- Код статьи
- S004287440000218-4-
- DOI
- 10.31857/S004287440000218-4
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №7
- Страницы
- 5-17
- Аннотация
Авторы показывают, как в современных условиях определяются педагогические задачи философии и каково ее отношение к таким системам духовно-нравственного формирования личности, как религия, мораль и т.д. Философия должна быть избавлена от претензий на значение некоей ценностно-нормативной системы воспитания. Она должна не проповедовать добродетель, но указать человеку на такое начало в нем самом, которое позволит ему встать на путь духовно-нравственного преображения. При этом специфика духовной ситуации человека в современном мире состоит в том, что цивилизационно-исторические предпосылки онтологической, ценностно-смысловой, психологической естественности конфессионально-религиозного образа мысли необратимо утрачены. Современный человек поставлен перед необходимостью самостоятельно вырабатывать собственную индивидуализированную многомерность в условиях кризиса традиционного типа мировоззренческой идентичности. Принципиальная ограниченность религии состоит не в содержании провозглашаемых ценностей, а в том, что сама форма религиозной догмы снимает задачу самостоятельной выработки мировоззренческих ориентиров. Вера, в равной степени светская и религиозная, должна быть сугубо личным делом каждого. Ее содержание не может быть генерализовано в форме общеобязательного требования и институциализировано в виде общегосударственной идеологии. Именно правовая форма организации социально-гражданской жизни на основе дискурсивного консенсуса является практическим утверждением гуманизма.
- Ключевые слова
- духовно-нравственное воспитание, личность, педагогика, философия, вера, религия, сознание, этика, право
- Дата публикации
- 24.09.2018
- Год выхода
- 2018
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 3323
Библиография
- 1. Бахтин 2000 – Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Автор и герой: к философским основаниям гуманитарных наук / Сост. С.Г. Бочаров. СПб.: Азбука, 2000.
- 2. Вебер 1994 – Вебер М. Социология религии // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.
- 3. Гегель 1977 – Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии // Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В двух томах. М.: Мысль, 1977. Т. 2.
- 4. Зиммель 1996 – Зиммель Г. Религия. Социально-психологический этюд // Зиммель Г. Избранное. Том 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996.
- 5. Кант 1964 – Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Собр. соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1964. Т. 2.
- 6. Кант 1965 – Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч. 1. М.: Мысль, 1965.
- 7. Кьеркегор 1993а – Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. С. 287–404.
- 8. Кьеркегор 1993б – Кьеркегор С. Страх и трепет. // Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. С. 15–120.
- 9. Трубецкой 1994 – Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм // Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994.
- 10. Экхарт 1912 – Экхарт Мейстер. О нищете духом. // Экхарт Мейстер. Проповеди и рассуждения. М., 1912. С. 80-81.
- 11. Куртц 2000 – Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма М.: Российское гуманистическое общество, 2000.
- 12. Дробницкий 1977 – Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.
- 13. Шевченко 2000 – Шевченко М. Богословие вместо коммунизма? // Независимая газета. 2000.