- Код статьи
- S004287440005745-4-
- DOI
- 10.31857/S004287440005745-4
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №7
- Страницы
- 198-211
- Аннотация
Статья представляет собой компаративный анализ таких разных философских традиций, как индийская веданта и феноменология Гуссерля. В статье подробно рассматривается одна из основных для учения веданты проблем соотношения Брахмана и мира, а также Брахмана и индивидуальной души человека. Эта проблема на протяжении развития учения веданты находила разные варианты решения – от монизма Шанкары (VIII в.) до дуализма Мадхвы (XIII в.). Промежуточными стадиями развития этого учения принято считать взгляды Рамануджи и Бхаскары (XI–XII вв.). Особое внимание в статье посвящено рассмотрению решения, найденного Бхаскарой, пытавшегося обосновать, что Брахман может быть и тождественен миру и внутреннему управителю, и одновременно отличен от них в зависимости от способа нашего рассмотрения и интерпретации понятий тождества и различия, а также понятий авидьи и майи. Такого рода анализ позволяет вскрыть также неоднозначность решения, предложенного Шанкарой, на что обычно исследователи не обращают внимания.
На основе сравнения хода аргументации Бхаскары, обосновывающего одновременное тождество и различие Брахмана и мира, Брахмана и индивидуальной души, с методом трансцендентальной редукции Гуссерля авторы статьи приходят к выводу, что методы феноменологии вполне могут успешно применяться при попытке осмысления европейским историком феноменологии ряда аспектов философской мысли других культурных регионов (в частности, Индии). В статье демонстрируется также, что описанию при помощи языка гуссерлианской феноменологии поддаются и другие, на первый взгляд принадлежащие совершенно иной традиции, системы западной философии (например, некоторые положения кантовской философии).
- Ключевые слова
- Брахман, внутренний управитель, феноменология, Гуссерль, Шанкара, Бхаскара, феноменологическая редукция
- Дата публикации
- 28.07.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 89
- Всего просмотров
- 1131
Библиография
- 1. van Buitenen, Johannes Adrianus Bernardus (1988) УThe relative dates of Sankara and BhaskaraФ, L. Rocher, Ed., Studies in Indian Literature and Philosophy. Collected articles of J.A.B. van Buitenen, Motilal Banarsidass, Delhi, pp. 187Ц190.
- 2. Chernjakov, Aleksei G. (2001) Ontology of Time. Being and Time in Philosophy of Aristoteles, Husserl, Heidegger, High Religion and Philosophy School Press, Saint Petersburg (In Russian).
- 3. Dasgupta, Surendranath (1975) History of Indian Philosophy, Vol. III, Motilal Banarsidass, Delhi.
- 4. Grimes, John A. (2009) Concise Dictionary of Indian Philosophy. Sanskrit Terms Defined in English, Indica Books, Delhi.
- 5. Monier-Williams, Monier A. (1956) A Sanskrit-English Dictionary Etymologucally and Philologically Arranged with Special Indo-European Languages, Oxford University Press, Oxford.
- 6. Oberhammer, Gerhard (1998) Materialien zur Geshcichte der Ramanuja-Schule IV. Der УInnere LenkerФ (Antaryamin) Geschichte eines Theologems, Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften, Vienna (Veroffentlichungen zu den Sprachen und Kulturen Sudasiens, Book 31).
- 7. Paribok, Andrey V. (2016) УThe Ultimate Foundation of the Atman Versus Anatman Issue in Indian PhilosophyФ, Philosophical crossroad of interaction of civilizations: culture and values, RUDN University, Moscow, pp. 98Ц115 (in Russian).
- 8. Potter, Karl H. (1995) Encyclopedia of Indian philosophies. Vol. I: Bibliography, Motilal Banarsidass, Delhi.
- 9. Pskhu, Rusana V. (2007) Formation of Vishishta Advaita Vedanta on base of УVedarthasamgrahiФ Ramanuja, RUDN University, Moscow (in Russian).
- 10. Tengelyi, Laszlo (2010) УHusserls methodologischer TranszendentalismusФ, C. Ierna, H. Jacobs, F. Mattens, Eds., Philosophy, Phenomenology, Sciences. Essays in Commemoration of Edmund Husserl, Springer Science, Dordrecht.
- 11. Zahavi, Dan (2003/2009), Husserls Phanomenologie, Mohr Siebeck, Tubingen.