Феноменологический анализ понятия «антарьямин» в философии Бхаскары (VIII в.)
Феноменологический анализ понятия «антарьямин» в философии Бхаскары (VIII в.)
Аннотация
Код статьи
S004287440005745-4-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Псху Рузана Владимировна 
Аффилиация: РУДН
Адрес: Российская Федерация
Шиян Анна Александровна
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация
Крыштоп Людмила Эдуардовна
Аффилиация: РУДН
Адрес: Российская Федерация
Парибок Андрей Всеволодович
Аффилиация:
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
198-211
Аннотация

Статья представляет собой компаративный анализ таких разных философских традиций, как индийская веданта и феноменология Гуссерля. В статье подробно рассматривается одна из основных для учения веданты проблем соотношения Брахмана и мира, а также Брахмана и индивидуальной души человека. Эта проблема на протяжении развития учения веданты находила разные варианты решения – от монизма Шанкары (VIII в.) до дуализма Мадхвы (XIII в.). Промежуточными стадиями развития этого учения принято считать взгляды Рамануджи и Бхаскары (XI–XII вв.). Особое внимание в статье посвящено рассмотрению решения, найденного Бхаскарой, пытавшегося обосновать, что Брахман может быть и тождественен миру и внутреннему управителю, и одновременно отличен от них в зависимости от способа нашего рассмотрения и интерпретации понятий тождества и различия, а также понятий авидьи и майи. Такого рода анализ позволяет вскрыть также неоднозначность решения, предложенного Шанкарой, на что обычно исследователи не обращают внимания.

На основе сравнения хода аргументации Бхаскары, обосновывающего одновременное тождество и различие Брахмана и мира, Брахмана и индивидуальной души, с методом трансцендентальной редукции Гуссерля авторы статьи приходят к выводу, что методы феноменологии вполне могут успешно применяться при попытке осмысления европейским историком феноменологии ряда аспектов философской мысли других культурных регионов (в частности, Индии). В статье демонстрируется также, что описанию при помощи языка гуссерлианской феноменологии поддаются и другие, на первый взгляд принадлежащие совершенно иной традиции, системы западной философии (например, некоторые положения кантовской философии).

Ключевые слова
Брахман, внутренний управитель, феноменология, Гуссерль, Шанкара, Бхаскара, феноменологическая редукция
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ). Проект «Индийская философия в контексте истории мировой философии: проблема трансляции смыслов», № 16-18-10427
Классификатор
Получено
28.07.2019
Дата публикации
28.07.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
1055
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S004287440005745-4-1 Дата внесения исправлений в статью - 04.07.2019
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. van Buitenen, Johannes Adrianus Bernardus (1988) УThe relative dates of Sankara and BhaskaraФ, L. Rocher, Ed., Studies in Indian Literature and Philosophy. Collected articles of J.A.B. van Buitenen, Motilal Banarsidass, Delhi, pp. 187Ц190.

2. Chernjakov, Aleksei G. (2001) Ontology of Time. Being and Time in Philosophy of Aristoteles, Husserl, Heidegger, High Religion and Philosophy School Press, Saint Petersburg (In Russian).

3. Dasgupta, Surendranath (1975) History of Indian Philosophy, Vol. III, Motilal Banarsidass, Delhi.

4. Grimes, John A. (2009) Concise Dictionary of Indian Philosophy. Sanskrit Terms Defined in English, Indica Books, Delhi.

5. Monier-Williams, Monier A. (1956) A Sanskrit-English Dictionary Etymologucally and Philologically Arranged with Special Indo-European Languages, Oxford University Press, Oxford.

6. Oberhammer, Gerhard (1998) Materialien zur Geshcichte der Ramanuja-Schule IV. Der УInnere LenkerФ (Antaryamin) Geschichte eines Theologems, Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften, Vienna (Veroffentlichungen zu den Sprachen und Kulturen Sudasiens, Book 31).

7. Paribok, Andrey V. (2016) УThe Ultimate Foundation of the Atman Versus Anatman Issue in Indian PhilosophyФ, Philosophical crossroad of interaction of civilizations: culture and values, RUDN University, Moscow, pp. 98Ц115 (in Russian).

8. Potter, Karl H. (1995) Encyclopedia of Indian philosophies. Vol. I: Bibliography, Motilal Banarsidass, Delhi.

9. Pskhu, Rusana V. (2007) Formation of Vishishta Advaita Vedanta on base of УVedarthasamgrahiФ Ramanuja, RUDN University, Moscow (in Russian).

10. Tengelyi, Laszlo (2010) УHusserls methodologischer TranszendentalismusФ, C. Ierna, H. Jacobs, F. Mattens, Eds., Philosophy, Phenomenology, Sciences. Essays in Commemoration of Edmund Husserl, Springer Science, Dordrecht.

11. Zahavi, Dan (2003/2009), Husserls Phanomenologie, Mohr Siebeck, Tubingen.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести