ОИФНРоссийская история Rossiiskaia istoriia

  • ISSN (Print) 0869-5687
  • ISSN (Online) 3034-5790

Адхимукти и субъективность в когнитивном опыте: позиции абхидхармы и ранней йогачары

Код статьи
S004287440000234-2-
DOI
10.31857/S004287440000234-2
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск №7
Страницы
131-139
Аннотация

Статья посвящена тем идеям абхидхармы и ранней йогачары о природе сознания и субъективности, которые, с точки зрения автора, могут служить примером близости некоторых фундаментальных установок буддизма и феноменологии. Первая часть прослеживает как основные параллели, так и расхождения между буддийскими учениями и феноменологией: в обеих традициях пристальное внимание уделяется проблеме субъективности в познавательном опыте и разработке методов изучения сознания; вместе с тем буддизм, в отличие от феноменологии, ориентирован на конкретную работу с сознанием и предлагает практику медитации, целью которой является трансформация сознания медитирующего. Во второй части рассматривается понятие адхимукти (адхимокша). В контексте медитации оно обозначает ментальную силу, которая обуславливает когнитивный опыт медитирующего и продолжает воздействовать на его сознание даже после выхода из медитации. По мнению автора, подобного рода медитативная практика существенно повлияла на формирование концепции сознания в различных буддийских школах. В абхидхарме и ранней йогачаре именно сила адхимукти, определяющая способность человека к восприятию, является основой субъективности индивидуального опыта.

Ключевые слова
сознание, медитация, субъективность, феноменология, абхидхарма, йогачара, адхимокша, адхимукти
Дата публикации
24.09.2018
Год выхода
2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
1181

Библиография

  1. 1. ТСД – Тайсё: синсю: дайдзокё: [Полное собрание буддийских текстов, заново составленное в годы Тайсё].
  2. 2. Shastri, Swami Dwarikadas (1998) Abhidharmakosa & Bhasya of Acharya Vasubandhu with Sphutartha Commentary of Acharya Yasomitra, Vol. II, critically edited, Bauddha Bharati, Varanasi.
  3. 3. Захави 2017 – Захави Д. Трансцендентальная феноменология, интенциональность и субъективность // Вопросы философии. 2017. № 10. С. 150–156.
  4. 4. Канаева 2011 – Канаева Н.А. Саутрантика // Буддийская философия. Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011. С. 623–625.
  5. 5. Лысенко 2011 – Лысенко В.Г. Абхидхарма. Йогачара. Пратьякша // Буддийская философия. Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011. С. 62–66, 334–342, 556–565.
  6. 6. Титлин 2018 – Титлин Л.И. Опровержение существования субъекта в полемике с вайшешиками в «Пудгалавинишчае» Васубандху // Вопросы философии. 2018. № 2. С. 206–211.
  7. 7. Шохин 2011 – Шохин В.К. Сарвастивада Трипитака. // Буддийская философия. Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011. С. 612–617, 680–686.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека