-восточных судоходных маршрутов, нехватка портов и пунктов снабжения, отсутствие соответствующих данных и т. п. также являются вызовами для регулярного судоходства.
26 Высокие требования к инвестициям и технологиям. Поддержание регулярного судоходства в Арктике требует создания и совершенствования гидрологических, коммуникационных, снабженческих и спасательных систем, специального оборудования, материалов и технологий. Для разведки и добычи ресурсов необходимы передовое оборудование и огромные инвестиции. При этом риски и затраты достаточно высоки.
27 Опасения и бойкот со стороны западных стран. После украинского конфликта и кризиса в Крыму Соединенные Штаты Америки, Европа и союзники США в Восточной Азии запустили несколько раундов санкций против России. Санкции включают запрет экспорта в Россию глубоководных технологий и технологий освоения арктических ресурсов. Западные страны прекратили начатые совместно с Россией проекты сотрудничества, ввели санкции против российских нефтяных компаний и банков, что серьезно повлияло на темпы развития российской арктической стратегии. Противоречия и трения между западными странами и Россией создают серьезные препятствия взаимному доверию между арктическими странами, вносят большую неопределенность в участие экстерриториальных Арктике стран в соответствующих арктических проектах. США, Канада и другие западные страны сохранили свои сомнения относительно их участия в ее освоении. Некоторые западные СМИ муссируют теорию «геополитической угрозы Китая» и искажают цель его участия в Арктическом проекте. Постоянная геополитическая борьба между Россией и западными странами неизбежно оказывает влияние на китайско-российское сотрудничество в Арктике, становится негативным фактором в совместном освоении Северного морского пути. Хотя окончание холодной войны ослабило геополитическую конкуренцию, оно ее не искоренила.
28 Отсутствие единого международного механизма. В настоящее время существуют определенные недостатки в международных нормативных положениях, связанных с Арктикой. Соответствующие международные организации не могут в полной мере функционировать, интересы арктических стран неоднозначны, что создает неопределенность в освоении и использовании Северного морского пути и его ресурсов. До сих пор не образован единый юридически обязательный арктический механизм для осуществления эффективной интеграции существующих национальных, региональных и глобальных механизмов. Это ведет к фрагментации арктических механизмов управления, в частности, к противоречиям между национальными, региональными и глобальными механизмами, что ограничивает эффективность управления и регулирования в Арктике. Россия и некоторые прибрежные страны Северного Ледовитого океана не достигли единогласия по вопросу делимитации его континентального шельфа. Требования некоторых стран по внешним границам континентального шельфа пересекаются. Правовой статус морского пути, демаркация внешних границ континентального шельфа могут стать основными правовыми препятствиями для совместного освоения Северного морского пути.
29 В ответ на существующие трудности и вызовы мы предлагаем следующее:
30 1) Укреплять взаимное доверие и сотрудничество Китая и России. Использование Северного морского пути и освоение ресурсов, связанные с многоформатными правами и интересами, несомненно, нуждаются в укреплении стратегического консенсуса и взаимного политического доверия. Таким образом, предлагаем создать комитет по развитию Северного морского пути, организованный правительствами обеих сторон с участием морских, судоходных и научно-исследовательских секторов, аналитических центров и соответствующих предприятий. Также возможен вариант механизма урегулирования в рамках встреч премьер-министров обеих стран и создания комитета по совместному освоению Северного морского пути, который отвечает за координацию планирования, содействие коммуникациям, разрешение разногласий и поощрение китайско-российского практического сотрудничества в Арктике.
31 2) Полностью раскрыть преимущества взаимодополняемости. Китай и Россия должны научиться использовать свои сильные стороны, преодолевать слабости в совместном строительстве Северного морского пути. В то же время среди многих областей и звеньев сотрудничества следует выделить главное направление. Инициатива совместного освоения Северного морского пути может включать добычу полезных ископаемых вдоль его маршрута, а также транспортировку, гарантии безопасности. Сотрудничество между Китаем и Россией в Арктике может сосредоточиться на освоении Северного морского пути, а также таких областях, как инфраструктура, торговля, технологии, морская торговля, освоение ресурсов, туризм и другие, продвижение комплексного освоения Арктики в опоре на совместные усилия.
32 3) Разрабатывать и совершенствовать политику и законодательство, обеспечивая сотрудничество в совместном освоении ресурсов Северного морского пути. В случае создания и совершенствования системы соответствующих правовых норм, налаживания сотрудничества в рамках международной правовой системы можно уменьшить разногласия как в России, так и в других странах, а также содействовать продолжительному и стабильному развитию сотрудничества.
33 4) Повышать уровень технологической инновационной деятельности. Деятельность по совместному строительству Северного морского пути и освоению его ресурсов проходит в чрезвычайно сложных и суровых климатических и географических условиях, которые требуют передовых технологий, оборудования и большого количества высококвалифицированных кадров. Китайская и российская стороны должны укреплять координацию в сфере ресурсов, технологическое и инновационное сотрудничество, а также привлечь передовых специалистов, технологии и международные средства, чтобы полностью удовлетворить потребности в освоении и использовании Северного морского пути в целях взаимного выигрыша.
34 5) Взаимодействовать с заинтересованными международными структурами. Освоение Северного морского пути и его ресурсов имеет широкий, многопрофильный и многоуровневый характер, и многие страны заинтересованы в этом, что непременно приведет к разногласиям в борьбе за собственные интересы. Поэтому китайская и российская стороны должны открыто и толерантно рассматривать конкуренцию и сотрудничество с третьими странами.
35 Совместное освоение Северного морского пути — это консенсус, достигнутый на уровне лидеров Китая и России, новейшее направление арктического сотрудничества между двумя странами. Участие Китая в развитии Северного морского пути поможет ему разнообразить транспортные маршруты, развивать внешнюю торговлю и обеспечить стабильные каналы для импорта энергоресурсов. Россия может усилить развитие и строительство арктической зоны, опираясь на возможность совместного с Китаем освоения арктического морского пути, способствовать региональному упорядочению и придать новый импульс своей экономике. Совместное освоение Северного морского пути не только способствует экономическому и социальному развитию арктического региона, но обеспечивает сбалансированное развитие мировой торговли, помогает смягчить глобальные противоречия между спросом и предложением ресурсов. Как мировые державы, Китай и Россия должны совместно строить Северный морской путь в духе взаимного уважения, сотрудничества, взаимной выгоды и во имя прогресса. Необходимо не только пользоваться возможностями развития Северного морского пути, но и брать на себя должную ответственность, вносить свой вклад в мировое и региональное развитие.
36 Китай и Россия имеют прочную основу политических отношений и богатый опыт практического сотрудничества. Есть абсолютная уверенность в том, что благодаря общим усилиям правительств и соответствующих структур обеих стран Северный морской путь непременно превратится в новый стимул сотрудничества и развития КНР и РФ.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести