Внешняя торговля России с ЛКА: состояние и перспективы
Внешняя торговля России с ЛКА: состояние и перспективы
Аннотация
Код статьи
S0044748X0009119-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Школяр Николай Андреевич 
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
6-17
Аннотация

В данной статье проведен анализ динамики торговли России со странами Латино-Карибской Америки за последние два десятилетия и определены отраслевые направления ее развития на среднесрочную перспективу. Выявлено совпадение тренда российско-латиноамериканского товарооборота с общей тенденцией развития внешней торговли России, а также расхождения в динамике экспорта и импорта. Установлены роль и место этого региона и отдельных его стран в структуре российской внешней торговли. Автор рассматривает динамику и товарную структуру торговли России с наиболее крупными латиноамериканскими партнерами, приводит примеры участия российских компаний в проектах развития национальных экономик региона. Определены перспективные направления торговли России с Латино-Карибской Америкой: высокие технологии; энергетическое, нефтедобывающее и горнодобывающее оборудование; поставки самолетов и вертолетов; создание автотранспортного хаба; строительство железных дорог; расширение поставок удобрений и сельскохозяйственной техники.

Ключевые слова
Россия, Латино-Карибская Америка, российско-латино-американские экономические отношения, экспорт, импорт
Классификатор
Получено
27.01.2020
Дата публикации
07.05.2020
Всего подписок
41
Всего просмотров
4202
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Выступая на кафедре президиума Российской академии наук (РАН), чл.-корр. РАН и научный руководитель ИЛА РАН Владимир Михайлович Давыдов отметил, что в условиях ухудшения геополитического климата «все более предметным становится внимание к латиноамериканскому направлению. С одной стороны, мы видим здесь перспективу более продуктивного освоения знакомых рынков и обретения новых, с другой — мы заинтересованы в альтернативных источниках поставок различной продукции» [1, с. 304]. Принимая данный тезис в качестве отправной точки, рассмотрим реальное состояние наиболее видимого аспекта российско-латиноамериканских отношений — торговли. В связи с этим выясним место Латино-Карибской Америки (ЛКА) во внешней торговле России, остановимся на анализе двусторонних отношений с наиболее крупными государствами этого региона, а главное — уделим внимание идентификации отраслей, проектов и продуктов, перспективных для развития российского экспорта в латиноамериканские страны.
2

Совпадение и расхождение трендов

 

За последние два десятилетия экономические отношения России с большинством стран ЛКА развивались согласно общему тренду российской внешней торговли и в основном зависели от влияния извне. Анализ длинной волны (см. графики 1 и 2) указывает на совпадение периодов подъема и падения кривой товарооборота России со всеми государствами мира и со странами ЛКА в частности. С 2004 по 2008 г. товарооборот России с миром вырос с 257 млрд долл. до 735 млрд долл., т.е. в 2,9 раза, а с ЛКА увеличился с 5,8 млрд долл. до 16,1 млрд долл., т.е. в 2,8 раза. Период роста был нарушен влиянием глобального финансово-экономического кризиса, который привел в 2009 г. к резкому сокращению всего внешнеторгового оборота России на 36%, а с латиноамериканскими странами — на 32% [2].

3 Посткризисное восстановление российской внешней торговли произошло за короткий период, и уже в 2013 г. зафиксированы исторически максимальные показатели товарооборота России: 841 млрд долл. с миром, в том числе 18,8 млрд долл. с Латинской Америкой. Однако следующий год был отмечен началом введения экономических санкций западных стран против России и периода нового спада ее внешнеторгового оборота, который к 2016 г. сократился на 44%, а с латиноамериканским регионом — на 36%. В последние годы восстановление внешнего товарооборота России (в 2018 г. — 687 млрд долл.) отразилось в росте торговли с Латинской Америкой, объем которой в 2018 г. достиг 15,8 млрд долл. (см. график 2).
4 График 1. Динамика экспорта и импорта России в 2001—2018 гг. (млрд долл.)
5

6

Источник: составлено автором на основе данных Trade Map. Trade Statistics for International Business Development [2].

7 Несмотря на сонаправленность тренда товарооборота России с Латинской Америкой и общей тенденции развития ее внешней торговли, в динамике экспортно-импортной структуры наблюдаются различия. Так, если за весь почти 20-летний период отмечалось увеличение положительного сальдо торговли России со всем миром (в 2001 г. — 59 млрд долл., в 2018 г. — 211 млрд долл.), то применительно к странам Латинской Америки ситуация совершенно иная. В 2000 г. российский экспорт в латиноамериканский регион превышал импорт на 3,2 млрд долл., после чего он постепенно сокращался. Начиная с 2006 г. и до 2018 г., т.е. на протяжении 12 лет, в торговле России с Латинской Америкой отмечается отрицательный баланс.
8 График 2. Динамика внешней торговли России со странами ЛКА в 2000—2018 гг. (млрд долл.)
9

10

Источник: составлено автором на основе данных Trade Map. Trade Statistics for International Business Development [2].

11

Место ЛКА в структуре внешней торговли России

 

Латиноамериканские страны не относятся к числу крупных торговых партнеров России, среди которых значительную роль играют Германия и соседние государства, а доминирует Китай. В 2018 г. доля латиноамериканских стран в российском импорте не превышала 3,5% (см. график 3), а в экспорте — около 1,7% (см. график 4). Несмотря на невысокую долю ЛКА в совокупном российском экспорте, по ряду товарных позиций латиноамериканские рынки имеют существенное значение для российских экспортеров. Так, в 2018 г. на долю Бразилии приходилось 26,6% стоимостного объема российского экспорта серы, 22,8% — удобрений, 9,5% — оборудования для электрического освещения или сигнализации, 8,7% — железнодорожных строительных материалов, включая рельсы [3].

12 График 3. Доля стран ЛКА в структуре импорта России в 2018 г. (%)
13

14

Источник: составлено автором на основе данных Trade Map. Trade Statistics for International Business Development [2].

15 В 2018 г. из 1073 млрд долл. совокупного латиноамериканского экспорта на Россию приходилось лишь 0,75%, в то время как на США — 42,5%, Китай — 12,2%. И только 0,68% из импортируемой латиноамериканцами продукции на 1118 млрд долл. пришлось на Россию, тогда как доля импорта из США составила 32,3%, Китая — 18,1% [2]. Из этих сопоставлений видно, что удельный вес ЛКА в российской внешней торговле выше, чем России во внешней торговле латиноамериканского региона.
16 В сравнении с другими регионами и объединениями групп стран по объему двусторонней торговли России регион ЛКА занимает последнее место, уступая даже Африке: в 2018 г. российский экспорт на этот континент превысил 17,4 млрд долл., а импорт составил около 2,9 млрд долл.
17 График 4. Доля стран ЛКА в структуре экспорта России в 2018 г. (%)
18

19

Источник: составлено автором на основе данных Trade Map. Trade Statistics for International Business Development [2].

20 Относительно низкие объемы торговли России со странами Латинской Америки объясняются целым комплексом причин, главная из которых состоит в том, что этот регион не является стратегически значимым для современной российской внешнеэкономической политики и крупного бизнеса. Среди других причин отметим следующие: низкий уровень знания экспортных и импортных возможностей стран-партнеров; минимальные объемы взаимных инвестиций; слабо развитая транспортно-логистическая сеть; отсутствие соглашений о свободной торговле и применение некоторыми латиноамериканскими странами защитных мер. Так, одним из ограничений торговли России с крупными государствами региона является применение антидемпинговых мер в отношении российской продукции. В Бразилии действуют три антидемпинговые пошлины, применяемые к импорту из России магния металлического в слитках, горячекатаного проката, новых шин для автобусов и грузовых транспортных средств. В Мексике продолжают применять заградительные пошлины в отношении четырех видов металлопродукции российского происхождения.
21

Лучшие среди равных

 

Среди всех стран ЛКА наибольшее значение для внешней торговли России имеет Бразилия, на долю которой в 2018 г. приходилось около 32% всей российской торговли с государствами этого региона. Значительны также доля Мексики — 18%, Эквадора — 10%, Аргентины — 7,6%, Чи- ли — 7,6%. Объем торговли России с остальными странами региона мал и не оказывает существенного влияния на общие показатели.

22 Динамика торговли России с перечисленными выше государствами за период с 2008 г. по 2018 г. показывает разнонаправленные колебания (см. график 5), которые отражают не только изменения объемов двусторонних операций, но и влияние российской внешнеторговой политики, интерес ее латиноамериканских партнеров к развитию взаимной торговли. Так, наибольшим колебаниям подвержена торговля с Бразилией: от максимума в 6,7 млрд долл. в 2008 г. до 4,6 млрд долл. в 2009 г. под воздействием глобального кризиса, с последующим восстановлением до 6,5 млрд долл. в 2011 г. и падением до 4,3 млрд долл. в 2016 г. как следствие влияния западных санкций на Россию. Очевидно, что эти колебания в торговле с Бразилией отразились на общем тренде внешней торговли России со всем регионом.
23 График 5. Динамика торговли Росси с отдельными странами ЛКА в 2008—2018 гг. (млрд долл.)
24

25

Источник: составлено автором на основе данных Trade Map. Trade Statistics for International Business Development [2].

26 За десятилетний период можно отметить следующие тенденции развития торговли России с отдельными странами региона: сокращение экспорта в Аргентину и импорта из нее [4]; незначительное увеличение экспорта в Бразилию и сокращение импорта; существенный рост российского экспорта в Мексику и слабый рост импорта из нее; устойчивые ежегодные объемы импорта из Парагвая и Эквадора, а также динамичный рост импорта из Чили, на фоне высокого отрицательного сальдо России в торговле с этими тремя странами (см. график 6).
27 В 2018 г. Россия имела положительное сальдо в торговле с Бразилией, Мексикой, Кубой, Перу, Колумбией и отрицательное сальдо с Аргентиной, Парагваем, Эквадором, Чили. Основными товарами российского экспорта на аргентинский рынок являются дизельное топливо и минеральные удобрения. Особого внимания заслуживает рост российского экспорта в Эквадор с 87 млн долл. в 2008 г. до 356 млн долл. в 2018 г., в то время как импорт из этой страны на протяжении десятилетия находится на отметке более 1 млрд долл. за счет устойчивой работы канала поставок бананов из этой страны в Россию [5]. За этот период экспорт из России в Мексику увеличился с 613 млн долл. до 2004 млн долл., т.е. в 3 раза. Основные российские экспортные товары в эту страну следующие: полуфабрикаты из железа или нелегированной стали; прокат плоский из железа; минеральные удобрения; пшеница; алюминий необработанный. Из Мексики Россия импортирует части и принадлежности моторных транспортных средств; легковые автомобили; приборы и устройства, применяемые в медицине; вычислительные машины и их блоки; руды; аппараты для телефонной и телеграфной связи; алкогольные и безалкогольные напитки [6].
28 График 6. Экспорт и импорт России со странами ЛКА в 2018 г. (млн долл.)
29

30

Источник: составлено автором на основе данных Trade Map. Trade Statistics for International Business Development [2].

31 Отраслевые возможности расширения экспорта Рост товарооборота свидетельствует о наличии потенциальных возможностей для значительного расширения торговли и делового сотрудничества между Россией и некоторыми государствами Латинской Америки. Учитывая сложившуюся структуру импорта большинства латиноамериканских стран, в которой доминируют транснациональные компании, американские и китайские поставщики, перспективы возможного значительного роста российского экспорта в этот регион, в первую очередь, могут быть связаны с участием отечественных компаний в реализации проектов в базовых отраслях национальных экономик этих государств. Среди перспективных направлений российского экспорта в латиноамериканские страны выделяются перечисленные ниже отрасли.
32 Наиболее заметным направлением сотрудничества России с латиноамериканскими странами, особенно Аргентиной, Венесуэлой и Мексикой, является энергетика. В этой сфере отмечается максимальная активность отечественного бизнеса. Ведущие российские корпорации ПАО «Роснефть» и ПАО «Газпром» ведут операции в Бразилии, Венесуэле, на Кубе и ряде других стран. ПАО «Лукойл» начала свою деятельность в Мексике. Во многих странах региона хорошо зарекомендовала себя российская компания ПАО «Силовые машины». Так, в Бразилии она участвовала в сооружении пяти гидроэлектростанций и в настоящее время планирует существенно укрепить присутствие на бразильском рынке, в частности, путем локализации производства гидротурбинного оборудования [7]. Учитывая опыт работы этих компаний в странах Латинской Америки, можно утверждать, что у отечественного бизнеса есть перспективы для дальнейшего расширения присутствия в этом регионе, участия в проектах производства электроэнергии, сооружения линий электропередачи и поставки отдельных видов оборудования.
33 Ряд стран Латинской Америки (Бразилия, Венесуэла, Мексика, Эквадор) входят в число крупнейших в мире экспортеров и импортеров нефти и нефтепродуктов. Преобразования, происходящие в нефтегазовом секторе этих стран (например, энергетическая реформа в Мексике [8]), открывают широкие возможности для предоставления услуг и поставки оборудования для разведки нефтеносных участков, оптимизации добычи и переработки, проектирования и строительства нефте- и газохранилищ, трубопроводов. В этих проектах могли бы успешно конкурировать не только ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», АО «Зарубежнефть», но и российские инжиниринговые компании, поставщики оборудования и услуг, такие, как ПАО «ОМЗ», ООО НПП «БУРИНТЕХ», АО «Октопус» и ряд других.
34 Перспективной представляется авиационная сфера. Например, в Мексике наблюдается ускоренный рост воздушных перевозок. На рынке пассажирских и грузовых перевозок действуют девять мексиканских авиакомпаний, одна из которых, «Интерджет», эксплуатирует самолеты «Сухой Суперджет 100». Используя этот положительный опыт, по нашему мнению, следует более энергично продвигать в латиноамериканский регион российскую авиатехнику, в том числе самолет МС-21. Высокие ожидания связаны с ростом продаж в страны ЛКА продукции и услуг холдинга «Вертолеты России», в частности, возможность поставок новых партий российских вертолетов семейства «Ми» и «Ансат». Учитывая благоприятные климатические условия, обширную акваторию латиноамериканских стран и развитие туризма, можно предположить в среднесрочной перспективе увеличение спроса на малые летательные аппараты, гидросамолеты и автожиры, разработки которых проводятся в России. Указанные возможности формируют предпосылки для разработки специального крупного проекта продвижения авиатехники российского производства в регионе с применением современных организационных и финансовых моделей взаимодействия с местными партнерами.
35 Одной из важных областей сотрудничества является сфера высоких технологий. Как показывает опыт последних лет, в общем контексте российско-латиноамериканских связей существует значительный потенциал роста отечественного экспорта несырьевой продукции, в том числе технологичной и высокотехнологичной. Данный сегмент занимает пока скромное место: основная часть (около 90%) российского товарного экспорта в страны Латинской Америки приходится на сельскохозяйственные удобрения, металлы и минеральное топливо. Вместе с тем в 2014—2018 гг. отмечался рост поставок в Бразилию российских электрических машин (более чем в 5 раз), продуктов неорганической химии (в 4 раза), оптических и медицинских инструментов и аппаратов (в 2 раза), средств наземного транспорта (в 20 раз).
36 Другим примером является создание на территории Бразилии четырех станций глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС при содействии компании «Роскосмос». В настоящее время изучаются возможности совместных запусков с бразильского космодрома и производство ракет-носителей малого и среднего класса. В латиноамериканских странах могут быть востребованы российские продукты с высокой добавленной стоимостью, такие как электроэнергетическое оборудование; услуги по строительству и модернизации объектов генерации электроэнергии; услуги по диагностике нефте- и газопроводов; уличные светодиодные фонари; программное обеспечение в сфере обеспечения безопасности.
37 У российских компаний есть хорошие возможности для поставок горнодобывающего оборудования и техники в государства ЛКА. Учитывая высокий потенциал горнодобывающей промышленности в латиноамериканских странах и слабое развитие внутреннего производства оборудования для этой отрасли, российские предприятия могли бы поставлять на этот рынок широкий перечень оборудования дробилки, грохота, мельницы, флотомашины, гравитационные концентраторы, лабораторные приборы и др. Перспективы также есть для российских поставщиков карьерной мобильной техники (самосвалов, экскаваторов, бурильных машин), которая в этих странах почти не производится.
38 Благоприятные рынки сбыта для своей продукции в странах ЛКА могут найти отечественные производители автомобильного транспорта. Несмотря на то, что Бразилия и Мексика за последнюю четверть века превратились в крупнейших производителей автомобилей в мире, в регионе сохраняются ниши потенциальных покупателей российских автомобилей. Разовые поставки автобусов «ПАЗ» в Никарагуа, легковых автомобилей «Лада» на Кубу, внедорожников «УАЗ» в Мексику не решат задачи освоения автомобильного рынка ЛКА. В одной из крупных латиноамериканских стран, которая обладает развитой дистрибьюторской и компонентной базой, целесообразно было бы создать индустриальный хаб российских автобусов, грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов для поставок на рынок всего региона.
39 Перспективной областью расширения российского экспорта в некоторые страны региона обещает стать развитие инфраструктуры, в частности железнодорожного транспорта. С этой целью начаты переговоры с Бразилией о получении концессии на строительство и эксплуатацию участка железной дороги «Север — Юг». В 2018 г. в Аргентине при содействии ОАО «РЖД» начал работу Центр железнодорожной техники, и российская сторона подтвердила заинтересованность в строительстве железной дороги в этой стране протяженностью 700 км [9]. В то же время предлагать проекты развития железнодорожного сообщения небольшим государствам ЛКА представляется неоправданным в силу узости их рынков.
40 Сфера сельского хозяйства и продуктов питания может стать одним из основных направлений российско-латиноамериканского сотрудничества. За последние десятилетия некоторые страны ЛКА (Бразилия, Мексика, Эквадор, Парагвай, Чили) превратилась в крупнейших производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Россия в рамках диверсификации импорта может расширять уже имеющуюся номенклатуру поставок из этих стран на наш рынок мяса, фруктов, ягод, специй и других сельскохозяйственных товаров.
41 Учитывая высокие объемы импорта зерновых латиноамериканскими странами, Россия могла бы значительно увеличить объем поставок зерновых и продуктов их переработки. Наиболее востребованным во многих государствах ЛКА импортируемым товаром для сельского хозяйства являются удобрения. Одним из основных поставщиков калийных удобрений в эти страны стала российская компания «Уралкалий», которая обладает потенциалом для участия в реализации проекта производства удобрений в одной из стран региона. Несмотря на высокую конкуренцию на латиноамериканском рынке сельскохозяйственной техники и присутствие крупных игроков, долгие годы работающих в этом регионе, российская техника таких производителей, как «Группа Ростсельмаш» или ООО «Концерн «Тракторные заводы», может быть востребована в некоторых государствах ЛКА.
42 Таким образом, по совокупному объему товарооборота с Россией страны ЛКА отстают от других регионов. Россия также занимает незначительное место во внешней торговле этих государств. Динамика российско-латиноамериканской торговли соответствует общему тренду развития торговли России со всем миром, однако в отношении ЛКА она является нетто-импортером, в то время как со всем миром Россия имеет устойчивое положительное сальдо внешней торговли. Бразилия является основным торговым партнером России, на нее приходится более трети объема торговли со всем регионом. Резкие перемены в торговле с этой страной влияют на общие показатели торговли с латиноамериканским регионом. За последние десять лет отмечаются сокращение российского экспорта в Аргентину и импорта из этой страны, рост экспорта в Мексику и незначительный рост импорта из нее. Несмотря на нестабильность и небольшие объемы торговли России с ЛКА, страны этого региона «дают важную альтернативу для диверсификации внешнеэкономических связей и политического сотрудничества, для нахождения дополнительных опорных точек в позиционировании нашей страны на международной арене» [1, с. 312]. Диверсификация и увеличение объемов товарооборота со странами ЛКА предполагается в следующих сферах: энергетика и электротехника; авиация; автомобилестроение; сельское хозяйство и продукты питания; оборудование для добывающих отраслей; высокие технологии и другие.
43 Важными условиями для выхода на латиноамериканский рынок с машиностроительной и высокотехнологичной продукцией являются наличие экспортного финансирования и привлечение местного профильного партнера для продвижения продукции и/или создания совместного сборочного производства с последующим повышением локализации и передачей технологии. Широкие возможности для поставок готовой продукции и услуг в эти страны открывают доступ к государственным закупкам, осуществляемым путем проведения торгов. Для участия в них необходимо иметь собственное представительство в стране проведения тендера либо местного партнера.
44 Определяющим фактором будущих торгово-экономических отношений России со странами ЛКА, независимо от деталей внешнеэкономической политики каждой из них, должен стать стратегический подход российских внешнеэкономических ведомств, предпринимательских организаций, региональных администраций — всех тех структур, которые оказывают содействие компаниям в продвижении конкурентной продукции и услуг на рынок латиноамериканских стран.

Библиография

1. Давыдов В.М. Стратегическое партнерство в контексте российско-латино-американских отношений. Вестник Российской академии наук. М., 2016. № 4. сс. 304-316.

2. Trade Map — Trade statistics for international business development. Available at: https://www.trademap.org/ (accessed 20.02.2020).

3. ITC. International trade statistics 2001—2018. Bilateral trade between Russian Federation and Brazil. Available at: https://www.trademap.org/tradestat/ (accessed 14.11.2019).

4. Яковлев П.П. Российско-аргентинское торгово-экономическое сотрудничество. Международная торговля и торговая политика, М., 2016, № 4, сс. 113-125.

5. Россия — Эквадор: ставка на Латинскую Америку. Международная жизнь. Available at: https://interaffairs.ru/news/show/20703 (accessed: 11.09.2019).

6. Школяр Н.А. Мексика: потенциал экономического развития (перспективы сотрудничества для России). Международные отношения, М., 2015, 192 c.

7. Бразилия: смена приоритетов в новом политическом цикле, ИЛА РАН, М., 2019, 144 с.

8. Разумовский Д.В. Состояние и потенциал российско-мексиканского сотрудничества в энергетической сфере. Мексика: реформаэнергетического сектора, под. ред. В.М.Давыдова и П.П.Яковлева, ИЛА РАН, М., 2014, 132 с.

9. РИА Новости «Путин заявил о готовности РЖД помочь Аргентине». 2 декабря 2018. Available at: https://ria.ru/20181202/1536975735.html (accessed: 11.12.2019).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести