- Код статьи
- S004287440005741-0-
- DOI
- 10.31857/S004287440005741-0
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №7
- Страницы
- 150-161
- Аннотация
В данной статье мы исходим из представления о том, что наука является сложной системой, а ее идеальные объекты – сложными идеальными системами научных смыслов. Мы принимаем точку зрения, что идеальные объекты биологии моделируют реальность живой природы. Обоснована метафорическая нагруженность идеального объекта науки и целой научной картины мира. Рассмотрено понятие идеального объекта с позиций экзистенциальной философии, в соответствии с которой научные идеальные объекты, как и научная картина мира в целом, являются метафорами самоопределения, как отдельного ученого, так и всего научного сообщества. Исследован художественный (а именно, поэтический) образ и показано, что он обладает рядом типологических черт, характерных и для идеальных объектов науки. Мы рассмотрели в качестве примеров: биологию как естественную науку и поэзию как пример художественного творчества. Известно, что биология имеет дело со сложными объектами: такой феномен, как живое вещество, требует специальной методологии своего изучения. Благодаря этой сложности, биология как наука стоит несколько особняком от других естественных наук. Учеными-биологами создаются модели биологических процессов, физические (invitro) или компьютерные. Мы обратились к концепции социолога познания Эдинбургской школы Дэвида Блура и его книге «Знание и социальная образность», чтобы показать, что идеальному объекту науки свойственны некоторые черты «социального» образа. Для демонстрации сходства научного идеального объекта и художественного образа мы взяли образ черемухи в творчестве Беллы Ахмадулиной. Мы показали, что этому образу присущи типологические черты идеального объекта.
- Ключевые слова
- наука, сознание, идеальный объект, научная картина мира, образ, метафора
- Дата публикации
- 28.07.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 89
- Всего просмотров
- 897
Библиография
- 1. Ахмадулина 2009 – Ахмадулина Б.А. Озябший гиацинт. Новые стихи. М.: Олимп: Астрель, 2009 (Akhmadulina, Bella, Chilled hyacinth. New poems, in Russian).
- 2. Бауэр 1935 – Бауэр Э.С. Теоретическая биология. М.: ВИЭМ, 1935 (Bauer, Ervin S., Theoretical biology, in Russian).
- 3. Гурвич 1944 – Гурвич А.Г. Теория биологического поля. М.: Советская наука, 1944 (Gurwitsch, Alexander G., Theory of Biological Field, in Russian).
- 4. Шюц 2004 – Шюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом / Составление, филос. перевод, общее и научное редактирование, послесловие Н.М. Смирновой. М.: РОССПЭН, 2004 (Schutz, Alfred (1962) Concept and Theory Formation in the Social Sciences, Russian Translation).
- 5. Маркова 2009 – Маркова Л.А. Перспектива науки: смысл как альтернатива истине // Эпистемология & философия науки. 2009. № 4. C. 48–57.
- 6. Смирнова 2009 – Смирнова Н.М. Социальная феноменология в изучении современного общества. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.
- 7. Смирнова 2014 – Смирнова Н.М. Интерактивная природа смысла: эпистемология метафоры // Опыт и смысл / Под ред. Н.М. Смирновой.– М.: ИФ РАН, 2014. С. 15–38.
- 8. Смирнова (ред.) 2014 – Опыт и смысл / Под ред. Н.М. Смирновой.– М.: ИФ РАН, 2014.
- 9. Смирнова 2015 – Смирнова Н.М. Творчество как процесс созидания новых культурных смыслов // Философия творчества: материалы Всероссийской научной конференции, 8–9 апреля 2015 г., Институт философии РАН, г. Москва / Под ред. Н.М. Смировой, А.Ю. Алексеева. М.: ИИнтелл, 2015. С. 63–77.
- 10. Смирнова, Бескова, Майданов 2015 – Смирнова Н.М., Бескова И.А., Майданов А.С. Язык, смысл, творчество. М.: ИФРАН, 2015.
- 11. Смирнова 2017 – Смирнова Н.М. Смысл и творчество. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2017.
- 12. Стёпин 1999 – Стёпин В.С. Теоретическое знание. М., 1999. – URL: https://www.twirpx.com/file/191429/ (дата обращения 19.01.2018).
- 13. Стёпин 2011 – Степин В.С. Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП, 2011.
- 14. Стёпин 2015 – Стёпин В.С. Философия и методология науки. М.: Академический проект; Альма Матер, 2015.