Бессубъектность в свете нормативности актов сознания: европейская философия, феноменология и буддизм
Бессубъектность в свете нормативности актов сознания: европейская философия, феноменология и буддизм
Аннотация
Код статьи
S004287440000238-6-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кускова Светлана Михайловна 
Должность: Преподаватель, кандидат философских наук
Аффилиация: Московский центр образования школьников им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
166-176
Аннотация

В статье рассматриваются акты сознания, запрещающие или предписывающие какое-либо действие. Эти акты не только предшествуют когнитивным актам, но и конституируют рациональную деятельность вообще. Наличие мыслящего Я, его единственность не обязательна для реализации норм некоторой интенциональной системой. Нормативное измерение сознания становится задачей феноменологии. Философия буддизма, избегающая утверждений о субъекте, предвосхищает европейские модели сознания-деятельности. Сравнение основных подходов европейской философии к изучению сознания с буддийской традицией показывает не только противоположность взглядов на существование чистого Я, но и согласие по поводу нормативности как фундаментального условия деятельности сознания.

Ключевые слова
нормативность, деонтические модальности, трансцендентализм, феноменология, буддийская философия, иерархия норм, категорический императив
Классификатор
Получено
17.08.2018
Дата публикации
24.09.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
969
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S004287440000238-6-1 Дата внесения исправлений в статью - 31.07.2018
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Васубандху 1998 – Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы, или Абхидхармакоша. Пер. с санскр. Е.П. Островской, В.И. Рудого. Т. 1. М.: Ладомир, 1998.

2. Гуссерль 1994 – Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Лабиринт, 1994.

3. Гуссерль 2006 – Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 2006.

4. Кант 1964 – Кант И. Критика чистого разума / Кант И. Сочинения в 6 т. Т. 3. M.: Мысль, 1964.

5. Кант 1995 – Кант. И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995.

6. Ермакова, Островская 2004 – Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический Буддизм. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2004.

7. Есенин-Вольпин 1999 – Есенин-Вольпин А.С. О логике нравственных наук / Есенин-Вольпин А.С. Философия. Логика. Поэзия. Защита прав человека. М.: РГГУ, 1999. C. 178–192.

8. Калиниченко 1998 – Калиниченко В.В. Приключения трансцендентальной субъективности / Феноменологическая концепция сознания: проблемы и альтернативы. М.: РГГУ, 1998. C. 51–69.

9. Лысенко 2011 – Лысенко В.Г. Авьяката. Анатмавада // Философия буддизма: Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011. С. 82–84, 97–103.

10. Рудой 1998 – Рудой В.И. Введение в буддийскую философию / Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы или Абхидхармакоша. Пер. с санскр. Е.П. Островской, В.И. Рудого. Т. 1. М.: Ладомир, 1998.

11. Тхуптен Джинпа 2017 – Тхуптен Джинпа Лэнгри. Субъективность, интенциональность и рефлексивность – коренные черты сознания в буддизме // Вопросы философии. 2017. № 10. C. 141–149.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести