ОИФНРоссийская история Rossiiskaia istoriia

  • ISSN (Print) 0869-5687
  • ISSN (Online) 3034-5790

Бессубъектность в свете нормативности актов сознания: европейская философия, феноменология и буддизм

Код статьи
S004287440000238-6-
DOI
10.31857/S004287440000238-6
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск №7
Страницы
166-176
Аннотация

В статье рассматриваются акты сознания, запрещающие или предписывающие какое-либо действие. Эти акты не только предшествуют когнитивным актам, но и конституируют рациональную деятельность вообще. Наличие мыслящего Я, его единственность не обязательна для реализации норм некоторой интенциональной системой. Нормативное измерение сознания становится задачей феноменологии. Философия буддизма, избегающая утверждений о субъекте, предвосхищает европейские модели сознания-деятельности. Сравнение основных подходов европейской философии к изучению сознания с буддийской традицией показывает не только противоположность взглядов на существование чистого Я, но и согласие по поводу нормативности как фундаментального условия деятельности сознания.

Ключевые слова
нормативность, деонтические модальности, трансцендентализм, феноменология, буддийская философия, иерархия норм, категорический императив
Дата публикации
24.09.2018
Год выхода
2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
1013

Библиография

  1. 1. Васубандху 1998 – Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы, или Абхидхармакоша. Пер. с санскр. Е.П. Островской, В.И. Рудого. Т. 1. М.: Ладомир, 1998.
  2. 2. Гуссерль 1994 – Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Лабиринт, 1994.
  3. 3. Гуссерль 2006 – Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 2006.
  4. 4. Кант 1964 – Кант И. Критика чистого разума / Кант И. Сочинения в 6 т. Т. 3. M.: Мысль, 1964.
  5. 5. Кант 1995 – Кант. И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995.
  6. 6. Ермакова, Островская 2004 – Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический Буддизм. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2004.
  7. 7. Есенин-Вольпин 1999 – Есенин-Вольпин А.С. О логике нравственных наук / Есенин-Вольпин А.С. Философия. Логика. Поэзия. Защита прав человека. М.: РГГУ, 1999. C. 178–192.
  8. 8. Калиниченко 1998 – Калиниченко В.В. Приключения трансцендентальной субъективности / Феноменологическая концепция сознания: проблемы и альтернативы. М.: РГГУ, 1998. C. 51–69.
  9. 9. Лысенко 2011 – Лысенко В.Г. Авьяката. Анатмавада // Философия буддизма: Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011. С. 82–84, 97–103.
  10. 10. Рудой 1998 – Рудой В.И. Введение в буддийскую философию / Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы или Абхидхармакоша. Пер. с санскр. Е.П. Островской, В.И. Рудого. Т. 1. М.: Ладомир, 1998.
  11. 11. Тхуптен Джинпа 2017 – Тхуптен Джинпа Лэнгри. Субъективность, интенциональность и рефлексивность – коренные черты сознания в буддизме // Вопросы философии. 2017. № 10. C. 141–149.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека