- Код статьи
- S004287440000236-4-
- DOI
- 10.31857/S004287440000236-4
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №7
- Страницы
- 140-155
- Аннотация
В статье делается попытка компаративистского анализа некоторых базовых доктринальных понятий классического буддизма, таких как дхарма, свабхава, джняна, и фундаментальных концептов феноменологии Гуссерля – «чистая сущность» (reine Wesen), «сущностное видение» (Wesenserschauung), эпохе (ἐποχή), – развиваемых в первую очередь в «Идеях I» (1913). Основное внимание уделено сравнению эпистемологических приемов и целей Гуссерля и Васубандху. Анализ двух теорий сознания показывает с достаточной определенностью, что Гуссерль, как и индийский мыслитель, сформулировал свою версию сотериологии, напрямую связанную с феноменологической теорией в целом. Кроме того, в статье предложено трехчастное определение дхармы, позволяющее по-новому взглянуть на эту категорию буддийской мысли.
- Ключевые слова
- Будда, Васубандху, Дхармакирти, Гуссерль, дхарма, сознание, сущность, сотериология
- Дата публикации
- 24.09.2018
- Год выхода
- 2018
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 1079
Библиография
- 1. Дхармакирти 2015 – Дхармакирти. Прамана-винишчая («Удостоверение инструментов достоверного познания») Глава 1. Пратьякша (Восприятие). Карики 1–25. Предисловие, перевод, примечания В.Г. Лысенко // История философии. Том 20. № 2 (2015). С. 79–106.
- 2. Abhinavagupta (1986) Īśvarapratyabijñāvimarśinī, ed. and trans. R.C. Dwiwedi, K.C. Pandey, and K.A. Subramania Iyer as Bhāskarī, 3vols, Motilal Banarsidass, Delhi.
- 3. AK(Bh) – Vasubandhu’s Abhidharmakośabhāṣya, Ed. by P. Pradhan. 2nd ed., rev. by A. Haldar, K.P. Jayaswal Research Institute, Patna (Tibetan Sanskrit Works 8, 1975).
- 4. AKBh IX – Vasubandhu’s Abhidharmakośabhāṣya, Chapter IX: Ātmavādapratiṣedha, Jong Cheol Lee (ed.), Sankibo Press, Tokyo (Bibliotheca Indologica Buddhologica 11, 2005).
- 5. Candrakīrti (1903–1913) Prasannapadā Madhyamakavṛttiḥ of Candrakīrti, ed. together with the MMK by L. de La Vallée Poussin, Bibliotheca Buddhica IV, St. Petersburg.
- 6. Candrakīrti (2003) Four Illusions: Candrakīrtiʼs Advice for Travelers on the Bodhisattva Path, transl. K.C. Lang, Oxford University Press, Oxford.
- 7. Chatterjee K.N. (1980) Vasubandhuʼs Vijñaptimātratāsiddi, Kishor Vidhya Niketan, Varanasi.
- 8. Dharmakīrti (1967) Pramāṇaviniścaya, Chapters 1 and 2, E. Steinkellner(ed.), China Tibetology publishing House, Austrian Academy of Sciences Press, Beijing & Vienna.
- 9. Husserl, Edmund (1976) Ideen zu einer reinen Phäänomenologie und phänomenologischen Philosophie, Hrsg. K. Schuhmann, Martinus Nijhoff, Den Haag (Husserliana III/1, Erstes Buch).
- 10. Husserl, Edmund (1984) Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie, Vorlesungen 1906/07, Hrsg. U. Melle, Kluwer Academic Publishers, Dordrecht, Boston, London (Husserliana XXIV).
- 11. Kay-drup – Kay-drup tshad ma sde bdun gyi rgyan yid kyi mun sel [Ornament of the Seven Treatises Clearing Mental Obscurity], Collected Works, vol. 10, Zhol, Lhasa (New print: New Delhi: Guru Deva, 1982 in Tibetan).
- 12. Pramāṇavārttika-kārikā (I.34–47), Sanskrit and Tibetan Texts, Miyasaka Yūsho (ed.), Acta Indologica, Vol. 72, № 2 (1971), pp. 1–206.
- 13. Sharma T.R. (1993) [Vasubandhuʼs] Vijñaptimātrasiddhi, Eastern Book Linkers, Delhi.
- 14. Недель 2016 – Недель А.Ю. Как язык научился думать? Первоэлементы в языке и мышлении древних цивилизаций (на материале китайского, египетского и армянского языков) // Вопросы философии. 2016. № 8. С. 176–188.
- 15. Лысенко 2016 – Лысенко В.Г. Атомистический подход в школах буддийской абхидхармы: дхармы и атомы// Вопросы философии. 2016. № 8. С. 150–165.