Адхимукти и субъективность в когнитивном опыте: позиции абхидхармы и ранней йогачары
Адхимукти и субъективность в когнитивном опыте: позиции абхидхармы и ранней йогачары
Аннотация
Код статьи
S004287440000234-2-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Дост. Дхаммаджоти  
Должность: Профессор
Аффилиация: Университет Гонконга
Адрес: Китай, Гонконг
Выпуск
Страницы
131-139
Аннотация

Статья посвящена тем идеям абхидхармы и ранней йогачары о природе сознания и субъективности, которые, с точки зрения автора, могут служить примером близости некоторых фундаментальных установок буддизма и феноменологии. Первая часть прослеживает как основные параллели, так и расхождения между буддийскими учениями и феноменологией: в обеих традициях пристальное внимание уделяется проблеме субъективности в познавательном опыте и разработке методов изучения сознания; вместе с тем буддизм, в отличие от феноменологии, ориентирован на конкретную работу с сознанием и предлагает практику медитации, целью которой является трансформация сознания медитирующего. Во второй части рассматривается понятие адхимукти (адхимокша). В контексте медитации оно обозначает ментальную силу, которая обуславливает когнитивный опыт медитирующего и продолжает воздействовать на его сознание даже после выхода из медитации. По мнению автора, подобного рода медитативная практика существенно повлияла на формирование концепции сознания в различных буддийских школах. В абхидхарме и ранней йогачаре именно сила адхимукти, определяющая способность человека к восприятию, является основой субъективности индивидуального опыта.

Ключевые слова
сознание, медитация, субъективность, феноменология, абхидхарма, йогачара, адхимокша, адхимукти
Классификатор
Получено
17.08.2018
Дата публикации
24.09.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
1135
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S004287440000234-2-1 Дата внесения исправлений в статью - 31.07.2018
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. ТСД – Тайсё: синсю: дайдзокё: [Полное собрание буддийских текстов, заново составленное в годы Тайсё].

2. Shastri, Swami Dwarikadas (1998) Abhidharmakosa & Bhasya of Acharya Vasubandhu with Sphutartha Commentary of Acharya Yasomitra, Vol. II, critically edited, Bauddha Bharati, Varanasi.

3. Захави 2017 – Захави Д. Трансцендентальная феноменология, интенциональность и субъективность // Вопросы философии. 2017. № 10. С. 150–156.

4. Канаева 2011 – Канаева Н.А. Саутрантика // Буддийская философия. Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011. С. 623–625.

5. Лысенко 2011 – Лысенко В.Г. Абхидхарма. Йогачара. Пратьякша // Буддийская философия. Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011. С. 62–66, 334–342, 556–565.

6. Титлин 2018 – Титлин Л.И. Опровержение существования субъекта в полемике с вайшешиками в «Пудгалавинишчае» Васубандху // Вопросы философии. 2018. № 2. С. 206–211.

7. Шохин 2011 – Шохин В.К. Сарвастивада Трипитака. // Буддийская философия. Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011. С. 612–617, 680–686.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести